Здоровье и врачебная халатность


Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В данной заметке речь пойдет о врачебной халатности. Материал статьи был взят из написанного мною реферата на тему «Последствия врачебной халатности и негативного психологического воздействия врача на пациента» по предмету «Клиническая психология».

Если статья окажется для Вас интересной или полезной, Вы можете помочь проекту, поделившись данной ссылкой, т.е. распространив ее через социальные сети или любые другие интернет-ресурсы.

В настоящее время больные, которым приходится обращаться за помощью к врачу, все чаще сталкиваются с грубостью, халатностью, невниманием, а иногда – просто хамским к себе отношением со стороны медицинского персонала. Безусловно, это никоим образом не способствует, а иногда даже вредит процессу выздоровления – приводит к ухудшению здоровья пациента (если не физического, то психологического) или осложнениям. И, если в отношении отсутствия тактичности и душевной чуткости еще как-то можно понять и оправдать хирургов или реаниматологов (им не до сантиментов), то для врачей других специальностей такое поведение, с моей точки зрения, недопустимо. Часто оно приводит к тому, что в их приемные кабинеты, амбулатории или стационары «вселяется» «феномен вращающихся дверей» – даже те пациенты, которых они вылечили (не говоря уже о не вылеченных), через некоторое время вновь приходят с теми же жалобами. Естественно, что неустраненная причина болезни в сочетании с вылеченными медикаментами (а не психотерапией) следствиями, неизбежно приводит к тому, что рано или поздно заболевание возникает вновь или обостряется, и пациент поступает повторно. Длиться это может годами. Безусловно, здесь я не говорю об этиологии и патогенезе тяжелых и/или неизлечимых психических, генетических и других заболеваний (шизофрения, сахарный диабет, болезнь Дауна, Паркинсона, Альцгеймера и т.д.). Речь идет о гораздо более легких (если можно так выразиться) заболеваниях, например, таких, как гипертония, остеохондроз или язва желудка.
Конечно, можно понять и врачей (особенно работающих в государственных медицинских учреждениях). Иногда у них просто не хватает времени на то, чтобы докопаться до истинной причины заболевания – взглянув на очереди у врачебных кабинетов, становится понятным, что на осмотр одного больного врачу отводится в среднем 5-10 минут. Тем более, что в ряде случаев установление истинной причины заболевания совершенно не требуется, например, если на рентгене пациента ЛОР обнаруживает искривление носовой перегородки, требующей операции, то не имеет смысла выяснять, при Каких обстоятельствах она была получена. Да и проведению психотерапевтических сеансов (в данном случае – краткосрочной психотерапии) обычных врачей (не психиатров и психотерапевтов) никто не обучал.
Но, с моей точки зрения, если врач уделит больному несколько больше времени, при этом, внимательно выслушав его, поймет истинную причину заболевания (которая у невротических личностей часто лежит на поверхности) то велика вероятность, что этот больной повторно к нем уже не поступит. А если будет иметь возможность, то щедро отблагодарит вылечившего его врача. Хотя, наверное, такой подход к пациенту – в большей степени работа психологов и психотерапевтов – проводить разъяснительную и/или рациональную психотерапию, когда надо – успокоить больного (например, тревожную личность перед операцией), а когда требуется – то и напугать (например, при алкогольной анозогнозии, когда алкоголик некритически относится к заболеванию, считая себя здоровым (подробнее об этом Вы можете прочесть в статье «Психотерапия алкоголизма»).

Рассуждать на эту тему можно еще долго, но, т.к. в реферате речь идет о случаях врачебной халатности и плохом отношении к больным, то приведу несколько примеров, в которых покажу, как психологически неграмотное отношение врача к пациенту привело к появлению негативных для больного последствий.

Пример 1. Девушка К., 23 лет, обратилась к хирургу с жалобами на боли в колене. Она рассказала врачу, что во время занятий фитнесом оступилась и вывихнула колено. По ее ощущениям, ничего серьезного там быть не могло. Данный врач, видимо, ставил диагноз исключительно со слов пациентки (а иногда и со слов третьих лиц, как будет видно из дальнейших примеров), бегло взглянул на сделанный ею снимок, сказал, что это обычное растяжение связок и ограничился повязкой, в которой К. проходила 2 недели. Однако никакого облегчения повязка не дала. Более того, состояние ноги К. все ухудшалось: при ходьбе нога болела так, что девушка вынуждена была все время хромать. Через 2 недели К. вновь пришла к хирургу и пожаловалась, что лучше ей не стало, а нога болит еще сильнее. Тогда врач, внимательно посмотрев на снимок, «совершенно неожиданно» обнаружил там ЗАКРЫТЫЙ ПЕРЕЛОМ! После этого он обвинил К. в том, что она сразу не сказала о серьезности растяжения и степени боли. Типичное проявление личностного бессилия – обвинение пациента в своей низкой квалификации, на лицо также неумение признавать собственные ошибки. Разумеется, если бы К. была докой в хирургии и различала степень травм, то сама бы во всем разобралась, без посторонней помощи. И уж конечно сразу бы заметила низкую квалификацию данного хирурга после 5 минут общения с ним. А заметив – никогда бы не обратилась к нему за помощью, найдя более квалифицированного специалиста. К счастью, в случае с К. все закончилось благополучно. Наложенный гипс помог кости срастись, боли полностью ушли. Ходит К. нормально, без хромоты.

Пример 2. Действующим лицом второго примера является все тот же хирург. Назову его И. Во время прохождения у него медицинского осмотра для получения справки, я наблюдал следующую сцену. К нему обратилась медсестра: «У моего зятя палец гноится и кровоточит. Что вы посоветуете?». И., вальяжно откинувшись на спинку стула, безапелляционным тоном метра хирургии заявил: «Это у него вросший ноготь. Ему надо делать повязки с мазью».
Но КАК можно БЕЗ осмотра пациента ставить диагноз ТОЛЬКО со слов медсестры? А тем более – давать совет, КАК ЛЕЧИТЬ (ведь мало того, что он не знает, ЧЕМ пациент болен, но абсолютно не владеет информацией о степени ее выраженности)?
Не берусь судить, каковы были последствия данного лечения, но отмечу, что по таким фразам легко установить некомпетентность врача. Его подход не только напрочь лишен здравого смысла, но и может быть опасен. Недаром говорят, что у каждого врача свое кладбище.

Пример 3. Больной М., 20 лет, обратился к врачу-терапевту (назову ее Г.) с жалобами на сильную слабость, вялость и упадок сил (больному было тяжело пройти 100 метров или подняться на 4 этаж). При этом он рассказал, что такому состоянию предшествовали сильные длительные боли в желудке, его расстройство и рвота. Терапевт, выслушав жалобы М., вначале долго слушала его сердце, заставляя М. глубоко дышать. А затем, ничего не обнаружив – измерила ему давление. И ужаснулась: «Да у тебя 160/100! Для 20 лет это много!». Увы, с логикой терапевт не дружила, а понятием детерминизма не владела: она не поняла, что давление у М. подскочило вследствие его нахождения в положении стоя и длительного глубокого дыхания, которые (в сочетании с сильной общей слабостью) и подняли давление.
Дальше – хуже. Г. заподозрила у М. заболевания почек (теперь, конечно, ее умозаключения были относительно логичны – поскольку сердечно-сосудистая система у М. была в полном порядке, то повышенное давление могло возникнуть вследствие нарушенной работы почек). После «прозрения» Г. с таким усердием «колотила» М. по почкам (ласково при этом спрашивая, не болят ли они у него), что больной сдался и сказал, что что-то все-таки чувствует. Хотя на его состояние скорее сказались общая усталость, удары Г. и некоторая внушаемость. Грамотная терапевт бы сразу поняла ошибочность своей гипотезы (била долго, а никакой резкой боли у больного не наблюдалось). Но только не Г.
Г. направила М. на сдачу общих анализов и УЗИ брюшной полости. Анализ крови выявил низкий гемоглобин – 95 единиц при минимальной норме у мужчин в 130. УЗИ никаких проблем с почками и другими внутренними органами не выявило.
Г. всерьез задумалась, какую же диагностику проводить дальше? В каком внутреннем органе искать причину анемии? И, почему-то напрочь забыв о рассказанных М. проблемах с ЖКТ, направила его… на флюорографию… Не буду описывать все муки М. Скажу лишь, что его самочувствие с каждым днем ухудшалось, а Г. нелепо продолжала посылать его на сдачу все новых и новых анализов и обследований. За время обследований (примерно 3 недели) гемоглобин у М. упал до 89 единиц.
Наконец, когда творческий потенциал Г. был окончательно исчерпан (все органы и системы были в порядке и дать такую потерю гемоглобина никак не могли), она вспомнила (и слава Богу!), что М. жаловался на проблемы с ЖКТ.
Гастроэнтеролог, ощупав живот больного, предположила гастрит, что и подтвердила гастроскопия. После 1.5 месячного лечения гастрит был вылечен, гемоглобин пришел в норму, а самочувствие М. стало хорошим.
В данном случае для больного все закончилось благополучно. Но так бывает далеко не всегда. Иногда последствия длительного установления диагноза бывают трагическими. Особенно это характерно в ситуациях, когда врач не слышит жалоб больного и не обращает никакого внимания на информацию и симптомы, предшествовавшие заболеванию. Так, например, мужчина Н., 50 лет, обратился к врачу-пульмонологу с жалобами на сильные непрекращающиеся боли в области легких. Врач, не разобравшись в чем дело, направил его на кучу бесполезных (как потом выяснилось) анализов, связав проблему боли в легких с другими органами дыхания и направив больного к отоларингологу. В итоге через месяц у Н. обнаружили рак легких и хотели делать ему операцию. Но… необходимость в операции отпала автоматически – за время болезни раковая клетка успела пустить метастазы в мозг. Больной скончался через 2 месяца. Трагические последствия врачебной халатности.

Пример 4. Больной Ф., 25 лет, обратился к гастроэнтерологу Б. в связи с подозрением на гастрит, который подтвердили анализы. Б. назначил Ф. лечение, которое сразу дало положительный результат. Но причин гастрита Б. выяснять не стал. Когда же Ф., всерьез обеспокоенный своим здоровьем, и не желающий становиться жертвой нового приступа воспаления желудка, спросил у Б., в чем может быть Причина Заболевания? Б. грубо ответил: «Вы молодой и уже здоровый. Интернет есть? Вот и почитаете. А мне с вами возиться некогда – у меня больных – десять человек под дверью сидят, помощи ждут. Всё, идите».
Слова гастроэнтеролога Ф. задели. На несколько дней его самочувствие ухудшилось. К счастью с помощью логического анализа и интернета ему удалось разобраться в причине своего недуга, виной которого было переедание и ряд психологических причин. Благодаря соблюдению диеты и успешному решению личностных проблем, больше гастритом он не болел.
Но правильно ли повел себя врач Б., не объяснив Ф. возможных причин его заболевания? С моей точки зрения, нет. Ведь он видел, что перед ним – не ипохондрик, а молодой человек, которому еще жить и жить и который реально хочет найти корень своей проблемы, чтобы в дальнейшем заниматься не лечением подорванного здоровья, а его профилактикой. Если бы врач помогал таким, как Ф., разобраться в их ситуации, то, с моей точки зрения, в будущем сэкономил бы немало личного времени.

Пример 5. Последний. Связан с хирургией. Говорят, кто юмор хирургов понимает, тот в цирке не смеется.
Больной Р. обратился к врачу хирургу-стоматологу О. по поводу удаления нижнего зуба мудрости, лежащего полностью поперек – в челюстной кости. О. сказал, что такая операция в среднем длится 30-40 минут, делается под местной анестезией и для пациента абсолютно безболезненна.
За несколько минут до операции (сразу после укола анестезии) О. рассказал парочку «смешных» (с точки зрения Р.), историй из своей хирургической практики, которые Р. взволновали и обеспокоили. У него поднялось давление. Последнее привело к тому, что во время операции у Р. началось повышенное кровотечение. Хирургу приходилось все время промакивать тампонами выступающую и мешающую оперированию, кровь. Эти действия он сопровождал новыми «шутками» и историями о том, как во время операции больные теряли сознание и как их потом приходилось откачивать, а также злился на Р. и обвинял его в плохой сворачиваемости крови.
В итоге операция, к счастью закончившаяся благополучно, вместо 30 минут, длилась целых полтора часа. Р. потерял много крови и был близок к потере сознания.
Однако уже во время следующих операций по удалению зубов мудрости, Р. был подготовлен к «врачебному юмору» хирурга О., и оставался спокойным. В итоге последующие операции прошли значительно быстрее, легче и спокойнее как для врача, так и для самого пациента.

Подобных примеров о врачебной халатности я мог бы привести еще много, но делать этого не буду, чтобы не утомлять Вас, Уважаемые Читатели, большим объемом однотипной информации.

Если информация оказалась для Вас интересной или полезной, Вы можете поддержать мой научно-образовательный проект, развитием которого я занимаюсь с июня 2011 года, щелкнув 1-2 раза по рекламе от гугла (которая идет вверху справа, по середине или в конце статьи; кликать желательно 1 раз в 5-7 дней) или же перечислив любую сумму денег на любой из указанных реквизитов:

Номер Яндекс-кошелька 410011188544707

Номера кошельков системы WebMoney
R205274311238 (для перевода Рублей)
Z302112294428 (для перевода Долларов)
E186152531138 (для перевода Евро)
U394282857424 (для перевода Гривен)
B294345348664 (для перевода Белорусских рублей)

Денежные переводы от системы Western Union. Для оформления перевода необходимо предварительно связаться со мной по емейлу y.lemekhov@gmail.com, скайпу y.lemekhov или через социальные сети ВКонтакте или Фейсбук для получения всех необходимых данных.

ТОЛЬКО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ УКРАИНЫ. Карта Приват-Банка Гривневая
Банк ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК»
Получатель ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК»
Расчетный счёт 29244825509100
МФО 305299
Код получателя (ОКПО, ЕГРПОУ): 14360570
Номер карты 5168757282814500 Лемехов Юрий Александрович (Лємєхов Юрій Олександрович).

3 комментария: Здоровье и врачебная халатность

  1. Аноним говорит:

    Сразу видно, что в медицине вы не разбираетесь, а пытаетесь критиковать.

    • Юрий Лемехов говорит:

      На чем Вы основываете свою точку зрения? Кстати, представьтесь, пожалуйста — кто Вы по профессии и специальности?

  2. tffgyghguih говорит:

    ehjls

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.