Творчество В.С. Высоцкого. Часть 2

Творчество В.С. Высоцкого. Часть 2
Добрый день, Уважаемые Читатели. Я продолжаю психологический анализ стихов Высоцкого, которому на днях (25.01.2012 года) исполнилось 74 года.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Однако вначале мне хотелось бы сказать еще несколько слов по поводу его личности, точнее – в чем заключалась его трагедия. Для этого передаю слово Михаилу Литваку (книга «Командовать или подчиняться»):
«Жажда признания вышестоящих карликов, или синдром Высоцкого. Мне представляется, что много гениев, известных и неизвестных, у нас гибнет или делают меньше, чем могли, из-за того, что не могут обойтись без признания власть имущих. Ведь Высоцкий был признан народом, но все же переживал из-за того, что не имел соответствующего документа. Те же муки испытывал Пушкин из-за того, что его назначили на очень маленькую должность. Примеры можно продолжить. Этот синдром отнимает много душевных сил (душит обида, когда не признают твоих заслуг). Зря тратятся время и средства для добычи блестящих камушков. Меня давно уже беспокоит проблема этой сорочьей психологии, которая замедляет личностный рост и приводит к болезням. Посмотрите на визитные карточки многих добившихся формального успеха людей. Там уже их имени некуда ставить. Начинаешь сомневаться, а есть ли у них успех фактический. К сожалению, эта болезнь и у меня протекает в хронической форме, а иногда и с обострениями. Так и хочется сообщить на весь мир, что еще и… Не буду перечислять всех своих регалий. Получение их отняло у меня много времени и сил. Лучше бы еще пару книг написал. Но зато хочу отметить, что я уже не преподаватель Ростовского государственного медицинского университета. Я уже не президент Северо-Кавказской психотерапевтической ассоциации. Думаю, что скоро я уже не буду главным психотерапевтом Ростовской области».
Таким образом, Литвак пишет, что Высоцкого не признавали власти, но ему удалось завоевать народ. Соглашусь, но дополню. Народ он, конечно, завоевал, однако тот же народ не до конца понимал всей глубины его творчества. Пожилое поколение отмечает: «Да, пел хорошо, песни хорошие». И все. СМЫСЛА его песен НЕ ПОНИМАЛИ. К сожалению, Вожди Пролетариата не приучили советский народ думать!

Ни для кого не секрет, что Высоцкий злоупотреблял алкоголем. Одной из основных причин стала советская власть, которая, мало того, что не признавала Гения, но часто забраковывала созданные им шедевры (для кино и театральных постановок) и постоянно вставляла палки в колеса. Но это еще полбеды. Наркотики Владимир Семенович начал употреблять примерно в конце 1978 – начале 1979 года, когда окончательно потерял смысл жизни. Я его понимаю. Он кричал, а его либо слушали, но не слЫшали (народ), либо даже не слушали (власти). Казалось бы, поешь стадиону, а понимают тебя горстка мыслящих людей. Как писал Ницше («Так говорил Заратустра»): «Произнесши эти слова (о сверхчеловеке; сверхчеловек по Ницше – психически и психологически здоровый человек; человек по Ницше – Невротик; Ю.Л.), Заратустра снова посмотрел на народ и умолк. «Вот стоят они, говорил он в сердце своем, — вот смеются они: они не понимают меня, мои речи не для этих ушей. Неужели нужно сперва разодрать им уши, чтобы научились они слушать глазами? Неужели надо греметь, как литавры и как проповедники покаяния (этот момент я подробнее разбирал в первой части творчества Владимира Семеновича; вкратце отмечу, что речь здесь идет о тех, кто пропагандирует страдания на земле и рай на небе; Ю.Л.)? Или верят они только заикающемуся (тому, кто многократно повторяет одно и то же; Ю.Л.)?». Сам Высоцкий в документальном кинофильме «Мне есть что спеть» говорит, что вкладывает в каждую, пусть даже шуточную песню, серьезный смысл, который «не все воспринимают серьезно». В итоге, на бессознательном уровне поэт понял, что докричаться до народа не сможет. Менее чем через два года он ушел из жизни.

Раз уж мы заговорили о смысле жизни, перейду к анализу его песни «Мне судьба до последней черты…». Думаю, что вскоре после написания этой песни, датируемой 1977 годом, он утратил веру. Веру в народ, веру в то, что когда-либо будет Услышан и Понят!

Мне судьба — до последней черты, до креста
Спорить до хрипоты (а за ней — немота),
Убеждать и доказывать с пеной у рта,
Что — не то это все, не тот и не та!

Что — лабазники врут про ошибки Христа,
Что — пока еще в грунт не влежалась плита,-
Триста лет под татарами — жизнь еще та:
Маета трехсотлетняя и нищета.

Но под властью татар жил Иван Калита,
И уж был не один, кто один против ста.
Пот намерений добрых и бунтов тщета,
Пугачевщина, кровь и опять — нищета…

Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта,-
Повторю даже в образе злого шута,-
Но не стоит предмет, да и тема не та,-
Суета всех сует — все равно суета.

Только чашу испить — не успеть на бегу,
Даже если разлить — все равно не смогу;
Или выплеснуть в наглую рожу врагу —
Не ломаюсь, не лгу — все равно не могу;

На вертящемся гладком и скользком кругу
Равновесье держу, изгибаюсь в дугу!
Что же с чашею делать?! Разбить — не могу!
Потерплю — и достойного подстерегу:

Передам — и не надо держаться в кругу
И в кромешную тьму, и в неясную згу,-
Другу передоверивши чашу, сбегу!
Смог ли он ее выпить — узнать не смогу.

Я с сошедшими с круга пасусь на лугу,
Я о чаше невыпитой здесь ни гугу —
Никому не скажу, при себе сберегу,-
А сказать — и затопчут меня на лугу.

Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!
Может, кто-то когда-то поставит свечу
Мне за голый мой нерв, на котором кричу,
И веселый манер, на котором шучу…

Даже если сулят золотую парчу
Или порчу грозят напустить — не хочу,
-На ослабленном нерве я не зазвучу —
Я уж свой подтяну, подновлю, подвинчу!

Лучше я загуляю, запью, заторчу,
Все, что за ночь кропаю,- в чаду растопчу,
Лучше голову песне своей откручу,-
Но не буду скользить, словно пыль по лучу!

…Если все-таки чашу испить мне судьба,
Если музыка с песней не слишком груба,
Если вдруг докажу, даже с пеной у рта,-
Я умру и скажу, что не все суета!

«До креста» – до смерти. «А за ней – немота» – увы, немота могильная. «Что – не то это все, не тот и не та!» – не та власть, не туда катится Советский Союз, не так ведет себя народ. Лабазник – продавец товаров в лабазе, владелец лабаза, проще говоря, человек, связанный с торговлей, купец. Точное значение фразы «Что — лабазники врут про ошибки Христа, Что — пока еще в грунт не влежалась плита» расшифровать не могу, однако на одном из сайтов я нашел следующую версию «намек на Ленина и Мавзолей. Поскольку нет захоронения в земле, – поэтому и надгробная плита никак не может влежаться в грунт». Уважаемые Читатели, если у Вас возникли (возникнут) свои версии этих строк – пишите, обсудим.
«Триста лет под татарами — жизнь еще та: Маета трехсотлетняя и нищета» – время, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом. «И уж был не один, кто один против ста» – а Высоцкий, к сожалению, был один. Один против властей. «Пот намерений добрых и бунтов тщета, Пугачевщина, кровь и опять — нищета…» – поэт понимает, что бунты ни к чему не приводят и благими намерениями вымощена дорога в ад. «Пусть не враз, пусть сперва не поймут ни черта» – обращение к властям и народу, закономерная реакция непонимания со всех сторон. «Но не стоит предмет, да и тема не та» – верно! Не тот режим! Не та власть! «Суета всех сует — все равно суета» – власти занимались суетой, без пользы для народа, зато с пользой для себя. Впрочем, такая политика Вождей стала «нормой» и для правящей верхушки многих стран бывшего СССР. «Только чашу испить — не успеть на бегу, Даже если разлить — все равно не смогу; Или выплеснуть в наглую рожу врагу — Не ломаюсь, не лгу — все равно не могу» – мы все для чего-то живем, у каждого своя глобальная цель в жизни, своя миссия, и от нее никуда не уйдешь, она – только твоя, от нее не сбежать, ее не забыть. Чаша здесь выступает в качестве метафоры знаний, той информации, которую он так хотел донести до народных масс.
«На вертящемся гладком и скользком кругу Равновесье держу, изгибаюсь в дугу! Что же с чашею делать?! Разбить — не могу! Потерплю — и достойного подстерегу» – гладкий и скользкий круг – это его жизнь. К сожалению, часто Высоцкому все-таки не хватало именно психологической гибкости, но об этом – в статье про психологический портрет его личности. Поэт думает, что же делать с информацией, как лучше ее использовать? «Другу передоверивши чашу, сбегу! Смог ли он ее выпить — узнать не смогу». – Нет, не сможет другой, пусть даже лучший друг, выпить Твою чашу, выполнить Твою миссию, ведь она – Твоя и ничья больше. Только Ты Один можешь ее выполнить так, как Ты того хочешь. «Я о чаше невыпитой здесь ни гугу — Никому не скажу, при себе сберегу,- А сказать — и затопчут меня на лугу». – Да, если бы он раскрыл (или случайно раскрылась бы) свою жизненную цель народу, власти распяли бы его в считанные секунды. «Я до рвоты, ребята, за вас хлопочу!» в этой строке – крик души Владимира Семеновича, всей душой он желает советскому народу лучшей жизни. «Может, кто-то когда-то поставит свечу» — поставили и не одну, жаль только, что не при жизни.
«Даже если сулят золотую парчу Или порчу грозят напустить — не хочу» – Гения и Героя не подкупить и не запугать! «Лучше я загуляю, запью, заторчу, Все, что за ночь кропаю,- в чаду растопчу, Лучше голову песне своей откручу,- Но не буду скользить, словно пыль по лучу!» — все, что угодно, кроме спокойного плаванья по течению, в угоду властям. «…Если все-таки чашу испить мне судьба, Если музыка с песней не слишком груба, Если вдруг докажу, даже с пеной у рта,- Я умру и скажу, что не все суета!» – Доказал и народу, и всему миру. И Его жизнь точно не была пустой, бездумной суетой.

Я продолжаю анализ стихов Высоцкого. Следующая песня – «Солдаты группы центр» («Солдат всегда здоров…»).

Солдат всегда здоров,
Солдат на все готов,-
И пыль, как из ковров,
Мы выбиваем из дорог.

И не остановиться,
И не сменить ноги,-
Сияют наши лица,
Сверкают сапоги!

По выжженной равнине —
За метром метр —
Идут по Украине
Солдаты группы «Центр».

На «первый-второй» рассчитайсь!
Первый-второй…
Первый, шаг вперед! — и в рай.
Первый-второй…
А каждый второй — тоже герой,-
В рай попадет вслед за тобой.
Первый-второй,
Первый-второй,
Первый-второй…

А перед нами все цветет,
За нами все горит.
Не надо думать — с нами тот,
Кто все за нас решит.

Веселые — не хмурые —
Вернемся по домам,-
Невесты белокурые
Наградой будут нам!

Все впереди, а ныне —
За метром метр —
Идут по Украине
Солдаты группы «Центр».

На «первый-второй» рассчитайсь!
Первый-второй…
Первый, шаг вперед! — и в рай.
Первый-второй…
А каждый второй — тоже герой,-
В рай попадет вслед за тобой.
Первый-второй,
Первый-второй,
Первый-второй…

Перед исполнением Высоцкий рассказывал, что эта песня описывает марш немецких солдат по Украине. Здесь фашисты показаны глупыми, слепо подчиняющимися вождю. Так-то оно так, но ведь строчку «Не надо думать, с нами тот, кто все за нас решит», можно смело отнести и к советскому народу. Зачем думать? Слепо подчиняйся – и будет тебе счастье. По крайней мере, на словах вожди пролетариата его обещали. Что касается Великой Отечественной Войны, то в Советском Союзе взгляд на нее был достаточно однобоким – мы хорошие, они плохие. Реалии же таковы, что Сталин ввязался в войну, не будучи к ней толком готовым. Как итог – потери СССР составили более 27 миллионов человек (40% всех жертв); а Фашистской Германии – в два раза меньше – 13 миллионов 44 тысячи человек. Войну Сталин выиграл, но какой ценой? Недаром Высоцкий, как и сами грузины, ненавидел вождя-тирана. Упоминает об этом Марина Влади в книге «Владимир или прерванный полет»: «В зале шумно и весело. Вдруг один из гостей громко спрашивает: «Забудем ли мы выпить за нашего великого Сталина?» За столом воцаряется нехорошая тишина. Грузинская интеллигенция жестоко пострадала при Сталине, и, если некоторые люди относятся к нему с ностальгическим восхищением, хозяин дома, как и мы сами, считает его самым настоящим преступником. Я беру тебя за руку и тихо прошу не устраивать скандала. Ты побледнел и белыми от ярости глазами смотришь на того человека. Хозяин торжественно берет рог из рук гостя и медленно его выпивает. И сильный мужской голос вдруг прорезает тишину, и за ним вступает стройный хор. Пением, точным и редкостным многоголосьем эти люди отвечают на упоминание о проклятых годах: голоса сливаются в звучную и страстную музыку, утверждая презрение к тирану, гармония мелодии отражает гармонию мыслей. Благодаря врожденному такту этих людей случайному гостю не удалось испортить нам праздник».

Песня «Товарищ Сталин».

Товарищ Сталин, Вы большой ученый —
В науках вы познали высший толк.
А я простой советский заключенный,
И мой товарищ — серый брянский волк.

За что сижу, по совести, не знаю,
Но прокуроры видимо правы,
И вот сижу я в Туруханском крае,
Где при царе сидели в ссылке вы.

И вот сижу я в Туруханском крае,
Где часовые строги и грубы,
Я это все, конечно, понимаю
Как обостренье классовой борьбы.

Всю жизнь в грехах мы с ходу сознавались,
Этапом шли навстречу злой судьбе.
Мы так вам верили, товарищ Сталин,
Как, может быть, не верили себе.

То дождь, то снег, то мошкара над нами,
А мы в тайге с утра и до утра,
Вы здесь из искры раздували пламя —
Спасибо вам, я греюсь у костра!

Товарищ Сталин, не спите вы ночами,
Прислушиваясь к шороху дождей,
А мы лежим на нарах штабелями,
И нам чужда бессонница ночей.

Я вижу вас — в своей партийной кепке
И в кителе идете на парад.
Мы рубим лес, а сталинские щепки,
Как раньше, во все стороны летят.

Вся грудь у вас в наградах и медалях,
И волос от заботы поседел,
Ведь вы шесть раз из ссылки убегали,
А я — дурак — ни разу не сумел!

Вчера мы хоронили двух марксистов,
Мы их не накрывали кумачом,
Один из них был правым уклонистом,
Другой, как оказалось, ни при чем.

И перед тем, как навсегда скончаться,
Вам завещал кисет и те слова,
Просил он вас во всем тут разобраться
И тихо вскрикнул Сталин — голова!

Живите ж тыщу лет, товарищ Сталин,
И пусть в тайге сгнивать придется мне,
Я знаю, будет много чугуна и стали
На душу населения в стране.

Правые уклонисты – проявляют свою позицию в отрицании особой роли рабочего класса, безапелляционно утверждают о его «деградации», «исчезновении» или «расширении». Левые уклонисты — это т.н. «пролетаризм» или «воркеризм», убежденность в том, что рабочий класс – единственная значимая противостоящая буржуазии сила.
Думаю, что комментировать эту песню особого смысла не имеет. Здесь итак все понятно. Понятно, за счет кого выполнялись нормы и планы. Понятно, как поступали с неугодными. Понятно, Почему с ними так поступали.
Не так давно я понял и то, Почему советский народ панически Боится Ошибок. Давайте вернемся во времена правления Ленина и Сталина. Что происходило раньше? Ошибся (сболтнул лишнего, косо посмотрел) – расстреляли, сослали в ссылку, лишили благ и привилегий. Сейчас – другое время, однако, к большому сожалению, стереотипные шаблоны поведения сохранились в нашей голове еще с того времени – они, как родовое проклятие, передавались от отца к сыну, от матери к дочке. Уважаемые Читатели, так не пора ли нам понять, что мы – не Боги (они единственные никогда не ошибаются, все знают и могут предвидеть будущее)? Не пора ли нам убить в себе манию величия («я такой человек, который не может ошибиться! никогда!») и начать Жить, не боясь ошибок, но анализируя их и извлекая из них бесценные уроки? Не пора ли нам перестать тратить все силы на то, чтобы для избегания ошибок жить в мнимой «зоне комфорта», выстроенной нами специально для этого? Выбор за Вами.

Песня про прыгуна в длину «Что случилось, почему…». Я встретил два варианта этой песни. Для краткости приведу один, наиболее понравившийся.
Что случилось? Почему кричат?
И судья зачем-то завопил.
Просто восемь сорок результат,
Только за черту я заступил.

Ох, приходится до дна ее испить,
Чашу с ядом вместо кубка я беру.
Стоит только мне черту переступить,
Превращаюсь в человека-кенгуру.

Я стараюсь, как и все, на доску наступать,
Стою наказания любого:
На спартакиаде федерации опять
Прыгнул я, как школьник из Тамбова.

Что случилось? Почему кричат?
Почему мой тренер завопил?
Просто ровно восемь шестьдесят,
Только за черту я заступил.

Что же делать мне? Как быть? Кого винить,
Если мне черта совсем не по нутру?
Видно негру мне придется уступить
Этот титул человека-кенгуру.

Мне давали даже черный кофе на десерт,
Но, хоть был я собран и взволнован,
На спартакиаде всех народов СССР
За черту я заступаю снова.

Что случилось? Почему кричат?
Странно комментатор завопил.
Восемь девяносто, говорят,
Только за черту я заступил.

Порвалась у тренеров терпенья нить.
Так и есть — негр титул мой забрал.
Если б ту черту да к черту отменить,
Я б Америку догнал и перегнал.

Верю: мне наденут все же лавровый венец,
Я великий миг готовлю тайно.
Знаю я, наступит он, настанет, наконец:
Я толкнусь с доски, хотя б случайно.

Что случилось? Почему кричат?
Отчего соперник завопил?
9-70 Который раз подряд,
Только за черту я заступил.

Хоть летаю, как пушинка на ветру,
Я все время поражение терплю.
Нет, не быть мне человеком-кенгуру
— Знаю точно: я опять переступлю.

Я такой напасти не желаю и врагу,
Ухожу из спорта я без позы:
Прыгать, как положено, я, видно, не могу,
А как не положено — без пользы.

В песне Высоцкий умело показывает, как сдерживают и ограничивают человека внутренние рамки, догмы и шаблоны, привитые с детства родителями и, в дальнейшем, усиленные социумом. Напомню, что при прыжках в длину спортсмену необходимо четко наступить на специальную планку, но ни в коем случае нельзя за нее заступать – тогда попытка засчитана не будет. В песне же у спортсмена при очень высоких результатах происходят сплошные «заступы». Высоцкий тонко подмечает, что когда человек выходит за шаблонные рамки, он обретает второе дыхание, раскрывает весь талант, использует весь заложенный в него потенциал: «Стоит только мне черту переступить, Превращаюсь в человека-кенгуру». Вычистив голову от мешающих устаревших Родительских шаблонов по Трансактному Анализу Берна, человек по-настоящему начинает Жить! И в Жизни с ним, как будто случайно, сами собой начинают происходить совершенно другие, гораздо более приятные, лучшие события – он начинает по жизни «скакать как кенгуру». До «чистки» догм, человек не живет – он существует и, рано или поздно, если не исправит свой характер, его неизбежно ждет трагедия – кого-то в 23, кого-то в 28, 33, 40, 45 или 60. Кто-то заболевает неврозом, кто-то – психозом, кто-то умирает от инфаркта миокарда, инсульта, цирроза или рака, кто-то влачит жалкое существование в «зоне комфорта», не реализуя стратегических целей. Так, в другом варианте песни, спортсмен без заступов прыгал всего лишь на 8.05: Что случилось, почему молчат? Комментатор даже приуныл. Восемь пять — который раз подряд,- Значит — за черту не заступил». Сравните 8.05 и 9.70. Так из-за хлама социальных догм в голове многие даже на 8.05 прыгнуть не в состоянии!
«Видно негру мне придется уступить Этот титул человека-кенгуру» – вот так по жизни мы уступаем другим, гораздо менее талантливым людям. Но ведь не в них дело, а в нас! «Если б ту черту да к черту отменить, Я б Америку догнал и перегнал» – 100%! Без внутренних препятствий, без наших внутренних драконов и аутовампиризма (подробнее про последних читайте в статье «Собственный Вампир»), с нашими интеллектуальными возможностями и природными ресурсами, мы оставили бы Америку далеко позади! «Я такой напасти не желаю и врагу, Ухожу из спорта я без позы: Прыгать, как положено, я, видно, не могу, А как не положено — без пользы» – потрясающие слова!! Многие так и уходят из жизни, ничего не сделав ни для себя, ни для близких, ни для своего народа. Так мы и прыгаем по жизни со связанными ногами – и неудобно, и без пользы. Жаль :(.

Песня «Профессионалы» («Профессионалам зарплата навалом…»).

Профессионалам — зарплата навалом.
Плевать, что на лед они зубы плюют.
Им платят деньжищи огромные, тыщи,
И даже за проигрыш и за ничью!

Игрок хитер пусть, берет на корпус,
Бьет в зуб ногой и — ни в зуб ногой.
А сам в итоге, калечит ноги
И вместо клюшки идет с клюкой.

Профессионалам, отчаянным малым,
Игра — лотерея, кому повезет.
Играют с партнером, как бык с матадором,
Хоть, кажется, принято наоборот.

Как будто мертвый, лежит партнер твой.
И ладно, черт с ним, пускай лежит.
Не оплошай, бык! Бог хочет шайбы!
Бог на трибуне, он не простит!

Профессионалам судья криминалом
Ни бокс не считает, ни злой мордобой.
И с ними лет двадцать, кто мог потягаться?
Как школьнику драться с отборной шпаной?

Но вот недавно их козырь главный —
Уже не козырь, а так, пустяк.
И их оружьем теперь не хуже
Их бьют. К тому же на скоростях!

Профессионалы в своем Монреале
Пускай разбивают друг другу носы.
Но их представитель, хотите — спросите,
Недавно заклеен был в две полосы!

Сперва распластан, а после — пластырь,
А ихний пастор, ну, как назло,
Он перед боем знал, что слабо им,
Молились строем — не помогло!

Профессионалам по разным каналам —
То много, то мало — на банковский счет,
А наши ребята за ту же зарплату
Уже семикратно уходят вперед.

Пусть в высшей лиге плетут интриги
И пусть канадским зовут хоккей,
За нами слово, до встречи снова,
А футболисты — до лучших дней!

Песня о настоящих профессионалах и тех, кто под них косит. Так и в жизни те, кто гонится исключительно за звонкой монетой, работая без интереса и удовольствия, не достигают настоящих высот в своей деятельности, не становятся профессионалами экстра-класса! Не вносят должного вклада в ту сферу деятельности, которой занимаются. «Плевать, что на лед они зубы плюют. Им платят деньжищи огромные, тыщи, И даже за проигрыш и за ничью!» – Высоцкий верно подмечает: нельзя брать деньги за плохо сделанную работу. Занимаясь психотерапевтическим консультированием, я, например, никогда не возьму с человека денег, если не смог (не смогу) ему помочь. Деньги являются следствием качественно проделанной работы. А погоня за ними, наоборот, приводит к «выбитым зубам». «Игра — лотерея, кому повезет» – для таких «профессионалов» их деятельность превращается в лотерею: они рассчитывают на удачу или надежду, вместо того, чтобы полагаться исключительно на свой профессионализм – тогда и удача придет.
«Играют с партнером, как бык с матадором» и «Как будто мертвый, лежит партнер твой. И ладно, черт с ним, пускай лежит» – практически любая деятельность требует бережного отношения и взаимопонимания между сотрудниками или деловыми партнерами, неважно, будь то хоккей или бизнес. Плевать будете на них – а попадать в себя! Будет ли хорошо работать Ваш подчиненный, если Вы сделаете ему головомойку только потому, что вчерашний секс не принес удовольствия? Подумайте над этим…
«И с ними лет двадцать, кто мог потягаться? Как школьнику драться с отборной шпаной?» – да, вначале талантливые люди достигают бОльшего, но когда жизненный сценарий затормаживает их развитие, постепенно их начинают обходить менее способные, но более усердные, методичные и целеустремленные в своих действиях люди: «Но вот недавно их козырь главный — Уже не козырь, а так, пустяк. И их оружьем теперь не хуже Их бьют. К тому же на скоростях!».
«Недавно заклеен был в две полосы! Сперва распластан, а после — пластырь, А ихний пастор, ну, как назло, Он перед боем знал, что слабо им, Молились строем — не помогло!» – здесь речь идет о том, что одному из канадских хоккеистов разбили нос и заклеили его двумя полосами пластыря. Пастор – тренер канадской сборной, заставлял игроков молиться перед игрой, надеясь, что это поможет им одержать победу. Однако, как сказал Михаил Литвак: «Надежду надо убивать!»
«Профессионалам по разным каналам — То много, то мало — на банковский счет, А наши ребята за ту же зарплату Уже семикратно уходят вперед» – правильно, пока «профессионалы» судятся и нервничают вследствие маленьких зарплат, профессионалы экстра-класса нарабатывают навыки, и неважно, работают ли они бесплатно или за 100 долларов в час! Работают они с максимальной отдачей!

Песенка «О слухах» («Сколько слухов наши уши…»).

Сколько слухов наши уши поражает.
Сколько сплетен разъедает, словно моль.
Ходят сухи, будто все подорожает, абсолютно,
А особенно — поваренная соль.

Словно мухи, тут и там,
Ходят слухи по домам,
А беззубые старухи
Их разносят по умам,
Их разносят по умам.

— Слушай, слышал? Под землею город строят,
Говорят, на случай ядерной войны…
— Вы слыхали? Скоро бани все закроют
Повсеместно. Навсегда. И эти сведенья верны.

И словно мухи, тут и там,
…………………….
— А вы знаете? Мамыкина снимают.
За разврат его, за пьянство, за дебош,
И, кстати, вашего соседа забирают,
Негодяя, потому, что он на берию похож.

И словно мухи, тут и там,
……………………
— Ой, что деется! Вчерась траншею рыли,
Так откопали две коньячные струи.
— Говорят, шпионы воду отравили.
Самогоном. Ну, а хлеб, теперь из рыбьей чешуи.
И словно мухи, тут и там,
…………………….
— Это что еще. Теперь все отменяют,
Отменили даже воинский парад.
Говорят, что скоро все позапрещают
В бога душу. Скоро все к чертям собачьим запретят.

И словно мухи, тут и там,
…………………….
Закаленные во многих заварухах,
Слухи ширятся, не ведая преград.
Ходят сплетни, что не будет больше слухов.
Абсолютно. Ходят слухи, будто сплетни запретят.
И словно мухи, тут и там,
…………………….
И поют друг другу — шепотом ли, вкрик ли —
Слух дурной всегда звучит в устах кликуш.
А к хорошим слухам люди не привыкли,
Говорят, что это выдумки и чушь.

И словно мухи, тут и там…

Высоцкий тонко подмечает абсурдность той информации, которую мы регулярно получаем от друзей, знакомых, бабушек на лавочке. Сейчас к этому я бы смело добавил СМИ, купленные тем или иным политическим деятелем, и различные интернет-ресурсы. «И поют друг другу — шепотом ли, вкрик ли — Слух дурной всегда звучит в устах кликуш. А к хорошим слухам люди не привыкли, Говорят, что это выдумки и чушь» – поэт тонко подмечает, что советский народ, мало того, что подозрительный (постоянно участвует в развлечении под названием «Психиатрия»; подробнее о других формах общения читайте в статье «Общение по Берну»), так еще и радоваться не умеет: в хорошие новости не верит, зато плохим слухам доверяет. В итоге – живет в нищете, болезнях и несчастье. А в последние годы наши СМИ усердно способствуют распространению негатива: Уважаемые Читатели, все Вы (многие из Вас), смотрите новости. Так вот, ради интереса посчитайте, сколько было новостей хороших (родились, выжили, организовали, вылечили, открыли и т.д.) и сколько было плохих (убили, изнасиловали, умер, ограбили, отравились, болеют и т.д.). Я называют это «подзарядкой негатива с экрана».

В этой статье анализ стихов Высоцкого я завершаю песней «Случай в ресторане» («В ресторане по стенкам висят тут и там»).

В ресторане по стенкам висят тут и там
Три медведя, Заколотый витязь, —
За столом одиноко сидит капитан.
— Разрешите? — спросил я. — Садитесь!

— Закури! — Извините, Казбек не курю.
— Ладно, выпей! Давай-ка посуду…
— Да пока принесут…- Пей, кому говорю!
Будь здоров! — Обязательно буду.

— Ну, так что же,- сказал, захмелев, капитан,-
Водку пьешь ты красиво, однако,
А видал ты вблизи пулемет или танк?
А ходил ли ты, скажем, в атаку?

В сорок третьем под Курском я был старшиной,
За моею спиною — такое!..
Много всякого, брат, за моею спиной,
Чтоб жилось тебе, парень, спокойно!

Он ругался и пил, он спросил про отца.
Он кричал, тупо глядя на блюдо:
— Я всю жизнь отдал за тебя, подлеца,
А ты жизнь прожигаешь, паскуда!

А винтовку тебе, a послать тебя в бой?!
А ты водку тут хлещешь со мною! —
Я сидел, как в окопе под Курской дугой,
Там, где был капитан старшиною.

Он все больше хмелел. Я за ним по пятам.
Только в самом конце разговора
Я обидел его, я сказал: — Капитан!
Никогда ты не будешь майором!

Песня написана в назидание (наставление, поучение) тем, кто хочет стыдить и обвинять. Еще Ницше удивительно точно пометил, что «Плох тот, кто вечно хочет стыдить» и «Человечнее всего уберечь кого-либо от стыда».
Я заметил, что такие люди впустую растрачивают на упреки душевные силы и жизненную энергию, что, в конечном итоге, затормаживает или вовсе прекращает их личностный рост. Энергию надо пускать не на ругань, скандалы, «праведную» критику, конфликты, упреки, оскорбления или обвинения, а на свою Деятельность: нарабатывать необходимые навыки и повышать квалификацию!
На этом статью разрешите закончить. Песен у Владимира Семеновича еще много, так что до новых встреч.

Третью часть психологического анализа творчества В.С.Высоцкого Вы можете прочесть в статье «Пророк Владимир Высоцкий».

4 комментария: Творчество В.С. Высоцкого. Часть 2

  1. Андрей говорит:

    Стихотворение «Товарищ Сталин, вы большой ученый…» написал не В.С. Высоцкий, а Ю. Алешковский.

  2. АНДРЕЙ говорит:

    ВОСХИЩАЮСЬ ПЕСНЯМИ ВЛАДИМИРА ВЫСОЦКОГО ИЗУЧАЮ АНАЛИЗИРУЮ ЖАЛЬ ЧТО ЕГО НЕТ СРЕДИ НАС

  3. Алина говорит:

    Очень интересно и познавательно! Была бы рада и благодарна, если бы Вы время от времени выпускали новые статьи с анализом песен Владимира Семёновича.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.