Творчество В.С. Высоцкого. Часть 1

vysocky2
Высоцкий психология творчества.
Добрый день, Уважаемые Читатели. Два дня назад Владимиру Семеновичу Высоцкому исполнилось 74 года. В связи с этим несколько слов хочу написать о его творческой деятельности, а также провести психологический анализ некоторых его песен.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Такие песни, как «Власть исходит от народа», «А люди все роптали и роптали», «Охота на Волков», «Потеряю истинную веру» я детально проанализировал в статьях «СССР. Тем, кто еще живет утопией» и «Как оценить вещь… и Человека».

А теперь я приступаю к анализу и разбору песен Высоцкого. Вначале я буду приведу полный текст песни, а ниже – буду комментировать отдельные строки или давать содержанию песни общий анализ.

Песня Про любовь в Средние Века. «Сто сарацинов я убил…».

Сто сарацинов я убил во славу ей,
Прекрасной даме посвятил я сто смертей.
Но наш король, лукавый сир, Затеял рыцарский турнир.
Я ненавижу всех известных королей!

Вот мой соперник, рыцарь Круглого стола.
Чужую грудь мне под копье король послал,
Но в сердце нежное ее мое направлено копье.
Мне наплевать на королевские дела!

Герб на груди его — там плаха и петля,
Но будет дырка там, как в днище корабля.
Он самый первый фаворит, к нему король благоволит.
Но мне сегодня наплевать на короля!

Король сказал: — Он с вами справится шаля.-
И пошутил: — Пусть будет пухом вам земля.-
Я буду пищей для червей, тогда он женится на ней.
Простит мне бог, я презираю короля!

Вот подан знак. Друг друга взглядом пепеля,
Коней мы гоним, задыхаясь и пыля.
Забрало поднято — изволь. Ах, как волнуется король!
Но мне, ей-богу, наплевать на короля!

Итак, все кончено. Пусть отдохнут поля.
Вот льется кровь его на стебли ковыля.
Король от бешенства дрожит, но мне она принадлежит.
Мне так сегодня наплевать на короля!

Но в замке счастливо мы не пожили с ней:
Король в поход послал на сотни долгих дней.
Не ждет меня мой идеал. Ведь он — король, а я — вассал,
И рано, видимо, плевать на королей.

Высоцкий умело показывает, как родители могут на корню испортить отношения влюбленных. К сожалению, и в наше время – это не редкость. Так, если раньше короли отправляли неугодных рыцарей в походы, то теперь заботливые мамы, папы, бабушки, дедушки, братья и сестры умело влезают в личную жизнь близкого человека, портя ее своей критикой и советами и, таким образом, сознательно или неосознанно способствуя либо полному разрыву отношений, либо разладу и ссорам в семье. Не должен никто ни от кого зависеть: ни муж от жены, ни жена от мужа. Тем более, никто из них не должен завесить (материально или психологически) от чьих-либо родителей.
Этой песней Высоцкий как бы задает вопрос слушателю: «А требует ли любовь риска для собственной жизни, а, тем более – человеческих жертв?». Английский поэт и писатель XIX века, Оскар Уайльд в коротком рассказе «Соловей и Роза» великолепно описывает ненужные жертвы ради любви: молодой студент влюбился в девушку. Но та сказала, что будет танцевать с ним только если он подарит ей красную розу. Дело происходило зимой, и в садах росли исключительно белые розы. Юноша сильно опечалился и долго плакал. Его плач и причитания услышал Соловей и решил помочь студенту. Он долго искал для юноши красную розу, но единственный куст, который мог ее дать, сказал Соловью, что ему придется принести себя или кого-то другого в жертву, чтобы ее получить, что цена слишком высока и вряд ли кто-то отважится на подобный поступок: «Если ты хочешь получить красную розу, — молвил Розовый Куст, – ты должен сам создать ее из звуков песни при лунном сиянии, и ты должен обагрить ее кровью сердца. Ты должен петь мне, прижавшись грудью к моему шипу. Всю ночь ты должен мне петь, и мой шип пронзит твое сердце, и твоя живая кровь перельется в мои жилы и станет моею кровью». Соловей согласился. Уайльд трогательно описывает все муки Соловья: «Розовый Куст крикнул Соловью, чтобы тот крепче прижался к шипу. — Крепче прижмись ко мне, милый Соловушка, не то день придет раньше, чем заалеет роза! Соловей еще сильнее прижался к шипу, и острие коснулось наконец его сердца, и все тело его вдруг пронзила жестокая боль. Все мучительнее и мучительнее становилась боль, все громче и громче раздавалось пенье Соловья, ибо он пел о Любви, которая обретает совершенство в Смерти, о той Любви, которая не умирает в могиле». И «- Смотри! — воскликнул Куст. — Роза стала красной! Но Соловей ничего не ответил. Он лежал мертвый в высокой траве, и в сердце у него был острый шип. В полдень Студент распахнул окно и выглянул в сад». Студент был вне себя от счастья. Он сорвал розу и подарил ее любимой девушке, но та сказала, что все равно с ним танцевать не будет: «Девушка нахмурилась. — Боюсь, что эта роза не подойдет к моему туалету, — ответила она. — К тому же племянник камергера прислал мне настоящие каменья, а всякому известно, что каменья куда дороже цветов». И «Какой вы грубиян! Да и кто вы такой, в конце концов? Всего-навсего студент. Не думаю, чтоб у вас были такие серебряные пряжки к туфлям, как у камергерова племянника». Рассказ заканчивается тем, что студент выбросил розу на дорогу, и по ней проехалась телега, а сам он отправился домой дальше изучать философию. Вот и думайте после этого, требует ли Настоящая Взаимная Любовь жертв? На мой взгляд – нет. Подарками не приобретаешь прав!
Высоцкий психология творчества.

Песня о Сумасшедшем доме. «Сказал себе: Брось писать…».

Сказал себе я: брось писать, —
но руки сами просятся.
Ох, мама моя родная, друзья любимые!
Лежу в палате — косятся,
не сплю: боюсь — набросятся, —
Ведь рядом — психи тихие, неизлечимые.

Бывают психи разные —
не буйные, но грязные, —
Их лечат, морят голодом, их санитары бьют.
И вот что удивительно:
все ходят без смирительных
И то, что мне приносится, все психи эти жрут.

Куда там Достоевскому
с «Записками» известными, —
Увидел бы, покойничек, как бьют об двери лбы!
И рассказать бы Гоголю
про нашу жизнь убогую, —
Ей-богу, этот Гоголь бы нам не поверил бы.

Вот это мука, — плюй на них! —
они же ведь, суки, буйные:
Все норовят меня лизнуть, — ей-богу, нету сил!
Вчера в палате номер семь
один свихнулся насовсем —
Кричал: «Даешь Америку!» — и санитаров бил.

Я не желаю славы, и
пока я в полном здравии —
Рассудок не померк еще, но это впереди, —
Вот главврачиха — женщина —
пусть тихо, но помешана, —
Я говорю: «Сойду с ума!» — она мне: «Подожди!»

Я жду, но чувствую — уже
хожу по лезвию ноже:
Забыл алфавит, падежей припомнил только два…
И я прошу моих друзья,
чтоб кто бы их бы ни был я,
Забрать его, ему, меня отсюдова!

Песня больного шизофренией, принудительно помещенного в психиатрическую больницу для оказания ему необходимой помощи. Уважаемые Читатели, пусть Вас не смущает фраза: «Я говорю: «Сойду с ума!»», якобы свидетельствующая о наличии критичности мышления (как правило, именно невротические личности боятся сойти с ума, и понимают всю чуждость и нелепость таких мыслей). – У больных шизофренией такие мысли тоже могут иметься, однако носят они совершенно другой характер – расстройства мышления в форме бреда – невротик Борется с навязчивостями, считая данные мысли ненормальными, а больной шизофренией борется со всеми вокруг, кто, как он полагает, воздействует на него и намеревается свести его с ума. А навязчивости свои считает чем-то нормальным – во всяком случае, Не ведет с ними борьбу и, если можно так выразиться, смиряется с ними.
«Забыл алфавит, падежей припомнил только два» – показан итог шизофрении, практически всегда ведущий к дефекту личности, выражающемуся в разорванности мышления (и речи – шизофазии), его соскальзывании, аутизме, а также апатико-абулическом синдроме.
Впрочем, хватит психиатрии (более подробнее о ней я написал в статье «Психиатрические болезни»).
Фразу «Даешь Америку!» можно понимать двояко: с одной стороны, это фраза психически больного, но с стороны – что тех, кто активно выступал против советского режима, нередко помещали в психиатрическую лечебницу на принудительное лечение, которое иногда тянулось годами – и, таким образом, с помощью медикаментов калечили психику вполне здоровых людей, тем самым превращая их в овощей –при советском режиме так называемая «Карательная психиатрия» отнюдь не была редкостью.

Песня о друге. «Если друг оказался вдруг…»

Если друг оказался вдруг и не друг и не враг а так
Если сразу не разберешь плох он или хорош
Парня в горы тяни рискни не бросай одного его
Пусть он в связке одной с тобой
Там поймешь кто такой
Если парень в горах не ах если сразу раскис и вниз
Шаг ступил на ледник и сник
Оступился и в крик
Значит рядом с тобой чужой
Ты его не брани гони
Вверх таких не берут и тут про таких не поют
Если ж он не скулил не ныл
Пусть он хмур был и зол но шел
А когда ты упал со скал он стонал но держал
Если шел за тобой как в бой
На вершине стоял хмельной
Значит как на себя самого
Положись на него
Значит как на себя самого
Положись на него

В песне Высоцкий зовет друга Покорять Вершины, идти по жизни вместе, плечом к плечу, расти и развиваться (подробнее о друзьях я написал в статье «Психология дружбы»). Вести общие дела, которые сближают. Если человек ненадежный, то критикует личность, не умеет радоваться успехам, ноет, обвиняет – поэт справедливо полагает, что не следует его оскорблять в ответ – надо всего лишь с ним проститься, простить его и забыть.
Если человек надежный – он не будет «скулить и ныть», что бы ни случилось – будет идти с тобой до конца, сумеет порадоваться твоим успехам, даст конструктивную критику твоим поступкам, протянет руку помощи в беде. После успешной корректировки своей личности, когда невротическая пелена тумана спала с моих глаз, я увидел, кто есть кто: кто настоящий друг-единомышленник, а кто – лишь прикрывается благими намерениями; с кем можно делать дело, а кто напрасно отнимает душевные силы и время.

Баллада о брошенном корабле. «Капитана в тот день называли на ты…».

Капитана в тот день называли на ты,
Шкипер с юнгой сравнялись в талантах;
Распрямляя хребты и срывая бинты,
Бесновались матросы на вантах.

Двери наших мозгов
Посрывало с петель
В миражи берегов,
В покрывала земель,
Этих обетованных, желанных —
И колумбовых, и магелланных.

Только мне берегов
Не видать и земель —
С хода в девять узлов
Сел по горло на мель!
А у всех молодцов —
Благородная цель…
И в конце-то концов —
Я ведь сам сел на мель.

И ушли корабли — мои братья, мой флот,-
Кто чувствительней — брызги сглотнули.
Без меня продолжался великий поход,
На меня ж парусами махнули.

И погоду и случай
Безбожно кляня,
Мои пасынки кучей
Бросали меня.
Вот со шлюпок два залпа — и ладно!-
От Колумба и от Магеллана.

Я пью пену — волна
Не доходит до рта,
И от палуб до дна
Обнажились борта,
А бока мои грязны —
Таи не таи,-
Так любуйтесь на язвы
И раны мои!

Вот дыра у ребра — это след от ядра,
Вот рубцы от тарана, и даже
Видны шрамы от крючьев — какой-то пират
Мне хребет перебил в абордаже.

Киль — как старый неровный
Гитаровый гриф:
Это брюхо вспорол мне
Коралловый риф.
Задыхаюсь, гнию — так бывает:
И просоленное загнивает.

Ветры кровь мою пьют
И сквозь щели снуют
Прямо с бака на ют,-
Меня ветры добьют:
Я под ними стою
От утра до утра,-
Гвозди в душу мою
Забивают ветра.

И гулякой шальным все швыряют вверх дном
Эти ветры — незваные гости,-
Захлебнуться бы им в моих трюмах вином
Или — с мели сорвать меня в злости!

Я уверовал в это,
Как загнанный зверь,
Но не злобные ветры
Нужны мне теперь.
Мои мачты — как дряблые руки,
Паруса — словно груди старухи.

Будет чудо восьмое —
И добрый прибой
Мое тело омоет
Живою водой,
Моря божья роса
С меня снимет табу —
Вздует мне паруса,
Словно жилы на лбу.

Догоню я своих, догоню и прощу
Позабывшую помнить армаду.
И команду свою я обратно пущу:
Я ведь зла не держу на команду.

Только, кажется, нет
Больше места в строю.
Плохо шутишь, корвет,
Потеснись — раскрою!

Как же так — я ваш брат,
Я ушел от беды…
Полевее, фрегат,-
Всем нам хватит воды!

До чего ж вы дошли:
Значит, что — мне уйти?!
Если был на мели —
Дальше нету пути?!
Разомкните ряды,
Все же мы — корабли,-
Всем нам хватит воды,
Всем нам хватит земли,
Этой обетованной, желанной —
И колумбовой, и магелланной!

Речь, разумеется, идет не о корабле. Он выступает здесь в качестве метафоры. Высоцкий кричит: «Люди, дайте шанс тем, кто оступился, не будьте такими жестокими. Ведь те, кто оступились, имеют право жить дальше как полноценные члены общества!». Но нет, увы, в нашем мире все не так. Морально мы уничтожаем тех людей, которые хотя бы раз допустили ошибку. Мы не умеем прощать. Наверное, именно поэтому бывшие заключенные, вернувшись на свободу, снова совершают преступления и опять попадают в тюрьму на еще более долгий срок. Они уже отбыли свое наказание, а к ним все равно продолжают относиться как к преступникам, не считают их за людей. Высоцкий справедливо полагает, что благ в мире хватит на всех, что Жить достоин каждый человек: «Всем нам хватит воды…». Далее он обращается к народу и властям: «Если был на мели — Дальше нету пути?!». Увы, социум жесток. Его ответ: «Нет». Мы отворачиваемся от оступившихся в жизни людей: «Мои пасынки кучей Бросали меня». Но каждый из нас делает этот самый социум: ведь последний состоит из суммы Отдельно взятых людей! Улучшай себя – улучшишь и социум, в котором живешь.
Однако не следует сидеть сложа руки и рассчитывать на чудо. Это только в песне: «Будет чудо восьмое». И еще: надо верить! Без веры наша жизнь бессмысленна: «Я уверовал в это». Неважно, во что Вы верите, в Законы Жизни, Природы, Божьи Законы, ни во что не верите, в черта, в Бога. Потеряв веру, человек становится одиноким и теряет смысл жизни.

Песня о переселении душ. «Кто верит в Магомета, кто в Аллаха…».

Кто верит в Магомета, кто — в Аллаха, кто — в Иисуса,
Кто ни во что не верит — даже в черта, назло всем,-
Хорошую религию придумали индусы:
Что мы, отдав концы, не умираем насовсем.

Стремилась ввысь душа твоя —
Родишься вновь с мечтою,
Но если жил ты как свинья —
Останешься свиньею.

Пусть косо смотрят на тебя — привыкни к укоризне,-
Досадно — что ж, родишься вновь на колкости горазд.
И если видел смерть врага еще при этой жизни,
В другой тебе дарован будет верный зоркий глаз.

Живи себе нормальненько —
Есть повод веселиться:
Ведь, может быть, в начальника
Душа твоя вселится.

Пускай живешь ты дворником — родишься вновь прорабом,
А после из прораба до министра дорастешь,-
Но, если туп, как дерево — родишься баобабом
И будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь.

Досадно попугаем жить,
Гадюкой с длинным веком,-
Не лучше ли при жизни быть
Приличным человеком?

Так кто есть кто, так кто был кем?- мы никогда не знаем.
С ума сошли генетики от ген и хромосом.
Быть может, тот облезлый кот — был раньше негодяем,
А этот милый человек — был раньше добрым псом.

Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы,-
Удобную религию
Придумали индусы!

Действительно, индусы придумали удобную религию. Если прожить правильно, в соответствии с Законами Жизни, то в следующей жизни займешь еще более значительную и высокую должность. Ну, а если жить как свинья, гадюка или облезлый кот, то и в следующей жизни ничего хорошего тебя не ждет. А вообще, конечно, в сто раз правильнее хорошо и достойно жить в этом мире, не думая о благах загробного. Да и не будет их там, этих благ на небесах, если здесь, на земле, живешь, как попало. Верно писал Ницше «Я заклинаю вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надеждах! Они отравители, все равно, знают ли они это или нет» и «Больными и умирающими были те, кто презирали тело и землю и изобрели небо (религию и Бога; Ю.Л.) и искупительные капли крови (по их мнению, здесь, на Земле, необходимо жить в страдании, чтобы там, на небе, жить в раю; живя плохо на земле, мы, с их точки зрения, искупаем свою вину перед Богом, поэтому должны попасть в небесный рай; Ю.Л.); но даже и эти сладкие и мрачные яды брали они у тела и земли! (верно; от неправильной, страдальческой жизни страдает в первую очередь, наше тело!; Ю.Л.) Своей нищеты хотели они избежать, а звезды были для них слишком далеки. Тогда вздыхали они: «О, если б существовали небесные пути, чтобы прокрасться в другое бытие и счастье!» — тогда изобрели они свою выдумку (религию; Ю.Л.) и кровавое пойло! (душевные страдания; или стремление на земле жить в невротизме, чтобы счастье посетило их в небесном раю; Ю.Л.). Эти неблагодарные — они грезили, что отреклись от своего тела и от этой земли. Но кому же обязаны они судорогами и блаженством своего отречения? Своему телу и этой земле» и «Лучше слушайтесь, братья мои, голоса здорового тела: это — более правдивый и чистый голос (удивительно точно! Наш организм сразу сигналит нам болью, слабостью, болезнью, если мы что-либо делаем неправильно; Ю.Л.). Более правдиво и чище говорит здоровое тело, совершенное и прямоугольное (труд Аристотеля «Риторика», в нем древнегреческий мыслитель пишет, что «нравственно хороший человек четырехуголен»; греки считали четырехугольник совершенной фигурой; здесь он выступает в роли метафоры; Ю.Л.); и оно говорит о смысле земли». Более того, скажу несколько перефразированными словами Михаила Литвака: «Если мы не живем по Законам Божьим, то есть живем, страдая, мы предаем самого Бога!». Этой фразой я хочу обратиться к тем, кто, живя в страдании, полагает, что живет праведно и правильно. Уважаемые Читатели, я не против религии, но я против страданий!

Баллада о Кокильоне «Жил был учитель скромный Кокильон…».

Жил-был
учитель скромный Кокильон.
Любил
наукой баловаться он.

Земной поклон за то, что он был в химию влюблен,
И по ночам над чем-то там химичил Кокильон.

Но, мученик науки гоним и обездолен,
Всегда в глазах толпы он — алхимик-шарлатан.
И из любимой школы в два счета был уволен,
Верней, в три шеи выгнан непонятый титан…

Титан
лабораторию держал
И там
он в муках истину рожал.

За просто так, не за мильон, в трехсуточный бульон
Швырнуть сумел все, что имел, великий Кокильон.

Как яблоко, упавши на голову Ньютона,
Толкнуло Исаака к закону о Земле,
Так случай не замедлил ославить Кокильона, —
Однажды в адском супе заквасилось желе.

Бульон
изобретателя потряс.
Был он —
ничто: не жидкость и не газ.

Минуту гений был смущен, но — чудом окрылен,
На всякий случай «Эврика!» воскликнул Кокильон.

Три дня он отвлекался этюдами Шопена,
Охотился, пил кофе и смысл постигал,
Ему шептали в ухо, что истина в вине, — но
Он твердою походкой к бессмертью зашагал.

Он днем
был склонен к мыслям и мечтам,
Но в нем
кипели страсти по ночам.

И вот, огнем испепелен и в поиск устремлен,
В один момент в эксперимент включился Кокильон.

Душа его просила, и плоть его хотела
До истины добраться, до цели и до дна, —
Проверить состоянье таинственного тела,
Узнать, что он такое: оно или она?

Но был
в великом опыте изъян —
Забыл
фанатик начисто про кран.

В погоне за открытьем он был слишком воспален,
И миг настал, когда нажал на краник Кокильон.

И закричал безумный: «Да это же коллоид!
Не жидкость это, братцы, — коллоидальный газ!»
Вот так, блеснув в науке, — как в небе астероид —
Простой безвестный гений безвременно угас.

И вот —
в нирване газовой лежит,
Народ
его открытьем дорожит.

Но он не мертв, он усыплен, разбужен будет он
Через века. Дремли пока, Жак-Поль де Кокильон!

А мы, склонив колени, глядим благоговейно.
Таких, как он, — немного четыре на мильон!
Возьмем, к примеру, Бора и старика Эйнштейна,
Раз-два, да и обчелся — четвертый Кокильон.

Анализом этой песни я завершаю сегодняшнюю статью. В последующем я планирую анализировать до 10 песен в статье, чтобы не сильно утомлять Вас, Мои Дорогие Читатели. Эта заметка итак получилась слишком длинной!
В шуточной песне образом Кокильона Высоцкий умело высмеивает псевдо-ученых и любителей изобретать велосипед. Показывает он также и то, что фанатизм в любой сфере деятельности ни к чему хорошему не ведет. Естественно, Кокильона быстренько убрали из школы, подальше от детей — для их же блага. «Так случай не замедлил ославить Кокильона» заметьте, Ославить, а не ПРОславить. Настоящие ученые прославляются, изобретатели велосипедов (коллоидов) – ославляются. Михаил Литвак рекомендует: «Перед тем, как что-то изобрести – сходите в библиотеку и проанализируйте, что и кем уже было сделано в данной области. Иначе Вы рискуете изобрести велосипед или открыть Америку». Коллоид – это не кристаллизующееся вещество, которое, в сочетании с водой, дает клейкие густые растворы
Со второй частью анализа песен можно ознакомиться в статье «Анализ стихов Высоцкого».
Высоцкий психология творчества.

В заключение – немного материала о Владимире Семеновиче, который я взял из Википедии.

За все время Владимиром Семеновичем было написано свыше 100 стихотворений, более 600 песен и одна поэма для детей в двух частях. В общей сложности его перу принадлежит около 700 поэтических произведений.
Много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще — вследствие бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и другие).

Стиль и тематика песен
Владимир Высоцкий: «Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом — на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы». — «Пишу я очень давно…».
Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни) и «бардовскому» движению вообще:
«Значит, „Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, — бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу — слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь».
Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и, уже по этой причине, не мог быть отнесён к самодеятельности.
Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог в цирке»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».
Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность исполнения создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей.
Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме (с противопоставлением себя эстраде и с критикой (возможно, самой первой) попсы, хотя и без использования термина).
Высоцкий сознательно играл на расстроенной гитаре. Познакомившийся с ним незадолго до его смерти профессиональный музыкант Зиновий Шершер (Туманов) вспоминал:
Я настраивал ему гитару. Очень старался, а он взял инструмент в руки и все струны немножко приспустил. «Я люблю, чтобы она гудела…».

Персональные диски
При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов:
1968 г. «Песни из кинофильма Вертикаль». (Гибкая пластинка. Код ЗЗГД-000867, ЗЗГД-000868). Вошли песни: Прощание с горами, Песня о друге, Вершина, Военная песня.
1972 г. «Песни Владимира Высоцкого» (Код ЗЗД-00032907, ЗЗД-00032908). Вошли песни: Он не вернулся из боя, Песня о новом времени, Братские могилы, Песня о земле.
1972 г. «Песни Владимира Высоцкого». (Код ЗЗД-00035249, ЗЗД-00035250). Вошли песни: Мы вращаем Землю, Сыновья уходят в бой, Аисты, В темноте.
1974 г. «Песни Владимира Высоцкого» (Код ЗЗС-0004607, ЗЗС-0004608) Вошли песни: Корабли, Чёрное золото, Утренняя гимнастика, Холода.
1974 г. «Владимир Высоцкий. Песни» (Гибкая пластинка. Код Г62-08447-8). Вошли песни: Песня о переселении душ, Жираф, Лирическая, Ноль семь.
1975 г. «В.Высоцкий. Песни» (Гибкая пластинка. Код Г62-04737, Г62-04738). Вошли песни: Кони привередливые, Скалолазка, Москва-Одесса.
1975 г. «Песни Владимира Высоцкого» (Код М62-37515, М62-37516) Вошли песни: Она была в Париже, Кони привередливые, Скалолазка, Москва-Одесса.
Кроме них в 1978 г. (1979 г.) вышел экспортный диск-гигант «Баллады и песни» (Код С90-10769, С90-10770), в который вошли песни, записанные в разные годы на «Мелодии».

Дискоспектакли
Высоцкий принимал участие в создании 11 радиоспектаклей, часть из них вышла на дисках ещё при его жизни (подробнее см. Радиоспектакли с участием В.С.Высоцкого):
1965 г. отрывки из спектакля Театра на Таганке «10 дней, которые потрясли мир» (журнал «Кругозор» № 6)
1974 г. «Зелёный фургон» (М50-36677, М50-36678)
1976 г. «Алиса в стране чудес» (Код С50-07159, С50-07160, С50-07161, С50-07162) 2 пластинки
1979 г. «Незнакомка» (Код М40-42071, М40-42072, М40-42073, М40-42074)
1980 г. «Мартин Иден» (М40-42753, М40-42754, М40-42755, М40-42756)

Сборники песен
1975 г. «Славься, шахтерский труд!».(Код М60-37697, М60-37698). Вошла песня: Чёрное золото.
1976 г. «Музыка из кинофильма „Бегство мистера Мак-Кинли“». (Гибкая пластинка. Код Г62-05261, Г62-05262). Вошли песни: Улица (сл. М.Швейцера); Баллада об уходе в рай (Высоцкий).
1976 г. «Песни советского кино».(Код С90-07295, С90-07296). Вошла песня: Баллада об уходе в рай.
1976 (1977) г. «Алиса в стране чудес: Песни из музыкальной сказки». (Код МС52-08053, С52-08054).
1979 г. «Друзьям-однополчанам».(Код М60-41451, М60-41452). Вошли песни: Он не вернулся из боя; Братские могилы .
1979 г. «День Победы».(Код С60-11683, С60-11742). Вошла песня: Мы вращаем Землю.
1980 г. «Ты припомни, Россия, как всё это было». (Код М60-42323, М60-42324, М60-42325, М60-42326). Вошли песни: Аисты; Песня о земле; Песня о новом времени.

Диски, изданные в СССР и РФ после смерти
Персональные издания
XX век
Издано большое количество грампластинок. Наиболее крупным изданием является выпущенная фирмой «Мелодия» серия пластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске (Слова и музыка всех песен В. Высоцкого, если не указано иначе):
1987 — «Сентиментальный боксёр» (Код М60 48023 007, М60 48024)
1987 — «Спасите наши души» (Код М60 48025 001, М60 48026)
1988 — «Москва — Одесса» (Код М60 48257 006, М60 48258)
1988 — «Песня о друге» (Код М60 48259 000, М60 48260)
1988 — «Мир вашему дому» (Код М60 48501 007, М60 48502)
1988 — «Чужая колея» (Код М60 48503 001, М60 48504)
1989 — «Большой Каретный» (Код М60 48703 002, М60 48704)
1989 — «На нейтральной полосе» (Код М60 48759 008, М60 48760)
1989 — «Бег иноходца» (Код М60 48943 009, М60 48944)
1989 — «Кони привередливые» (Код М60 48979 001, М60 48980)
1990 — «В поисках жанра» (Код М60 49319 005, М60 49320)
1990 — «Затяжной прыжок» (Код М60 49341 006, М60 49342)
1990 — «Лекция» (Код М60 49395 007, М60 49396)
1990 — «Баллада о детстве» (Код М60 49415 001, М60 49416)
1990 — «Маскарад» (Код М60 49469 002, М60 49470)
1990 — «Интервью» (Код М60 49471 000, М60 49472)
1991 — «Райские яблоки» (Код М60 49621 000, М60 49622)
1991 — «Побег на рывок» (Код М60 49663 001, М60 49664)
1991 — «Купола российские» (Код С60 32549 002, С60 32550)
1991 — «Мой Гамлет» (Код R60 00995, R60 00996)
1992 — «Грустный романс» (Код R60 00997, R60 00998)

Также в 1981 г. вышло ещё 4 миньона, содержащих по 4 песни, и в период с 1980 г. по 1987 г. — 7 дисков-гигантов, среди которых:
1980 Песни (Код С60-14761, С60-14762).
1987 Сыновья уходят в бой (2 пластинки. Коды: 1 пластинка М60-47429 008, М60-47430; 2 пластинка М60-47431 006, М60-47432).
1987 Песни, совместно с М.Влади (Код С60-25959 008, С60-25960).
Кроме этого фирмой «Апрелевка Саунд Инк» были выпущены 4 диска с редкими и ранее не издававшимися песнями:
1993 Татуировка (Код М-0004).
1993 Формулировка (Код М-0011).
1994 Но я не жалею (Код М-0092).
1994 Поговори, хоть ты со мной (Код М-0093).
Фабрикой ВТО были выпущены 3 диска-«малютки» (диаметром 10 см). На каждом из них содержится по одной песне Высоцкого: «Песня о переселении душ», «Жираф», «Ноль семь». (Дата выхода не известна)

XXI век
В 2000-е годы было выпущено 22 компакт-диска (альбома) с ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки.
Master Sound Records:
2001 — Уголовный кодекс.
2002 — Рецидивист.
2004 — Поездка в город.
Пролог-Мьюзик (серия «New Sound — Новое звучание»):
2002 — Лукоморье.
2003 — Милицейский протокол.
2004 — История болезни.
ВсяЭтаМузыка-Продакшн (серия «New Sound — Новое звучание»):
2004 — Золотые мои россыпи.
2004 — Тот который не стрелял.
2004 — Чуть помедленнее кони….
2004 — Всё не так ребята….
2005 — Идёт охота на волков….
2005 — Это я не вернулся из боя….
2005 — Ой, где был я вчера….
2005 — Ещё не вечер.
2005 — В тридевятом государстве.
2005 — Золотые хиты.
2006 — Я любил и женщин и проказы….
2006 — Профессионалы (1 часть).
2006 — Профессионалы (2 часть).
2006 — Смешно, не правда ли, смешно.
2007 — Я уехал в Mагадан.
2007 — Я конечно вернусь.

Дискоспектакли с участием Высоцкого
1987 г. Пушкин А. «Маленькие трагедии» (Код М40 47747 009, М40 47748)

Сборники песен
В период с 1980 по 1990 года вышло 9 пластинок, в которые входили по одной или несколько песен Высоцкого, в основном это песни из кинофильмов и сборники военных песен (например, «Друзьям-однополчанам», «День Победы»). На общем фоне выделяются только 2 диска, на которых кроме большего, по сравнению с другими пластинками, количества песен, представлены также стихи Высоцкого в исполнении его друзей и коллег:
1987 г. «Хоть немного ещё постою на краю» (Код С60 25427 003).
1990 г. «О времени и о судьбе» (Код МС40 29415 001)

Также песни Высоцкого звучали на 11 пластинках в музыкальных журналах (в основном, «Кругозор»).
За рубежом:
Франция
1977 г. «Le nouveau chansonnier international U.R.S.S.» (LE CHANT DU MONDE LDX 74581 (XA1A 74581))
1977 г. «Vladimir Vissotsky» (RCA Victor PL 37029)
1977 г. «La corde raide» (Polydor 2473 077)
1981 г. «Chanson des temps nouveaux» (LE CHANT DU MONDE LDX 74581 (XA1A 74581)) — пластинка «Le nouveau chansonnier international U.R.S.S.» 1977 г. переиздана под новым названием и в новом оформлении.
1981 г. «Le vol arr?t?» (LE CHANT DU MONDE LDX 74 762/63 (XE1D 74 762/63))
1988 г. «Vissotsky Vladimir, Marina Vladi» (LE CHANT DU MONDE)
Серия пластинок «A La Memoire De Vladimir Vyssotski / Светлой памяти Владимира Высоцкого»:
1984 г. «A La Memoire De Vladimir Vyssotski» («Сигнальный». Песни, выступления, посвящения) (VV-000)
1984 г. «Архивные записи» (VV-00A)
1984 г. «Песни 1959—1961 годов» (VV-00B)
1984 г. «Песни 1961—1963 годов» (VV-001)
1984 г. «Песни 1962—1964 годов» (VV-002)
1984 г. «Песни 1963—1965 годов» (VV-003)
1984 г. Шекспир В., «Гамлет»: Спектакль Театра на Таганке (VV-020 bis). На трёх пластинках.
1984 г. «Владимир Высоцкий: Спектакль Московского театра драмы и комедии на Таганке» (VV-021 bis). На трёх пластинках.

США
1972 г. «Underground Soviet Ballads» (VOICE RECORDS RTV 101R)
«Visotsky» (67218). Так называемый «Андреевский» альбом
1979 г. «Нью-Йоркский концерт Владимира Высоцкого» (ME-101545). На двух пластинках
1981 г. «Избранные песни» (Tec-Art, Inc. VI-810218). На двух пластинках
1981 г. «Концерт в Торонто» (Kismet Record Co. K-115)
1982 г. «Робин Гуд» (Kismet Record Co. ExK-121)
1982 г. «Формулировка» (INTERMUSIC)
1983 г. «It is not over yet» (SIGN PRODUCTION, INC. S-002)
1984 г. «Высоцкий начинался так» (SIGN PRODUCTION, INC. S-003)
1984 г. «Песни об Америке» (SIGN PRODUCTION, INC. S-004) Песни для кинофильма «Бегство мистера Мак-Кинли»
1985 г. «Блатная романтика» (SIGN PRODUCTION, INC. S-005)
1987 г. «Антисказки» (Literary Frontier Publishers LFP 006)
Также в США в 1987 г. вышла серия из 7 пластинок «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина» (CH-LRP 8822 — CH-LRP 8828)

Финляндия
1979 г. Mustaa Kultaa Vladimir Vysotski ja Melodija-yhtye (kk-38 Stereo)

Германия
1980 г. «Vladimir Vissotski. „Von der Erde“ und andere Lieder» (LE CHANT DU MONDE, Verlag «pl?ne» GmbH 88 212)
1987 г. «Vladimir Vissotski. Wir drehen die Erde. Lieder II» (Verlag «pl?ne» GmbH 88534)
1987—1988 гг. «Vladimir Vissotski. Lieder III» (Verlag «pl?ne» GmbH 88535)
1989 г. «Wladimir Wissozky singt» (Aufbau-Verlag / Amiga 5 95 070, 5 песен)

Болгария
В Болгарии было выпущено 4 персональных пластинки Высоцкого:
1979 г. «Баллады и песни» (совместное производство «Мелодия», БалканТон С90-10769, С90-10770)
1981 г. «Владимир Висоцки. Автопортрет. Българска телевизия представя» (БалканТон BTA 10796)
1984 г. «Владимир Висоцки. Поети с китара» (Balkanton BTK 3801). Миньон
1981 г. «Владимир Высоцки в България» (Balkanton Trading BTTtM 1026)
А также 2 сборника, в которые входили и песни Высоцкого.

Япония
В Японии было выпущено 2 персональных пластинки Высоцкого:.
1982 г. «Vysotsky sings his favorites» (Victor VIP 7308)
1985 г. «Vladimir Vissotski» (OMAGATOKI SC-4001) На двух пластинках.
А также 2 сборника, в которые среди прочих входили и песни Высоцкого.

Корея
В 1992 г. выпущено 2 пластинки.
«Кони привередливые» (King Record Co, Ltd. KP-2134)
«Vladimir Vysotsky. Golden best» (King Record Co, Ltd. KPL-3201)

Израиль
В 1974 г. (1975 г.) вышла пластинка «Неизданные песни русских бардов» (Arton BAN 14472), на которой есть 2 песни Высоцкого: Холода, Звезды.

Персональные издания
При жизни Высоцкого было выпущено всего 7 миньонов (выходили с 1968 по 1975 год). Каждая из пластинок содержала не больше четырёх песен.
В 1978 году также был выпущен экспортный диск-гигант, в который вошли песни, записанные в разные годы фирмой «Мелодия», но так и не изданные.

С участием Высоцкого
Начиная с 1974 года, вышли четыре дискоспектакля с участием Высоцкого, в том числе в 1976 году был выпущен двойной альбом «Алиса в Стране чудес» (отдельно издали ещё и миньон «Алиса в Стране чудес. Песни из музыкальной сказки»).

Кроме этого, известно 15 пластинок, в которые входили по одной или несколько песен Высоцкого, в основном это песни из кинофильмов и сборники военных песен (например, «Друзьям-однополчанам», «День Победы»).

Также песни Высоцкого звучали на 11 пластинках в музыкальных журналах (в основном, «Кругозор»), а в 1965 году в том же «Кругозоре» (№ 6) были изданы отрывки из спектакля «10 дней, которые потрясли мир» с участием Высоцкого и других таганских актёров.
Татуировка — (1963—1965)
Формулировка — (1964)
Но я не жалею — (1964—1978)
Поговори хоть ты со мной — (1964—1974)
Путешествие в прошлое — (1967)
Скажи ещё спасибо, что живой — (1969—1980)
Песни к к/ф «Иван да Марья» — (1969—1976)
Баллады к к/ф «Бегство мистера Мак-Кинли» — (1974—1976)
Свой остров — (1964,1973—1974,1976)
Затяжной прыжок — (1974-1976)
Концерт в ДК «Мир» — (1967)
Концерт в центральном Театре Кукол — (1973)
Концерт в ДК ВАМИ — (1974)
Концерт в ДК «Коммуна» часть 1 — (1980)
Концерт в ДК «Коммуна» часть 2 — (1980)
Тихорецкая — (1961—1965)
Рецидивист — (2002)
Я родом из детства — (1965—1979)
Песня о Вологде — (1968—1979)
Купола — (1968—1979)
Потеряю истинную веру — (1963—1967)
Лукоморья больше нет — (1967—1972)
Банька по-белому — (1969—1974)
Не волнуйтесь — (1969—1976)
Вес взят — (1969—1978)
Уголовный кодекс — (2001)
Памятник — (1973—1979)
История болезни — (1969—1979)
Речечка — (1967,1977—1980)
Алиса в стране чудес — (1970, 1973)
Мой Гамлет — (1966—1978)
Концерт в Клубе-магазине «Эврика» — (1966, 1973, 1976)
Концерт в Казани — (1977)
Концерт в Северодвинске — (1974, 1978)
Все ушли на фронт — (2002)

В СССР и России после смерти
Наиболее крупным изданием является серия грампластинок «На концертах Владимира Высоцкого» на 21 диске (1987—1992 гг.). Также выделяются 4 грампластинки, выпущенные в 1993-94 гг. фирмой «Апрелевка Саунд Инк», с редкими и ранее не издававшимися песнями.
В первой половине 2000-х годов компанией «New Sound — Новое звучание» было выпущено 22 компакт-диска с ремастированными песнями Владимира Семёновича. Треки были представлены современными ремейками, в основу которых лёг вокал Высоцкого, очищенный от авторского звукового сопровождения и наложенный на современные музыкальные аранжировки. Столь смелый эксперимент вызвал противоречивые мнения аудитории: с одной стороны, музыка приобрела довольно хорошее качество звучания, а с другой — добавилась некая «попсовость».
К 30-летней годовщине смерти В. Высоцкого газета «Комсомольская правда» подготовила специальный выпуск с фильмом на DVD: «Владимир Высоцкий. Кадры неизвестной кинохроники. „Дорожная история“» с кадрами, которые никогда не демонстрировались в России: материал польской кинохроники, а также уникальные кадры из различных частных архивов (кинопробы несостоявшейся роли, любительские съёмки, фрагменты интервью).

За рубежом
Во Франции с 1977 по 1988 год выпущено 14 пластинок.
В США с 1972 по 1987 год выпущено 19 пластинок (в том числе серия из 7 пластинок «Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина»).
В Финляндии в 1979 году вышла 1 пластинка.
В Германии с 1980 по 1989 год выпущено 4 пластинки.
В Болгарии с 1979 по 1987 год выпущено 6 пластинок (4 авторские пластинки и 2 сборника).

В Японии с 1976 по 1985 год выпущено 4 пластинки (2 авторские пластинки и 2 сборника).
В Корее в 1992 году выпущено 2 пластинки.
Также в Израиле в 1975 году вышла пластинка «Неизданные песни русских бардов», на которой есть 2 песни Высоцкого.

Гитары Владимира Высоцкого
Высоцкий всегда играл на семиструнных гитарах.
Первая выделяющаяся из общего ряда гитара появилась у него в 1966 году. Её Владимир Семёнович купил у вдовы Алексея Дикого. Позже он рассказывал, что эту гитару «делал какой-то мастер австрийский 150 лет назад. Её купили князья Гагарины, а у них перекупил артист Блюменталь-Тамарин и подарил Дикому…». Вероятно, эта гитара участвовала в фотосессии Высоцкого и Влади в 1975 году (фотограф — В.Ф.Плотников).
1975 годом датируются фотографии, на которых Владимир Семёнович запечатлён с первой гитарой, сделанной для него Александром Шуляковским (с головкой грифа, сделанной в виде лиры). Этот мастер сделал для Высоцкого 4 или 5 гитар.
Также у Высоцкого была гитара с двумя грифами, которая нравилась ему из-за оригинальной формы, но вторым грифом Владимир Семёнович никогда не пользовался. С этой гитарой Владимир Семёнович запечатлён на обратной стороне конверта 9-го диска серии «На концертах Владимира Высоцкого».
В спектакле «Преступление и наказание», который был выпущен в 1979 году, Высоцкий играл на гитаре, принадлежавшей кинорежиссёру Владимиру Аленикову, который отдал ему свою гитару для этой роли, поскольку гитара понравилась Высоцкому и своим несовременным видом, и окраской, и звучанием. Гитару эту делал когда-то петербургский мастер Ягодкин. После смерти поэта Алеников попросил у театра разыскать гитару, и, в конце концов, она была ему возвращена, но в крайне плачевном, разбитом состоянии, у неё не хватало кусков, починить её никто не брался. В 1991 году Алеников увёз разбитую гитару в США, где её в конце концов привёл в полный порядок гитарный мастер, индеец Рик Тернер (англ.) русск. Фотография гитары появилась на обложке журнала «Acoustic Guitar (англ.) русск.» под именем «Высоцкий».

Влияние, оказанное на других авторов
Творчество Владимира Высоцкого, способствовавшее более широкому признанию авторской песни, косвенно помогло и становлению советского рока. Его стихи оказали прямое влияние на таких рок-музыкантов, как Александр Башлачёв, Юрий Шевчук («ДДТ»), Константин Кинчев («Алиса»), Андрей Макаревич («Машина времени») и Игорь Тальков. Так, например, видна прямая связь со стихами Высоцкого таких песен, как «Время колокольчиков» Башлачёва, «Сумерки» Кинчева, «Цыганочка» Юрия Шевчука. Косвенно Высоцкий повлиял и на Виктора Цоя («Кино»), Бориса Гребенщикова («Аквариум»), Юрия Клинских (Хой) («Сектор газа»), Егора Летова («Гражданская оборона») и многих других.
Творчество Высоцкого оказало влияние не только на русскую культуру. Оно оказало большое влияние на творчество всенародно известного польского барда Яцека Качмарского. Под впечатлением личной встречи с Высоцким в 1974 г. он написал свою первую «Облаву», как вольный перевод знаменитой «Охоты на волков» Высоцкого, за что он получил первую награду на Фестивале студенческой песни в Кракове. С этого начался его творческий путь.
После смерти Высоцкого его памяти посвящены стихи и песни многих поэтов (например, Б. Ахмадулиной, А. Вознесенского), бардов (например, Ю. Визбора, Б. Окуджавы, М. Щербакова, А. Розенбаума, А. Земскова), рок-музыкантов и исполнителей авторской песни (например, А. Башлачёва, А. Макаревича, Ю. Лозы, А. Градского) и других.

Полный список песен находится здесь.

3 комментария: Творчество В.С. Высоцкого. Часть 1

  1. галина говорит:

    Да, интересно. Высоцкий как психолог. Мы это знали, но никто не озвучивал. Во всяком случае , я не встречала такое исследование творчества Владимира Семёновича. Спасибо, Юрий!

  2. Аноним говорит:

    Очень примитивная оценка.

    • Юрий Лемехов говорит:

      Добрый день. На основании чего Вы полагаете, что она примитивная?
      Если Вам не трудно — дайте, пожалуйста, свою оценку проанализированным выше песням. Если она будет интересна — я вставлю ее в текст статьи (могу даже указать Ваши имя, фамилию и регалии). Спасибо! Уверен, у нас с Вами получится плодотворное сотрудничество, ведь Вы — хороший человек. А последний никогда не будет лить необоснованную грязь и критику на других.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.