Творчество В.С. Высоцкого. Часть 4


Высоцкий психологический анализ творчества.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Сегодня у гениального поэта и замечательного человека, Владимира Семеновича Высоцкого, юбилей – ему исполнилось 75 лет. А на юбилей, как принято в эстрадной среде (в лучших традициях пиара, маркетинга и рекламы), артист всегда выступает с концертной программой. К сожалению, начиная с 25 июля 1980 года, не только на юбилеях, но и на концертах, посвященных своему дню рождения, Владимир Семенович выступать больше не сможет. Но великий поэт тем и отличается от распиаренных «звезд» современной эстрады, что, в отличие от последних, он никогда не стремится раздуть шумиху вокруг своей личности. Не Высоцкий бегал за славой, а она за ним, услышав его песни. А пел Владимир Семенович хорошо, потому, что пел для себя и своего народа, потому, что в каждое написанное слово, поэт вложил частичку своей души. Но поскольку исполнять свои песни Владимир Семенович больше не смог, «эстрадная элита» решила, что вправе сделать это за него: «Чего юбилею-то пропадать?! Да и Высоцкому теперь все равно. – Так мы за него споем! Заодно и пропиаримся. А кто хорошо споет – тому еще и денег заплатят».
Уважаемые Читатели, я думаю, Вы уже догадались, Что из этого получилось. – Прослушав несколько концертов памяти Высоцкого, признаюсь честно, я ужаснулся: многие певцы и актеры перепутали жанр бардовской песни с попсой. Неприятно мне было наблюдать и за тем, как некоторые исполнители, выйдя на сцену, кривлялись так, словно проходили жесткий отбор на исполнение мелодраматической роли в мировом блокбастере. Более того, они пытались вложить СВОЙ смысл в песни Владимира Семеновича, делая акцент на нужные, с Их точки зрения, слова. Но Высоцкий-то пел по-другому. Только по ЕГО оригинальному исполнению, а не жалким пародиям «эстрадной элиты», можно понять, ЧТО он хотел передать в той или иной песне, Какой Смысл вкладывал в свои строки. Недаром, имея в виду таких «эрудитов» (фамилии я специально опускаю: если у моих читателей хватит нервов, они могут прослушать и оценить выступления данных исполнителей самостоятельно – возможно, кому-то даже понравится, и наши взгляды на этот счет разойдутся), Высоцкий сказал: «Каждый понимает мои песни в меру своей образованности!». Хотя, несколько актеров (Лариса Долина, Любэ), с моей точки зрения, исполняли его песни очень прилично – видно было, что они Понимают, о ЧЕМ Поют.

Несколько слов мне хочется сказать и о психологическом портрете Высоцкого в мире кинематографа. С моей точки зрения, отдельной темой для обсуждения мог бы стать фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой» с Сергеем Безруковым. Но, положа руку на сердце, скажу, что желание писать про игру Безрукова, а тем более обсуждать сам фильм, у меня пропало безвозвратно, – причем Сразу После его просмотра. Хотя, нет, вру – еще в середине фильма. – На мой взгляд, обсуждать в нем нечего. Честно признаться, мне до сих пор непонятно, Зачем сын Владимира Семеновича, Никита Высоцкий, решил снять Такой фильм, в котором, с моей точки зрения, показал изнанку (темную сторону) жизни великого поэта. Непонятно мне и то, Почему в названии фильма фигурирует фраза: «спасибо, что живой», тогда как в картине речь идет о клинической смерти, случившейся с поэтом во время одного из выступлений летом 1979 года. Делать подробный психологический разбор фильма и давать оценку кинотворчеству Никиты Владимировича я не буду, так как, во-первых, кинокритиком не являюсь, во-вторых, достойных внимания психологических моментов в киноленте, мне обнаружить не удалось. Возможно, я просто еще не дорос до уровня понимания творчества Никиты Владимировича, хотя, исходя из большинства отзывов людей, смотревших «Высоцкого», вынужден отметить, что фильм разочаровал не только меня. (Уважаемые Читатели, если Вас заинтересовала профессиональная критика «Высоцкого», ниже Вы можете прослушать аудио, в котором Дмитрий Пучков (он же «Гоблин») по полочкам разложит все плюсы и минусы данного шедевра кинематографа. Последние Два слова пишу Без Кавычек специально, так как, с моей точки зрения, для того, чтобы снять о Высоцком Такой фильм, надо было очень постараться. Поэтому для меня «Высоцкий» – это, в своем роде, шедевр, хотя и со знаком минус).

Что касается актерского мастерства Сергея Безрукова, то против последнего я ничего не имею. Однако, с моей точки зрения, его актерское амплуа – это роли типа Саши Белого в сериале «Бригада» (2002), старшего лейтенанта милиции Павла Кравцова в сериале «Участок» (2003), Ираклия в фильме «Ирония судьбы-2. Продолжение» (2007) и других. – Вживаясь в образ и играя Этих героев, Сергей мне Очень импонирует.
О том, насколько достоверно Безруков сыграл Александра Сергеевича Пушкина («Пушкин. Последняя дуэль» 2006) и Сергея Есенина («Есенин» 2005), судить не могу – о последних, как о личностях, известно мне было немногое. Да и видел я их лишь на фото. Но стоило ли Сергею играть роль Высоцкого, которого «живьем» видела вся страна, а тем более – петь на концертах его песни? Это вопрос без ответа. Впрочем, как говорил сам пророческий поэт: «О вкусах не спорят. – Есть тысяча мнений». Ниже Вы можете прослушать, как Сергей исполняет песню Валидмира Семеновича «Песня певца у микрофона»

Но я отвлекся. Как говорится, начнешь о Высоцком, а закончишь Безруковым. Недаром Валентин Гафт сказал: «Умереть не страшно, — страшно, что после смерти тебя сыграет Безруков».

А сейчас традиционно перехожу к психологическому Высоцкому – разбору и анализу его творчества.

Начну с песни «Баллада о манекенах».

Семь дней усталый старый Бог
В запале, в зашоре, в запаре
Творил убогий наш лубок
И каждой твари — по паре.

Ему творить — потеха,
И вот себе взамен
Бог создал человека
Как пробный манекен.

Идея эта не нова
И не обхаяна никем —
Я докажу как дважды два:
Адам был первый манекен.

А мы — ошмётки хромосом,
Огрызки божественных генов —
Идём проторенным путём
И создаём манекенов.

Лишённые надежды
Без мук родить живых,
Рядим в свои одежды
Бездушных кукол восковых.

Ругать меня повремени,
А оглянись по сторонам:
Хоть нам подобные они,
Но не живут подобно нам.

Твой нос расплюснут на стекле,
Глазеешь — и ломит в затылке…
А там сидят они в тепле
И скалят зубы в ухмылке.

Вон тот кретин в халате
Смеётся над тобой:
Мол, жив ещё, приятель,
Доволен ли судьбой?

Гляди — красотка! Чем плоха?
Загар и патлы до колен.
Её, закутанный в меха,
Ласкает томный манекен.

Их жизнь и вправду хороша —
Их холят, лелеют и греют,
Они не тратят ни гроша
И плюс к тому не стареют.

Пусть лупят по башке нам,
Толкают нас и бьют,
Но куклам-манекенам
Мы создали уют.

Они так вежливы — взгляни!
Их не волнует ни черта,
И жизнерадостны они,
И нам, безумным, не чета.

Он никогда не одинок —
В салоне, в постели, в бильярдной.
Невозмутимый, словно йог,
Галантный и элегантный.

Хочу такого плена —
Свобода мне не впрок.
Я вместо манекена
Хочу пожить денёк.

На манекенские паи
Согласен, чёрт меня дери!
В приятный круг его семьи
Желаю, чёрт меня дери!

Я предлагаю смелый план
Возможных сезонных обменов:
Мы, люди, — в их бездушный клан,
А вместо нас — манекенов.

Но я готов поклясться,
Что где-нибудь заест —
Они не согласятся, нет,
На эту перемену мест.

Из них, конечно, ни один
Нам не уступит свой уют —
Из этих солнечных витрин
Они без боя не уйдут.

Сдаётся мне — они хитрят,
И, тайно расправивши члены,
Когда живые люди спят,
Выходят в ночь манекены.

Машины выгоняют
И мчат так, что держись!
Бузят и прожигают
Свою ночную жизнь.

Такие подвиги творят,
Что мы за год не натворим,
Но возвращаются назад…
Ах, как завидую я им!

Мы скачем, скачем вверх и вниз,
Кропаем и клеим на стенах
Наш главный лозунг и девиз:
«Забота о манекенах!»

Недавно был — читали? —
Налёт на магазин,
В них сколько ни стреляли —
Не умер ни один.

Его налогом не согнуть,
Не сдвинуть повышеньем цен.
Счастливый путь, счастливый путь,
Будь счастлив, мистер Манекен!

Но, как индусы, мы живём
Надеждою смертных и тленных,
Что если завтра мы умрём —
Воскреснем вновь в манекенах!

Так что не хнычь, ребята, —
Наш день ещё придёт!
Храните, люди, свято
Весь манекенский род!

Болезни в нас обострены,
Уже не станем мы никем…
Грядёт надежда всей страны —
Здоровый, крепкий манекен.

1973

С моей точки зрения, под образом и поведением Бога (первые 2 куплета) – Высоцкий понимает деятельность первых вождей советского пролетариата – Ленина и Сталина, активно строивших социализм. Образ манекенов – советские власти. Живые люди – народ. В целом песня рассказывает о «светлой жизни» простого рабочего человека, проживающего на территории Союза Советских Социалистических Республик.
«Идём проторенным путём И создаём манекенов» – действительно, на каждых выборах советский народ с завидным постоянством голосовал за одних и тех же (по содержанию) кандидатов, только с разными фамилиями (форма) – для управления собой упрямо выбирал все новых и новых «вождей-манекенов», каждый раз слепо веря и надеясь, что «уж при этой власти мы точно заживем как следует!».
«Лишённые надежды Без мук родить живых, Рядим в свои одежды Бездушных кукол восковых» – Высоцкий связывал дефекты воспитания и невозможность полноценного развития личности («без мук родить живых») непосредственно с режимом советской власти и, безусловно, отчасти был прав. Почему лишь отчасти? С моей точки зрения, потому, что вожди (конечно, не все, но Ленин и Сталин – точно) сами не осознавали, ЧТО творили: они Искренне полагали, что действуют на Благо народа, во Имя ЕГО Интересов. Как ни парадоксально это прозвучит, но Ленин и Сталин были настоящими патриотами своей страны. И очень жаль, что, в конечном итоге, ничего хорошего из их патриотизма так и не вышло. «Рядим в свои одежды» – лишь спустя некоторое время вскрылись все дефекты партийного аппарата. – Советскому человеку ясно дали понять, что во избежание репрессий он Обязан отдавать львиную долю тяжким трудом заработанных средств в «казну партии на благо государству», т.е. в карман пролетарской элиты.
«Хоть нам подобные они, Но не живут подобно нам. Твой нос расплюснут на стекле, Глазеешь — и ломит в затылке… А там сидят они в тепле И скалят зубы в ухмылке. Вон тот кретин в халате Смеётся над тобой: Мол, жив ещё, приятель, Доволен ли судьбой?» – блестящие строки! Казалось бы, в Советском Союзе одним из доминирующих звучал лозунг о «Свободе, равенстве и братстве», но так ли это было на Самом деле? Неужели по Факту простой советский рабочий имел столько же, сколько человек, стоящий на верхушке пирамиды, – у руля власти? Разумеется, нет. Используя красивые лозунги, советские власти издевались над рабочим классом: нещадно его эксплуатировали, оставляя взамен лишь жалкие крохи (если не объедки) с барского стола.
«Их жизнь и вправду хороша — Их холят, лелеют и греют, Они не тратят ни гроша» – совершенно верно: их кормят, поют, холят и лелеют. А они при этом не тратят ни копейки – народ сам, добровольно-принудительно («А не будут брать лотерейные билеты – отключим газ!») отдает им Все, что имеет («А не отдашь – сядешь» (и это еще в Лучшем случае)). Народ сам, своими руками создал для властей уют! Именно об этом Высоцкий пишет в следующих строках: «Пусть лупят по башке нам, Толкают нас и бьют, Но куклам-манекенам Мы создали уют». Как следствие такой беспечной жизни, власть имущие чувствуют себя прекрасно: «Они так вежливы — взгляни! Их не волнует ни черта, И жизнерадостны они, И нам, безумным, не чета Он никогда не одинок — В салоне, в постели, в бильярдной. Невозмутимый, словно йог, Галантный и элегантный».
«Я предлагаю смелый план Возможных сезонных обменов: Мы, люди, — в их бездушный клан, А вместо нас — манекенов. Но я готов поклясться, Что где-нибудь заест — Они не согласятся, нет, На эту перемену мест». – Высоцкий предлагает бунт, который на тот момент никто не поддержал. Однако и сам поэт отчетливо осознает, что совершить переворот будет далеко не просто: «Из них, конечно, ни один Нам не уступит свой уют — Из этих солнечных витрин Они без боя не уйдут».
«Сдаётся мне — они хитрят, И, тайно расправивши члены, Когда живые люди спят, Выходят в ночь манекены. Машины выгоняют И мчат так, что держись! Бузят и прожигают Свою ночную жизнь. Такие подвиги творят, Что мы за год не натворим, Но возвращаются назад… Ах, как завидую я им!» – Высоцкий справедливо полагает, что власти развлекаются, отдыхают и гуляют за троих, но, во что бы то ни стало, стремятся скрыть свои «загулы» от простых смертных. Для этого им приходится вести «ночную жизнь». И трижды прав великий поэт, когда пишет: «Такие подвиги творят, Что мы за год не натворим»! – Большие «подвиги» можно совершить, только имея в руках рычаги власти. Здесь и война, и репрессии, и голодомор, и миллионы психологически искалеченных душ… Согласитесь, Уважаемые Читатели, простым смертным устроить такое было совершенно не под силу.
«Мы скачем, скачем вверх и вниз, Кропаем и клеим на стенах Наш главный лозунг и девиз: «Забота о манекенах!» – печально, но факт – именно в этих строках заложен главный лозунг простого советского человека! – «Жить ради Заботы о Властях».
«Но, как индусы, мы живём Надеждою смертных и тленных, Что если завтра мы умрём — Воскреснем вновь в манекенах!» – надеялся Высоцкий не напрасно, но, к сожалению, до 1990 года дожить ему было не суждено. – «Болезни в нас обострены, Уже не станем мы никем… Грядёт надежда всей страны — Здоровый, крепкий манекен».

Следующая песня – «Баллада о короткой шее»:

Полководец с шеею короткой
Должен быть в любые времена:
Чтобы грудь — почти от подбородка,
От затылка — сразу чтоб спина.

На короткой незаметной шее
Голове удобнее сидеть,-
И душить значительно труднее,
И арканом не за что задеть.

А они вытягивают шеи
И встают на кончики носков:
Чтобы видеть дальше и вернее —
Нужно посмотреть поверх голов.

Все, теперь ты — темная лошадка,
Даже если видел свет вдали,-
Поза — неустойчива и шатка,
И открыта шея для петли.

И любая подлая ехидна
Сосчитает позвонки на ней,-
Дальше видно, но — недальновидно
Жить с открытой шеей меж людей.

…Вот какую притчу о Востоке
Рассказал мне старый аксакал.
«Даже сказки здесь — и те жестоки»,-
Думал я — и шею измерял.

С моей точки зрения, основная мысль, которую заложил в песню великий поэт (психологический Высоцкий) – это девиз простого, маленького, советского человека: «Не высовывайся, не проявляй себя (короткая шея), будь как все – и, возможно, обретешь счастье: никто тебя не тронет, ведь ты никому не будешь нужен потому, что не станешь никому мешать. Сильным мира сего не будет до тебя никакого дела, ведь ты безопасен – не представляешь для них никакой угрозы. Будь маленьким и незаметным». Именно об этом поет Высоцкий в следующих строчках «На короткой незаметной шее Голове удобнее сидеть,- И душить значительно труднее, И арканом не за что задеть».
«А они вытягивают шеи И встают на кончики носков: Чтобы видеть дальше и вернее — Нужно посмотреть поверх голов» – с моей точки зрения, поэт видел и дальше, и вернее, «смотря поверх голов» и народа, и властей. Именно поэтому я назвал Владимира Высоцкого пророком 21 века. Но недаром говорят: «Меньше знаешь – крепче спишь». Данную пословицу Высоцкий подкрепляет следующим куплетом: «Все, теперь ты — темная лошадка, Даже если видел свет вдали, — Поза — неустойчива и шатка, И открыта шея для петли» – человек, рискнувший пойти против режима, неизбежно становится мишенью. А учитывая возможности партийной элиты – мишенью легкой. Конечно, расстрелять или посадить Высоцкого не рискнули – от прямых репрессий поэта спасли громкое имя, народная любовь и бешеная популярность. Однако власти сделали все, чтобы перекрыть ему кислород: на корню уничтожить его личность, не дав хода его творчеству. – «И любая подлая ехидна Сосчитает позвонки на ней,- Дальше видно, но — недальновидно Жить с открытой шеей меж людей».
«Даже сказки здесь — и те жестоки» – в Советском Союзе сказки, действительно, были жестоки. Да и не сказки это были вовсе. Поэтому, Уважаемые Читатели, не очень удивляйтесь тому, что бывший советский человек может показаться Вам чрезвычайно подозрительным, замкнутым, закрытым для нового, консервативным и никому не доверяющим – у него срабатывает хотя и условный, но чрезвычайно сильный защитный рефлекс: «Лишнего ляпну – точно посадят!» и «Как бы чего не вышло».

Следующая песня – «Горизонт».

Чтоб не было следов, повсюду подмели,
Ругайте же меня, позорьте и терзайте!
Мой финиш — горизонт, а лента — край земли,
Я должен первым быть на горизонте.

Условия пари одобрили не все
И руки разбивали неохотно.
Условье таково, чтоб ехать по шоссе,
И только по шоссе бесповоротно.

Наматывая мили на кардан,
Я еду параллельно проводам,
Но то и дело тень перед мотором,
То черный кот, то кто-то в чем-то черном,

Я знаю, мне не раз в колеса палки ткнут,
Догадываюсь, в чем и как меня обманут,
Я знаю, где мой бег с ухмылкой пресекут
И где через дорогу трос натянут.

Но стрелки я топлю, на этих скоростях
Песчинка обретает силу пули
И я сжимаю руль до судорог в кистях,
Успеть, пока болты не затянули!

Наматывая мили на кардан,
Я еду в направленье к проводам.
Завинчивают гайки! Побыстрее!
Не то поднимут трос как раз, где шея.

И плавится асфальт, протекторы кипят,
Под ложечкой сосет от близости развязки.
Я голой грудью рву натянутый канат,
Я жив, снимите черные повязки!

Кто вынудил меня на жесткое пари,
Нечистоплотны в споре и расчетах.
Азарт меня пьянит, но как ни говори,
Я торможу на скользких поворотах!

Наматываю мили на кардан
Назло канатам, тросам, проводам.
Вы только проигравших урезоньте,
Когда я появлюсь на горизонте.

Мой финиш, горизонт по-прежнему далек,
Я ленту не порвал, но я покончил с тросом.
Канат не пересек мой шейный позвонок,
Но из кустов стреляют по колесам!

Меня ведь не рубли на гонку завели,
Меня просили: миг не проворонь ты,
Узнай, а есть предел там, на краю земли,
И можно ли раздвинуть горизонты?

Наматываю мили на кардан.
Я пулю в скат влепить себе не дам.
Но тормоза отказывают…
Я горизонт промахиваю с хода!

На мой взгляд, в данной песне Высоцкий максимально полно раскрыл суть принципа сперматозоида – наше стремление быть первыми всегда и везде, быть лучшими в выбранной сфере деятельности, достичь в ней максимальных вершин, ни на кого не походить и никому не подражать. Но в то же время, гений показывает, что это Невозможно потому, что Невозможно Никогда: достичь линии горизонта нельзя – сколько бы мы не пытались к ней приблизиться, она всегда будет отдаляться.
«Условье таково, чтоб ехать по шоссе, И только по шоссе бесповоротно» – только вперед к своей цели, к вершине; ни шагу назад, не пасовать перед трудностями и не бросать начатое на полпути. Естественно, что на столь жесткие условия согласились немногие. – «Условия пари одобрили не все И руки разбивали неохотно». Но если задуматься, эти условия выдвигает перед нами Сама Жизнь: грамотный выбор большой, стратегической цели (цели всей жизни), тактические ходы на пути к ее достижению, преодоление преград и доведение начатых дел до конца – это Обязательные условия для Достижения Цели, Успеха и подъема на Вершину Славы.
«Но то и дело тень перед мотором, То черный кот, то кто-то в чем-то черном» – на пути к успеху необходимо преодолеть много преград. «Я знаю, мне не раз в колеса палки ткнут, Догадываюсь, в чем и как меня обманут, Я знаю, где мой бег с ухмылкой пресекут И где через дорогу трос натянут». – Но, преодолевая трудности, преодолевая себя, человек становится сильнее. Недаром великий Ницше писал: «Все что нас не убивает, делает нас сильнее». Этот афоризм находит подтверждение в следующих строках песни: «Наматываю мили на кардан. Я пулю в скат влепить себе не дам».
«Но стрелки я топлю, на этих скоростях Песчинка обретает силу пули И я сжимаю руль до судорог в кистях, Успеть, пока болты не затянули!» – с моей точки зрения, данные строки наглядно показывают субъективное отношение Владимира Семеновича к событиям, происходящим в его жизни. Каждая, даже самая маленькая проблема («песчинка») или неприятность на пути к достижению цели, действовала на него чрезвычайно болезненно, «обретая силу пули». В этом-то и заключалась трагедия его личности. И именно в этом современная психотерапия видит главное отличие зрелой личности от незрелой (невротика) – в отношении к неудачам. Для невротика они, пусть даже самые незначительные, смерти подобны – он относится к ним, как к катастрофе. Зрелая же личность относится к ним как к чему-то неприятному, но неизбежному и необходимому, так как с точки зрения развития, неудача в 7 раз полезнее успеха (подробнее об этом Вы можете прочесть в статье «Цитаты Литвака», афоризм №12). Ведь большой успех – это череда неудач (ошибок), над которыми человек проделал тщательный анализ, и из которых он сделал соответствующие выводы.
«Азарт меня пьянит, но как ни говори, Я торможу на скользких поворотах!» – данные строки блестяще отражают психологически грамотное поведение – как бы ни пьянил нас успех, но дружить с головой (думать) надо всегда, ведь тот, кто высоко взлетел, может низко (и больно) упасть.
«Меня ведь не рубли на гонку завели — Меня просили: «Миг не проворонь ты — Узнай, а есть предел — там, на краю земли, И можно ли раздвинуть горизонты?!»» – конечно, не деньги движут людьми, которые хотят стать первым в своем деле – движет ими сильнейшее желание стать Лучшими, внести Свой вклад в историю развития человечества – «раздвинуть горизонты», подняться на качественно новый уровень развития, выйдя за рамки того, что Уже было создано другими. И Высоцкому это удалось.
«Но тормоза отказывают… Я горизонт промахиваю с хода!» – на пути к достижению цели, Высоцкий преодолел много преград, но так и не достиг ее. Да и не мог достигнуть, ведь для простого смертного она была недостижима уже изначально.
Уважаемые Читатели, Вы спросите: «Так хорошо ли ставить большие, и заведомо невыполнимые при жизни, цели?». Как ни парадоксально, но да, с моей точки зрения, это Хорошо. Иначе, если Вы наметите маленькую цель и быстро ее достигнете, то рискуете потерять смысл жизни. – Жить станет не для чего. С точки зрения сценарного анализа, такое развитие событий соответствует «сценарию с открытым концом» — пока человек шел к цели, он был счастлив, а когда достиг успеха, жизнь вдруг резко потеряла смысл. Нередко подобные сценарии мы наблюдаем в кино и художественной литературе. Например, в фильме «Золотой Теленок» Остап Бендер, пока «зарабатывал» миллион, был счастлив. – Он жил, он играл, он трудился и творил. А когда заработал – то неосознанно (по своему сценарию) сделал все, чтобы вновь стать нищим. Другой пример – роман Джека Лондона «Мартин Иден». Пока Мартин не достиг успеха на писательском поприще, он жил верой в лучшее и любовью к Руфи, а когда поднялся на вершину (обрел деньги, славу и почет), то не только разлюбил Руфь (увидел все ее недостатки), но и потерял смысл жизни. В конечном итоге, не найдя для чего жить, он (опять-таки, по своему сценарию) покончил жизнь самоубийством.
Поэтому, как пишет Михаил Литвак в «Принципе Сперматозоида»: «Ставь большие, но реальные цели, ибо к маленькой цели ведет только один путь, а к большой – много путей». Я, например, поставил себе цель: «Избавить всех людей от невротизма и научить их жить счастливо». Цель, конечно, абсолютно недостижимая (не все ко мне обратятся, а тем более, не всем мне удастся помочь), но хотя бы кому-то помочь я смогу. Да что говорить, Уже Смог. А самое главное, я сам счастлив, двигаясь по пути психотерапии, ведущей к достижению этой цели. Я наслаждаюсь именно процессом труда, а не рвусь (любой ценой) к скорейшему получению его результата.

Следующая песня для анализа психологического Высоцкого – «Песня певца у Микрофона»:

Я весь в свету, доступен всем глазам,-
Я приступил к привычной процедуре:
Я к микрофону встал как к образам…
Нет-нет, сегодня — точно к амбразуре.

И микрофону я не по нутру —
Да, голос мой любому опостылит,-
Уверен, если где-то я совру —
Он ложь мою безжалостно усилит.

Бьют лучи от рампы мне под ребра,
Светят фонари в лицо недобро,
И слепят с боков прожектора,
И — жара!.. Жара!.. Жара!

Он, бестия, потоньше острия —
Слух безотказен, слышит фальшь до йоты.
Ему плевать, что не в ударе я,-
Но пусть я верно выпеваю ноты!

Сегодня я особенно хриплю,
Но изменить тональность не рискую,-
Ведь если я душою покривлю —
Он ни за что не выправит кривую.

Бьют лучи от рампы мне под ребра,
Светят фонари в лицо недобро,
И слепят с боков прожектора,
И — жара!.. Жара!.. Жара!

На шее гибкой этот микрофон
Своей змеиной головою вертит.
Лишь только замолчу — ужалит он,-
Я должен петь — до одури, до смерти.

Не шевелись, не двигайся, не смей!
Я видел жало — ты змея, я знаю!
И я сегодня — заклинатель змей:
Я не пою — я кобру заклинаю!

Бьют лучи от рампы мне под ребра,
Светят фонари в лицо недобро,
И слепят с боков прожектора,
И — жара!.. Жара!.. Жара!

Прожорлив он, и с жадностью птенца
Он изо рта выхватывает звуки,
Он в лоб мне влепит девять грамм свинца,-
Рук не поднять — гитара вяжет руки!

Опять!! Не будет этому конца!
Что есть мой микрофон — кто мне ответит?
Теперь он — как лампада у лица,
Но я не свят, и микрофон не светит.

Мелодии мои попроще гамм,
Но лишь сбиваюсь с искреннего тона —
Мне сразу больно хлещет по щекам
Недвижимая тень от микрофона.

Бьют лучи от рампы мне под ребра,
Светят фонари в лицо недобро,
И слепят с боков прожектора,
И — жара!.. Жара!.. Жара!

1971

С моей точки зрения, в песне показан вред трудоголизма – когда человек заражен кащеизмом и живет уже не для себя (не в свое удовольствие), а для дела. Как следствие, даже самое любимое дело, рано или поздно неизбежно превращается в пытку, – занимаясь им, человек ощущает себя каторжником. Но и бросить его трудоголик не может, ведь дело – это то единственное, ради чего он еще живет, то единственное, что удерживает его от суицида. К сожалению, длительное ведение такого образ жизни неизбежно приводит к суровой расплате (ведь трудоголизм — это труд, идущий в ущерб своему здоровью, это труд, полностью лишающий человека положительных эмоций и, как следствие, медленно убивающий). – Через какое-то время у невротика неизбежно развивается тяжелое психосоматическое заболевание (рак, саркома, язва, инфаркт, инсульт, диабет и т.д.). У Владимира Высоцкого, например, не выдержало сердце.
Да, с моей точки зрения, поёт Высоцкий именно о себе. Это он – певец у микрофона. Это он всю жизнь страдал трудоголизмом: с утра – выступал в театре, вечером – давал концерты, а ночью – писал стихи… Разбирать, в силу каких личностных комплексов («сценарных установок») Высоцкий так поступал, в данной заметке я не буду. Психологическому анализу личности Владимира Семеновича я посвящу отдельную статью. Здесь лишь коротко отмечу, что ощущение внутренней полноценности, успешности и нужности себе и обществу, приходило к нему лишь в минуты упорного кропотливого труда и творческих успехов, которыми он доставлял радость другим людям (женам, детям, зрителям, коллегам по работе, друзьям…) в Ущерб Своим Интересам и Здоровью. Радость творчества (ориентированность на процесс (а не на конечный результат), интерес в работе и радость при ее успешном завершении), превратилась для Высоцкого в Пытку – «Я ДОЛЖЕН петь до Одури, до Смерти». Его система Долженствований (подробнее о ней Вы можете прочесть в статье «Собственный Вампир») привела к тому, что он перестал получать удовольствие от процесса и начал ориентироваться на результат: «написать быстро и любой ценой»).
Но, как ни парадоксально, лишь эта Пытка Творчеством Поддерживала его и, на сколько могла, Продлевала ему жизнь. Таков был его путь, его жизненный сценарий.
А теперь – непосредственный анализ текста песни:
«И микрофону я не по нутру — Да, голос мой любому опостылит,- Уверен, если где-то я совру — Он ложь мою безжалостно усилит» – с моей точки зрения, трудоголизм наносит существенный вред Качеству труда. Как правило, на фоне общей хронической усталости к работе у человека появляется стойкое отвращение. Естественно, при его возникновении ждать каких-либо шедевров от своего творчества уже не стоит. Но случай Высоцкого – приятное исключение. Гений, он и есть гений.
«Сегодня я особенно хриплю, Но изменить тональность не рискую, — Ведь если я душою покривлю — Он ни за что не выправит кривую» – семья, друзья, общество и коллеги привыкают к человеку (к его внешности, чертам характера, поведению), а затем, на протяжении всей жизни, неосознанно ожидают, что человек Всегда будет таким же (одинаковым) – также выглядеть, также вести, также относиться. Поэтому перемены, произошедшие с ним даже в лучшую сторону, не всегда встречаются положительно даже самыми близкими ему людьми. Чаще всего происходит как раз наоборот. – Вместо того, чтобы поддержать человека в стремлении сделать свою жизнь лучше, его ругают, критикуют, осуждают… Вот и публика на концертах неосознанно ждала от Высоцкого все новых песен и ролей, исполняемых им со 100% самоотдачей. С моей точки зрения, Владимир Семенович отчетливо Это осознавал, и Из-За Этого жил в постоянном страхе: «Если хотя бы на время я оставлю свою работу или, не дай бог, сделаю ее некачественно, то меня ведь не поймут: осудят и свергнут с вершины Славы». Поэтому Высоцкий Всегда максимально качественно и с полной самоотдачей писал и пел свои песни. Он боялся потерпеть неудачу.
Кстати, многие звезды экрана делают себе пластические операции потому, что боятся непринятия своей постаревшей и уже не такой презентабельной (с ИХ Субъективной точки зрения) внешности со стороны публики. К чему это приводит, Вы, Уважаемые Читатели, прекрасно знаете – достаточно вспомнить случай Людмилы Гурченко, у которой вскоре после очередной пластической операции отказало сердце. Она хотела обмануть нерушимые законы, продиктованные самой природой, самой жизнью: за счет операции продлить себе молодость, обойдя тем самым закон старения. Но НИ Одному человеку это не под силу. В итоге, смерть пришла за великой актрисой гораздо раньше назначенного срока.
«Опять!! Не будет этому конца! Что есть мой микрофон — кто мне ответит? Теперь он — как лампада у лица, Но я не свят, и микрофон не светит» – безусловно, в психотерапии есть направление, которое называется трудотерапия (использование трудовых процессов с лечебной целью), но ни один труд не может спасти человека, если в его личности царит раздрай. Рано или поздно человек психологически выматывается настолько, что труд превращается для него в каторгу.
«Прожорлив он, и с жадностью птенца Он изо рта выхватывает звуки, Он в лоб мне влепит девять грамм свинца,- Рук не поднять — гитара вяжет руки!» – трудоголизм требует все новых и новых жертв, все больших и больших уступок, которые достигаются исключительно за счет собственного здоровья.
«Не шевелись, не двигайся, не смей! Я видел жало — ты змея, я знаю! И я сегодня — заклинатель змей: Я не пою — я кобру заклинаю!» – очень красочно и поэтично описаны муки творчества. Высоцкий – непревзойденный мастер метафор.
«На шее гибкой этот микрофон Своей змеиной головою вертит. Лишь только замолчу — ужалит он,- Я должен петь — до одури, до смерти» и «Мелодии мои попроще гамм, Но лишь сбиваюсь с искреннего тона — Мне сразу больно хлещет по щекам Недвижимая тень от микрофона» – как только Высоцкий переставал петь, на него немедленно набрасывался дракон Долга и говорил примерно следующее: «Ты Должен Много Работать, чтобы Радовать Других, чтобы они могли наслаждаться твоим творчеством, чтобы они были счастливы. И плевать, что за ИХ Счастье ты заплатишь самой высокой ценой – Твоим Здоровьем, Твоим Счастьем и Твоей Жизнью».

Последняя песня – «К вершине».

Ты идешь по кромке ледника,
Взгляд не отрывая от вершины.
Горы спят, вдыхая облака,
Выдыхая снежные лавины.

Но они с тебя не сводят глаз —
Будто бы тебе покой обещан,
Предостерегая всякий раз
Камнепадом и оскалом трещин.

Горы знают — к ним пришла беда,-
Дымом затянуло перевалы.
Ты не отличал еще тогда
От разрывов горные обвалы.

Если ты о помощи просил —
Громким эхом отзывались скалы,
Ветер по ущельям разносил
Эхо гор, как радиосигналы.

И когда шел бой за перевал,-
Чтобы не был ты врагом замечен,
Каждый камень грудью прикрывал,
Скалы сами подставляли плечи.

Ложь, что умный в гору не пойдет!
Ты пошел — ты не поверил слухам.
И мягчал гранит, и таял лед,
И туман у ног стелился пухом…

Если в вечный снег навеки ты
Ляжешь — над тобою, как над близким,
Наклонятся горные хребты
Самым прочным в мире обелиском.

1969

Несмотря на то, что песню «Вершина» Владимир Семенович посвятил памяти Михаила Хергиани, с моей точки зрения, писал он о себе и своей жизни. На мой взгляд, свидетельствуют об этом уже первые строки:
«Ты идешь по кромке ледника, Взгляд не отрывая от вершины» – всю жизнь Высоцкий ходил «по кромке ледника» (под прицелом властей), «не отрывая взгляда от вершины» (цели, которая стала смыслом его жизни – «добиться всеобщего признания и любви»).
«Но они с тебя не сводят глаз — Будто бы тебе покой обещан, Предостерегая всякий раз Камнепадом и оскалом трещин» – данные строки находят 100% подтверждение и в реальной жизни: неприятности, происходящие в ней (камнепады и оскалы трещин) – ограждают нас от еще больших неприятностей и требуют, чтобы на них срочно обратили внимание и приняли надлежащие меры по их устранению, иначе большой беды не миновать. Недаром Михаил Литвак пишет: «Большие неприятности начинаются тогда, когда они не были улажены, когда были маленькими».
«Ты не отличал еще тогда От разрывов горные обвалы» – на мой взгляд, Высоцкому необходимо было отличать мнимую опасность от настоящей. В этом случае ему жилось бы значительно легче и спокойнее. С моей точки зрения, образ гор – это народ, это те люди, которые оказывали Высоцкому реальную помощь на пути к достижению его великой цели. Подтверждают мою гипотезу следующие строки: «Если ты о помощи просил — Громким эхом отзывались скалы, Ветер по ущельям разносил Эхо гор, как радиосигналы» и «И когда шел бой за перевал,- Чтобы не был ты врагом замечен, Каждый камень грудью прикрывал, Скалы сами подставляли плечи».
«Ложь, что умный в гору не пойдет! Ты пошел — ты не поверил слухам. И мягчал гранит, и таял лед, И туман у ног стелился пухом…» – действительно, ложь! Высоцкий пошел! И тогда «мягчал гранит и таял лед». – Он сумел подняться на вершину славы, жаль только, что ценой собственного здоровья. «Если в вечный снег навеки ты Ляжешь — над тобою, как над близким, Наклонятся горные хребты Самым прочным в мире обелиском» – читая эти строки, я невольно вспомнил похороны великого поэта: «Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа — В.И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…». Да, эти люди стали «самым прочным обелиском» для души гениального поэта и замечательного человека, Владимира Семеновича Высоцкого.

Со следующей частью анализа песен Высоцкого Вы можете ознакомиться в статье «Анализ творчества Высоцкого».

1 комментарий: Творчество В.С. Высоцкого. Часть 4

  1. Мавлюд говорит:

    Бесспорно, интересная статья, мне как фанату этого великого Человека было приятно читать, чужое мнение и понимание произведений Высоцкого. Жаль что в мои 17 у меня нет знакомых сверстников слушающих его творчество.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.