Творчество В.С. Высоцкого. Часть 5

21.01
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Данной заметкой я продолжаю психологический анализ творчества Высоцкого. Сегодня исполняется 23 года со дня его смерти. – Он ушел от нас 25 июля 1980 года, в разгар XXII летних Олимпийских игр в Москве. В связи с этим психологический анализ его творчества хочу начать со спортивной песни – «Песня про прыгуна в высоту» (1970).

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Разбег, толчок… И – стыдно подыматься:
Во рту опилки, слезы из-под век, –
На рубеже проклятом два двенадцать
Мне планка преградила путь наверх.

Я признаюсь вам, как на духу:
Такова вся спортивная жизнь,-
Лишь мгновение ты наверху –
И стремительно падаешь вниз.

Но съем плоды запретные с древа я,
И за хвост подергаю славу я.
У кого толчковая – левая,
А у меня толчковая – правая!

Разбег, толчок… Свидетели паденья
Свистят и тянут за ноги ко дну.
Мне тренер мой сказал без сожаленья:
«Да ты же, парень, прыгаешь в длину!

У тебя – растяженье в паху;
Прыгать с правой – дурацкий каприз,-
Не удержишься ты наверху –
Ты стремительно падаешь вниз».

Но, задыхаясь словно от гнева я,
Объяснил толково я: главное,
Что у них толчковая – левая,
А у меня толчковая – правая!

Разбег, толчок… Мне не догнать канадца –
Он мне в лицо смеется на лету!
Я снова планку сбил на два двенадцать –
И тренер мне сказал напрямоту,

Что начальство в десятом ряду,
И что мне прополощут мозги,
Если враз, в сей же час не сойду
Я с неправильной правой ноги.

Но я лучше выпью зелье с отравою,
Я над собой что-нибудь сделаю –
Но свою неправую правую
Я не сменю на правую, но левую!

Трибуны дружно начали смеяться –
Но пыл мой от насмешек не ослаб:
Разбег, толчок, полет… И два двенадцать –
Теперь уже мой пройденный этап!

И пусть болит моя травма в паху,
И пусть допрыгался до хромоты, –
Но я все-таки был наверху
И меня не спихнуть с высоты!

Я им всем показал «ху из ху», —
Жаль, жена подложила сюрприз:
Пока я был на самом верху —
Она с кем-то спустилася вниз…

Но все же съел плоды запретные с древа я,
И за хвост подергал все же славу я, –
Пусть у них толчковая – левая,
А у меня толчковая – правая!

Вот какой анализ данной песни дает к.филос.наук, литературовед и критик Владимир Новиков: «Стремясь к единой цели, мы должны оставаться каждый самим собой. Личность реализует себя социально только тогда, когда она свободно и полно раскрывает свою индивидуальную природу, не стыдится собственной неповторимости и нестандартности. Не надо кроить всех на один аршин — это пригибает людей, делает их духовно стреноженными, общественно пассивными. Мы просто обязаны быть разными — в интересах каждого и в интересах всех.
Четко обнажена эта мысль, например, в песне про прыгуна в высоту. Когда от всех требуют, чтобы они прыгали одинаково, — ничего путного не выходит. Личность сопротивляется обезличке и стандартизации: «У них толчковая — левая, а у меня толчковая — правая». Кстати, Высоцкий в устном комментарии к этой песне предупреждал слушателей, что не надо здесь слова «левая» и «правая» воспринимать в традиционном значении (левый — радикальный, правый — консервативный). А в самом раннем, еще рукописном варианте эта песня называлась «Прыжки и гримасы судьбы», и там все было наоборот: главный герой имел «толчковую левую», а все остальные — «толчковую правую» (по материалам архива Московского КСП). В чем же тут дело?
Да в том, что каждый из нас должен верить себе, прислушиваться к голосу собственной совести и отстаивать свою правоту в честном споре с другими. Только тогда мы вместе можем прийти к правильному решению. Ведь кто был в социальном конфликте «левым», кто «правым», кто прогрессистом, а кто реакционером — это нередко выясняется только впоследствии, так сказать, задним числом. Общественная жизнь не обходится без споров, без ошибок. Но никогда не бывает прав тот, кто равнодушен к серьезным вопросам, кто свою «толчковую» выбирает не по внутреннему побуждению, а исключительно по указке вышестоящих лиц.
Такова диалектика личного и общего в художественном мире Высоцкого. Она с парадоксальной афористичностью сформулирована им в «Чужой колее»:
…делай как я!
Это значит—не надо за мной.
Нелегко следовать на жизненном пути «своей колеей», но иного выхода нет. И, требуя от читателя и слушателя быть личностью, Высоцкий протягивает руку помощи всякому, кто отважно пробует искать собственную дорогу. Поэт открыто говорит о сложности жизни, анализирует разные, порой взаимоисключающие точки зрения на нее, прислушиваясь к суждениям и опыту каждого человека. И нас он учит той же широте взгляда, умению посмотреть на предмет с разных сторон. Чем свободнее мыслит человек, тем легче ему принять правильное решение в сложной ситуации».

А теперь мой анализ.
На мой взгляд, в песне блестяще показано, КАК можно стать профессионалом экстра-класса (Королем в своей профессии) и ЧТО для этого необходимо делать. – Мало того, что прыгун в высоту методично, путем многочисленнейших ПРОБ и ОШИБОК, нарабатывал Навык: «Я снова планку сбил на два двенадцать», так делал он это, Ни смотря Ни На Что, еще и ОТЛИЧНЫМ от Других Способом: «У кого толчковая – левая, А у меня толчковая – правая!» и «Но я лучше выпью зелье с отравою, Я над собой что-нибудь сделаю – Но свою неправую правую Я не сменю на правую, но левую!».
Владимир Семенович потому и стал профессионалом экстра-класса, что не боялся ошибок и всё делал не как все (никого не слушался): именно он первым рискнул исполнять свои стихи под гитару. Конечно, вначале и у него не всё получалось. Однако спустя уже какое-то время делать это Высоцкий начал на высочайшем уровне и, со временем, вошел в мировую историю музыки, театра и кино не только благодаря своей Неподражаемой Актерской Игре, превосходному Исполнению Своих Песен на сцене театра и кино, но и благодаря ОГРОМНОМУ количеству Сольных Концертов (проведенных в различных странах мира), а самое главное – своему НЕПОДРАЖАЕМОМУ «ОХРИПШЕМУ» БАРИТОНУ с помощью которого в Каждое Слово Каждой Песни он вкладывал Частичку Своей Души! – Пел без халтуры, фанеры и плагиата! Всегда выкладывался на все 100%.
Уважаемые Читатели, но ведь как, порой, мы ненавидим тех, кто хотя бы в чем-то на нас не похож, кто не разделяет с нами наших взглядов, нашей системы ценностей, у кого отличное от нас мировоззрение (нет, оно не хорошее и не плохое, оно просто ДРУГОЕ). Как критикуем мы тех, кто делает что-то (или всё) ПО-ДРУГОМУ, – не хуже и не лучше, но ПО-СВОЕМУ – столкнувшись с такими людьми, мы желаем, чтобы на пути к СВОЕЙ цели они Оступились, Разочаровались, Прекратили идти СВОЕЙ дорогой и стали КАК ВСЕ. – Бросили всё на полпути и Отступились от реализации Своей Мечты, Своей Цели, Своего Смысла Жизни! Часто мы делаем это неосознанно, руководствуясь «благими намерениями»: «Я ведь знаю, КАК ТЕБЕ лучше, ЧТО для ТЕБЯ важно. Я ДЛЯ ТЕБЯ стараюсь». Уважаемые Читатели, а Вы часто слышали подобные высказывания в свой адрес? А ведь порой говорят их нам Самые Близкие Люди – родители, друзья, родственники, любимая (-ый): «Разбег, толчок… Свидетели паденья Свистят и тянут за ноги ко дну. Мне тренер мой сказал без сожаленья: «Да ты же, парень, прыгаешь в длину! У тебя – растяженье в паху; Прыгать с правой – дурацкий каприз, – Не удержишься ты наверху – Ты стремительно падаешь вниз». Вначале от этого больно, но потом, когда эмоции стихают и начинаешь думать, то постепенно осознаешь, что БЛИЗКИЕ И РОДНЫЕ люди ТАК себя НЕ ведут, ТАК НЕ поступают.
«Но, задыхаясь словно от гнева я, Объяснил толково я: главное, Что у них толчковая – левая, А у меня толчковая – правая!» – а вот этого, с моей точки зрения, делать не следует. Зачем метать бисер перед свиньями? Зачем кому-то что-то доказывать, когда они «видя, не видят и, слыша, не слышат»? И притчами, как велит Иисус Христос (Матф. 13:10), говорить с ними абсолютно бесполезно – тем более не поймут. Уважаемые Читатели, если Вы регулярно сталкиваетесь с подобным к себе отношением, я предлагаю Вам радикально пересмотреть круг своего общения и оставить в нем лишь тех, кто верит в Вас, кто поможет Вам и поддержит Вас в трудную минуту, кто пойдет ЗА Вами и ВМЕСТЕ С Вами пройдет через огонь, воду и медные трубы, кто сможет порадоваться Вашим успехам. А против критиканов я рекомендую либо использовать приемы психологического айкидо, разработанные Михаилом Ефимовичем Литваком (в случае, если контакта с ними Вам все-таки не избежать), либо (если есть такая возможность) прекратить с ними всякое общение. Разумеется, сразу так резко поступать не следует – если человек Вам Действительно Дорог (и это не какой-то случайный прохожий), то вначале, с помощью создания конструктивного делового конфликта (критикуя поступок, а не личность партнера по общению), обязательно следует дать обратную связь – попросить ТАК больше НЕ поступать, – а вести себя ПО-ДРУГОМУ: «Если ты хочешь дальше продолжать наше общение, то у меня к тебе огромная просьба – так-то и так-то себя не веди, то-то и то-то не говори – мне это неприятно по таким-то причинам. Если можешь – говори мне то-то и то-то, делай так-то и так-то – этим ты меня очень поддержишь. Спасибо». Но если они этого не понимают, не хотят Вас слышать и слушать, а на Вашу обратную связь и просьбы вести себя по-другому – не реагирует, – тогда какой Вам Смысл говорить с глухими? Зачем тратить на них свои жизненные силы и в бесполезных бессмысленных спорах подрывать драгоценное здоровье?
Возвращаясь к анализу творчества Высоцкого, отмечу, что прыгун в высоту успешно справился с давлением тренера, трибун, конкурентов. Разумеется, привело это к тому, что на вершину он все-таки взобрался: «Трибуны дружно начали смеяться – Но пыл мой от насмешек не ослаб: Разбег, толчок, полет… И два двенадцать – Теперь уже мой пройденный этап!». Но победа далась ему нелегко: «И пусть болит моя травма в паху, И пусть допрыгался до хромоты, – Но я все-таки был наверху И меня не спихнуть с высоты!». – На мой взгляд, ситуация здесь двоякая (амбивалентная): с одной стороны, Наверху прыгун все-таки побывал, но с другой – Какой Ценой далась ему эта победа? Мне кажется, что относительным Критерием Успеха является та цена, которую человек платит за победу. Можно ли считать победителем того, кто, карабкаясь на вершину, подорвал свое здоровье? – Заработал миллион и раковую опухоль/сахарный диабет/язву/инфаркт/инсульт? На мой взгляд, Нет. – Это Проигравший. – Даже будучи на вершине, радоваться победе он уже не сможет. Поэтому если за успех придется расплачиваться собственным здоровьем, полным отсутствием личной жизни, разрывом отношений с близкими людьми, изоляцией от общества – то, на мой взгляд, от его достижения лучше или вовсе отказаться, или хотя бы слегка умерить свой пыл: наступить на горло своим амбициям и несколько уменьшить темп подъема на вершину, начав жить полноценной жизнью. Иначе себе дороже выйдет. – Ведь гораздо важнее получать удовольствие (положительные эмоции интереса и радости) В ПРОЦЕССЕ подъема на вершину (в процессе труда), нежели, карабкаясь, мучиться и страдать. – Тогда, даже покорив свой Олимп, счастья Вы не испытаете – разве что усталость и разочарование, которые придут от осознания, что шел НЕ своей дорогой, НЕ к своей цели: «Куда лез, зачем, для чего? И кому это вообще надо было?!» Ведь счастье – это ПРОЦЕСС, а не РЕЗУЛЬТАТ.
«Я признаюсь вам, как на духу: Такова вся спортивная жизнь,- Лишь мгновение ты наверху – И стремительно падаешь вниз» – и не только спортивная – т.н. инстинкт лидерства (желание стать первым, лучшим в своей профессии, превзойти других (у Литвака он называется «Принципом Сперматозоида»)) можно удовлетворить лишь сиюминутно (ситуационно), ведь даже покорив вершину, человек отчетливо понимает, что СЕГОДНЯ – ОН На Троне, но ЗАВТРА – уже НЕ факт, ведь КТО-ТО более успешный легко может его оттуда свергнуть. Поэтому важно уметь получать удовольствие не только в процессе труда, но и Радоваться тем Успехам (пусть даже маленьким и кратковременным), которые встречаются в Вашей жизни. В противном случае Ваша судьба – это депрессия, возникшая вследствие неизбежного осознания того, что все в жизни ВРЕМЕННО. И если не успел порадоваться чему-то СЕГОДНЯ – ЗАВТРА этого может уже НЕ быть, – и радоваться будет нечему. – Ведь инстинкт лидерства (в отличие от пищевого, оборонительного и частично – сексуального инстинктов), в глобальном плане удовлетворить НЕВОЗМОЖНО. Да и не нужно, ведь именно он является главным двигателем эволюции и источником прогресса.
Отдельно мне хочется прокомментировать следующие строки: «Жаль, жена подложила сюрприз: Пока я был на самом верху – Она с кем-то спустилася вниз» – безусловно, проблемы в личной жизни и потеря любимого человека могут поджидать каждого, в том числе и профессионала экстра-класса. – От этого НИКТО не застрахован. – И от Короля может уйти его Королева. По крайней мере, она имеет на это ПОЛНОЕ ПРАВО. К тому же, овладение своей профессией требует значительных затрат сил и энергии, а также отнимает много времени – Уважаемые Читатели, следует помнить, что не всем партнерам это может прийтись по душе. На мой взгляд, здесь уместно соблюдать золотую середину между работой и отдыхом – 5:2 (как рабочая неделя) или 6:1 (как рекомендует Библия). Однако если Вашему партнеру, как поет эстрадная певица попсового жанра, Акула: «Ла-ла, ла-ла, а мне ВСЁ МАЛО» – то от него, на мой взгляд, лучше избавиться, и чем быстрее – тем лучше, ибо, как пишет М.Е. Литвак: «Если сексуальный партнер препятствует твоему личностному росту, т.е. возражает против твоей учебы, повышения в должности и пр., значит, он тебя не любит». А зачем мне партнёр, который меня не любит и своим плохим отношением ко мне отравляет и портит мне жизнь: создает дополнительный стресс в моей жизни? Да и ему со мной приходится несладко – он ведь постоянно чувствует себя обделенным моим вниманием, обижается, злится, ревнует меня к работе или учебе. Такие отношения заведомо обречены на провал, ведь «Мы снова говорим на разных языках».

Уважаемые Читатели, а сейчас я приведу анализ песни «Баллада о гипсе», взятый из блога читателя Кросс-Клуба, Виктора Устименко, со своими дополнениями и комментариями.

Нет острых ощущений — все старье, гнилье и хлам,-
Того гляди, с тоски сыграю в ящик.
Балкон бы, что ли, сверху, иль автобус — пополам,-
Вот это дело, это подходяще!

Повезло! Наконец повезло! —
Видит бог, что дошел я до точки! —
Самосвал в тридцать тысяч кило
Мне скелет раздробил на кусочки!

Вот лежу я на спине
Загипсованный,-
Каждый член у мене —
Расфасованный
По отдельности
До исправности,-
Все будет в целости
И в сохранности!

«Жаль был коротким миг, когда наехал грузовик,
Потом я год в беспамятстве, валялся.
И в новых, интересных ощущениях своих,
Я, к сожалению, слабо разобрался»

Но броня на груди у меня,
На руках моих — крепкие латы,-
Так и хочется крикнуть: «Коня мне, коня!»-
И верхом ускакать из палаты!

И лежу я на спине
Загипсованный,-
Каждый член у мене —
Расфасованный
По отдельности
До исправности,-
Все будет в целости
И в сохранности!

Эх, жаль, что не роняли вам на череп утюгов,-
Скорблю о вас — как мало вы успели! —
Ах, это просто прелесть — сотрясение мозгов,
Ах, это наслажденье — гипс на теле!

«Всё отдельно — спасибо врачам!
Всё подвязано к разным канатам.
И клянусь, иногда по ночам,
Ощущаю себя космонавтом!»

И лежу я на спине
Загипсованный,-
Каждый член у мене —
Расфасованный
По отдельности
До исправности,-
Все будет в целости
И в сохранности!

Задавлены все чувства — но для боли нет преград,-
Ну что ж, мы сами часто чувства губим,-
Зато я, как ребенок, — весь спеленутый до пят
И окруженный человеколюбием!

Под влияньем сестрички ночной
Я любовию к людям проникся —
И, клянусь, до доски гробовой
Я б остался невольником гипса!

И лежу я на спине
Загипсованный,-
Каждый член у мене —
Расфасованный
По отдельности
До исправности,-
Все будет в целости
И в сохранности!

Вот хорошо б еще, когда б не видеть прежних снов:
Они — как острый нож для инвалида,-
Во сне я рвусь наружу из-под гипсовых оков,
Мне снятся свечи, рифмы и коррида…

Ох, надежна ты, гипса броня,
От того, кто намерен кусаться!
Но одно угнетает меня:
Что никак не могу почесаться,-

Что лежу я на спине
Загипсованный,-
Каждый член у мене —
Расфасованный
По отдельности
До исправности,-
Все будет в целости
И в сохранности!

Так, я давно здоров, но не намерен гипс снимать:
Пусть руки стали чем-то вроде бивней,
Пусть ноги истончали — мне на это наплевать,-
Зато кажусь значительней, массивней!

Я под гипсом хожу ходуном,
Наступаю на пятки прохожим,-
Мне удобней казаться слоном
И себя ощущать толстокожим!

И по жизни я иду,
Загипсованный,-
Каждый член у мене —
Расфасованный
По отдельности
До исправности,-
Все будет в целости
И в сохранности!

Виктор Устименко «Психология в песнях В. Высоцкого»:
«Существует много литературных и философских произведений, фрагменты из которых психологи используют в своих работах. Мне хочется обратить внимание людей, неравнодушных к психологии, на Владимира Высоцкого.
Произведение которое мне хотелось бы разобрать – ранний вариант песни «Баллада о гипсе», в этой песне, по сути, затронута проблема суррогатного способа удовлетворения инстинкта лидерства через занятия экстримом. (На мой взгляд, в песне речь идет также и об удовлетворении инстинкта лидерства за счет болезни (у Михаила Литвака это называется «ростом вбок»), – когда невротик получает недостающие ему любовь и внимание за счет тяжелого соматического заболевания или невроза. А теперь детальный анализ самого текста; Ю.Л.).
«Нет острых ощущений — всё старьё гнильё и хлам, — Того гляди, с тоски сыграю в ящик. Балкон бы, что ли, с верху, иль автобус — пополам, — Вот это более-менее подходяще!» – Обратите внимание на выделенные мною фразы, ведь действительно, для горе-экстремалов характерны жизненные установки «Не чувствуй!», «Не живи!» (Особенно последняя, к реализации которой БЕССОЗНАТЕЛЬНО они стремятся всеми силами и сами НЕОСОЗНАННО ищут (и находят) в жизни (и по жизни) различные неприятности и всевозможные экстремальные ситуации. – Раскрывают парашют за пару метров до земли, ходят ночью по криминальным районам, сами провоцируют или необдуманно лезут в драку, которой легко можно было бы избежать, гоняют по городским улицам под 100-150 км/ч и т.д., и т.п. Но все это делается с одной-единственной целью: показать, какие они крутые и отважные ребята (чтобы никто, не дай Бог, не заподозрил их в трусости). И действительно, при взгляде на них со стороны, такие личности могут показаться решительными, смелыми, храбрыми и даже бесстрашными. Некоторые начинают им завидовать, пытаются подражать и даже мечтают однажды взять с них пример. Однако более глубокий и детальный анализ психотравмирующих событий из их раннего детства показывает, что таким способом горе-экстремалы со сценарной установкой «Не Живи» безуспешно пытаются доказать себе и всему миру (как когда-то бунтом и отчаянным протестом пытались доказать свою значимость родителям), что на самом деле они – не какое-нибудь жалкое ничтожество, что они тоже чего-то стоят, что с их личностью и мнением обществу тоже придется считаться. Но все напрасно: чувства одиночества, ненужности, покинутости, ничтожности, тоски, непонятности не покидают их практически никогда, какие бы маски они на себя не натягивали, какие бы социальные роли не разыгрывали. А участь таких невротиков-экстремалов ВСЕГДА (и это ЗАКОН) Незавидна: рано или поздно (но ОБЯЗАТЕЛЬНО) найдя Серьезные Неприятности, они неизбежно попадают в больницу, тюрьму или даже могилу; Ю.Л.).
А следующее четверостишие: «Повезло! Наконец повезло! — Видит бог, что дошел я до точки! — Самосвал в тридцать тысяч кило Мне скелет раздробил на кусочки!» –
(Вот и реализовалась установка «Не Живи», правда пока в более легком ее варианте: «Не Будь Здоровым»; Ю.Л.). Сразу может показаться не совсем понятным, но подождите, дальше будет яснее ясного, почему повезло: «Вот лежу я на спине Загипсованный,- Каждый член у мене — Как расфасованный По отдельности До исправности,- Все будет в цельности И в сохранности! » – А, понятно, чувства безопасности «экстремалу» не хватает, и он ради этого готов башку в пасть тигру положить… Сразу, добровольно на гильотину – социум не одобрит, другое дело – экстрим! (Врачи экстремала спасли, продлили ему жизнь, но разве это Изменило хоть Что-Либо в его жизни? К сожалению, нет – и теперь он будет удовлетворять чувство собственной значительности и уникальности не за счет экстрима и риска собственной жизнью (а часто – и жизнью других людей), а за счет тяжелой соматической болезни (последствий экстрима); Ю.Л.).
«Жаль был коротким миг, когда наехал грузовик, Потом я год в беспамятстве, валялся. И в новых, интересных ощущениях своих, Я, к сожалению слабо разобрался» – Действительно, «экстремалу» всегда мало экстрима.
(Да, миг коротким был – невротику-экстремалу его явно не хватило – очень уж КРАТКОЕ время он рисковал своей жизнью (находился на волосок от смерти), очень уж МАЛО побыл несчастным; Ю.Л.).
«Но броня — на груди у меня, На руках моих — крепкие латы,- Так и хочется крикнуть: «Коня мне, коня!»- И верхом ускакать из палаты!» – Ну, приехали! Ради удовлетворения чувства собственной значимости некоторые готовы латами считать то, что ими и близко не является! Даже в гипсе «экстремал» никак не угомонится!
(Иногда невротика посещает инсайт (озарение, просветление) – тогда на короткое время к нему приходит осознание того, что живет НЕПРАВИЛЬНО: понимает, что совершенно напрасно рискует своей жизнью («Не живи) и сковывает свои чувства («Не чувствуй»), пряча их под «крепкие латы», состоящие из ношения социальных приемлемых масок и проигрывания соответствующих ролей (экстремала, супермена, крутого парня т.д.). Он Хочет что-то изменить, но… НЕ может – не знает, КАК Жить и ЧТО Делать. И даже если иногда ведет себя правило, делая верные шаги в сторону выхода из своего невротического сценария, то, при первых же неудачах (которые НЕИЗБЕЖНЫ в жизни КАЖДОГО человека), вновь скатывается в прежнее болото. На мой взгляд, для радикальных существенных изменений в коррекции черт характера такой невротической личности требуется либо МЕТОДИЧНАЯ работа со СПЕЦИАЛИСТОМ – психологом или психотерапевтом, либо МЕТОДИЧНАЯ ЕЖЕНДЕНВАЯ УПОРНАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ работа над собой – при других вариантах толку, скорее всего, не будет; Ю.Л.).
«Как, жаль, что не роняли вам на череп утюгов,- Скорблю о вас — как мало вы успели! — Ах, это просто прелесть — сотрясение мозгов, Ах, это наслаждение — гипс на теле!» – «Экстремалы» ещё и нас хотели бы в свою «веру» обратить!
(Действительно, иногда складывается ощущение, что главной их задачей (чуть ли не Смыслом Жизни) является: «затащить в болото собственного невротизма как можно большее количество народу» – чтобы ему, невротику-экстремалу, было не так скучно, муторно, тошно и одиноко сидеть по уши в грязи в своем болоте и квакать там вместе с другими «лягушками». – Они действуют по принципу: «Чем больше в стаде «овец» — тем лучше» – качеству всегда предпочитают количество; Ю.Л.).
А вот продолжение разговора про «латы»: «Всё отдельно — спасибо врачам! Всё подвязано к разным канатам. И клянусь! Иногда по ночам, Ощущаю себя космонавтом!» –
(Вот она, реализация инстинкта лидерства через болезнь – так разбился, что в невротическом ранге дорос аж до целого КОСМОНАВТА!; Ю.Л.).
«Задавлены все чувства, но для боли нет преград, Ну что ж, мы сами часто чувства губим…» «… Зато я как ребёнок — весь спелёнутый до пят, и окружённый человеколюбием. – «Случайно» попасть в катастрофу очень подходящий и социально приемлемый повод реализовать установку «Не чувствуй».
(Разумеется, с Нуждами тяжело больного считаться ВЫНУЖДЕНЫ. Именно поэтому его и «окружают человеколюбьем». А он таким способом добирает столь необходимые ему любовь, ласку, теплоту, нежность, заботу, недополученные от родителей в раннем детстве; Ю.Л.).
«Под влиянием сестрички ночной Я любовью к людям проникся — И, клянусь, до доски гробовой Я б остался невольником гипса!» – Вот и наступил момент, когда всё стало яснее ясного! Попадая в катастрофу, «экстремал» «выигрывает» в любом случае. Если он умрёт, выполнится установка «Не живи». Если он попадёт в больницу, то станет объектом материнской любви, не дополученной им в детстве. Кто же осмелится в глаза разъяснить горе-экстремалу, каково на самом деле санитаркам возится с «утками», в которых содержимое его кишечника!
«Вот хорошо б еще, чтоб мне не видеть прежних снов: Они — как острый нож для инвалида,- Во сне я рвусь наружу из-под гипсовых оков, Мне снятся свечи, рифмы и коррида…» – Ну вот, появляется зародыш осознания того, чем на самом деле являются гипсовые «латы».
(Невротик рвется к другой жизни, к психологической зрелости, но, к сожалению, делает он это только «ВО СНЕ». А наяву, как правило, НИЧЕГО менять НЕ хочет или хочет, но всё никак НЕ соберется – то условия не те, то обстоятельства помешали, то момент не подходящий, то нужные люди подвели, то… – Одним словом, всегда кто-то виноват, и Причин, чтобы ничего в жизни не менять, всегда находится предостаточно. – Так и живет невротик как во сне – полным бездействием и грезами о счастье и светлом будущем. – Всю свою жизнь он надеется на чудо и ждет доброго волшебника или фею, которые, как в сказке, одним взмахом волшебной палочки разом решат ВСЕ ЕГО ПРОБЛЕМЫ. Жаль только, что НЕ дождется он этого НИКОГДА; Ю.Л.).
А далее – предвестник осознания ненужности установки «Не чувствуй»: «Ах, надежна ты, гипса броня, От того, кто намерен кусаться! Но одно угнетает меня: Что никак не могу почесаться». (Действительно, к тяжело больному и не придерешься. Что с него взять, кроме анализов? – С него все взятки гладки. Но настолько ли у него все в жизни гладко, как кажется на первый взгляд? Разумеется, НЕТ – и хотя, с одной стороны, сценарий для невротика, вроде бы как, служит некоей защитой, т.к. оберегает психику от излишнего перенапряжения и возможных опасностей (ведь в созданной невротиком сценарной зоне комфорта можно относительно безопасно и худо-бедно Просуществовать (ибо полноценной жизнью это назвать сложно) ВСЮ Жизнь). Но, с другой стороны, такой «выигрыш» носит исключительно ТАКТИЧЕСКИЙ (краткосрочный, локальный) характер, поэтому неудовлетворенными ВСЕГДА остаются инстинкт Лидерства и, как правило, Сексуальный инстинкт. – В сценарной зоне комфорта удовлетворить их попросту НЕВОЗМОЖНО. Т.е. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ (длительное и глобальное) пребывание в ней ВСЕГДА проигрышно. Как следствие, рано или поздно, такой психологический застой НЕИЗБЕЖНО выливается в тяжелое психосоматическое заболевание, невроз или органическое поражение головного мозга, ведущее к слабоумию (последнее наблюдается, как правило, у людей в возрасте от 60-65 лет и старше, и выражается, например, болезнью Альцгеймера). Уважаемые Читатели, поэтому я призываю Вас хотя бы иногда, хотя бы ненадолго, но ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОКИДАТЬ созданную Вами сценарную зону комфорта – ведь это для нас не просто важно, – это ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО. – Иначе Деградация НЕИЗБЕЖНА; Ю.Л.).
В следующих строках – банальное невротическое желание «казаться», но не «быть»: «Так, я давно здоров, но не намерен гипс снимать: Растёт под носом что-то вроде бивней, Пусть руки-ноги пухнут – мне на это наплевать,- Зато кажусь значительней, массивней!» (А не намерен потому, что с помощью «болезни» суррогатным способом продолжает удовлетворять свой инстинкт лидерства и чувство собственной значительности – за счет соматоформного расстройства (когда Симптомы болезни ЕСТЬ, а Самой Болезни НЕТ) добирает внимание и любовь; кичится и гордится своей «болячкой». Убери с невротика болезнь, вылечи его – и что станет с его личностью, что останется от его «славы» и былого «величия», приобретенных в ролях мужественного больного и великомученика? – НУЛЬ – перед нами предстанет лишь Жалкий, побитый жизнью, Неудачник, который абсолютно НИЧЕГО в жизни не достиг и, более того, ни к чему НЕ стремится. Сразу всплывут его духовная пустота, состояние психологической стагнации (застоя) и экзистенциальный вакуум (отсутствие Адекватных смысло-жизненных ориентиров), который ранее целиком и полностью заполнялся «болячкой»; Ю.Л.).
И ещё, о желании «казаться», и не только о нём: «Я под гипсом хожу ходуном, Наступаю на пятки прохожим,- Мне удобней казаться слоном И себя ощущать толстокожим!» – Так и есть, по сути «экстремалы» – это бесчинствующие сукины дети, они не прочь «наступить» на другого человека.
(Действительно, такие люди всегда предпочитают КАЗАТЬСЯ КЕМ-ТО (стоить из себя черти что), нежели БЫТЬ СОБОЮ. В этом их ГОРЕ, а, в конечном итоге – и ПОГИБЕЛЬ; Ю.Л.).
Я не считаю экстремалами, например, альпинистов высокой квалификации, выбравших в качестве пути к вершине трудный, а не лёгкий склон. Их деятельность принято считать экстремальной, но ведь если они не выходят за рамки своей компетентности, следовательно, и экстримом не занимаются. А вот туристов-недоучек я бы и близко к горам не подпускал.
А следующее хорошо бы прочесть любителям погонять по городским дорогам на своих авто или скутерах. Однажды на моих глазах произошло ДТП. Из жилой зоны, не соблюдая требования знака «уступите дорогу», выскочил автомобиль на шоссе, по которому ехал мотоциклист. У мотоциклиста не было возможности затормозить, свернуть на встречку (по ней неслись машины) или вправо (он врезался бы в пешеходов, ожидавших зелёного света), тогда он специально упал на бок вместе со своим мотоциклом. Травма, полученная им, жизни не угрожала.
По моим впечатлениям действовать так, как тот мотоциклист, мог только человек обучавшийся этому, я предполагаю, что эта ситуация была для него штатной. Кстати, прежде чем в тот день поехать на своём недешёвом мотоцикле в обыкновенную поездку, его владелец надел шлем и другую амуницию мотоциклиста: особую обувь, наколенники, налокотники, наладонники.
Если кто-то считает себя готовым к экстремальным ситуациям на дороге, то у меня возникает вопрос: а какие есть основания так считать, кроме собственных слов лихача? Многие из лихачей ещё и высказываются, дескать, женщинам перевозящим детей в своих автомобилях нужно вообще запретить садиться за руль, — типичное «наступание на пятки прохожим» толстокожими сукиными сынами.
Я не стал здесь (в блоге Литвака; Ю.Л.) размещать ссылку на mp3-файл этой песни, так как не уверен в соблюдении авторских прав ресурсами, на которых она размещена. Однако, песни Высоцкого лучше понимаются, когда не читаешь их текст, а слушаешь в его исполнении
(лично у меня наоборот – всего несколько раз Перечитывая тексты его песен, их смысл я понимаю в Разы лучше, нежели при многократном их Прослушивании; но я – визуал – мой ведущий канал восприятия информации – зрительный; Ю.Л.), так что заинтересовавшимся я готов скинуть в личку адрес этой песни».

Последняя песня для анализа из творчества Высоцкого – «Старый Дом»:

Что за дом притих,
Погружен во мрак,
На семи лихих
Продувных ветрах,
Всеми окнами
Обратясь в овраг,
А воротами —
На проезжий тракт?

Ох, устал я, устал, — а лошадок распряг.
Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги!
Никого, — только тень промелькнула в сенях,
Да стервятник спустился и сузил круги.

В дом заходишь как
Все равно в кабак,
А народишко —
Каждый третий — враг.
Своротят скулу,
Гость непрошенный!
Образа в углу —
И те перекошены.

И затеялся смутный, чудной разговор,
Кто-то песню стонал и гитару терзал,
И припадочный малый — придурок и вор —
Мне тайком из-под скатерти нож показал.

«Кто ответит мне —
Что за дом такой,
Почему — во тьме,
Как барак чумной?
Свет лампад погас,
Воздух вылился…
Али жить у вас
Разучилися?

Двери настежь у вас, а душа взаперти.
Кто хозяином здесь? — напоил бы вином».
А в ответ мне: «Видать, был ты долго в пути —
И людей позабыл, — мы всегда так живем!

Траву кушаем,
Век — на щавеле,
Скисли душами,
Опрыщавели,
Да еще вином
Много тешились, —
Разоряли дом,
Дрались, вешались».

«Я коней заморил, — от волков ускакал.
Укажите мне край, где светло от лампад.
Укажите мне место, какое искал, —
Где поют, а не стонут, где пол не покат».

«О таких домах
Не слыхали мы,
Долго жить впотьмах
Привыкали мы.
Испокону мы —
В зле да шепоте,
Под иконами
В черной копоти».

И из смрада, где косо висят образа,
Я, башку очертя гнал, забросивши кнут,
Куда кони несли да глядели глаза,
И где люди живут, и — как люди живут.

…Сколько кануло, сколько схлынуло!
Жизнь кидала меня — не докинула.
Может, спел про вас неумело я,
Очи черные, скатерть белая?!

1974

На мой взгляд, в песне речь идет о жизни в Советском Союзе. – Высоцкий блестяще и без каких-либо преувеличений наглядно иллюстрирует то, к чему привел социализм, тоталитаризм, автократия и деспотизм советских вождей. – Результаты такого правления вылились в Тяжелейшую Жизнь для Советского Народа.
А сейчас – более детально анализ текста:
«Ох, устал я, устал, — а лошадок распряг. Эй, живой кто-нибудь, выходи, помоги! Никого, — только тень промелькнула в сенях, Да стервятник спустился и сузил круги» – несмотря на то, что основными лозунгами в СССР были «Мир, труд, май» и «Свобода, равенство, братство», в реальности все обстояло совершенно по-другому – по факту каждый был сам за себя, каждый был один, никому не доверял, ни на кого не мог положиться, ни с кем по-настоящему не мог сблизиться. А когда каждый сам за себя, когда человек человеку – волк («А народишко – Каждый третий – враг»), то помощи ждать неоткуда. Да и помогать, действуя Самостоятельно (на свой страх и риск, без оглядки на приказы и мнения властей) люди вначале Боялись, а затем – РАЗУЧИЛИСЬ: «Помочь другому, конечно, хочу. Но боюсь. А вдруг хуже будет? Вдруг помогу какому-нибудь революционеру, а меня за это расстреляют или посадят! Да еще и всей моей семье в придачу достанется» или «Я ему помогу, а он меня потом заложит!». – Люди боялись нести Ответственность за свои действия, боялись Наказания. И, как следствие, только и делали, что слепо подчинялись и выполняли приказы властей. А если приказов не поступало – предпочитали бездействовать: «Как бы чего не вышло! Как бы хуже не стало! Инициатива наказуема!».
«Гость непрошенный! Образа в углу — И те перекошены» – радушием к своим гражданам Советская власть не отличалась. Под образами, на мой взгляд, следует понимать мировоззрение советских вождей, советской системы взглядов и ценностей. Вследствие неверной ошибочной идеологии, в ней, действительно, наблюдался значительный перекос в разрушительную для страны сторону.
«Кто ответит мне — Что за дом такой, Почему — во тьме, Как барак чумной?» – потому, что в 1919-1920 годах советские власти возвели т.н. «железный занавес» (далее – цитаты из Википедии): «Железный занавес» – политическое клише, обозначающее информационный, политический и пограничный барьер, возведённый в 1919-1920 годах и на протяжении нескольких десятилетий отделявший СССР и другие социалистические страны от капиталистических стран Запада. Полная политическая изоляция страны, обусловленная идеологическими и политическими барьерами между данным государством и его окружением; символ политики самоизоляции, которая проводилась руководством СССР в целях ограждения населения страны от тлетворного влияния Запада. Официальной датой завершения политики железного занавеса стало 20 мая 1991 года, когда был принят закон «О порядке выезда из СССР», фактически отменивший разрешительное визирование выезжающих в ОВИРе (Отделе Виз и Регистраций Иностранцев). Принятый в 1991, указанный закон вступил в силу в 1993 году с рядом поправок».
«Свет лампад погас, Воздух вылился… Али жить у вас Разучилися?» – к сожалению, за 70 лет советского режима – действительно разучилися. Но и после распада СССР проблема «невозможности научиться жить», оказалась куда серьезнее, чем могло бы показаться на первый взгляд. – Ведь Переучиваться Жить, а иногда и Заново Учиться, многие люди из Того Времени уже НЕ захотели – не увидели для себя в этом Никакого Смысла, выдумав массу причин, объясняющих их пассивное поведение. Поэтому после распада СССР такие граждане, как правило, уже НЕ живут, а уныло Доживают свой век и всё продолжают тосковать по «старому доброму советскому времени».
«Двери настежь у вас, а душа взаперти» – на лицах у таких людей, как правило, отображаются угодливые МАСКИ доброты, заботы, человеколюбия; нередко они ИГРАЮТ РОЛИ заботливых родителей, добрых начальников, верных друзей, сострадательных родственников. Казалось бы, – «двери настежь, заходи кто хочет!», но нет, войти с ними в теплый душевный близкий контакт, оказывается, не так уж и просто… – Душа-то у них взаперти – за фасадом из многочисленных социально приемлемых масок и ролей, такие люди утратили СЕБЯ: Свои Желания, Свои Потребности. С помощью ролей и масок они наглухо закрыли (замуровали) свою душу, тем самым практически полностью оградив себя от нежелательного, с их точки зрения, вторжения в свой внутренний мир. Ведь они полагают (часто НЕОСОЗНАННО), что такое вторжение способно «нарушить их душевный покой». И, действительно, казалось бы, общаться через маску с другими людьми значительно проще – больно тебе не сделают: ударить по лицу не смогут – максимум, по чему попадут – так это по МАСКЕ, но ведь и Погладить по ЛИЦУ тебя тоже НЕ смогут. – Тогда, в лучшем случае, предназначенные ТЕБЕ поглаживания достанутся все той же МАСКЕ. Но без положительных поглаживаний, по-настоящему принять которые можно только общаясь в форме ИСТИННОЙ БЛИЗОСТИ (без Масок, Ролей, Фальши), человек жить НЕ может. Прячась за масками и ролями, как за ширмой, мы, таким образом, напрочь Лишаем себя ПОДЛИННОЙ БЛИЗОСТИ, перекрывая ею свою Истинную Сущность. Но и раскрывать свою душу нужно осмотрительно – делать это первому встречному, безусловно, не стоит. Уважаемые Читатели, Вы спросите: «Как же тогда быть? – Как понять, кому и в каких ситуациях доверять можно, а кому и в каких – нельзя?» Чтобы сделать это практически сразу я рекомендую развивать в себе психологический слух: тогда всего по нескольким фразам Вы безошибочно сможете составить достаточно подробную, а иногда и полную картину о характере человека и, соответственно, решить – достоин ли он Вашего доверия или, наоборот – лучше от него держаться подальше.
«Видать, был ты долго в пути — И людей позабыл, — мы всегда так живем!» – нет, НЕ всегда! Просто народ ПРИВЫК ТАК ЖИТЬ и менять уже НИЧЕГО не захотел.
«Траву кушаем, Век — на щавеле, Скисли душами, Опрыщавели»» – власти создали народу такие условия жизни («трава с щавелем»), что не «скиснуть душами» и не «опрыщаветь» было практически невозможно. И удавалось это единицам. Например, таким, как Владимир Семенович Высоцкий.
«Да еще вином Много тешились, — Разоряли дом, Дрались, вешались» – вином, действительно, тешились практически все: что власти, что народ – все пили. – Недаром в странах бывшего СССР наблюдается наибольшее число больных алкоголизмом и последствий, связанных с приемом алкоголя: «Самый высокий уровень смертности в результате употребления алкоголя зафиксирован в России и странах СНГ. Там каждая пятая смерть связана с употреблением спиртного. … Россия и страны СНГ бьют печальный рекорд по статистике: каждый пятый человек там умирает от причин, связанных с пьянством». Недаром русских считают самой пьющей нацией. Далее власти методично, целенаправленно и постепенно разрушали и разоряли богатства своей страны: нелепо используя или и вовсе раздаривая их направо и налево. – Вместо Реального Развития страны они дрались за власть: жаждали денег, славы, привилегий. – Каждый мечтал оказаться у заветной кормушки. – Ради этого они устраивали друг другу козни, плели друг против друга интриги. Ну, а что из этого получилось – мы все знаем.
«Я коней заморил, — от волков ускакал. Укажите мне край, где светло от лампад. Укажите мне место, какое искал, — Где поют, а не стонут, где пол не покат» – Высоцкий, как будто, кричит: «Из всех заграниц, из всех стран («волков»), где мне обещали немыслимые почести, славу, признание, почет, несметные богатства и золотые горы, я ВСЕГДА ВОЗВРАЩАЛСЯ К ВАМ – ОБРАТНО в СССР. Потому, что я – ПАТРИОТ! Так ПРИМИТЕ же меня наконец! – Оцените по ДОСТОИНСТВУ мои заслуги! Дайте мне хоть сотую часть того, что принадлежит мне ПО ПРАВУ, хоть крохи с барского стола, потому, что здесь, у вас, в моем родном СССР, я даже этих крох НЕ получаю!». Однако мольбы великого поэта так и остались неуслышанными.
«О таких домах Не слыхали мы, Долго жить впотьмах Привыкали мы. Испокону мы — В зле да шепоте, Под иконами В черной копоти» – пожалуй, точнее, чем в этих строках, про жизнь советского народа, к сожалению, и не скажешь. А «не слыхали» они ничего вследствие всё того же «железного занавеса», речь о котором уже шла выше.
«И из смрада, где косо висят образа, Я, башку очертя гнал, забросивши кнут, Куда кони несли да глядели глаза, И где люди живут, и — как люди живут» – лукавит Высоцкий – ведь каждый раз он все равно возвращался обратно – потому, что был ПАТРИОТОМ Своей страны и хотел всего самого лучшего для Своего народа. Вследствие своего невротического сценария, не хотел он «жить с людьми и по-людски». В этом была его беда, в этом оказалась его трагедия и, как следствие, погибель.
«Может, спел про вас неумело я, Очи черные, скатерть белая?!» – спел, на мой взгляд, просто ВЕЛИКОЛЕПНО – беспредел, творящийся в СССР, как мне кажется, точнее, чем в этой песне, передать уже НЕВОЗМОЖНО.

В заключение статьи об анализе творчества Высоцкого, я отвечу на вопросы, которые были заданы мне через форму обратной связи и социальные сети Читателями моего блога:
1) Вопрос: «Почему в статьях о творчестве Владимира Высоцкого вы анализируете максимум по 3-7 песен, а не по полтора-два десятка, как при анализе творчества группы «Сектор Газа»?»
Ответ: На мой взгляд, проводить параллели между творчеством Юрия Клинских (Хоя) и Владимира Высоцкого, а тем более делать их сравнительный анализ – некорректно и бессмысленно. – Так, если анализ первого легко удается уместить в нескольких строках или предложениях (разумеется, речь идет об анализе ОДНОЙ песни), то проводя глубокий анализ второго, на мой взгляд, легко можно было бы написать большую психологическую энциклопедию. (И, как мне кажется, по качеству содержания, она уж точно не уступала бы многим занудным учебникам по психологии для ВУЗов, а читалась бы значительно интереснее). Поэтому в одну статью об анализе творчества Владимира Высоцкого, много песен не втиснешь – объем не позволит.

2) Вопрос: «Для чего же тогда вы анализируете творчество группы «Сектор Газа», если оно такое примитивное?»
Ответ: Примитивным я его не считаю. Да, безусловно, в нем нет той глубины, которая есть в творчестве Владимира Высоцкого, но, как сказал Юрий Хой: «Я пою ЖИЗНЬ». Одним словом, мне его песни нравятся, вот и анализирую. Ну а если кому-то они НЕ нравятся, эти люди имеют полное право их НЕ слушать, и мои статьи на данную тему НЕ читать.

3) Вопрос: «Почему вы так РЕДКО пишете статьи на тему творчества Высоцкого и «Сектора Газа»?»
Ответ: Материал моего блога рассчитан на определенную целевую аудиторию читателей – на категорию людей, желающих изменить свою жизнь к лучшему. В связи с этим порядка 90% статей (и информации в них) ориентированы (и будут ориентированы) на помощь именно таким людям – Моим Читателям. Что же касается оставшихся 10% статей, куда, безусловно, входят: психологический анализ фильмов, литературных произведений, творчества Владимира Семеновича Высоцкого и группы «Сектор Газа», рассказы о политике и жизни советского народа, и прочих статей на отвлеченные темы, то, хотя, возможно, читать их и увлекательнее (исхожу из статистики: именно на них я получаю больше всего как положительных, так и отрицательных отзывов, что свидетельствует о немалом к ним интересе), но как таковой важной, полезной, значимой информации и смысловой нагрузки для Моих Читателей они либо ВООБЩЕ НЕ НЕСУТ, либо несут КРАЙНЕ МАЛО – так, легкое чтиво. Поэтому их написанию я уделяю всего 10% времени и, соответственно, пишу их от случая к случаю, а публикую на какие-то важные даты, так или иначе связанные с тематикой статьи. – Уважаемые Читатели, Приоритетной Целью ведения данного блога является именно ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ, а не желание нагнать на сайт как можно большее количество посетителей, к целевой аудитории не относящихся.

4) Вопрос: «Слушаете ли вы песни Егора Летова – лидера группы «Гражданская оборона» и планируете ли проводить психологический анализ его творчества?»
Ответ: С творчеством данной группы на текущий момент (январь 2014 года) я практически не знаком. Что же касается возможного анализа ее творчества, то, Пока НЕ планирую. Однако все возможно. – Когда найду время, я детально изучу творчество Летова и, если данный материал окажется интересным для Психологического Анализа (и написания будущих статей), то, скорее всего, заметки на данную тему в блоге появятся. Тем более, что разбор песен «Сектора Газа» я планирую завершить на юбилей Юрия Клинских – на его 50-летие – 27 июля 2014 года, и больше на эту тему писать не планирую.

Уважаемые Читатели, следующую статью об анализе творчества Владимира Семеновича Высоцкого, Вы можете прочесть в заметке под названием «Разбор песен Высоцкого».

2 комментария: Творчество В.С. Высоцкого. Часть 5

  1. Павел говорит:

    Добрый день. Спасибо огромное за анализ творчества Владимира Высоцкого. Вы извините у меня один вопрос по песне «Старый дом»одна строка не дает мне покоя: — Где поют, а не стонут,где пол не покат. Первая часть я думаю нас отсылает к Некрасовским бурлакам,что -этот стон у нас песней зовется. А вот вторая часть строки? Возможно это то же какое то общеизвестное произведение,где покатый пол. А я к своему стыду этого не знаю и ответ не могу найти. Подскажите пожалуйста.

    • Юрий Лемехов говорит:

      Добрый вечер, Павел, я так думаю, что здесь, в данной метафоре («покатый пол»), имеется в виду, что страна катилась под откос.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.