Идеи принципа сперматозоида в Ветхом Завете. Значение, толкование и суть книг Ветхого Завета. Часть 1

Ветхий Завет 1
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней статье речь пойдет о психотерапевтическом значении Ветхого Завета. Данный материал был взят из книг Михаила Литвака «Принцип Сперматозоида», «Из Ада в Рай», «Религия и прикладная философия. Врозь или вместе».

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Перед тем как передать слово Михаилу Литваку, хочу сделать небольшое вступление. В жизни я часто сталкиваюсь с верующими. Многие из них в совершенстве знают как Ветхий, так и Новый Завет. К сожалению, в большинстве своем эти живут люди или плохо, или очень плохо. Возникает закономерный вопрос: «Почему?» Их проблема заключается в том, что библейские заповеди они трактуют неверно, а если даже верно, то забывают применять их на практике.
В Ветхом Завете чаще всего нарушается заповедь «Не убий»: верующий забывает, что каждый человек уникален и создан Богом в единственном экземпляре. Верующий стремится изменить другого человека, «исправить» его, «сделать лучше», «перевоспитать, искоренив дефекты». «Каким образом?» – спросите Вы? – С помощью критики личности другого человека (особенно когда верующего об этом не просят). Так верующий становится Убийцей – своими действиями он уничтожает уникальность личности, подгоняя ее под Свои стандарты, шаблоны и стереотипы. А ведь она (уникальность) заложена в человеке Самим Господом Богом!
В Новом Завете, как правило, нарушается заповедь: «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Матф.7:3, 5). И вновь здесь просматривается неосознаваемая попытка «переделать» ближнего.
В заключение хочу спросить верующих, регулярно нарушающих заповеди и ходящих в церковь исповедоваться и замаливать грехи: «Может быть, лучше Перестать Грешить? Или Вы всю жизнь так и будете грешить, а потом ходить и каяться? Но ведь однажды Богу надоест Вас прощать…».

А сейчас передаю слово Михаилу Литваку, который расскажет Вам о значении Ветхого Завета.
«С религией я столкнулся почти одновременно с философией. Был я воинствующим атеистом. Библию изучил по антирелигиозным, блестяще написанным книгам Ем. Ярославского «Библия для верующих и неверующих» и Лео Таксиля «Забавная Библия» и «Забавное Евангелие». Часто я ездил в Ленинград и очень много времени проводил в музеях, в основном в Эрмитаже. Там было очень много картин на религиозные темы, как на античные, так и на библейские. Потом мне попалась книга «Легенды и мифы Древней Греции», и я окунулся в мир античности. С большим трудом первый раз прочел «Илиаду» и «Одиссею», а когда стал овладевать современными методами психотерапии, то ознакомился не только с философами, но и Библией. Будучи человеком методичным, я Ветхий и Новый Заветы прочел от первой до последней буквы, а потом Коран, и постепенно превратился из воинствующего атеиста в верующего материалиста, но присоединиться к какой-либо из этих конфессий не смог. Но Библию и Коран я читал не с позиции противоречий, которые искали воинствующие атеисты, а в поисках истины, которая имеется в этих источниках.
Поэтическое и образное изложение позволяет лучше понимать современные философские и психотерапевтические концепции, чем когда читаешь сухую философскую литературу. Сейчас я читаю Библию практически каждый день и нахожу в ней много практического и философского.
Ну а теперь займемся религиозными текстами. Но не будем искать в них противоречий, а будем искать истину, которая может нам принести большую пользу.
Итак, несколько слов о самой Библии. Кстати, многие, которые называют себя верующими, не знают, как устроена Библия, которую следует читать ежедневно, хотя бы понемногу, как верующим, так и верующим атеистам.
Материал взят из Библии издательства Московской патриархии 1968 года по благословению Святейшего Патриархата Московского и всея Руси Алексия. Библия состоит из двух частей: книги Ветхого Завета и Нового Завета. В Ветхом Завете есть книги канонические и неканонические. Канонические более древние и признаются всеми безоговорочно. Неканонические написаны позже и признаются не всеми. Канонических книг 39. Они разделены на три раздела – Закон, Пророки и Писания.
Закон содержит Пятикнижие Моисеево (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), биографии конкретных пророков. Писания содержат притчи, псалмы, Песню песней, Екклизиаст и др.
Новый Завет состоит из четырех Евангелий – от Матфея, Марка, Луки и Иоанна, а также описаны деяния святых апостолов и их послания по разным адресам. Считается, что все 12 апостолов написали Евангелие. Уже в Интернете есть Евангелие от ессеев, Фомы, Иуды и Марии Магдалины. Может, среди них есть и фальшивые, но хорошие мысли в них тоже есть. Советую ознакомиться и использовать их. Познание беспредельно, а истина относительна. Кстати, как действительности безразлично, что мы о ней думаем, так и истине безразлично, кто ее высказывает.
Я не имею возможности дать комментарии всей Библии. Моя задача показать, что между религиозными положениями и данными науки нет противоречий, а просто есть некоторые разногласия.

Философские идеи в Ветхом Завете
К Библии я прибегаю чаще всего при работе как с верующими, так и с неверующими. Образные и поэтические сравнения, которые я нахожу в ней, позволяют хорошо иллюстрировать психотерапевтические идеи. Их число неимоверно велико как в Ветхом, так и в Новом завете.
Так как в процессе личностно ориентированной психотерапии приходится разрушать ложные моральные ценности пациента, т.е. фактически лечить его больную совесть, следует показать, что наши ценности не только не противоречат библейским заповедям, но, наоборот, позволяют их исполнять. И здесь знание Библии и психотерапевтическая трактовка ее основных положений позволяют добиться значительных результатов в коррекции взглядов и приближении их к истине. А любовь к истине и следование ей всегда улучшает состояние человека.
Из Ветхого завета наиболее часто я использую Пятикнижие Моисеево, притчи Соломоновы, Екклесиаст, Премудрость Соломона и Премудрость Иисуса, сына Сирахова. Приходится только удивляться мудрости людей, живших несколько тысяч лет назад и предвосхитивших некоторые выдающиеся открытия современной науки. Хочу подчеркнуть, что я атеист и считаю, что только наука может по-настоящему объединить всех людей, ибо наука изучает Законы природы и общества, которым подчиняются все люди без исключения. Ведь если погрузят незащищенную руку в кипящую воду и православный, и католик, и баптист, и иудей, и магометанин, у всех у них будет ожог! К сожалению, религиозная практика нередко разъединяет людей и народы. На одной из конференций всерьез обсуждались проблемы православной психотерапии. Мы, кажется, это уже проходили. У нас были и мичуринская биология, и марксистско-ленинская философия. Но в свое время именно религия предопределяла прогресс и объединение человечества. Сейчас же, по-моему, очередь науки!

Пятикнижие Моисеево
Итак, сотворил Бог землю за шесть дней, а седьмой день отдыхал. Давайте проследим этапы творения. Вначале он сотворил небо и землю, затем он отделил свет от тьмы. Потом он создал твердь, т.е. сушу. Назвал сушу землею, а воду морями. И сказал, что это хорошо. Но вскоре заскучал. Картина была унылой. Тогда Бог создал растения. Всё веселее. Появилась зелень, цветочки разного рода. Затем на четвертый день создал свет. Солнце светило днем, а Луна и звезды ночью. Но потом опять заскучал и на шестой день создал зверей, птиц, гадов и увидел, что это хорошо. И на шестой день «сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27). «И благословил их Бог. И сказал им: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» (Быт. 1, 28). А на седьмой день он уже отдыхал.
Вот видите сами, что Бог действовал как философ в соответствии с категориями беспредельности и предела (подробнее об этом Вы можете прочесть в статье «Философия. Бесконечность – Предельность». Он все время развивался, все время творил, делал что-то новое, а не ходил по кругу. И нам следует, поскольку мы создания Божии, шесть дней творчески работать, а на седьмой день отдыхать. И еще хочу обратить ваше внимание, что старик всегда был доволен своей работой, так и нам следует не ругать себя, а обращать внимание на то, что можно еще сделать.
Современной психологией выделены только две положительные фундаментальные эмоции: интерес и радость (Изард К., 1980). Интерес — единственная эмоция, при которой возможна продуктивная творческая деятельность. Последняя оказывает положительное влияние на здоровье, сопровождается наиболее экономичной тратой энергетических ресурсов. Только творческая работа может дать чувство радости, а эмоция радости, по современным данным, — наиболее оптимальная эмоция, при которой лучше всего идут восстановительные процессы в организме. Соотношение между интересом и радостью 6:1.
Это уже данные нейрохирургов. – Современные нейрохирургические исследования показали, что 35% зон головного мозга стимулируются (и связаны с) положительными эмоциями. Эмоцией интереса стимулируются 30% зон, а эмоцией радости — 5%. С отрицательными эмоциями связаны 5% зон головного мозга, а 60% зон – эмоционально нейтральны. Дорогие мои читатели, вспомните, какая радость у вас возникала, когда вы до чего-то сами додумались. Возникало чувство радости, и мир в ваших глазах преображался. Вот тогда-то вы и отдыхали. А отдохнув, привыкнув к новому, замечали, что можно сделать еще что-то творческое.
Библия установила ритм работы и отдыха и указывает, что труд должен быть творческим, тогда человек будет доволен результатами своего труда. Мук творчества не бывает, муки возникают, когда нет творчества. Отсюда вырисовывается задача психотерапии — помочь пациенту найти или интересную работу, или интерес в работе. А эти идеи примыкают к экзистенциальному анализу, который видит смысл жизни, прежде всего, в осуществлении созидательных ценностей, затем ценностей переживания, а когда приходится пострадать, то и здесь можно найти смысл.

В Библии указывается, что Бог понимал, что человек не может быть один, и плохо, что «…для человека не нашлось помощника, подобного ему» (Быт. 2, 20). Бог увидел недостаток и исправил его: он создал женщину. В Библии правильно описывается значимость близких для человека, и для мужчины определяет главным жену, а для женщины — мужа. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт. 2, 24). И опять философия – вера в Бога и грамотное социальное устройство совпадают. Это же вытекает и из данных науки. Человеческая практика, к сожалению, воспитывает нас в духе того, что самыми близкими для индивида являются родители или дети. Если на этом тезисе человек строит свое поведение, то он вступает в противоречие с Законами, по которым он устроен, да и с Законами Библии, что является сильным источником стресса. Но если у человека есть знание философии, он сможет с пользой для себя и для общества преодолеть эти противоречия. Вспомните такие расхожие высказывания: «Жен будет много, а мать одна», «Прежде всего думай о родителях», «Если ты за него выйдешь замуж и уедешь, я этого не переживу». (Чаще всего Так себя ведет вампир Заботливая мать; подробнее об этом Вы можете прочесть в статье «Читать о Психологическом Вампиризме»; Ю.Л.). Когда длительно сохраняется невротическая связь с родителями, у пациентов плохо налаживается семейная жизнь, начинаются болезни. (Поэтому для здоровья клиентов (пока они еще не стали пациентами) желательно как можно раньше разорвать все невротические сцепки с родителями, друзьями и тянущими на дно сексуальными партнерами; Ю.Л.).
Хочу привести два коротких примера:
Молодая женщина, выпускница медицинского института, обратилась ко мне за помощью. Ей сделал предложение выпускник Высшего военного училища. Мать резко воспротивилась браку. Кандидат в мужья устраивал мать по всем своим личностным качествам, но он получил распределение на Дальний Восток. Предполагаемое расставание с дочерью явилось для матери сильным переживанием с нарушениями в психической и соматовегетативной сфере. Дочь тоже была на грани нервного срыва.
Мужчина 37 лет, страдающий ипохондрическим неврозом, был под угрозой перевода на инвалидность. Несложный анализ установил его невротическую связь с матерью. Он должен был каждый день в 22 часа звонить ей (мать жила в другом городе), что он уже прибыл домой, чтобы она не волновалась. Задержка звонка на 40-50 минут приводила к тому, что мать слала телеграмму «молнию». Нелепость таких установок становилась ясной, когда нарушалась телефонная связь. Он должен был вечером ехать на переговорный пункт, чтобы сообщить матери, что он уже прибыл домой. Соблюдение этого правила привело к тому, что с первой женой он развелся, второй брак был на грани распада. Он был исключен из группы изобретателей за то, что не мог задерживаться допоздна на работе (там не было телефонной связи). И когда за эту работу группа получила Государственную премию, у него началось обострение заболевания. Мать оказалась умной женщиной. Мы договорились, что звонок от сына будет только тогда, когда с ним случится беда.

Хочу обратить ваше внимание, что вначале Бог создал мужчину и женщину одновременно. Но первая жена считала себя равной своему мужу и ни в чем она ему не уступала, скандалила, все время настаивала на своем. Вот Бог ее и уничтожил. А позже сделал ему жену из его ребра. Я это понимаю так. Библия писалась в переходный от матриархата к патриархату период. А когда Бог сделал жену из ребра Адама, тем самым законодательно закреплялся патриархат. Тогда это имело здравый смысл. Основным добытчиком питания (мясо животных) стал мужчина, как человек физически более сильный, чем женщина, следовательно, и власть должна перейти ему. Сейчас, когда физическая сила уже не имеет решающего значения, то власть должна быть у более умных. А это от пола не зависит. Может быть, опять матриархат наступит (согласно философскому Закону двойного отрицания).
(Не дай Бог. Хочется верить, что в этом вопросе Литвак все-таки ошибается. В ближайшем будущем я планирую написать большую статью на тему особенностей матриархата и патриархата. Здесь же свою позицию поясню коротко.
Во многих семьях сейчас и так матриархат, но, исходя из моих наблюдений, ни к чему хорошему он еще не привел. Удел таких семей – ссоры, споры, конфликты и скандалы – бесконечное выяснение отношений на тему «Кто в доме хозяин». – Редко мужчина ПОЛНОСТЬЮ Соглашается занять Подчиненную позицию. – Периодически возникают мятежи и бунты, а когда совсем припекло – революции. При патриархальном укладе такого, как правило, не бывает. Роли добытчика и главы семьи, и хранительницы домашнего очага и матери, распределены четко и особых нареканий ни у кого не вызывают (особенно если патриархат не жесткий; что такое жесткий (носящий характер тотальных запретов) и нежесткий патриархат здесь излагать не буду, так как данная статья – про значение Ветхого Завета, а не про модели семейных взаимоотношений).
Что касается вопроса: «Кто умнее?», то и здесь, на мой взгляд, ответ очевиден: по данным нейрофизиологии у женщины ведущим является правое полушарие (работают оба одновременно, но ведущее — правое), отвечающее за эмоциональные процессы (как раз для создания идеального эмоционального климата в семье), у мужчин – левое полушарие является ведущим (а работают они попеременно — или одно, или другое), отвечающее за логическую мыслительную деятельность. Очевидно, что думаем мы не эмоциями, а разумом. А Продуктивная мыслительная деятельность, в свою очередь, подчинена ЗАКОНАМ ЛОГИКИ, – в противном случае она окажется Непродуктивной (например, если мы захотели купить еду, то логично будет зайти в супермаркет, а не в полицию или аптеку). Следовательно, в большинстве своем мужчины умнее – их логическая умственная деятельность при ведении дел несравнимо более продуктивна, нежели женская, так как не затуманена мешающими в делах эмоциями. С другой стороны, малоэмоциональный мужчина, как правило, не в состоянии создать должного уюта и эмоционального климата в семье. Недаром ребенку в первые 2-3 года жизни остро необходима именно мать, а не отец. При полном отсутствии материнской любви ребенок, скорее всего, или погибнет, или получит тяжелейшую психическую травму, которая отразится на всей его последующей жизни. И никакие няньки в ЭТОМ возрасте полноценно родную мать НЕ заменят.
Но Сможет ли мать, будучи добытчицей в семье, одновременно дать ребенку необходимую ему любовь в ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ? Сомневаюсь, ведь на два фронта разорваться невозможно – или маленький ребенок, или карьера и бизнес. Но чтобы быть успешной в делах, женщине потребуется затратить значительное количество времени и сил (возможно, даже большее, нежели мужчине). Поэтому возникшие у ребенка дефицит внимания и любви, полноценно компенсировать она, скорее всего, не сможет.
Но если я Вас еще не убедил, то посмотрите на богатых и успешных людей из сферы бизнеса и руководителей крупных компаний. Практически все они – мужчины (равно как и великие философы, психологи, психотерапевты и психиатры). Да, есть исключения. Но процент их настолько мал, что лишний раз подтверждает правило. К тому же личная жизнь успешной бизнес-вумен (деловой женщины) хронически не устроена. Обратите внимание: сейчас я говорю исключительно о личной жизни БИЗНЕС-ВУМЕН. – О женщинах, которые являются управленцами крупных компаний и занимают высокие посты и командные должности, и о женщинах, самостоятельно ведущих бизнес. Подчеркну, что речь НЕ идет о женщинах, которые являются прекрасными специалистами в своей профессии (повар, продавец, воспитатель и другие), звездах кино, театра, эстрады и прочих сфер ШОУ бизнеса.
Почему так происходит? Проблема заключается в том, что бизнес-вумен обладает типичным набором чисто мужских черт характера (решительность, напористость, склонность к лидерству и другие). Эти качества делают ее сильной. С их помощью она, наравне с мужчинами, успешно ведет дела, руководит, конкурирует в сферах бизнеса…
Но сильному мужчине не нужна сильная женщина (наоборот, он ищет или женщину, строго ориентированную на семью, или (и) помощницу в делах (помощницу, а не начальницу!)). А слабого мужчину сильная женщина возле себя видеть не желает. Сильные не хотят ее, слабых – не хочет она. Следовательно, ее удел – одиночество.
Да и времени на семью у бизнес-вумен, как правило, не хватает: чем выше по карьерной лестнице ты забираешься, тем выше у тебя уровень стресса, ведь твое место – лакомое и, следовательно, конкуренция на него всегда будет выше. А отсюда – козни, интриги, предательства, измены… А отсюда – проблемы со здоровьем. Кстати, согласно статистике, синдром эмоционального выгорания (СЭВ; возникает по причине малоэффективного, непродуктивного общения с другими людьми) у женщин встречается чаще: «Женщины в большей степени подвержены эмоциональному истощению. Это связано с тем, что … женщины более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от своих клиентов (в том числе и деловых партнеров; Ю.Л.)». К сожалению, точных статистических цифровых данных я не нашел. Но что касается синдрома хронической усталости (СХУ; возникает вследствие монотонной, однообразной, рутинной, неинтересной, скучной работы), то (согласно интернет-данным) у женщин он встречается в 2-3 раза чаще, чем у мужчин.
Но даже если семья у бизнес-вумен все-таки существует, то носит она, как правило, характер чисто формальный – муж, секс и дети у такой женщины откатываются на второй, если не на третий план (помимо работы, проблему собственного здоровья еще никто не отменял). Но, даже появляясь в семье, такая женщина не может перестроить стиль своего общения и поведения, и ведет себя так же, как и на работе – ПОСТОЯННО КОМАНДУЕТ. В этом случае даже слабый мужчина рано или поздно или поднимет бунт, или молча уйдет. О сильных мужчинах я даже не говорю.
Исходя из вышенаписанного, я выдвигаю главный вопрос: «Так стоит ли нам (и мужчинам, и женщинам) идти ПРОТИВ СВОЕЙ ПРИРОДЫ?» Ведь Мужчина изначально создан был для того, чтобы стать Охотником, Добытчиком, а Женщина – Хранительницей домашнего очага, Матерью. Это ЗАКОН. Если бы это было не так – человек как вид, давно бы вымер, ведь детей рожать мужчины не умеют.
Безусловно, в этом маленьком кусочке статьи я изложил далеко не все взгляды на матриархальное и патриархальное устройство семьи. Конечно, здесь стоило бы затронуть и тему секса (мужских и женских сексуальных расстройств и латентной проституции), и тему матриархата в СССР, и тему воспитания детей, и тему продолжительности жизни, и многие другие аспекты семейного уклада. Но это – в другой статье.
Конечно, я понимаю, что моя позиция по данному вопросу (радикально отличающаяся от точки зрения Михаила Ефимовича) вполне может оказаться ошибочной, но полагаю, что Библия, призывающая нас к патриархальной модели семьи, абсолютно права. Однако это не догма, и я не призываю Вас ей следовать, Уважаемые Читатели. Пусть в этом аспекте жизни каждый сам для себя решает, какую семью он хочет, и каким образом этого можно достигнуть. Ведь главное в семейной жизни – это гармония, ведущая к счастью. И какое имеет значение, если один человек достигнет ее в патриархате, а другой – в матриархате?; Ю.Л.).

В третьей главе Бытия описано грехопадение человека — первородный грех, когда он узнает, что такое хорошо, а что такое плохо.
Фактически все воспитание строится у нас так, что человека заражают «первородным грехом» (подробнее об этом Вы можете прочесть в статье «Суть первородного греха», хотя кратко Литвак рассказывает об этом ниже; Ю.Л.). А это является постоянным источником стресса, ибо обучают его считать основными те ценности, которые противоречат его природе. Фактически все это приводит к авторитарной этике (Э. Фромм), что противоречит гуманистической этике, направленной на развитие человека, его способностей и талантов. Работа Э. Фромма «Человек для себя» (1994) показывает вред такого воспитания. Я тоже попытался раскрыть это положение в книге «Я: Алгоритм удачи» (1994). Психотерапевт старается избавить пациента от «первородного греха», чтобы он не судил, что такое хорошо, а что такое плохо. Ниже приведу фрагмент занятия по снятию «первородного греха».
«Первый и основной источник стресса — «первородный грех». Помните, Бог запретил Адаму и Еве есть с древа познания добра и зла и пригрозил им смертью, если они нарушат этот завет? «И сказал змей жене: нет, не умрете; но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 4-5).

Конечно, мне, как верующему атеисту, не очень верится, что змей на дереве сидел. А вот что он сидел в душе у Евы и у Адама, я верю. Мы ведь стремимся к росту, и все новое, неизвестное нас волнует и притягивает. А правда в этой части Библии заключается в том, что яблоко сорвала женщина. А это установленный наукой факт, что женщины более любопытны. И они сразу поняли, что они голые, а быть голыми нехорошо. Они прикрыли свою наготу. Тут всеведущий Бог понял, что вкусили с дерева добра и зла. А Адам тут же ее и сдал.
Человек, знающий, что такое хорошо, а что такое плохо, заражен «первородным грехом». Но только не из рая его изгнали, а в его душе поселился ад. Теперь он должен оценить любого человека, любое его действие, любое явление, да и самого себя и все свои действия с точки зрения хорошо это или плохо. Как тут с ума не сойти! Дети, которые еще не знают, что такое хорошо, а что такое плохо, живут счастливо и ничего глупого не делают. Правда, своими действиями они мешают нам жить. И мы, зараженные «первородным грехом» от своих родителей, заражаем им своих детей. Вспомни стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»
(данное стихотворение я детально разобрал в статье про первородный грех, ссылку на которую оставлял выше; Ю.Л.). А дальше получается по М.Ю. Лермонтову:

Богаты мы, едва из с колыбели,
Ошибками отцов и поздним их умом,
И жизнь уж нас томит, как ровный путь без цели,
Как пир на празднике чужом.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный.
Когда огонь кипит в крови.

А у Данте в девятом круге Ада грешники вмерзли в лед:

Мы были там, — мне страшно этих строк, —
Где тени ледяного слоя
Сквозят глубоко, как в стекле сучок.

Одни лежат; другие вмерзли стоя.
Кто вверх, кто книзу головой застыв;
А кто дугой, лицо ступнями кроя.

Так и живут люди с «первородным грехом» — льдом от Дьявола и огнем от Бога. Огонь от Бога тянет вверх, к личностному росту, а лед от Дьявола — в мороз застоя. В результате довольно часто внутриличностный рост равен нулю.
Это хорошо иллюстрирует тест самооценки Дембо (рис.1).

Ветхий Завет 2

Ты видишь перед собой четыре шкалы. Размести себя на каждой. Если ты расположил себя на них посередине, то, следовательно, ты заражен «первородным грехом», т.е. ты сравниваешь себя с другими. Этот тест проводится со школьниками, студентами, молодыми специалистами и опытными специалистами, выходящими на пенсию, санитарами, врачами, доцентами, профессорами. И все ставят себя посередине!
Посмотри, что получается. Жизнь человека проходит как бы на гладком столбе. Он все время пытается подняться вверх, обстоятельства его сталкивают вниз. А итог — все время посередине. Какая-то часть людей выше меня, и я преклоняюсь перед ними, потому что знаю (если, конечно, у меня именно такая система ценностей), что быть кандидатом или доктором наук хорошо, а «неостепененным» врачом — плохо. Но ведь когда я был студентом, то считал, что врачом быть лучше, ну а те, кто не студенты, те вообще не люди. И когда я стану кандидатом наук или доктором, покоя все равно знать не буду. Мне захочется стать академиком, а там я счастье свое буду связывать с Нобелевской премией. И буду чувствовать себя глубоко несчастным от того, что до сих пор ее не получил.
Каково же было мое изумление, когда я узнал, что вся система ценностей, в которой я воспитывался, не имеет никакого значения в армии, куда я попал после окончания института. Там солдаты и даже офицеры не очень отличали санинструктора и фельдшера от врача. Всех называли докторами и смотрели на всех нас снизу вверх (думаю, потому, что тогда не было военных действий). Тоже были заражены «первородным грехом».
Человека, зараженного «первородным грехом», мучает зависть к тем, кто наверху, презрение — к тем, кто внизу, и чувство вины перед собой. Он весь охвачен страхами, которых часто не осознает. Ведь мы часто страдаем не от того, что у нас нет чего-то, а от того, что это есть у другого, «Жигули» неплохая машина, а ее владелец переживает от того, что у него нет «Вольво» и одновременно презирает владельца «Запорожца». И вот такой человек начинает гоняться не за тем, что ему нужно, а за тем, что позволит ему подняться чуточку выше, к тем, кто, с его точки зрения, находится на вершине столба. Ведь все, что нам необходимо, у нас под рукой, потеем мы от погони за избытком.
Что же делать? Избавляться от «первородного греха»! Как? Повали этот столб и определи на нем свое место (Рис.2).

Ветхий Завет 3

Никто из нас не выше и не ниже. Мы просто на разных местах и нам следует знать свое место в коллективе. Если я работаю врачом в больнице, то там я — номер один. Все остальные сотрудники должны работать на меня. Но если я работаю врачом в спортивной команде, то там я номер четыре или даже пять, а номер один — футболист, ибо, в конечном итоге, от его игры на поле зависит судьба всего коллектива, в том числе и моя. Но можно еще и переходить с места на место. Для этого нужно не только повалить столб, но и сойти с него.
Я сам избавился от «первородного греха». И с меня сразу же свалилось очень много забот. Строить отношения с людьми стало заметно легче. Я просто решаю, каков человек для меня. Вот сотрудники «Медицинской газеты» для меня хороши. Публикуют мои статьи. Какие они есть на самом деле, пусть решает Бог. Можете говорить в их адрес плохое сколько угодно. Да я просто слушать вас не буду! И наоборот. Если человек для общения мне не подходит, то я не буду с ним общаться, сколько бы хорошего о нем ни говорили. Но я не буду говорить, что он плох. Просто он не подходит мне на данный момент.
Когда человек избавляется от «первородного греха», сразу исчезает зависть. У меня рост 172 сантиметра. Ни больше, ни меньше. Так я создан. Вы выросли до 190 сантиметров. Вам хорошо? Я рад за вас, но мне 190 не нужно. Духовный рост отличается от физического тем, что он продолжается в течение всей жизни. Не вырастешь — образуется душевный горб. Ты им будешь задевать других людей, и его будут задевать другие люди, которых ты тогда будешь считать источником стресса, и начнешь с ними бороться вместо того, чтобы расти.
Человек, избавившийся от «первородного греха», имеет только одну заботу — делать как можно лучше свое дело, которое и обеспечит тебе личностный рост. И в жизни у него много радостей. Прочитал книгу, овладел каким-то навыком, познакомился с интересным человеком, написал статью — все в радость, и тебя не будет волновать, что другой в это время приобрел дачу, машину, познакомился с английской королевой.
Избавившись от «первородного греха», ты становишься самим собой. У каждого свое счастье!
«А как же быть с моральными ценностями?» — спросите вы. А никак. Ничего с ними не произойдет! Только теперь они станут вашими. Убивать вам никого не надо будет, потому что выгодней сотрудничать. Красть тоже не будет необходимости. Личностный рост — это, прежде всего, профессиональный рост. Став профессионалом высокого класса, вы будете хорошо зарабатывать. Жены ближнего вы желать не будете не потому, что мораль не дает, а потому, что у вас будут налажены отношения с собственной женой, и вы от нее будете получать столько, сколько другая просто дать не сможет. Тот, кто знает, что он верен, уже неверен. Как бы он это знал, если бы не желал другой? Тот, кто действительно верен, даже не задумывается о том, верен он или неверен. По крайней мере, не ставит это себе в заслугу. Одна женщина во время очередного скандала с мужем, с которым прожила около 30 лет, упрекая его в том, что он не дал ей счастья, сказала, что она могла бы тысячу раз ему изменить, если бы не ее порядочность. Так сколько же раз она изменяла ему в душе своей? Понятно, что они часто скандалили, понятно, что у них все время были стрессы, понятно, что оба они заболели неврозом.
В работе с больными я стараюсь избавить их от «первородного греха». Хочется, чтобы они видели мир своими глазами, а не чужими.
Всё ближе к истине.
Я знаю один коллектив, члены которого выполняют добросовестно свои обязанности, хотя они имеют одинаковые способности. Вы, наверное, уже догадались, что это наш человеческий организм. Ведь все клетки нашего организма имеют одинаковые задатки. Клетка в глазу делает роговицу, клетка на пятке подошвенную мозоль. Представьте себе, если клетка глаза вдруг возмутилась тем, что ей дают столь сложную работу, и стала бы вырабатывать подошвенную мозоль. Так ведь на глазу бельмо бы появилось! А если бы клетка на подметке возмутилась бы тем, что ей дают такую примитивную работу, и стала бы на пятке вырабатывать роговицу, то возникла бы такая боль, что мы не могли бы ходить. Вот и мы должны вести себя так, как ведут себя наши клетки, делать как можно лучше то дело, которое тебе поручили, а не кричать, что тебя недооценивают. Не волнуйтесь. Оценят и передвинут.
Бог не хотел сделать нам плохо. Мы не Боги, мы люди. И нам не дано знать, что такое хорошо, а что такое плохо. (На эту тему мне вспоминается фраза из кинофильма «Брат», произнесенная Юрием Кузнецовым: «Что для русского хорошо, то для немца – смерть»; Ю.Л.).
Послушайте, что рассказал мне один больной неврозом навязчивых состояний, который избавился от «первородного греха» и пошел дорогой личностного роста.
«В школе и институте я учился отлично, и мне прочили научную карьеру крупного математика — профессора и даже академика. Но жизнь дала трещину. Мне уже было 40, а я все еще был рядовым педагогом. Когда с вашей помощью я понял, что меня ориентировали не столько на математику, сколько на академика, мне стало ясно, что я много нервной энергии потратил на то, чтобы карабкаться по столбу, о котором вы рассказывали на занятиях. Взял не ту тему, которая меня интересовала, а по настоянию научного руководителя ту, по которой легче защитить диссертацию. В результате — нуль в продвижении и годы неинтересной работы. Когда я повалил столб, а потом сошел с него и стал заниматься тем, что мне интересно, и меньше думать о чинах, мне сразу же стало легче. Я перестал беспокоить других, да и меня оставили в покое. На диссертацию не хватало энергии, я решил написать книгу, где обобщил все свои данные. Началась перестройка, и я рискнул опубликовать монографию за свой счет. По ней я защитился. Мне сразу присвоили докторскую степень. Сейчас приглашают на конференции даже за рубеж. Приятели советуют мне идти к начальству и просить повышения. Но я сам думаю, зачем? Откуда я знаю, что хорош для повышения? Наверное, не очень, раз не повышают. Если начальству удобно держать меня на этой должности, то мне тем более удобно на ней находиться. Чем ходить по кабинетам, лучше я еще что-нибудь сделаю! Кроме того, я «переварил» одну банальную истину: «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Раньше я ее понимал буквально и стремился к генеральскому званию. Теперь я понял, что должен мечтать стать генералом для того, чтобы быть хорошим солдатом. Это у меня начинает получаться. А стану генералом или нет — какая разница?

А как легко идет общение. Когда я контактирую с человеком, я не стараюсь понять, плох он или хорош. Я стараюсь понять, подходит он мне для общения или нет. И если не подходит, то я стараюсь с ним не иметь дела. И пусть мне все говорят, что он хорош! Так я и спорить не буду. Берите его себе, мне он не нужен. А если мне будут на человека говорить, что он плох, но я решил, что он подходит для общения, то я его защищать не буду. Я скажу: плох, так плох, но мне подходит. Конечно, иногда я и ошибался, но потом быстро научился разбираться в людях. Мне помогло ваше изречение, Михаил Ефимович: «Лучше потерпеть неудачу, когда самостоятельно принимаешь решение, чем добиться успеха, поступив по чужому совету». Конечно, я прислушиваюсь к чужому мнению. Но даже если я веду так, как мне говорили, и что-то не так получается, то я никогда не упрекаю советчика».
На этом он закончил свой рассказ в 1997 году, в момент выхода 1-го издания. Хочу сказать вам, что теперь он уже академик. Сейчас он больше времени проводит в других городах и странах, чем в своем родном городе. С прежнего места работы ушел.
Несколько слов о профилактике «первородного греха». Воспитание маленьких детей следует проводить так, чтобы были исключены слова «нельзя» и «должен». Технология такого воспитания — тема отдельного разговора».

Десять заповедей я широко использую в психотерапевтической работе. Поэтому приведу их здесь со своими комментариями.
«Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 3).
Блестящая заповедь. С точки зрения человека науки это значит: опирайся только на факты и выводы, которые вытекают из этих фактов, конечно, если мышление работает правильно. (Те, у кого мышление работает неправильно, опираются, в основном, на чужие мнения, слухи, суждения и сплетни; Ю.Л.).

«Не делай себе кумира…» (Исх. 20, 4).
Очень прогрессивная и современная заповедь, которая учит не преклоняться перед авторитетами, а полагаться на себя, опираясь на знания законов природы. Клинический анализ показывает, что большинство несчастий у больных неврозами проистекает потому, что они преклоняются перед авторитетами и не полагаются на Законы, по которым мы устроены: пьют, нарушают режим дня, не занимаются физической и психологической подготовкой, живут по принципам, которые разрушают их внутреннюю структуру, идентифицируют себя с авторитетами и ориентируются на ложные ценности. В современной психотерапии этот грех определяется различными терминами. Родитель — в трансактном анализе, интроект — в гештальттерапии, малоадаптивная мысль — в системе когнитивной терапии, патологическая привычка — в бихевиоризме. Кстати, я сам не фотографируюсь, и ничьи портреты не висят у меня на стенах дома.

«Не поклоняйся им [другим богам] и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих меня, творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20, 5-6).
Мысль весьма глубокая. В XIX в. она нашла научное подтверждение в теории вырождения Морреля, который описал вырождение в третьем-четвертом поколении. Фактически это пропаганда здорового образа жизни. В других книгах Бытия идет конкретная расшифровка, что значит выполнять заповеди. Недаром, как подметил Франкл, верующие реже болеют неврозами.

«Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (Исх. 20, 7).
По-видимому, Бог рекомендовал заниматься делом, а не тратить время на пустые разговоры. Здесь уже прослеживаются идеи о взятии ответственности за свою жизнь на себя, идеи психологической зрелости. (Нередко люди грешат еще сильнее, произнося имя Господа Бога и ругая при этом жизнь и мир, которые он сотворил: «Господи Боже мой, какие же у нас в политике сволочи, да еще и цены на коммунальные услуги опять подняли! Да разве это жизнь?!» или «Опять землетрясение в Японии! Опять столько человек погибло! Боже Мой, куда же катится этот мир?!» В таком случае выходит, что Бог – идиот, раз создал ТАКОЙ МИР и ТАКУЮ ЖИЗНЬ?! Но если Бог – идиот, – то зачем же Вы молитесь идиоту, зачем в него верите? Найдите себе другого (очередного) кумира, сами вознесите его на вершину, а потом (после того, как Неизбежно в нем разочаруетесь) сами же оттуда и сбросьте, не забыв при этом смешать с грязью. К сожалению, Большинству людей присущ Рабско-Тиранический Характер и (как следствие) сильная тяга к авторитетам; Ю.Л.).

«Помни день субботний, чтобы святить его» (Исх. 20, 8).
Тоже неплохая заповедь. Отдыхать необходимо.

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20, 12).
По поводу этой заповеди замечу, что Бог требует почитания, а не послушания. Ведь если дети во всем будут слушаться родителей, прогресс остановится. Родителям следует избавиться от «первородного греха». Тогда они перестанут думать, что они, конечно же, умнее своих потомков. Это я больше себе говорю. Ведь я не только отец, но и дед. И отношения с детьми и внуками у меня хорошие, потому что я не заставляю их слушаться меня. Они меня почитают, хотя я и не вбивал им в головы эту заповедь.
(Как верно подметила Наталья Епифанцева (тренер волгоградского кросс-клуба): «Оказывается есть дополнение: «И вы, отцы, НЕ РАЗДРАЖАЙТЕ детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (то есть по законам природы. А что значит «не раздражать»? – не провоцировать их на гнев). Вот так точнее: ОТНОШЕНИЯ СТРОЯТ ОБЕ СТОРОНЫ, а то без второй части вся ответственность была только на одной. Дети отражают родителям то, что они от них получили. Несколько примеров провоцирования гнева:
1) Трехлетняя девочка сорвала цветок и принесла его матери. Из-за того, что цветок был сорван в саду соседей, мать отшлепала ребенка и не обратила внимания на дар любви.
2) В кондитерской отец кричал на своего маленького сына за то, что тот уронил мороженое себе на рубашку.
3) Мать спросила дочь: «Почему ты не можешь играть на фортепиано так, как твоя сестра?»
4) Высунувшись из окна, один отец вопил на своего сына: «Пусть твои друзья убираются с нашего двора. Они топчут траву!»
5) Мать и трехлетний сын ходили по магазину. Когда ребенок, увлекшись чем-то, начал отходить в сторону, мать схватила его, грубо дернула и закричала: «Стой там, где я тебя поставила!»
6) Отец вел себя непоследовательно. В один день он был добрым со своим сыном, а в следующий кричал на него: «Убери свой велосипед с дорожки!» Такая непоследовательность сбивала мальчика с толку. («Как справиться с гневом ребенка» Росс Кэмпбелл)»; Ю.Л.).

«Не убивай» (Исх. 20, 13).
Себе накладно, если убьешь кого-то. (Будешь находиться в постоянном психоэмоциональном напряжении – «а вдруг найдут, посадят» или совесть замучает; Ю.Л.).

«Не прелюбодействуй» (Исх. 20, 14).
Ибо не выгодно. (Лишние расходы на любовницу; Ю.Л.).

«Не кради» (Исх. 20, 15).
Лучше научиться зарабатывать. Не будет надобности красть.
И философия против лжи. Истина всегда восторжествует или задушит тебя. Почему и говорят, что тайна – это горящий уголек на кончике языка.

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20, 17).
Добудь все это себе сам. Кстати, рабства у нас уже нет. Но Библию менять не стоит.

Все эти заповеди хороши, но только две составлены так, что их легко выполнить: «Помни день субботний…» и «Почитай отца твоего и мать твою…». Все остальные начинаются с запретов. Бог, если Он есть, не мог дать заповеди в такой форме! Суть человека такова, что именно запретное будет наиболее желанным, и именно это он будет хотеть делать.
Может быть, если бы Бог не запретил есть с дерева познания добра и зла, Адам и Ева и не подошли бы ни разу к нему. Всеведущий Бог не мог не знать, что заповеди, составленные в форме запретов, обязательно будут нарушаться. Поэтому он не только запретил, но и указал, что делать, но Моисей то ли не полагался на разум своих соплеменников, то ли в спешке передал в основном только запретительную часть заповедей. В процессе психотерапевтической работы я стараюсь придать им утвердительную форму.
«Не делай себе кумира» превращается в «Живи своим умом», естественно, соблюдая Законы природы; «Не убивай» — в «Налаживай отношения с партнером» (вот тут-то как раз психология общения и нужна); «Не прелюбодействуй» — в «Наладь сексуальные отношения со своим (своей) супругом (супругой)» (в голову не придет прелюбодействовать); «Не кради» — в «Учись зарабатывать» (некогда и незачем будет красть) и автоматически выполнятся заповеди «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» и «Не желай дома ближнего твоего…».

В этой заметке я разместил первую часть материала о значении Ветхого Завета. Вторую часть читайте в статье «Толкование книг Ветхого Завета».

1 комментарий: Идеи принципа сперматозоида в Ветхом Завете. Значение, толкование и суть книг Ветхого Завета. Часть 1

  1. Ирина говорит:

    Бог милосерд, Бог есть Любовь. Ему НИКОГДА не надоест прощать)))

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.