Владимиру Семеновичу Высоцкому – 74 года!

1122323
Психолог Высоцкий
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней заметке, которая является вводной к психологическому анализу творчества Владимира Семеновича Высоцкого, я расскажу о нем, как о гениальном психологе по жизни.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Сразу отмечу, что сегодняшняя статья НЕ будет содержать какого-либо психолого-психиатрического анализа биографии Владимира Семеновича, ознакомиться с котором Вы сможете, перейдя по соответствующей ссылке.
Во избежание путаницы в датах и цифрах, сразу оговорюсь, что первую версию данной статьи я опубликовал 25 января 2012 года, а исправленную и дополненную окончательную версию – 29 января 2016 года.

Сегодня великому поэту и замечательному человеку Владимиру Семеновичу Высоцкому исполняется 74 года. Уважаемые Читатели, Вас, наверное, немного удивляет, почему я пишу о нем в Настоящем времени, ведь умер он 25 июля 1980 года. Но разве можно считать мертвым человека, чьи песни до сих пор ежедневно слушают пусть и не миллионы людей, как это было раньше, но десятки и сотни тысяч выходцев из бывшего постсоветского пространства и других стран мира? Думаю, что ответ очевиден.
Что же касается меня, то, к большому для себя сожалению, при жизни я Владимира Семеновича уже НЕ застал, поскольку родился в 1986 году. Однако уже в раннем детстве (года в 4-5) я вовсю распевал его песни на улицах и в общественном транспорте. Часами слушал его концерты на грампластинках. Его творчество уже тогда чем-то увлекало и затягивало меня, пятилетнего ребенка. Чем конкретно – мне сложно сказать. – Скорее всего, внутренней силой, красотой, эмоциональным надрывом, рифмой, словом. Позднее, анализируя его творчество с точки зрения психологии, психотерапии и клинической психиатрии, я каждый раз изумлялся: «Насколько же четко, точно, лаконично и выверено написана буквально Каждая строчка в его песнях! Ни одного лишнего слова, ни единой лишней буквы! Никакой воды – все строго по СУТИ. НИ одно слово из любой его песни НЕВОЗМОЖНО было бы выкинуть без Потери Смысла, Сути или Содержания». Конспектировать песни Высоцкого – это все равно что пытаться законспектировать древнегреческих поэтов или философов – дело зряшное и абсолютно бессмысленное – все равно или получится длиннее, или утратится смысл. Детальному психологическому анализу творчества великого поэта я посвятил десять статей, проанализировав в них порядка 60 его песен.

Повлияло ли как-то творчество Высоцкого на мою жизнь? Да, безусловно. Оно красной нитью прошло через всю мою жизнь – я наслаждался его песнями практически каждый день, а некоторые из них (аккорды к которым мне удавалось найти в интернете) даже пел под гитару. Именно поэтому мне захотелось, насколько это возможно, каким-то образом вознаградить Владимира Семеновича за его труды и почтить его светлую память, внеся свою маленькую лепту в распространение его песен в широкие массы. Так, еще в 2008 году у меня появилась мысль – сделать сайт, посвященный творчеству и биографии Владимира Высоцкого. К счастью (а я думаю, что было это именно к счастью), исполнить задуманное мне так и НЕ удалось – НЕ имея сколько-нибудь серьезных задатков и способностей к программированию в целом и к созданию веб-сайтов в частности, я благополучно забросил это дело, как мне тогда казалось – Навсегда. – Нет, песни Высоцкого я по-прежнему продолжал слушать, однако распространять его творчество, нести его, так сказать, в широкие массы – больше желания у меня НЕ было. Более того, узнав скандальную на тот момент (2008 год) правду о том, что Высоцкий был наркоманом, его авторитет в моих глазах сильно упал. До этого я считал его чуть ли не своим кумиром, а когда узнал о его наркотической зависимости, то, положа руку на сердце, честно сказать, во Владимире Семеновиче я тогда сильно разочаровался. Но не мог я тогда, будучи глупым и абсолютно дезориентированным 22-летним мальчишкой, понять, через какую жизненную трагедию вынужден был пройти этот человек – как он, гонимый властями, не сдавался и упорно шел к покорению своей заветной вершины. И он достиг ее, пусть и ценою собственной жизни. Что и говорить, я НЕ понимал трагедии Высоцкого – тогда мне казалось, что если бы он только захотел, то мог бы в любой момент изменить свое поведение, свое отношение к ситуации, свое эмоциональное реагирование – радикально, раз и навсегда поменять всю свою жизнь в целом. И только спустя шесть лет, досконально изучив клиническую психиатрию и ее раздел, связанный с патологией характер (с расстройством личности, или психопатией), я понял, от Чего же Так страдал великий поэт и вследствие чего поменять свою жизнь он так и НЕ смог. – Что мешал ему в этом его собственный аномальный характер.
Всё это, да и многое другое касательно упавшего в моих глазах и свергнутого кумира, я понял уже гораздо позже – после получения высшего психологического образования (2013 год), после прохождения годичных курсов по пропедевтике (введению в специальность) психиатрии (2014 год), после прохождения целого ряда мастер-классов и семинаров на соответствующую тематику (с 2013-по настоящее время), после детального изучения биографии великого поэта по нескольким разным источникам (лето 2015 года).
Но уже в 2012 году, еще НЕ имея сколько-нибудь необходимых мне специализированных знаний, я понял, что многого не знал и еще меньше понимал и, как следствие, совершенно Незаслуженно критиковал, осуждал и навешивал на Владимира Семеновича обидные злые и несправедливые по своей сути психологические ярлыки. Именно поэтому я решил реабилитироваться – как перед ним, так перед самим собою. И именно поэтому я решил создать рубрику под названием «Великие Творческие Люди», в которой и начал публиковать психологический анализ творчества людей, которые на определенных этапах моей жизни поддерживали и вдохновляли меня на собственную творческую трудовую деятельность, на смелую постановку самых высоких целей и методичное покорение намеченных мною творческих вершин.
И хотя я прекрасно понимаю, что ни одна статья из данной рубрики НИКОГДА НЕ принесет мне НИ ОДНОГО клиента, но в знак памяти и благодарности к Великим Творческим Людям (одним из которых, безусловно, является для меня и Владимир Семенович Высоцкий), я хочу, чтобы статьи данной рубрики все-таки были размещены у меня в блоге, и я не боюсь потратить на их написание свое время, хотя, безусловно, мог бы посвятить его тому материалу, который однозначно является более востребованным для меня с финансовой точки зрения (например, статьи с моими услугами онлайн психолога).

Кем еще для меня является Высоцкий? Однозначно, Пророком. Пророком ХХ века для всего советского народа. На мой взгляд, и сам Владимир Семенович, положа руку на сердце, однозначно считал себя таковым, и лукавит великий поэт, говоря: «Пророков нет – не сыщешь днем с огнем; Ушли и Магомет, и Заратустра. Пророков нет в Отечестве Своем, но и в других отечествах негусто».

Что же касается творчества Высоцкого, то оно, поистине, Бессмертно! Его песни слушали 40 лет назад, слушают сейчас и, смею предположить, будут слушать на протяжении еще, как минимум, нескольких столетий. Между прочим, многие из песен великого поэта и по сей день не утратили своей актуальности и вполне применимы ко многим нашим жизненным ситуациям. Ведь с помощью своего творчества психолог Высоцкий в первую очередь хотел достучаться до своего народа – донести до него те психологические знания и понимание жизни, которыми он, в силу чрезвычайно высокого интеллекта и великолепно работающего мышления, несомненно, обладал. Своими песнями он словнобы показывал людям что их ждет, если они окажутся в той или иной ситуации, если поступят так или как-нибудь иначе. Чего стоят только его «Песня о друге», «Попутчик», «Дорожная история», «Чужая колея», «Охота на волков» да и многие-многие другие. Именно благодаря своей проницательности и умению заглянуть в будущее Высоцкий для меня является не только психологом, но и пророком.
Однако, помимо попыток через свое творчество достучаться до народа, Высоцкий, в присущей ему ироничной манере, на мой взгляд, хотел также достучаться и до властей, указывая им на их огрехи, оплошности и откровенные ляпы в советской системе: «Отберите орден у НасЕра – не подходит к ордену НасЕр». – «Нельзя награждать орденом человека, который во время Великой Отечественной Войны воевал ПРОТИВ Советского Союза. Это же просто очевиднейший абсурд!».
Интересно также отметить и тот факт, что цели своей (достучаться и до народа, и до властей) при жизни Высоцкому выполнить так и НЕ удалось. Однако спустя 11.5 лет после его смерти (25.07.1980) поставленная им великая цель наконец-то осуществилась – 26 декабря 1991 года Михаил Горбачев официально объявил о прекращении существования СССР. – Все то, к чему Высоцкий так долго шел и упорно стремился, наконец-то осуществилось. – А ведь еще за тридцать с лишним лет ДО этого события великий поэт, психолог и пророк насквозь видел всю гниль советской системы и предчувствовал скорый развал социалистической системы – этого, как метко подметил еще Адольф Гитлер, «колоса на глиняных ногах».

На мой взгляд, живи Высоцкий в другое время (например, сейчас) – поставленная им цель (свержение гнилого политического режима) легко могла бы осуществиться великим поэтом еще при жизни. Разве не смог бы Владимир Семенович, за которым, несомненно, пошел бы весь трудовой народ, собрать парочку майданов? Да он, благодаря одной только своей личностной харизме, сделал бы это безо всяких денег и в тысячу раз лучше и быстрее, нежели какой-нибудь прыщавый Ющенко или косноязычный Кличко. Да что говорить, если бы Высоцкого пустили в большую политику, он запросто мог бы стать президентом не хуже Кучмы, Януковича, да и Порошенко с Путиным вместе взятыми.
Однако жил он, к сожалению, (хотя, кто знает, может быть, и к счастью) в совершенно другое время – и советские власти, как могли, упорно вставляли ему палки в колеса. И все же, несмотря на то, что для большинства политиков того времени Высоцкий стоял, как кость поперек горла, он многое успел сделать не только для своего народа, но и для мира в целом. Хотя, разумеется, многого сделать ему и не дали. Так, например, в СССР при жизни поэта вышли, смешно говорить, всего лишь: 7 мини-пластинок (миньонов) по 4 песни на каждой; 1 диск-гигант (12 песен); 5 дискоспектаклей и 7 полноценных сборников песен. И это при том, что количество спетых на концертах песен у Высоцкого достигает отметки в 6, а то и в 7 СОТЕН! И даже за рубежом Высоцкому удалось записать целых девять полноценных пластинок, которые увидели свет еще при жизни поэта.

Зато после смерти поэта на территории бывшего Советского Союза было установлено более двадцати памятников (и столько же памятных досок) с изображением Владимира Семеновича. Еще четыре памятника Высоцкому установили в странах дальнего зарубежья. Слава Богу, ошибся поэт, когда писал следующие строки (песня «У меня было сорок фамилий»): «И хоть я во все светлое верил — Например, в наш советский народ,- Но не поставят мне памятник в сквере Где-нибудь у Петровских ворот. Но я не жалею!». Поставили! А куда им было деться? Не признавать такого человека могла только советская, «самая справедливая», власть в мире.
Помимо памятников, в честь Владимира Семеновича были выпущены также две памятные медали, два проездных жетона и четыре монеты, две из них – другими государствами. Его памяти также посвящена и почтовая марка России (1999 год) из серии «Популярные певцы российской эстрады», Владимир Высоцкий. 2 рубля, Россия, 1938-1980. И вновь не сбылись слова Высоцкого из все той же песни («У меня было сорок фамилий»): «Все равно меня не отчеканят На монетах заместо герба. Но я не жалею!». Отчеканили!

Владимиру Семеновичу Высоцкому – 74 года!2

Интересно также, что в январе 1988 года в СССР достаточно широко отмечалось пятидесятилетие со дня рождения Владимира Семеновича. В то время уже начали продаваться первые сборники его поэзии, проходили вечера памяти, статьи о нём начали печататься в прессе. Все филателисты ожидали выпуска памятных филателистических материалов – т.н. «коммеморативных», или памятных марок (коммеморатив – памятная почтовая марка, выпущенная в ознаменование события, знаменательной даты или юбилея выдающейся личности). Художник В. Коваль изготовил эскиз конверта с маркой, посвящённой Высоцкому, однако конверт выпущен не был. Видимо, в то время власти еще побаивались делать активные шаги для массовой популяризации бывшего опального поэта – пророка и психолога Высоцкого.

Что же касается нашего времени, то сейчас, в отличие от времени советского, вспоминают о великом поэте все больше и больше – о его жизни и творчестве ежегодно пишутся десятки и даже сотни книг, регулярно снимаются фильмы и телепередачи. Да и на концертах его песни исполняют все, кому ни лень. Однако мотивом данных действий служит отнюдь ни желание высоко оценить его творчество (половина певцов вообще НЕ понимают, о чем поют), ни воздать дань уважения великому поэту, ни донести до читателя или зрителя сколько-нибудь адекватную правдивую информацию о великом человеке. Нет, движет этими людьми банальное желание пропиариться и срубить бабла за счет великого поэта. И этот сброд пиарщиков напоминает мне стайку плешивых и жалких шакалов, которые сбежались на пищу, добытую погибшим в бою храбрым львом – вместо того, чтобы добывать свое пропитание честной охотой (т.е. СВОИМ Творчеством) они занимаются банальным мародерством – растаскивают по кусочкам шкуру и пищу мертвого льва (т.е. вместо того, чтобы творить и создавать что-то свое, «питаются» тем Творческим наследием, которые оставил после себя Владимир Семенович). А заодно за трапезой, во время светской беседы, как ни в чем не бывало, обсуждают личность павшего льва. И я сейчас пишу совершенно НЕ о его последней жене, Марине Влади, прекрасной актрисе, полноценной и состоявшейся личности, достойной во всех смыслах и более чем обеспеченной и успешной женщине, известной в самых широких кругах. – Нет, речь идет отнюдь НЕ о ней. – На мой взгляд, наиболее ярким подтверждением такого рода шакальства служит отвратительнейший (и НЕ только на мой взгляд) фильм, снятый младшим сыном Владимира Семеновича – Никитой Высоцким: «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011) с Сереженькой Безруковым в главной роли. Никита Владимирович, ну вот скажите, пожалуйста, неужели почти за 30 лет Вашей работы в театре и кино Вы не могли снять более адекватного фильма про Вашего, вне всякого сомнения, выдающегося отца?! Ваш отец был талантом, который при помощи упорной и методичной работы превратил себя в гения. Так почему бы и Вам, Никита Владимирович, вместо того, чтобы во время многочисленных интервью (от которых, как Вы вечно заявляете, Вы безумно устали, но которые Вы продолжаете раздавать направо и налево (буквально всем и каждому) с более чем завидной регулярностью), так вот, почему бы Вам вместо того, чтобы во время этих самых интервью каждый раз натягивать на свою физиономию маску эдакой обиженной невинности, и каждый раз представать перед телекамерами в роли эдакой жертвы и постоянно ныть о том, как же тяжко Вам жилось, так вот, почему бы Вам не пойти по стопам своего отца – и, вместо того, чтобы, извините за выражение, заниматься откровенной херней, снимая такие говно-фильмы, не стать профессионалом своего дела и не снять о Вашем отце действительно что-нибудь СТОЯЩЕЕ?! Но нет – это ведь, извините, вкалывать надо, и, наверное, не меньше, чем Ваш папа. А ведь куда проще корчить и изображать из себя вечную жертву, обсирая при этом, например, ту же Марину Влади, особенно если за это еще и денежки платят. А что – непыльная, однако, у Вас работенка. Сколько там в прокате собрал Ваш «кино-шедевр» 2011 года? По данным Википедии – почти 27.5 миллионов долларов при бюджете в 12 миллионов. Неслабо, правда? Да если бы Вы, Никита Владимирович, не были сыном самого Высоцкого – то кто бы Вас знал, вспоминал о Вас, платил Вам деньги за интервью, регулярно приглашал на телепередачи и финансировал бюджет столь отвратительного и неудачного во всех смыслах фильма?! Думаю, что ответ очевиден. НИКТО. Потому, что как профессионал Вы, Никита Владимирович, ПОЛНЫЙ И АБСОЛЮТНЫЙ НУЛЬ. И по стопам своего отца Вы, к сожалению, явно НЕ пошли.

Уважаемые Читатели, на этом на сегодня от меня всё. С первой частью психологического анализа творчества Владимира Высоцкого Вы можете ознакомиться в статье «Психология Высоцкого».

А сейчас я представляю Вашему вниманию наиболее интересную общую информацию о поэте, скопированную из Википедии, которая носит чисто описательный и статистический характер и НЕ представляет какого-либо интереса с точки зрения психолого-психиатрического анализа, с помощью которого я проведу анализ биографии великого поэта (ссылку на статью с которым я оставлял еще в начале заметки).

Владимир Семенович Высоцкий (25 января 1938, Москва – 25 июля 1980, Москва) – выдающийся советский поэт и автор-исполнитель, актёр, автор прозаических произведений. Лауреат Государственной премии СССР (1987 – посмертно).
Владимир Высоцкий сыграл десятки ролей в театре и кино, в том числе Гамлета («Гамлет», В. Шекспира), Лопахина («Вишнёвый Сад», А.П. Чехова). Наиболее примечательными работами в кинематографе являются фильмы «Место встречи изменить нельзя», «Маленькие трагедии», «Интервенция», «Хозяин тайги», «Вертикаль», «Служили два товарища». Актёр театра Драмы и комедии на Таганке в Москве, созданного Юрием Петровичем Любимовым в 1964 году.
Владимир Высоцкий вошёл в историю как автор-исполнитель своих стихов и песен под акустическую семиструнную «русскую» гитару.
По итогам опроса ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения), проводившегося в 2010 году, Высоцкий занял второе место в списке «кумиров XX века» после Юрия Гагарина. Опрос, проведенный ФОМ в середине июля 2011 года, продемонстрировал, что, несмотря на снижение интереса к творчеству Высоцкого, абсолютное большинство знает Высоцкого, а около 70% ответили, что относятся к нему положительно и считают его творчество важным явлением отечественной культуры XX века.

Семья
Отец — Семён Владимирович Высоцкий (1915—1997) — уроженец Киева, военный связист, ветеран Великой Отечественной войны, полковник.
Мать — Нина Максимовна (урождённая Серегина, 1912—2003) — по специальности переводчик с немецкого языка.
Дядя — Алексей Владимирович Высоцкий, (1919—1977) — писатель, участник Великой Отечественной войны, кавалер трёх орденов Красного Знамени.
Сын — Аркадий Владимирович Высоцкий (29 ноября 1962, Москва) — российский актёр и киносценарист.
Сын — Никита Владимирович Высоцкий (8 августа 1964, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, режиссёр.

Детство
Москва, Большой Каретный переулок, 15. Задний фасад дома, в котором Владимир Семенович жил в 1949—1955. Видны табличка и барельеф.
Владимир Высоцкий родился 25 января 1938 года, в 9 часов 40 минут в Москве в роддоме (б-ца МОНИКИ) на Третьей Мещанской улице (дом 61/2) (теперь это ул. Щепкина). Раннее детство он провёл в московской коммунальной квартире на 1-й Мещанской улице (ныне проспект Мира): «…На тридцать восемь комнаток всего одна уборная…» — написал в 1975 году Высоцкий о своём раннем детстве. Во время Великой Отечественной войны в 1941 — 1943 годах жил с матерью в эвакуации в селе Воронцовка, в 20 км от райцентра — города Бузулук, Чкаловской (ныне — Оренбургской) области. В 1943 году возвратился в Москву, на 1-ю Мещанскую улицу, 126 (с 1957 года — проспект Мира). В 1945 году Высоцкий пошёл в первый класс 273-й школы Ростокинского района Москвы.
Через некоторое время после развода родителей, в 1947 году, Владимир переехал жить к отцу и его второй жене, армянке по национальности — Евгении Степановне Высоцкой-Лихалатовой (урожденная Мартиросова) (1918—1988), которую сам Высоцкий называл «мама Женя». В 1947 — 1949 годах они проживали в г. Эберсвальде (Германия), по месту службы отца, где юный Володя научился играть на фортепиано.
В октябре 1949 года он вернулся в Москву и пошел в 5-й класс мужской средней школы №186 (в настоящее время там располагается главный корпус Российской правовой академии Министерства Юстиций). В это время семья Высоцких жила в Большом Каретном переулке, 15, кв. 4. (На доме установлена мемориальная доска, выполненная московским архитектором Гаспаряном Робертом Рубеновичем, — первая, ещё в советское время, памятная доска всенародного кумира). Этот переулок увековечен в его песне: «Где твои семнадцать лет? На Большом Каретном!».

Начало карьеры артиста
С 1953 года Высоцкий посещал драмкружок в Доме учителя, руководимый артистом МХАТа В. Богомоловым. В 1955 году закончил среднюю школу №186, и, по настоянию родственников, поступил на механический факультет Московского инженерно-строительного института им. Куйбышева, из которого ушёл после первого семестра.
Решение об уходе было принято в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год. Вместе со школьным другом Высоцкого, Игорем Кохановским, было решено провести новогоднюю ночь весьма своеобразным манером — за исполнением чертежей, без которых их не допустили бы к сессии. Где-то во втором часу ночи чертежи были готовы. Но тут Высоцкий встал и, взяв со стола банку с тушью (по другой версии — с остатками крепко заваренного кофе), стал поливать её содержимым свой чертёж. «Всё. Буду готовиться, есть ещё полгода, попробую поступить в театральный. А это — не моё…»
Так звучит одна из красивых легенд о Владимире Высоцком. Заявление Высоцкого об отчислении из института по собственному желанию подписано 23 декабря 1955 года
С 1956 по 1960 год Высоцкий — студент актёрского отделения Школы-студии МХАТ им. В.И. Немировича-Данченко. Он занимается у Б.И. Вершилова, затем у П.В. Массальского и А.М. Комиссарова. 1959 год ознаменовался первой театральной работой (роль Порфирия Петровича в учебном спектакле «Преступление и наказание») и первой ролью в кино (фильм «Сверстницы», эпизодическая роль студента Пети). В 1960 году произошло первое упоминание о Высоцком в центральной печати, в статье Л. Сергеева «Девятнадцать из МХАТ» («Советская культура», 1960, 28 июня).
Во время учёбы на первом курсе В. Высоцкий познакомился с Изой Жуковой, на которой женился весной 1960 года.
В 1960—1964 годах Высоцкий работал (с перерывами) в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина. Сыграл роль Лешего в спектакле «Аленький цветочек» по сказке С.Т. Аксакова, а также ещё около 10 ролей, в основном — эпизодических.
В 1961 году на съёмках кинофильма «713-й просит посадку» познакомился с Людмилой Абрамовой, ставшей его второй женой (официально брак был зарегистрирован в 1965 году).

Начало поэтической деятельности
В начале 1960-х годов появились первые песни Высоцкого. Песня «Татуировка», написанная в 1961 году в Ленинграде, многими считается первой. Неоднократно таковой её называл и сам Высоцкий. Эта песня положила начало цикла «блатной» тематики.
Однако существует песня «49 дней», датируемая 1960 годом, о подвиге четырёх советских солдат, дрейфовавших и выживших в Тихом океане. Отношение автора к песне было весьма критичным: в автографе ей дан надзаголовок «Пособие для начинающих и законченных халтурщиков», с пояснением в конце, что «таким же образом могут быть написаны» стихи на любые актуальные темы. «Надо только взять фамилии и иногда читать газеты». Но, несмотря на то, что Высоцкий как бы исключал эту песню из своего творчества (называя «Татуировку» первой), известны фонограммы её исполнений в 1964-1969 гг.

Зрелые годы
В дальнейшем поэтическое и песенное творчество, наряду с работой в театре и кино, стало главным делом жизни В.С. Высоцкого. Проработав менее двух месяцев в Московском театре миниатюр, Владимир безуспешно попытался поступить в театр «Современник». В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам и поступил на работу в Московский театр драмы и комедии на Таганке, где проработал до конца жизни (25.07.1980).
В июле 1967 года Владимир Высоцкий познакомился с французской актрисой русского происхождения Мариной Влади (Мариной Владимировной Поляковой), ставшей его третьей женой (декабрь 1970 года).
В июне 1968 года В. Высоцкий послал письмо в ЦК КПСС в связи с резкой критикой его ранних песен в центральных газетах. В том же году вышла его первая авторская грампластинка «Песни из кинофильма „Вертикаль“».
В ноябре 1971 года в театре на Таганке состоялась премьера спектакля «Гамлет» (режиссёр — Ю.П. Любимов), главную роль в котором исполнил В.С. Высоцкий.
15 июня 1972 года в 22:50 по эстонскому телевидению была показана 55-минутная передача «Парень с Таганки» — первое появление Высоцкого на советском телеэкране, если не считать кинофильмов с его участием.
В 1975 году Высоцкий поселился в кооперативной квартире на Малой Грузинской улице, 28.
В том же году в первый и последний раз прижизненно опубликовано стихотворение Высоцкого в советском литературно-художественном сборнике (День поэзии 1975. М., 1975) — это стихотворение «Из дорожного дневника».
13 февраля 1978 года приказом №103 Министерства культуры СССР, согласно записи в аттестационном удостоверении артиста №17114, Владимиру Высоцкому была присвоена высшая категория вокалиста-солиста эстрады, после чего Высоцкий уже был официально признан «певцом-профессионалом».
В 1978 году записался на телевидении Чечено-Ингушской АССР. В 1979 году участвовал в издании альманаха «Метрополь».
В 1970-х годах познакомился в Париже с цыганским музыкантом и артистом Алёшей Дмитриевичем. Они неоднократно исполняли вместе песни и романсы и даже собирались записать совместную пластинку, но Высоцкий умер в 1980-м, и этот проект не осуществился.
Вместе с актёрами Театра на Таганке ездил с гастролями за границу: в Болгарию, Венгрию, Югославию (БИТЕФ), Францию, Германию, Польшу. Получив разрешение выехать к жене во Францию с частным визитом, сумел также побывать несколько раз в США (в том числе и с концертами 1979 года), Канаде, Таити и т.д.
Высоцкий дал более 1000 концертов в СССР и за рубежом.
22 января 1980 года записался на ЦТ в программе «Кинопанорама», фрагменты которой были впервые показаны в январе 1981 года, а целиком передача (хронометраж 1 час 3 мин.) вышла только 23 января 1987 года. В первой части этой передачи В. Высоцкий исполнял попурри из фильма «Вертикаль», песни «Мы вращаем Землю», «Одна научная загадка» из фильма «Ветер „Надежды“», «Я не люблю», «Пожары», «Утренняя гимнастика», «Парус», а во второй — «Жираф», «Письмо в редакцию по поводу Бермудского треугольника», «Песню о земле» из фильма «Сыновья уходят в бой» и «Балладу о любви» из фильма «Стрелы Робин Гуда».

Последние дни и смерть
16 апреля 1980 года состоялась последняя съёмка концерта Высоцкого в Ленинградском БДТ, где он исполнял песни «Кони привередливые», «Купола», «Охота на волков» и рассказывал о своём творчестве. Фрагмент этой съёмки вошёл в передачу В. Виноградова «Я возвращаю ваш портрет». На обратной стороне двойного альбома «Сыновья уходят в бой» приведены фотографии именно с этого концерта.
22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Высоцкого (в Калининграде), на котором ему стало плохо.
3 июля 1980 года состоялось выступление Высоцкого в Люберецком городском дворце культуры в Московской области, где, по словам очевидцев, он выглядел нездоровым, говорил, что неважно себя чувствует, но на сцене держался бодро и, вместо полутора запланированных часов, отыграл двухчасовой концерт.
14 июля 1980 года во время выступления в МНИИЭМ (Москва) Владимир Высоцкий исполнил одну из своих последних песен — «Грусть моя, тоска моя… Вариация на цыганские темы».
16 июля он провёл свой последний концерт в подмосковном Калининграде (ныне Королёв).
18 июля 1980 года Высоцкий последний раз появился в своей самой известной роли в Театре на Таганке, в роли Гамлета в одноимённой постановке по Шекспиру.
25 июля 1980 года Высоцкий скончался во сне в своей московской квартире.
Назвать причину смерти невозможно, так как вскрытие не производилось. Существует несколько версий: Станислава Щербакова и Леонида Сульповара — асфиксия, как следствие чрезмерного употребления седативных средств (морфия и алкоголя); Игорь Элькис эту версию отвергает.
Существует также версия Анатолия Федотова, которого разные люди характеризуют по-разному: и как личного врача Высоцкого, и как человека, спасшего его 25 июля 1979 года в Бухаре (по собственному диагнозу — клиническая смерть от «не только пищевого» отравления), а также и как врача, «проспавшего» Высоцкого 25 июля 1980 года: «23 июля при мне приезжала бригада реаниматологов из Склифосовского. Они хотели провести его на искусственном аппаратном дыхании, чтобы перебить дипсоманию. Был план, чтобы этот аппарат привезти к нему на дачу. Наверное, около часа ребята были в квартире, решили забрать через день, когда освобождался отдельный бокс. Я остался с Володей один — он уже спал. Потом меня сменил Валера Янклович. 24 июля я работал… Часов в восемь вечера заскочил на Малую Грузинскую. Ему было очень плохо, он метался по комнатам. Стонал, хватался за сердце. Вот тогда при мне он сказал Нине Максимовне: „Мама, я сегодня умру…“ …Он метался по квартире. Стонал. Эта ночь была для него очень тяжелой. Я сделал укол снотворного. Он все маялся. Потом затих. Он уснул на маленькой тахте, которая тогда стояла в большой комнате. … Между тремя и половиной пятого наступила остановка сердца на фоне инфаркта. Судя по клинике — был острый инфаркт миокарда». Анатолий Федотов

Похороны
Владимир Семёнович был похоронен 28 июля 1980 года на Ваганьковском кладбище.
В. Высоцкий умер во время проходивших в Москве летних Олимпийских игр. В преддверии Олимпийских игр из Москвы были выселены многие жители, имевшие трения с законом. Был ограничен въезд иногородних граждан, и город был наводнён милицией, ввиду нехватки сотрудников многих милиционеров командировали в Москву из союзных республик.
Сообщений о смерти Владимира Высоцкого в советских средствах массовой информации практически не печаталось (появилось лишь два сообщения в «Вечерней Москве» о смерти и дате гражданской панихиды, небольшой некролог в газете «Советская культура» и, возможно, уже после похорон, статья памяти Высоцкого в «Советской России»). Над окошком театральной кассы было вывешено скромное объявление: «Умер актёр Владимир Высоцкий». Ни один человек не сдал назад билет — каждый хранит его у себя как реликвию. И, тем не менее, у Театра на Таганке, где он работал, собралась огромная толпа, которая находилась там в течение нескольких дней (в день похорон были также заполнены людьми крыши зданий вокруг Таганской площади). Высоцкого хоронила, казалось, вся Москва, стадионы стояли полупустые, хотя официального сообщения о смерти не было. Марина Влади уже в автобусе, направившемся в сторону Ваганькова, сказала одному из друзей мужа В.И. Туманову: «Вадим, я видела, как хоронили принцев, королей, но ничего подобного не видела!…».
«В общем, мы его похоронили, и в этом есть моя какая-то доминантная роль. Они хотели его тихо, быстро похоронить. Закрытый город, Олимпиада, а получилась довольно для них неприятная картина. Когда они наврали, сказали, что привезут гроб, чтобы проститься с ним, а очередь шла от Кремля… Видимо, их мышление было таково, что как такого типа провозить мимо Кремля на Ваганьковское кладбище. Поэтому они — раз, и в туннель юркнули. Стали выламывать его портрет, который выходит на втором этаже, поливочные машины стали смывать с асфальта цветы, которые люди берегли зонтиками, потому что была страшная жара… И вот эта толпа огромная, которая вела себя просто идеально, начала кричать на всю площадь: «Фашисты! Фашисты!». Этот кадр обошёл весь мир, и это, конечно, они затаили». Ю.П. Любимов.

Жёны и дети
Иза Константиновна Высоцкая (урожденная Иза Константиновна Мешкова, по первому браку — Жукова). Родилась 22 января 1937 года. Женаты с 25 апреля 1960 года. Дата развода неизвестна. По одним данным, вместе супруги прожили неполные 4 года, по другим, развод был оформлен в 1965 году, однако известно, что фактически они расстались задолго до официального развода. Поэтому сын Изы Константиновны, родившийся в 1965 году, носит фамилию Высоцкий, на самом деле, будучи сыном другого человека.
Людмила Владимировна Абрамова. Родилась 16 августа 1939 года. Женаты с 25 июля 1965 года по 10 февраля 1970 года, разведены; двое сыновей: Аркадий (род. 1962) и Никита (род. 1964).
Екатерина Марина Владимировна Полякова-Байдарова, известная под сценическим псевдонимом Марина Влади. Родилась 10 мая 1938 года. Женаты с 1 декабря 1970 года по 25 июля 1980 года.

Друзья
В своих интервью Высоцкий часто рассказывал о своих друзьях — в первую очередь, естественно, об известных людях, но отмечая, что были и «несколько человек, не имеющих отношения к… публичным профессиям».
Так, первыми друзьями, получившими впоследствии известность, были одноклассники Владимира: будущий поэт Игорь Кохановский и будущий сценарист Владимир Акимов. Потом эта группа разрослась: «Мы жили в одной квартире в Большом Каретном, … жили прямо-таки коммуной…». Эта квартира принадлежала старшему другу поэта — Левону Кочаряну и там жили или часто бывали актёр Василий Шукшин, режиссёр Андрей Тарковский, писатель Артур Макаров, сценарист Владимир Акимов, Анатолий Утевский. Об этих людях Владимир Семёнович вспоминает: «Можно было сказать только полфразы, и мы друг друга понимали по жесту, по движению глаз».
Со временем прибавились коллеги по театру: Всеволод Абдулов, Иван Бортник, Иван Дыховичный, Борис Хмельницкий, Валерий Золотухин, Валерий Янклович. Кроме них, на разных этапах жизни у Высоцкого также появлялись новые друзья: Давид Карапетян, Даниэль Ольбрыхский, Вадим Туманов, Виктор Туров, Михаил Барышников, Сергей Параджанов и другие.
В Париже Высоцкий знакомится с Михаилом Шемякиным, которым в будущем будет создано множество иллюстраций к песням Высоцкого, возведён памятник поэту в Самаре. Однако, пожалуй, самое важное, что Михаил Михайлович сделал для увековечивания памяти друга — это записи Высоцкого, сделанные в Париже в 1975—1980 годы в студии Михаила Шемякина. На второй гитаре Высоцкому аккомпанировал Константин Казанский. Эти записи уникальны не только качеством и чистотой звучания, но и тем, что Высоцкий пел не просто для пластинки, а для близкого друга, чьё мнение он так ценил.

Посмертное признание и влияние на культуру
В годы цензуры Высоцкий затрагивал ряд запретных тем, но, несмотря на существовавшие ограничения, популярность Высоцкого была и остается по сей день феноменальной. Это обуславливается человеческим обаянием и масштабностью личности, поэтическим даром, уникальностью исполнительского мастерства, предельной искренностью, свободолюбием, энергетикой исполнения песен и ролей, точностью раскрытия песенных тем и воплощения образов. Не случайно по итогам опроса ВЦИОМ, проведённого в 2009-2010 гг. на тему «Кого вы считаете русскими кумирами ХХ века», Высоцкий занял второе место (31% опрошенных), уступив только Юрию Гагарину (35% опрошенных) и значительно опередив остальных писателей (Л.Н. Толстой — 17%, А.И. Солженицын — 14%).
Официальное признание к Владимиру Семеновичу Высоцкому пришло только после смерти. Сначала это были отдельные шаги: в 1981 году усилиями Р. Рождественского, был опубликован первый крупный сборник произведений В. Высоцкого — «Нерв» — и вышла первая полноценная («диск-гигант») советская пластинка, как и положено большому поэту. В 1987 году ему посмертно присуждена Государственная премия СССР, за исполнение роли капитана Жеглова в фильме «Место встречи изменить нельзя» и авторское исполнение песен (премию получал отец — С.В. Высоцкий).

Ономастика
(От др.-греч. — искусство давать имена) — раздел лингвистики, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием у других языков общения. В более узком смысле ономастика — собственные имена различных типов (ономастическая лексика).
Имя Высоцкого носят более 30 улиц (в том числе в Болгарии и Германии);
Почти 20 скал и пиков, перевалов и речных порогов, каньонов и ледников названы в честь Высоцкого. Его имя присвоено даже горному плато на архипелаге Огненная Земля.
В честь Высоцкого назван астероид «Владвысоцкий» (2374 Vladvysotskij).
Именем Высоцкого названы театры, корабли, самолёт, кафе, сорта цветов.
Его памяти посвящены несколько спортивных турниров.
Также его именем назван 200-метровый небоскрёб (54 этажа) в г. Екатеринбурге.

Музеи
Существует, как минимум, 6 музеев Высоцкого (из них наиболее известен «Дом Высоцкого на Таганке»).

Культурно-досуговый центр
В городе Норильске, район Талнах расположен Культурно-досуговый центр им. В.С. Высоцкого.

Проза, Книги
«Жизнь без сна (Дельфины и психи)». 1968 год Наличие авторского названия неизвестно.
Первая известная публикация рассказа в парижском журнале «Эхо» в 1980 г. Название «Жизнь без сна» было дано редакцией журнала. Под заголовком «Дельфины и психи» рассказ распространялся в советском самиздате.
«Как-то так все вышло». 1969 или 1970 годы.
«Где центр?» (сценарий). 1975 год.
«Роман о девочках». 1977 год. Роман не окончен. В авторской рукописи название отсутствует.
«Венские каникулы» Киноповесть (совместно с Э.Володарским) 1979 год.
«Чёрная свеча» (1 часть) Совместно с Леонидом Мончинским. Владимир Семенович не дожил до окончания совместного труда, и 2 часть была написана уже только Мончинским.

Количество книг о Высоцком растёт постоянно, — о нём пишут и его жёны, и друзья, и исследователи творчества.
2011 — Ф. Раззаков. Другой Владимир Высоцкий. Темная сторона биографии знаменитого артиста.
2011 — В. Батов. Владимир Высоцкий: художник и человек.
2011 — В. Бакин. Владимир Высоцкий без мифов и легенд.
2011 — Высоцкий В., Шемякин М. Две судьбы.
2010 — Протоиерей Михаил Ходанов. «Спасите наши души!..» Книга 1. Православная духовность и творчество русских поэтов XX века. Владимир Высоцкий, Игорь Тальков и другие.
2010 — Ю. Сушко. Владимир Высоцкий. По-над пропастью.
2010 — Владимир Высоцкий. Песни. Стихотворения. Проза. Издательство: Эксмо. 816 с.
2010 — Новиков В.И. Высоцкий. Издательство: Молодая гвардия.
2006 — Я. Корман. Владимир Высоцкий. Ключ к подтексту.
2005 — Владимир Высоцкий. Авторский сборник. Избранное (подарочный комплект из 2 книг, в футляре). 1040 с.

Кинематограф, Фильмы
Высоцкий снялся почти в 30 фильмах, во многих из них звучат его песни. На многие роли его не утверждали, причём далеко не всегда по творческим причинам. Высоцкий участвовал также в озвучивании одного мультфильма — «Волшебник Изумрудного города». Кроме того, изначально Волка в мультфильме «Ну, погоди!» предполагалось озвучивать Высоцкому, но впоследствии его заменил Анатолий Папанов. Также Владимир Семёнович является соавтором сценария фильма «Зелёный фургон», который должен был стать его первой режиссёрской работой.
Роли Владимира Высоцкого в кино:
Сверстницы (Мосфильм). 1959, режиссер В. Ордынский. Роль: студент Петя. (Высоцкий произносит там два слова: «Сундук и корыто»).
Карьера Димы Горина (Киностудия имени М. Горького). 1961, режиссеры Ф. Довлатян, Л. Мирский. Роль: монтажник Софрон.
713-й просит посадку (Ленфильм). 1962, режиссер Г. Никулин. Роль: моряк американской морской пехоты (несколько эпизодов).
Увольнение на берег (Мосфильм). 1962, режиссер Ф. Миронер. Роль: матрос Петр (несколько эпизодов).
Живые и мертвые (Мосфильм). 1963, режиссер А. Столпер. Роль: Веселый солдат (один эпизод).
Штрафной удар (Киностудия имени М. Горького). 1963, режиссер В. Дорман. Роль: гимнаст Александр Никулин.
На завтрашней улице (Мосфильм). 1965, режиссер Ф. Филиппов. Роль: бригадир строителей Петр Маркин.
Наш дом (Мосфильм). 1965, режиссер В. Пронин. Роль: радиотехник (один эпизод).
Стряпуха (Мосфильм). 1965, режиссер Э. Кеосаян. Роль: Андрей Пчелка.
Я родом из детства (Беларусьфильм). 1966, режиссер В. Туров. Роль: капитан-танкист Володя.
Саша-Сашенька (Беларусьфильм). 1966, режиссер В. Четвериков. Роль: актер (эпизод).
Вертикаль (Одесская киностудия). 1967, режиссер С. Говорухин. Роль: альпинист-радист Володя.
Короткие встречи (Одесская киностудия). 1967, режиссер К. Муратова. Роль: геолог Максим.
Война под крышами (Беларусьфильм). 1967, режиссер В. Туров. Роль: полицай на свадьбе (в массовке без слов).
Интервенция (Ленфильм). 1968, режиссер Г. Полока. Роль: Бродский (Воронов). Фильм выпущен в 1987 году.
Служили два товарища (Мосфильм). 1968, режиссер Е. Карелов. Роль: поручик Александр Брусенцов.
Хозяин тайги (Мосфильм). 1968, режиссер В. Назаров. Роль: бригадир сплавщиков Иван Рябой.
Опасные гастроли (Одесская киностудия). 1969, режиссер Г. Юнгвальд-Хилькевич. Роль: подпольщик Николай Коваленко (Жорж Бенгальский).
Белый взрыв (Одесская киностудия). 1969, режиссер С. Говорухин. Роль: капитан (один эпизод).
Четвертый (Мосфильм). 1972, режиссер А. Столпер. Роль: Четвертый.
Плохой хороший человек (Ленфильм). 1973, режиссер И. Хейфиц. Роль: фон Корен.
Единственная дорога (Мосфильм-СССР, Филмски студио Титоград — Югославия). 1974, режиссер В. Павлович. Роль: шофер Солодов.
Единственная (Ленфильм). 1975, режиссер И. Хейфиц. Роль: Борис Ильич.
Бегство мистера Мак-Кинли (Мосфильм). 1975, режиссер М. Швейцер. Роль: уличный певец Билл Сиггер.
Сказ про то, как царь Петр арапа женил (Мосфильм). 1976, режиссер А. Митта. Роль: Ибрагим Ганнибал.
Они вдвоем (Мафильм, ВНР). 1977, режиссер М. Месарош. Роль: знакомый главной героини (один эпизод).
Место встречи изменить нельзя (телевизионный; Одесская киностудия). 1979, режиссер С. Говорухин. Роль: капитан Глеб Жеглов.
Маленькие трагедии (телевизионный — Мосфильм). 1980, режиссер М. Швейцер. Роль: дон Гуан.

В 1987 году вышел первый фильм о Высоцком — «Четыре встречи с Владимиром Высоцким», режиссёра Эльдара Рязанова. В дальнейшем разными режиссёрами было снято ещё более 10 документальных фильмов. В 2011 году режиссёром Петром Бусловым по сценарию Никиты Высоцкого был снят художественный фильм «Высоцкий. Спасибо, что живой».
По его произведениям поставлены фильмы:
«Фартовый» (2006, по роману «Чёрная свеча»).
Образ Владимира Высоцкого также использован:
в фильме Ивана Дыховичного «Копейка» — в роли Высоцкого Игорь Арташонов;
в сериале «Галина»;
как один из прототипов главного героя повести А. и Б. Стругацких «Гадкие лебеди», Виктора Банева. С разрешения Высоцкого в повести в слегка изменённом варианте используется его песня «Сыт я по горло, до подбородка …»;
в фильме Гарика Сукачева «Дом Солнца» — в роли Высоцкого снялся сам режиссёр;
в фильме «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011).

На телевидении
22 января 1980 года состоялась единственная прижизненная съёмка Высоцкого на Центральном телевидении — для «Кинопанорамы» (режиссёр — К. Маринина). Однако запись пролежала на полке под цензурным запретом 7 лет и вышла в эфир под названием «Владимир Высоцкий. Монолог» только в 1987 году.
25 ноября 2011 года на Первом канале состоялась передача о Высоцком из цикла «Достояние Республики».

Интересные факты
Владимир Высоцкий рассказывал, как однажды в Монреале он увидел Бронсона, который курил у входа в отель «Хилтон», и бросился к нему: «Вы — мой любимый актёр!» Тот же сплюнул под ноги, раздавил окурок каблуком и равнодушно сказал: «Get lost» — «Отвали»… Через несколько лет Владимир Семенович давал концерт в Голливуде. После выступления актеры поздравляли его с успехом. Высоцкий искал глазами Бронсона — ждал, что тот к нему подойдет и ему можно будет отплатить той же монетой. Не дождавшись, спросил о нём у организатора вечера, на что получил ответ: «Бронсон? Да он такой скучный человек, что мы никогда его не приглашаем».

Любимые песни Владимира Высоцкого по мнению россиян
«Песня о друге»
«Кони привередливые»
«Скалолазка»
Песни из к/ф «Вертикаль»
«Утренняя гимнастика»

Театральные работы
В основном имя Высоцкого как театрального актёра связано с Театром на Таганке. В этом театре он участвовал в 15 спектаклях (в том числе «Жизнь Галилея», «Вишнёвый сад», «Гамлет»). Более чем в 10 спектаклях (не только Театра на Таганке) исполнялись его песни.

Высоцкий и радио
Высоцкий принял участие в создании 11 радиоспектаклей (в том числе «Мартин Иден», «Каменный гость», «Незнакомка», «За Быстрянским лесом»).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.