Идеи принципа сперматозоида в работах Сенеки. Часть 2.3: Афоризмы, цитаты, мысли и высказывания Луция Аннея Сенеки младшего

Сенека 4 статья
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В этой статье речь пойдет о мыслях Луция Аннея Сенеки.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Материал был взять из книг Михаила Ефимовича Литвака «Принцип Сперматозоида», «Из ада в рай», «Религия и прикладная философия». А сейчас передаю слово Михаилу Ефимовичу:

Сенека дает и рецепт лечения души: борьба с пороками. Но он подчеркивает, что бороться с пороками трудно, ибо «нет порока без оправдания… Мы защищаем наши пороки, так как любим их, и предпочитаем извинять их, а не изгонять. «Не хотим» – вот причина; «не можем» – только предлог».

(Очень точно! От клиентов, обратившихся ко мне за помощью, я часто слышу фразы: «Я не могу», «Я не в состоянии этого сделать», «Я не сумею, не справлюсь, не сделаю». На это я отвечаю примерно следующее: «НЕ могут психически больные люди, умственно отсталые, люди с расстройством личности (психопаты) и другой психопатологией, – вот они ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕ могут. НИКАК! И требовать от них чего-либо, что ВЫШЕ их сил и возможностей – совершенно БЕССМЫСЛЕННО. Это все равно, что олигофрена (человека с Умственной Отсталостью) обучать высшей математике. Но Вы ведь психически здоровы, у Вас нет никакой психической патологии, кроме собственного невротизма, излечимого на 100% (разумеется, так я говорю, когда абсолютно уверен, что клиент психически здоров). Т.е. Вы МОЖЕТЕ, Но НЕ хотите. А раз Вы Сами НЕ хотите, так могу ли Я Вам помочь? Очевидно, что Нет. Перед Вашим БЕЗДЕЙСТВИЕМ я бессилен также, как Бессильны и Вы при решении собственных проблем. Ведь ТОЛЬКО ДЕЙСТВИЯМИ можно изменить свою жизнь к лучшему. Иначе – НЕЛЬЗЯ НИКАК. Но если (как только) Вы ЗАХОТИТЕ ДЕЙСТВОВАТЬ – я приложу все усилия для того, чтобы Вы СМОГЛИ, чтобы Вы Добились Успеха!»; Ю.Л.).

Сенека подчеркивает, что лучше заниматься профилактикой, чем лечением. «Всякая страсть сама себя разжигает и набирает силы, разрастаясь (порочный круг; М.Л.), легче не пустить, чем выгнать. Наслаждение природа подмешала к вещам необходимым не затем, чтобы мы его домогались, но чтобы благодаря этой прибавке стало приятнее то, без чего мы не можем жить; а появится самозаконное наслаждение – начинается сластолюбие. Так будем же при входе сопротивляться страстям… Лучше и не пытаться идти вперед, если вернуться так трудно».
(К сожалению, патологические привычки, формирующиеся через страсти и наслаждения, как правило, приобретаются значительно быстрее и легче, нежели привычки положительные. Избавиться от первых также бывает достаточно трудно. Особенно это касается зависимостей (алкоголь, наркотики, еда, компьютерные игры и т.д.). Поэтому, как пишет Сенека, действительно лучше и НЕ начинать; Ю.Л.).

В следующем отрывке легко угадываются высказанные значительно позже идеи гештальттерапии об интроектах («непереваренных» идеях) и способах их «переваривания» (в работах Ф. Перлза используется та же аналогия).
«Мы должны подражать пчелам: вычитанное из разных книг разделять, потому что порознь сохраняется лучше, а потом слить разные пробы и добиться единства вкуса так, что даже если будет видно, откуда что взято, оно должно выглядеть иным, нежели там, откуда было взято. Ведь то же самое делает в нашем теле без нашего старанья природа. Съеденная пища лишь обременяет желудок, покуда остается такой, какой была; только изменившись, она превращается в силу и кровь … Пусть будет так же со всем, что питает наш ум: нельзя, чтобы почерпнутое оставалось нетронутым. Его нужно переварить, иначе эта пища будет для памяти, а не для ума. Пусть наша душа сделает так: все, что помогло, пусть она скроет, и показывает лишь то, чего добилась сама в итоге… Как в хоре, все должно слиться в единый звук. Пусть душа вместит много искусств, много наставлений, много примеров из разных веков, но пусть все это приведет в согласие. Достичь этого можно постоянным вниманием, – не делая ничего иначе, как по совету разума… И если ты захочешь его послушаться, он тебе скажет: «Немедля оставь все, за чем гоняются (почести, богатства, наслаждения; М.Л.). Лучше направь шаг к мудрости. Неровной дорогой взбираются к вершине почестей. Если тебе хочется подняться на высоту мудрости, ты увидишь все почитаемое самым высоким у своих ног, хотя подъем твой будет пологим».

Уважаемые Читатели, несколько слов мне хочется сказать про Учителей и психологически правильное отношение к ним.
Разные идеи мы берем у разных Учителей. У кого-то больше, у кого-то – меньше. Но все они, так или иначе, являются нашими Учителями, указывают нам путь в жизни, помогают исправить ошибки. Поэтому даже если мы по каким-либо причинам перестаем использовать идеи того или иного Учителя на практике (меняем свои взгляды, а иногда – и систему ценностей), то, с моей точки зрения, злиться на Учителя не стоит. И тем более не стоит осуждать и критиковать его личность – он ведь не Бог, и тоже может ошибаться. Тем более то, что работает для Него, вполне может не сработать именно для Нас, и наоборот, – ведь все мы разные. И если наши с Учителем взгляды разошлись, то можно корректной конструктивной критикой уточнить или дополнить его учение, или написать, с чем именно не согласен (ведь критичности, как свойства мышления, никто не отменял). Вот и я в той или иной степени критикую, уточняю и дополняю систему взглядов на жизнь моего Учителя – Михаила Ефимовича Литвака.
Как я писал выше, чего точно не следует делать в отношении Учителя, так это выливать на него ушат помоев и, разочаровавшись в нем (в его личности, идеях, взглядах, учении), смешивать его с грязью. А чтобы этого не случилось, на мой взгляд, от каждого Учителя следует брать лишь то, что он МОЖЕТ Вам дать, то, в чем он ПРОФЕССИОНАЛ, и не требовать от него того, чего (в силу различных причин) дать он Вам НЕ МОЖЕТ. Например, Михаил Ефимович разработал БЛЕСТЯЩУЮ систему Личностного Роста. Но в вопросах, касающихся бизнеса, рекламы, диетологии, фитнесса и многих других сфер жизни я обращусь не к нему, а к Другим Учителям. – Их услуги в данных сферах, скорее всего, будут гораздо более квалифицированы и принесут мне больше пользы, чем услуги Михаила Ефимовича хотя бы потому, что эти люди являются узкоквалифицированными профессионалами в своих сферах деятельности.
В целом же Учителей, как и Родителей, следует Уважать и Почитать.
Что же касается самих Учителей, то, на мой взгляд, им следует спокойно относиться к критике в свой адрес – как к личностной (ведь дураков всегда хватает), так и к конструктивной деловой (ведь и у своих учеников многому можно научиться, а раз можно, то, значит, и нужно). Бывает, что один только вопрос или дельное критическое замечание помогают взглянуть на свое учение под другим углом, дополнить его, исправить слабые места – одним словом, сделать его лучше и полезнее как для Учителя, так и для самих Учеников.

Уважаемые Читатели, а сейчас предлагаю Вашему вниманию мысли Луция Аннея Сенеки, изложенные в лекции ученицы М.Е. Литвака, руководителя Санкт-Петербургского клуба КРОСС, практического психолога-психотерапевта Гусевой Елены:

«СЕНЕКА
Лекция первая

Что такое философия? Филосо?фия (????? – любовь, стремление, жажда + ????? – мудрость ? др. греч. ????????? (дословно: любовь к мудрости)) – дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности, бытия человека, отношения человека и мира. Философия обычно описывается как одна из форм мировоззрения, одна из форм человеческой деятельности, особый способ познания. Вид духовной деятельности, формирующий общественное сознание, который всесторонне, в предельно общих понятиях ставит и разрешает коренные мировоззренческие вопросы.

«Философия… выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздерживаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что требуется совет, которого можно спросить только у нее» (из Письма 16 Сенеки, в книге М.Е. Литвака «Принцип Сперматозоида»).
Я хотела бы начать с записей в моем дневнике. Я боялась читать их сама – страшно было перечитывать. Теперь вы услышите мои ощущения, которые я испытываю, когда меня покидает очередная порция гадости, копившаяся во мне годами.
Выдержки из дневника, запись 19 июня 2011 года: «Мне очень плохо! Меня выкручивает наизнанку. У меня дрожь, в груди тревога, меня тошнит, хотя выпила только какао и все. Меня мутит, я уже сходила в туалет, болит бок опять, опоясывающая боль невыносимая! Михаил Ефимович! Мне нехорошо! Михаил Ефимович! Давно мне не было так плохо. Я плачу в голос, в глотке, тревога в груди, которая поднимается вверх, к горлу. Она, эта боль, выходит слезами. Я выпила таблетку но-шпы, нет, две, и еще одну спазгана, кажется, у меня болит все внутри. Мне больно! Михаил Ефимович! Мне больно! Как хочется Вас сейчас обнять, у меня выходит гадость, что сидела внутри – это очень больно. Да, для этого надо много сил. Мне нехорошо, дорогой мой Учитель! Мне нехорошо. Меня выкручивает наизнанку. Почему-то меня тошнит, выходят сопли, слезы, боль в гортани, хотя я знаю, что не могла нигде простыть. Горячего чаю хочу. С медом. Как же болит бок! От чего? Это, я так думаю, выход из сценария. Я, наконец, нашла себя. Я вижу себя. Я – психолог. Я – психолог. Я – психолог. Стихает понемногу. Да, это сценарные моменты не отпускают. И опять – на вдохе болит гортань. И не легкие, а именно в горле дискомфорт. Я почувствовала себя нехорошо еще там, на улице, когда мы с Любой расстались после консультации. Прочту дорогого моему сердцу Сенеку». После того, как меня скрутило, я вот что прочла.

СЕНЕКА (из Письма ХLI Сенеки к Луцилию): В нас заключен некий божественный дух, наблюдатель и страж всего хорошего и дурного.
МОЕ: Я очищаюсь от дурного, меня вывернуло наизнанку. Мой божественный дух, наблюдатель и страж всего хорошего и дурного жив, он проснулся!

СЕНЕКА: В каждом человеке добра … обитает один – но не ведаем кто – из бессмертных» (Вергилий, Энеида, VIII, 352. Вергилий – римский поэт, жил в 50-х годах до н.э., написавший «Энеиду» – эпическое произведение на латинском языке о троянском герое). Ведь человек – разумное существо, значит, для него высшее благо – выполнить то, ради чего он рожден.
МОЕ: Это обо мне: я сегодня провела первую свою консультацию и провела группу у Гостинного двора, под дождем. Были три человека. Я рассказывала о своих планах, о себе. Мы трижды прощались и трижды не могли расстаться. (Именно так проявляет себя механизм психологической защиты «Слияние» (или конфлюэнция, говоря языком гештальттерапии) – когда человек зависим от окружающей среды и не может с нею расстаться. Но, Уважаемые Читатели, не судите Елену строго, ведь, на мой взгляд, для проведения Первой групповой консультации некоторые ошибки и неточности (в том числе и срабатывание у психотерапевта различных форм психологических защит) вполне естественны и допустимы. Благодаря их анализу и последующему исправлению Елена сумела добиться успеха и возглавила Санкт-Петербургский КРОСС-Клуб; Ю.Л.).

СЕНЕКА: А что требует от него разум? Ничего трудного: только жить согласно своей природе. Трудно это лишь по причине всеобщего безумия мы все толкаем друг друга к пороку. Как можно вернуть к здравомыслию тех, кого не удерживает никто, а гонит вперед целая толпа? (Сделать это действительно, трудно. Личностная незрелость таких людей проявляется в том, что они слепо подчиняются глупости большинства и не слышат голоса собственного разума; Ю.Л.).
МОЕ: Как то я задалась вопросом – а кому пишет Сенека? И кто такой Луцилий? Как вы думаете? Зашла в интернет и к моему величайшему удивлению обнаружила, что пишет Сенека в прошлое. Обращается к Луцилию, который жил в 102 году до нашей эры. А Сенека жил в 50-х годах нашей эры. К этому вопросу я возвращалась неоднократно. И вот мне выпала возможность задать этот вопрос Михаилу Ефимовичу.
Я присела рядом с ним, у коленок Учителя и задала вопрос: «Михаил Ефимович, я сейчас читаю «Нравственные письма Сенеки к Луцилию»».
Михаил Ефимович: «Это великолепное творение!».
Я: «Да. Как так? Я не нахожу ответа, как мне поступить в том или ином случае и, открывая Письма Сенеки, я попадаю именно туда, куда мне надо, где я могу найти ответ».
Михаил Ефимович: «Это принцип сперматозоида работает!».
Да, подумала я, точно – когда есть запрос, будет и ответ на него.
Разговариваем дальше. Я: «Михаил Ефимович, а кому пишет эти письма Сенека? Ведь Луцилий жил раньше Сенеки, значит, он пишет в прошлое?». И что же мне ответил Михаил Ефимович?
Михаил Ефимович: «Не морочь голову. Это, возможно, вымышленный персонаж».
(Российский философ А.Н. Чанышев полагает, что Луцилий – лицо реальное, – он жил в одно время с Сенекой и являлся наместником в Сицилии. Сам писал Сенеке письма, но последние не сохранились. Кто прав (Чанышев, Литвак или Гусева) – не знаю, судить не берусь; Ю.Л.).
Я похвалила себя, что не побоялась подойти к Учителю и задать ему глупый вопрос. Меня это радует. Самооценка стабилизируется.

И опять я открыла письмо на том самом месте, которое мне дает ответ на волнующий сегодня вопрос.
СЕНЕКА (из Письма XLIII Сенеки к Луцилию): Та, что знает больше всех: людская молва. – «Как так? – спросишь ты. – Неужели я такой важный, чтобы дать пищу толкам?» Когда меришь по себе, нельзя оглядываться на здешние места: смотри на те, где живешь.
МОЕ: О чем здесь пишет философ? Сплетни. Обо мне говорят? Значит я фигура значимая. Ну, пусть обсуждают, пусть поживут за мой счет.
(Блестящая мысль Луция Аннея Сенеки младшего! Древнеримский философ призывает не обращать внимания на сплетни и мнение окружающих («здешние места»), а руководствоваться своими взглядами, основанными на разуме и внутренних ощущениях (мерить по себе означает смотреть, где ТЫ живешь; Ю.Л.).

СЕНЕКА: Величина единой мерой не мерится, она становится либо больше, либо меньше от сравнения. Все спрашивают и разузнают, что ты делаешь, что ешь, на чем спишь. Тем более осмотрительным ты должен жить. Считать себя счастливым тогда, когда сможешь жить у всех на виду, когда стены будут защищать тебя, а не прятать.
МОЕ: Я увидела в этом себя. Я всегда пряталась за маской, боялась признаться, что мне больно и грустно, я думала, что если я откроюсь людям, они отвернутся от меня. Как я относилась к людям? Пресловутый ОНИ минус не давал мне быть самой собой. Но все оказалось гораздо проще: измени себя, отношение к себе, полюби себя и мир станет прекрасным и люди вокруг станут красивыми.
(Сенека справедливо полагает, что не следует бояться выходить в люди и проявлять себя там (свободно высказывать свою точку зрения, отстаивать свои взгляды и позиции (раскрывать перед людьми (в том числе и незнакомыми) свою душу – «жить у всех на виду»). Но делать это он призывает с осмотрительностью, ведь далеко не всегда и не в каждом обществе это уместно. – Ориентироваться здесь следует по обстоятельствам. Но, как минимум, в семье и на работе проявлять себя все-таки нужно – иначе Вам очень быстро сядут на голову. Ну а для психологически грамотного отстаивания своих интересов я предлагаю Вам, Уважаемые Читатели, детально изучить и в совершенстве овладеть приемами и техникой психологического айкидо, разработанного Михаилом Ефимовичем Литваком. Тем же, кто рассчитывает спрятаться за маской в обществе или отсидеться (скрыться) от него дома (да-да, есть и такие, которые даже из квартиры выходить бояться и годами сидят в практически полном одиночестве – наедине с книгами, телевизором, компьютером и ворохом собственных проблем), скажу, что у Вас это НЕ получится. – Если Вы не сможете ужиться в обществе близких, родственников и коллег по работе, то из-за хронического стресса рано или поздно его сменит общество докторов, медсестер и «коллег» по палате – увы, и здесь общения Вам не избежать. А, учитывая уровень нашей медицины и врачебную халатность, характер его будет не менее стрессовым. Так не лучше ли не доводить до больницы, тюрьмы или могилы, а научиться уживаться и ладить с коллегами и близкими? Впрочем, выбор за Вами; Ю.Л.).

СЕНЕКА (из Письма XLIV Сенеки к Луцилию): Говоришь, будто сперва к тебе была враждебна природа, потом фортуна, между тем как бы мог ты вырваться из толпы и подняться к величайшему счастью, доступному людям.
МОЕ: Мне кажется, что каждый здесь увидит что-то свое. Когда я была там, в прошлой жизни, и когда я сейчас нахожусь здесь, зная, кто я. Это счастье.

(На мой взгляд, Сенека призывает к психологической зрелости – брать Ответственность за жизнь и все происходящие в ней события, исключительно на Себя, а не сваливать вину за СВОИ неудачи и ошибки на Других Людей или Обстоятельства. – Только найдя и исправив СВОИ ошибки, мы, согласно Сенеке «сможем подняться к счастью»; Ю.Л.).

СЕНЕКА: Благородство духа доступно всем, для этого все мы родовиты. Философия никого не отвергает и не выбирает: она светит каждому.
(Т.е. каждый может познать истину и овладеть мудростью; Ю.Л.).
МОЕ: Хотелось бы задать вопрос: а от чего все наши страхи, тревоги, неуверенность? Чего мы боимся? Страха смерти. Что такое смерть?

СЕНЕКА (из Письма LXV к Луцилию): Что такое смерть? Либо конец, либо переселение. Я не боюсь перестать быть — ведь это все равно, что не быть совсем, я не боюсь переселиться – ведь нигде я не буду в такой тесноте.
МОЕ: Для Сенеки главное – это свобода духа, именно поэтому он так относится к смерти.

СЕНЕКА (из Письма XLIX к Луцилию): Скажи мне перед сном: «Может быть, ты не проснешься», — а по пробуждении скажи: «Может быть, ты больше не ляжешь спать». Скажи при выходе из дому: «Может быть, ты не вернешься», — скажи по возвращении: «Может быть, ты не выйдешь больше». Не везде смерть видна так близко, но везде она стоит так же близко. Природа сделала нас восприимчивыми и дала разум хоть и не совершенный, но способный к совершенствованию.
МОЕ: Прочтя эти строки, я вспомнила, как летела в самолете и страх сковывал все мое тело – я боюсь смерти? Пока да. Но я знаю главное – мой разум способен к совершенствованию.
Афоризмы Сенеки:
— Каждый день мы умираем, потому что каждый день отнимает у нас частицу жизни.
— Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.

Лекция вторая
По Письму 3 Сенеки к Луцилию
МОЕ: Друзья. Кто такие – наши друзья? Я задумалась над значением этого слова, когда начала вести группы и организовывать встречи. Мне надо было как-то к вам обращаться. Я писала: «Дорогие КРОССовцы!». Слово «коллега» – сухое, официальное, жесткое – моя душа отвергает, не желает, чтобы я им пользовалась в общении с вами. «Близкие». Все люди, живущие на этой планете, близки мне, но кто-то подходит мне сейчас для общения, а кто-то нет. В Евангелие от Матфея стих МФ 22:39 сказано: «возлюби ближнего твоего как самого себя».

МОЕ: Я открываю «Письма Сенеки к Луцилию» и что я читаю? В своем третьем письме
СЕНЕКА: «Ты пишешь, что письма для передачи мне отдал другу, а потом предупреждаешь, чтобы не всем, тебя касающимся, я с ним делился, потому что и сам ты не имеешь обыкновения делать так. Выходит, в одном письме ты и признаешь, и не признаешь его своим другом. Но если ты кого-нибудь считаешь другом и при этом не веришь ему, как самому себе, значит, ты заблуждаешься и не ведаешь, что есть истинная дружба. Во всем старайся разобраться вместе с другом, но прежде разберись в нем самом».
МОЕ: Как я раньше добавляла друзей в контакте? Со всеми ли я общалась? Нет. Когда-то у меня было порядка 300 друзей в контакте, я даже не знала, не помнила – как кого зовут, и где я с ним познакомилась. (Это еще мало ?. Одно время у меня было порядка 450 друзей. Большинство – такого же качества, как и у Елены. Потом я понял, что толку от них – никакого и ровно половину (тех, которых вообще не знал) удалил, оставив в подписчиках. Затем, однако, восстановил, поняв, Каким Образом их можно использовать – я просил этих людей кликать по рекламе, размещенной в блоге, – и некоторые соглашались; Ю.Л.). Для чего, зачем я добавляла и добавляла людей? Я хотела показать, что я такая веселая «зажигалка», что у меня столько друзей. Я пыталась заполнить мнимыми друзьями свою пустоту душевную, эмоциональную. Как только меня начинало подташнивать от самой себя, становилось невыносимо терпеть свое общество, я залезала в контакт. Пара-тройка сообщений от кого-то и я опять в добром расположении духа. Почему? Я чувствовала, что я не одинока, что обо мне кто-то помнит. (Верно. Соц. сети – прекрасный суррогатный способ избежать грусти, тоски, одиночества и скуки, убив свое время за онлайн-играми и виртуальным общением. Вот только внутриличностных проблем он, с моей точки зрения, не только не решает, но еще и усугубляет их тем, что делает человека зависимым от интернета – своего рода «пленником виртуального мира»; Ю.Л.).

СЕНЕКА: «Подружившись, доверяй, суди же до того, как подружился. Кто вопреки наставлению Феофраста судит, полюбив, вместо того, чтобы любить, составив суждение, те путают, что должно делать раньше, что позже. (А потом разочаровываются в друге и могут его даже предать; Ю.Л.). Долго думай, стоит ли становиться другом тому или этому, но решившись, принимай друга всей душой и говори с ним так же смело, как с собою самим. Прим.: (древнегреческий философ, жил в 300-х годах до н.э., учился у Платона; Платон – древнегреческий философ – писал о братской любви: «Чужих надо, как говорит Феофраст, не судить, полюбив, а любить, составивши сужденье»).
МОЕ: А как поступала я, как вы думаете? Точно. Я добавляла в друзья всех без разбору, кто только постучится ко мне. То есть сначала я добавлялась, а потом уже знакомилась с новым другом.

СЕНЕКА: «Живи так, чтобы и себе самому не приходилось признаваться в чем-нибудь, чего нельзя доверить даже врагу. Но раз есть вещи, которые принято держать в тайне, делись лишь с другом всеми заботами, всеми мыслями. Будешь считать его верным – верным и сделаешь. Нередко учат обману тем, что обмана боятся, и подозрениями дают право быть вероломным. Почему не могу я произнести те или иные слова в присутствии друга? Почему мне не думать, что в его присутствии я все равно, что наедине с собой?» (Уважаемые Читатели, задумайтесь, а НУЖНЫ ли Вам друзья, рядом с которыми Вы (по различным причинам) не можете быть собой? – Вынуждены общаться с ними дольше, чем Вам бы того хотелось, общаться на абсолютно неинтересные для Вас темы, часами выслушивать депрессивное нытье и жалобы на жизнь; Вы же, в свою очередь, с такими людьми часто не можете быть откровенными, а рассказывая о чем-то для Вас важном, вместо понимания, наталкиваетесь на оскорбления и осуждение. Если всё это Вас устраивает – тогда отлично. Но если нет – подумайте, возможно, что-то следует поменять? На эту тему я написал статью под названием «Моим друзьям», вызвавшую у читателей большой резонанс. Рекомендую Вам с нею ознакомиться; Ю.Л.).
МОЕ: Когда я прочла это место в Письме, я заплакала. Я поняла, что вы все мне близки и с вами «я все равно, что наедине с собой». Я делюсь с вами своими заботами, своими мыслями, переживаниями, когда у меня что то не получается или когда я добиваюсь успеха. Я знаю, что вы всегда со мной рядом. Как-то у меня спросили: «Лена, как ты можешь вот так, выкладывать свои переживания, свои стихи в контакте?» Я удивилась – а как может быть по-другому? Как я отношусь к людям? Хорошо.

СЕНЕКА: «Одни первому встречному рассказывают о том, что можно поведать только другу, и всякому, лишь бы он слушал, выкладывают все, что у них накипело. Другому боязно, чтобы и самые близкие что-нибудь о них знали; эти, если бы могли, сами себе не доверяли бы, потому они и держат все про себя. Делать не следует ни так, ни этак: ведь порок – и верить всем, и никому не верить, только, я сказал бы, первый порок благороднее, второй – безопаснее».
МОЕ: Замечательные слова! Вы помните слова из песни: «Откроет душу мне матрос в тельняшечке, как тяжело на свете жить бедняжечке…»? Мы и вправду рассказываем первому встречному о себе многое, потому что не выносимо носить в себе переживания. И, порой, близким мы не доверяем больше, чем человеку незнакомому. Когда я рассталась со своими друзьями и подругами из прошлой жизни, я осталась совсем одна. Как я себя чувствовала? Да, мне было страшно. Михаил Ефимович рекомендовал мне вести дневник. Я открывала душу белым листам бумаги, выкладывала на них все свои переживания. До сих пор я веду дневник, по записям которого я напишу книгу. Как вы думаете, можно научиться плавать, не прыгнув в воду? Нет. Так и я понимала, что, для того, чтобы получить навык общения с окружающим миром, мне необходимо выйти к людям. Я не умела общаться с родителями, с коллегами по работе, с теми, кто меня окружает. Как мне было страшно открыть свою душу, пустить туда кого то! Меня охватывал ужас. Я не доверяла ни себе, ни кому-то другому. Мне не хотелось рассказывать маме и папе о том, что у меня происходит в жизни. Как только раздавался звонок от родных, меня передергивало: я либо не брала трубку, либо старалась быстрее закончить разговор, вела себя агрессивно. Но я продолжала заниматься, меняла себя, свое мировоззрение, мышление. В июне этого года я отпраздновала свое второе рождение. Исполнился год, как я в системе Михаила Ефимовича Литвака. Я изменилась, спали защиты, что жили во мне. Я открыта этому миру. Сенека пишет: «верить всем и никому не верить». Да, я понимаю, что открыта, но ранить меня нельзя, так как я научилась грамотно общаться с миром. Если ты открыта, то мир открывается тебе навстречу.

СЕНЕКА: «Точно так же порицанья заслуживают и те, что всегда обеспокоены, и те, что всегда спокойны. Ведь и страсть к суете признак не деятельного, но мятущегося в постоянном возбуждении духа, и привычка считать каждое движение тягостным – признак не безмятежности, но изнеженности и распущенности. Поэтому удержи в душе слова, которые вычитал я у Помпония: «Некоторые до того забились во тьму, что неясно видят все освещенное». (Помпоний, римский юрист 2 века).
МОЕ: Как вы полагаете, о чем здесь пишет Сенека? Какие есть мнения? По-моему, это о тревожности (согласен; Ю.Л.) – суета, обеспокоенность, «не деятельного, но мятущегося в постоянном возбуждении духа». Такой была я когда-то. Не знала, чего желаю, кто я и что мне надо делать – от того в душе моей поселилась тревожность. Сейчас у меня в душе 36,6, как говорит Михаил Ефимович. Я знаю, кто я и куда я иду.

СЕНЕКА: «Все должно сочетаться: и любителю покоя нужно действовать, и деятельному – побыть в покое. Спроси совета у природы: она скажет тебе, что создала и день и ночь». (Призыв слушать себя и свой организм; Ю.Л.).
МОЕ: Как часто мы упрекаем себя за то, что чего-то не успели, не сделали? Когда я только начала заниматься по системе Михаила Ефимовича, я загрузила себя всеми возможными и невозможными делами – обучение в туристическом клубе, выезды на сборы, занятия в бассейне с тренером, курсы английского языка, нелюбимая работа, которая приносила доход, посещение выездных и двухдневных семинаров. Вскоре мой организм дал сбой.
(То, о чем я писал в предыдущей статье – у Елены личностный рост превратился в трудоголизм и начал вредить здоровью; Ю.Л.). Я поняла, что всему должна быть мера. Мне необходимо отдохнуть, полениться, отоспаться, просто полежать, а не дергать себя – почему это я что-то не сделала. Я отстала от себя, перестала предъявлять претензии. Я приняла себя такой, какая я есть на данный момент. (К счастью, она вовремя это заметила и сумела исправить положение; Ю.Л.). «Скажи четыре «да»: да – миру, да – жизни, да – моменту, да – себе», как говорит Михаил Ефимович».

Уважаемые Читатели, а сейчас предлагаю Вашему вниманию мысли Луция Аннея Сенеки (взятые из различных интернет-источников) со своими комментариями.

Бедствие дает повод к мужеству.

Без борьбы и доблесть увядает.

Без товарища никакое счастье не радует.
(Понятия «Товарища» и «Друга» у Сенеки, я приравниваю к более точному (на мой взгляд) понятию «Единомышленник» – это человек, с которым у меня сходные мировоззрение, мышление, система ценностей, взглядов, убеждений, и с которым мне интересно общаться и проводить время; Ю.Л.).

Безграмотность доверчива и легкомысленна.

Береги время.

Благо – не всякая жизнь, а жизнь хорошая.

Благо не в том, чтобы жизнь была долгой, а в том, как ею распорядиться: может случится, да и случается нередко, что живущий долго проживает мало.
(Как говорится: «Всю жизнь просидел в четырех стенах», т.е. все время находился в сценарной зоне комфорта, покинуть которую так и не отважился; Ю.Л.).

Благополучие походит на нежную, но безрассудную мать, которая балует своих детей.
(Благополучие – это прекрасно, но когда человек пребывает в нем слишком долго, то он останавливается в своем развитии, перестает двигаться вперед – застывает на одном месте и, рано или поздно, рискует попасть в большие неприятности – его жизнь лишена будет динамики и интереса, – как следствие, в ней воцарится скука; Ю.Л.).

Благородными делает нас душа, которая из любого состояния может подняться над фортуной.

Боги устроили так, что всякий может отнять у нас жизнь, но никто не в состоянии избавить нас от смерти.

Большая библиотека скорее рассеивает, чем поучает читателя. Гораздо лучше ограничиться несколькими авторами, чем необдуманно читать многих.
(Согласен. Хотя, с моей точки зрения, данный афоризм больше поможет тем, кто еще не выстроил свой духовный хребет, свое мировоззрение. – Ограничение списка литературы и круга авторов на первых порах поможет ему избежать путаницы во взглядах и, таким образом, придерживаться одной линии в изучении материала и личностном развитии.
Конечно, для человека со стержнем (психологически зрелой личности), это не обязательно – что бы он ни читал, какую бы информацию не получал, он всегда сумеет отличить зерна от плевел – истину от заблуждений; Ю.Л.).

Большая разница – не хотеть или не уметь согрешить.

Больше звону, чем смысла.

Больше пользы приносит речь, которая малыми долями прокрадывается в душу. В пространных же рассуждениях, написанных заранее и прочитанных при народе, шуму много, а доверительности нет.
(Как точно! И, как будто, про наших политиков – шуму (обещаний) в их речах много, а доверительности (выполнения общений) – нет. А все потому, что обещают для шуму – лишь бы пообещать с целью обмануть доверившегося и в день выборов заполучить его голос; Ю.Л.).

Большое состояние бывает большим рабством.

(Когда только и думаешь, как бы сберечь нажитое, – то невольно становишься рабом своего богатства и, как «царь Кощей над златом чахнешь»; Ю.Л.).

Будем наслаждаться своим уделом, не прибегая к сравнениям, – никогда не будет счастлив тот, кого мучит вид большего счастья… Когда тебе придет в голову, сколько людей идет впереди тебя, подумай, сколько их следует сзади.

(Верно. Если захочешь поныть на тяжкую судьбу и начнешь сравнивать себя с другими, то лучше сравнивай себя с теми, кому живется Хуже твоего. И, в результате сравнения, поймешь, что всё у тебя не так уж и плохо; Ю.Л.).

В нас заключен некий божественный дух, наблюдатель и страж всего хорошего и дурного, — и как мы с ним обращаемся, так и он с нами. Всякий истинный человек добра причастен к божеству. Кто без помощи Бога может возвыситься над фортуной? Он дает нам благородные и правдивые советы. В каждом человеке добра обитает один – но не ведаем кто – из бессмертных.
(Для атеистов процитирую Фрейда: «Наш Бог – разум». Именно он одновременно служит и стражем, и наблюдателем, и судьей всех наших мыслей, поступков и чувств; Ю.Л.).

В словесности, как и во всем прочем, мы страдаем невоздержанностью.

Важно не то, долго ли, а правильно ли ты прожил.
(Но если живешь правильно то, скорее всего, проживешь и долго; Ю.Л.).

Великих людей питает труд.

Величие души должно быть свойством всех людей.

Величие некоторых дел состоит не столько в размерах, сколько в своевременности их.

Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима.

Вечного нет ничего, да и долговечно тоже немногое.
(Мысль тем, кто мечтает о Вечной Любви; Ю.Л.).

Власть над собой – самая высшая власть, порабощенность своими страстями – самое страшное рабство.

Внешние преимущества не должны развращать и подчинять себе человека: последний должен преклоняться лишь перед своим духовным достоинством. Пусть он окажется искусным строителем собственной жизни, полагаясь на себя и будучи готов одинаково встретить как улыбку судьбы, так и ее удар. Пусть его уверенность опирается на знания, а знания пусть отличаются постоянством: однажды принятые им решения должны оставаться в силе, не допуская никаких поправок.
(Соглашусь со всем, кроме последнего предложения. Как пишет Вольтер: «Только дурак никогда не меняет своих взглядов». Поэтому, если правки необходимы, то их, безусловно, вносить следует. Так, например, поступают очень многие авторы (в основном, научных) книг – на первых их страницах, как правило, написано примерно следующее: «издание такое-то, Исправленное и Дополненное). Да и я в свои статьи иногда вношу правки и дополнения. Но делаю это не ради прихоти, а исключительно в случае, когда у меня появляются новая информация и новые знания, которые существенно дополняют и/или уточняют имеющийся материал. Как следствие, качество моих статей только улучшается, а читающая их аудитория – увеличивается; Ю.Л.).

Все люди одинаковы по существу, все одинаковы по рождению, знатнее тот, кто честен по природе.

(Если не брать в расчет людей с тяжелой необратимой (речь НЕ о невротиках) психопатологией (явившейся следствием дефекта генов, воспитания в первые годы жизни или черепно-мозговой травмы), то с Сенекой можно полностью согласиться; Ю.Л.).

Всякий человек столь же хрупок, как все прочие: никто не уверен в своем завтрашнем дне.

Всякое зло легко подавить в зародыше.
(Поэтому чем раньше разуму удается обуздать нахлынувшие негативные эмоции (страх, тревогу, гнев, вину, обиду, тоску и другие) и найти правильный выход из создавшегося положения, – тем, безусловно, лучше; Ю.Л.).

Воззри на звезды, освещающие мир. Ни одна из них не задерживается, непрерывно течет и меняет место на другое. Все они вечно вращаются, все они вечно в переходе, перемещаясь согласно властному закону природы.

(Вот так и мы, подобно звездам, должны ВСЁ ВРЕМЯ двигаться (ибо движение – это жизнь) и личностно расти; Ю.Л.).

Всякое излишество есть порок.

Всякое искусство есть подражание природе.

Вы сами, покрытые множеством язв, высматриваете чужие волдыри.

Выбери того, чья жизнь, и речь, и даже лицо, в котором отражается душа, тебе приятны; пусть он всегда будет у тебя перед глазами либо как хранитель, либо как пример.
(Уважаемые Читатели, важно различать: «Пример Для Подражания», а не «Кумир Для Обожания»; Ю.Л.).

Выгода от доброго деяния – то, что ты использовал возможность его совершить.

Высшее богатство – отсутствие жадности.
Высшее богатство – отсутствие прихотей.

Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня.
(Планирование – это замечательно, однако проводить его следует грамотно – с обязательным учетом форс-мажорных обстоятельств. – Только в этом случае Ваша рабочая эффективность сможет повыситься в разы; Ю.Л.).

Глупо умирать из страха перед смертью.

Говори это другим, чтобы, говоря так, услышать и самому; пиши, чтобы самому читать, когда пишешь.
(Поэтому не только Ученики учатся у Учителей, но и Учителя учатся у Учеников – обучая, они нарабатывают навыки ораторского искусства: риторики и публичных выступлений.
В данном высказывании также прослеживается призыв Сенеки вести дневник; Ю.Л.).

Гораздо тяжелее кажется то наказание, которое назначается мягким человеком.

(Так как понимаешь, что если Уже и Мягкий человек тебя наказывает, значит ты Действительно Совершил что-то Непозволительное; Ю.Л.).

Дело искореняет пороки, порожденные бездельем.

Деньгами надо управлять, а не служить им.

Деятельная добродетель многого добивается.
(От себя добавлю: «Если действует в правильном направлении». – Уважаемые Читатели, вспомните Треугольник Судьбы Карпмана – находясь в нем, Избавитель искренне считает, что «несет добродетель и действует с благими намерениями». А к чему это в итоге приводит?!; Ю.Л.).

Для мудрости нет ничего ненавистнее мудрствования.
(Мудрость содержит в себе Истину, а Истина, как правило, Проста и Понятна. Мудрствование же, как правило, Сложно, Запутано и Непонятно. Следовательно, Истины содержит в себе крайне мало, а потому бесполезно, так как даром отнимает наше время и забивает голову бесполезной информацией; Ю.Л.).

До старости я заботился о том, чтобы хорошо жить, в старости забочусь о том, чтобы хорошо умереть.

Доблесть жаждет опасности.

Доверие, оказанное вероломному, дает ему возможность вредить.

Довольствующийся немногим желудок освобождает от очень многого.
(Коротко и мудро о вреде переедания; Ю.Л.).

Долог путь поучений, короток и успешен путь примеров.
(Афоризм для родителей, учителей, руководителей и воспитателей. – Проще всего научить чему-либо, показав это на СОБСТВЕННОМ примере. У нас же, к сожалению, в большинстве случаев обучение проходит под следующим лозунгом: «Делай не то, я делаю, а то, что я говорю» – как следствие, ЧТО Показываем – ТОМУ и УЧИМ; Ю.Л.).

Достиг вершины тот, кто знает, чему радоваться.

Досуг без занятий наукой – это смерть и погребение живого человека.

Дружба кончается там, где начинается недоверие.

Душу непреклонную, благородную, высокую можно назвать не иначе, как Богом, нашедшим приют в теле человека. Такая душа может оказаться и у римского всадника, и у вольноотпущенника, и у раба.
(Это Сенека о личностной зрелости, доступной каждому; Ю.Л.).

Если бы мудрость дарилась природой с обязательным условием держать ее в себе и ни с кем не делиться ею, я бы от нее не отказался.

Если нет дальнейшего роста, значит, близок закат.
(Отсюда правило: все время расти, чтобы как можно дольше отсрочить наступление заката. Но не следует забывать и об отдыхе, ведь все время (24 часа в сутки, 7 дней в неделю) развивать себя попросту НЕВОЗМОЖНО (да и не нужно). Ну а если к этому упорно стремиться, то рано или поздно личностный рост без отдыха превратиться в Трудоголизм, который неизбежно приведет к утрате вкуса жизни, а на смену радости и счастью придут болезни, суицидальны мысли (и попытки) и даже преждевременная смерть. Поэтому я призываю Вас, Уважаемые Читатели, к личностному росту подходить с умом – без трудоголизма. – Лучше расти медленно (но в правильном направлении и без спешки), ВСЮ ЖИЗНЬ, чем вырасти быстро, при этом также быстро загнав себя в могилу. Не верите мне – тогда вспомните биографии великих поэтов, певцов, писателей, например, Пушкина, Маяковского, Лермонтова, Есенина, Высоцкого…; Ю.Л.).

Если присмотреться, то окажется, что наибольшая часть жизни многих растрачивается на дурные дела, немалая часть – на безделье, а вся жизнь в целом вообще не на то, что нужно.

(Коротко и Точно о структурировании времени невротических личностей; Ю.Л.).

Если прочтешь что-либо, то из прочитанного усвой себе главную мысль. Так поступаю и я: из того, что я прочел, я непременно что-нибудь отмечу.

(Ведь если ничего не усвоишь – какой толк будет от этого чтения?; Ю.Л.).

Если ты хочешь избавиться от всякой тревоги, представь себе, что пугающее тебя случится непременно, и какова бы ни была беда, найди ей меру и взвесь свой страх. Тогда ты наверняка поймешь, что несчастье, которого ты боишься, или не велико, или не так длительно.

Если хочешь ничего не бояться, помни, что бояться можно всего.

Если хочешь, чтобы о чем-то молчали, молчи первый.
(Подай пример; Ю.Л.).

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинка в реке: они не идут, их несет.
(А несет их бурная река невротического сценария, и несет неизбежно к погибели; Ю.Л.).

Есть приличие и в горе. И в слезах должно знать меру. Только неразумные люди бывают неумеренны в выражениях как радости, так и скорби.

Жестокость всегда проистекает из бессердечия и слабости.

Живи с людьми так, будто на тебя смотрит бог, говори с богом так, будто тебя слушают люди.

Живи сообразно с природой вещей. Не уклоняться от нее, руководствоваться ее законом, брать с нее пример, – в этом и заключается мудрость. Следовательно, жизнь – счастлива, если она согласуется со своей природой. Такая жизнь возможна лишь в том случае, если, во-первых, человек постоянно обладает здравым умом; затем, если дух его мужествен и энергичен, благороден, вынослив и подготовлен ко всяким обстоятельствам; если он, не впадая в тревожную мнительность, заботится об удовлетворении физических потребностей; если он вообще интересуется материальными сторонами жизни, не соблазняясь ни одной из них; наконец, если он умеет пользоваться дарами судьбы, не делаясь их рабом.
(Описаны критерии психологически зрелой личности; Ю.Л.).

Уважаемые Читатели, на этом я заканчиваю статью о мудрых мыслях Луция Аннея Сенеки. Продолжение Вы можете прочесть в статье «Высказывания Луция Сенеки».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.