Идеи принципа сперматозоида в работах Сенеки. Часть 1. Биография Луция Аннея Сенеки младшего


Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В данной статье речь пойдет об идеях принципа сперматозоида, отраженных в трудах римского философа Луция Аннея Сенеки младшего.

Уважаемые Читатели, если Вы на моем сайте впервые и не можете найти какой-либо материал или, перед тем, как начать читать, хотите вкратце ознакомиться с содержанием какой-либо статьи, рекомендую Вам перейти в Общий Навигатор, отображающий Краткое Содержание ВСЕХ Полностью Готовых Статей из ВСЕХ Рубрик и Ссылки на них, либо в Навигатор по Статьям Рубрики «Принцип Сперматозоида». По мере выхода нового материала Общий Навигатор и Навигатор Данной рубрики регулярно будут Дополняться.

Если статья окажется для Вас интересной или полезной, Вы можете помочь проекту, поделившись данной ссылкой, т.е. распространив ее через социальные сети или любые другие интернет-ресурсы.

Вначале я приведу его биографию, а затем – передам слово Михаилу Ефимовичу Литваку, который расскажет Вам о необходимости изучения философии по работам (трудам, трактатам) известных философов древности и современности, а также о пользе, которую приносят философские знания в нашей повседневной жизни.

А сейчас я непосредственно перехожу к биографии Сенеки. На мой взгляд, она весьма интересна и познавательна. В заметке представлен наиболее полный ее вариант (скомпонованный из различных статей и интернет-источников), из которого, однако, я максимально убрал сухие и малопонятные для обыкновенного читателя (не являющегося профессионалом в области философии), научно-философские взгляды авторов на творчество Сенеки. – Ведь по профессии я психотерапевт, а не философ, чтобы дискутировать с ними на подобные темы. Но взгляды (тех же авторов), так или иначе затрагивающие психотерапевтические аспекты в творчестве Луция Аннея Сенеки младшего, я привожу достаточно подробно, снабжая их своими комментариями.
Также я дал понятные определения всем встречающимся в биографии незнакомым (непонятным) словам и специфическим терминам: философы-профессионалы данную статью читать будут вряд ли, зато моим постоянным читателям не придется лишний раз заглядывать в Википедию или другие словари, – что существенно облегчит для них чтение.

Луций Анней Сенека младший (ок. 4 до н.э. Кордуба (Кордова, Испания) – 65 н.э. Рим) – римский философ (крупнейший представитель стоицизма), поэт, писатель и государственный деятель.
Его отец и полный тезка, известный больше как Сенека Старший, был выдающимся ритором (оратор, говорящий пышно и красиво, но малосодержательно, прибегающий к искусственным приемам красноречия для привлечения к своим речам большего внимания). Старший брат Сенеки младшего, Юний Галлион (первоначально носил имя Луций Анней Новат), около 52 года был прокуратором Ахайи. (Прокураторы – управляющие крупными имениями (императорскими и частными), чиновники, управлявшие небольшими провинциями, ведавшие сбором налогов в больших провинциях или возглавлявшие финансовые и хозяйственные ведомства). Упоминание о Юние Галлионе имеется в Деяниях апостолов (18: 12-17). – Он отказался рассматривать обвинение, которое выдвинули против апостола Павла иудеи (одно из названий евреев) в Коринфе. Исходя из этой информации, очевидно, что Сенека младший происходил из достаточно богатого и знатного рода.
Сенека Старший был человеком старой закалки и считал, что занятия философией менее важны (и даже бесполезны), нежели практическая деятельность, поэтому мечтал дать трем своим сыновьям такое же хорошее образование, какое получил когда-то сам –
стремился помочь им сделать в будущем успешную политическую карьеру. Ради этого он перебрался в Рим, где юный Сенека Младший и постигал азы наук.
Интересно, что уже в юности, (как пишет российский философ А.Н. Чанышев (книга «Курса лекций по древней и средневековой философии», на которую я буду иногда ссылаться)), Сенеку посещали мысли о самоубийстве. Также он страдал бронхиальной астмой. Но благодаря влиянию мудрых учителей, (представителей эклектической школы Квинта Секстия) Сотиона, Фабиана Папирия и близкого к пифагорейской школе Аттала, Сенека нашел в себе силы жить, а также увлекся философией. Учитель Сотион убедил юношу отказаться от мясной пищи, считая это безнравственным: «Под его влиянием, – пишет Сенека Луцилию, – я перестал есть животных, и по прошествии года воздержанье от них стало для меня не только легким, но и приятным. Мне казалось, что душа моя стала подвижной…» («Нравственные письма к Луцилию»). Но, боясь быть заподозренным в принадлежности к преследуемой секте, которая также не употребляла в пищу мясо, Сенека отошел от своего вегетарианства».
И все же отцу Сенеки удалось пробудить в пылком юноше честолюбие и направить его к политической карьере. Тот стал адвокатом, но его первые успехи были прерваны тяжелой болезнью, для излечения которой он на несколько лет уехал в Египет. Там молодой философ посещал александрийский Мусейон (культурное, научное, литературное и высшее образовательное учреждение в городе Александрии, имевшее в античном мире международное значение), знаменитую Александрийскую библиотеку (одна из крупнейших библиотек древности, существовавшая при Александрийском Музее), встречался с египетскими учеными, а также написал некоторые, не дошедшие до нас, естественнонаучные сочинения.
Очевидно, что даже во время тяжелой болезни Сенека не терял присутствия духа и активно занимался научной творческой деятельностью.

Система взглядов и, особенно, нравственная позиция Луция Аннея Сенеки младшего оказали сильное влияние не только на его современников, но и на мыслящих людей всех последующих поколений. По содержанию основных положений учения Сенеки, его считают первым в Риме представителем учения стоиков. По данным, взятым из интернет-источников, он «неукоснительно следовал строгим правилам воздержания, а многие привычки сохранил до старости». Однако существует и другая точка зрения. Так, А.Н. Чанышев полагает, что «Сенека был очень богат, свое состояние он составил нечестным, путем, присваивая имущество опальных богатых римлян», не ссылаясь, однако, на какой-либо из источников, который мог бы данную информацию подтвердить. Но даже если Сенека и присваивал себе чужое имущество определенного круга лиц, то невольно возникает вопрос: «Не являлось ли это НОРМОЙ для ТОЙ Эпохи, ТОГО Времени и ТОГО Строя? Возможно, ТАК ПРИНЯТО было поступать с богатыми, но опальными римлянами?».
Далее Чанышев делает следующее умозаключение: «Сенека не был примером добродетели. Он был сыном своего времени, своей среды, которая была аморальной. Сенека – пример расхождения мировоззрения и образа жизни. Римский историк Дион Кассий справедливо подчеркивает, что Сенека не жил согласно своим принципам. И это верно: Сенека проповедовал бедность, а сам всеми правдами и неправдами стремился к чрезмерному обогащению. (К сожалению, автор не приводит конкретных цитат, указывающих на то, что Сенека ПРИЗЫВАЛ к БЕДНОСТИ и СТРЕМИЛСЯ к ОБОГАЩЕНИЮ. Вполне вероятно, что Дион Кассий (а вслед за ним и А.Н. Чанышев), неверно истрактовали мысли великого философа. Мне также непонятно, на КАКИХ КОНКРЕТНО ДАННЫХ римский историк основывал свою позицию. Видеть образа жизни Сенеки он НИКАК НЕ мог, так как сам родился спустя целых 90 лет со дня смерти философа (ок. 155 – ок. 235 н.э.); Ю.Л.). Это расхождение между словом и делом Сенека осознавал, о нем писал и его цинично оправдывал. В своем трактата «О счастливой жизни» он говорит: «Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. В этом в свое время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как надо жить. Я говорю о добродетели, а не о себе и веду борьбу с пороками, в том числе и со своими собственными: когда смогу, буду жить как должно. Ведь если бы я жил вполне согласно моему учению, кто был бы счастливее меня, но теперь нет основания презирать меня за хорошую речь и за сердце, полное чистым помыслами». (Честно говоря, никакого цинизма в этих строках я не увидел. Возможно, Чанышев просто спроецировал на Сенеку свою черту характера – приписал Ему СВОЙ НЕОСОЗНАВАЕМЫЙ цинизм? Ведь данная психологическая защита (Проекция) нередко срабатывает в ситуациях, когда человек не до конца или вообще не понял (не разобрался) в прочитанном материале и истрактовал его не объективно, отталкиваясь от конкретных фактов и цифр, а субъективно – опираясь исключительно на черты СВОЕГО характера. На мой же взгляд, в данном отрывке Сенека предстает человеком, максимально честным и перед обществом, и перед самим собой – он не боится признавать своих пороков, своих недостатков, которые есть абсолютно у КАЖДОГО человека. Но философ не оправдывает их, а, наоборот, БОРЕТСЯ с ними. И трижды прав Сенека, говоря о том, что жить следует, соблюдая ЗАКОНЫ ЖИЗНИ (или ЗАКОНЫ философии, природы, Господа Бога), однако подчеркивает, что удается это далеко НЕ ВСЕГДА. – Мы ведь не роботы. – Ни ОДИН здравомыслящий человек просто НЕ может всю свою жизнь прожить идеально и правильно, ни разу эти ЗАКОНЫ не нарушив (как говорил Христос: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень»), но стремиться к этому он ДОЛЖЕН. – Именно к этому, к правильной жизни по ЕЕ ЗАКОНАМ и призывает, на мой взгляд, великий философ; Ю.Л.)., и ниже:
«Про меня говорят «зачем он, любя философию, остается богатым, зачем он учит, что следует презирать богатства, а сам их накопляет? Презирает жизнь – и живет? Презирает болезни, а между тем очень заботится о сохранении здоровья? Называет изгнание пустяком, однако, если только ему удастся, – состарится и умрет на родине?» Но я говорю, что все это следует презирать НЕ с тем, чтобы ОТКАЗАТЬСЯ от всего этого, но чтобы НЕ БЕСПОКОИТЬСЯ ОБ ЭТОМ (выделено мною; Ю.Л.); он собирает его (богатство. — А.Ч.) не в своей душе, но в своем доме». В своих «Письмах к Луцилию» Сенека утверждает, что «кратчайший путь к богатству – через презрение к богатству».
(Абсолютно верно. Когда перестаешь гнаться за деньгами (а начинаешь личностно и профессионально расти и развиваться), последние приходят к тебе незамедлительно. Как говорит Михаил Литвак: «Деньги – это побочный продукт Правильно Организованной Деятельности»; Ю.Л.)».

Сенека (как и другие великие мыслители древности) встретил немало критики в свой адрес. Так, все тот же философ А.Н. Чанышев обвиняет Сенеку в подражательстве и псевдонаучности его произведений, а также в бессистемности при подаче своих мыслей: «Сенека – автор многих сочинений. При этом у Сенеки была та же история, что и у Цицерона: он в основном писал, когда был не у дел. Поэтому большую часть своих сочинений он создал в последние три года своей жизни. Многие сочинения Сенеки утрачены («Религия египтян», «Индия» и др.), но сохранившееся составляет немалое собрание сочинений: девять трагедий, в которых он подражал великим греческим трагикам V в. до и. э., десять диалогов на философско-этические темы, псевдонаучное сочинение «Естественные вопросы», в котором он пытается подражать своему младшему современнику Плинию Старшему (23/24 — 79 гг. н.э.), автору «Естественной истории» в 37 книгах – фактически это популярный очерк астрономии и метеорологии с использованием труда ученика Посидония Асклепиада. (Любопытно, КАК, по мнению Чанышева, в 40-65 годах Сенека доподлинно мог знать, что НАУЧНО, а что – НЕТ? К тому же еще неизвестно, кто у кого что украл: Сенека у Плиния Старшего или НАОБРОТ? Так, например, Википедия датирует составление труда «Естественная история» 77 годом, но к этому времени Сенека уже умер. К тому же писалась «Естественная история» Специально для римского императора Тита Флавия Веспасиана, который правил Римской Империей с 79 по 81 годы!; Ю.Л.); это, наконец, наиболее интересное сочинение Сенеки – знаменитые «Нравственные письма к Луцилию» (124 письма). Форма писем – наиболее адекватная для характера ума Сенеки форма подачи своих мыслей. Она непосредственна и бессистемна. Ее путь извилист и прихотлив. Сенека выражает свои взгляды от случая к случаю, часто отталкиваясь от писем Луцилия – наместника в Сицилии – к Сенеке (эти письма не сохранились)».

Биография по годам жизни
Сведения о жизни Сенеки до 41 года крайне скудны.
По возращении в Рим, около 33 года, при императоре Тиберии, Сенека, известный к тому времени как писатель и оратор, получает первую государственную должность (становится квестором (должностное лицо в Древнем Риме, ведавшее финансовыми и судебными делами; в царский период квесторы являлись помощниками царя при расследовании преступлений, за которые предусматривалась смертная казнь)), и входит в сенат. Сенека был уверен, что, зачитывая перед императором и сенатом свои произведения, ему удастся воздействовать на умы представителей власти, а через них – и на общество.
37 год – ко времени восшествия на престол Калигулы, слава Сенеки, как оратора и писателя, возрастает настолько, что возбуждает зависть императора и, в конце концов, он распоряжается убить Сенеку. Но одна из многочисленных наложниц императора уговаривает его не делать этого, сославшись на то, что слабый здоровьем философ и так скоро умрёт.
41 год – в первый год правления Клавдия, третья жена императора, Мессалина, добивается, чтобы, вследствие дворцовой интриги (обвинение в прелюбодейственной связи с Юлией Ливиллой, сестрой Клавдия), Сенека был сослан на Корсику. Так философ попадает в ссылку и проводит в ней восемь долгих лет. Там он предается научным занятиям и увлекается наблюдением небесных светил. – Не теряя напрасно времени, и в ссылке занимается личностным ростом.
Удаленность от столицы и созерцание мира во многом определяет будущие взгляды Сенеки. Особую важность для философа приобретают вопросы об отчизне и чужбине, о Риме и остальном мире, о том, что созерцание величия мира есть первый и основной долг человека, о земле как едином обиталище человеческого рода. «Пусть мы проедем из конца в конец любые земли – нигде в мире мы не найдем чужой нам страны: отовсюду одинаково можно поднять глаза к небу».
Как и в годы молодости, перед Сенекой вновь встает вопрос о ценности «государственной жизни», от которой его насильно оторвали, и жизни созерцательной – то есть долга перед государством и перед самим собой. Ответ на этот вопрос философ дает в трактате «О краткости жизни». В это же время Сенека пишет свои первые трагедии – «Федру», «Эдипа» и «Медею». Все его трагедии написаны на мифологические и хорошо известные современникам темы, поэтому само повествование не является целью философа. Через образы, черты героев, их поведение, он старается передать читателю нравственные нормы, показать жизнь такой, какой ее видит философ, и воспитать римлян. В его трагедиях нет случайных деталей, все они говорят об отступлении от нормы, «порче нравов» и последствиях этого отступления.
49 год – четвертая жена императора Клавдия, Агриппина Младшая, добивается возвращения Сенеки из ссылки и предлагает ему стать наставником её сына – будущего императора Нерона.

50 год – Сенека был избран претором (одно из высших должностных лиц Древнего Рима; преторы обладали административной, военной, а также судебной властью по уголовным и гражданским делам), и женился на Помпее Паулине, богатой и влиятельной женщине. В число его друзей вошел военачальник Секст Афраний Бурр. Императрица и Бурр способствовали тому, что Сенека стал воспитателем молодого Нерона, при правлении которого он и достиг вершин власти и богатства.
В этот период времени одной из своих основных задач Сенека считает попытку направить сограждан к нравственному идеалу. Однако он понимает, что на этом пути неизбежны компромиссы между идеалом и реальной действительностью. Поэтому важную роль в его учении играет понятие совести, или нравственной нормы, которая позволяет человеку гармонично соединить разумное служение обществу с сохранением внутренней свободы. А наибольшая польза обществу и благоденствие государству, с точки зрения философа, могут быть принесены правителем, который следует этой нравственной норме. Поэтому к своей миссии воспитателя Сенека отнесся чрезвычайно ревностно и серьезно.
54 год – после отравления Клавдия шестнадцатилетний Нерон приходит к власти. Его наставники, Сенека и Секст Афраний Бурр, становятся первыми советниками императора. Особенно велико в этот период влияние Сенеки.
Спустя год после воцарения Нерона на троне, Сенека обращается нему с трактатом «О милосердии», в котором указывает разницу между идеальным правителем и тираном. В трактате он называет основной добродетелью властвующего «разумное милосердие», благодаря которому тот находит должную меру между мягкостью и строгостью, необходимой для обуздания порочной толпы.
Некоторое время, пока Нерон не подрос, именно Сенека являлся фактическим правителем Рима. Да и великодушие самого Нерона на протяжении первых пяти лет его пребывания у власти также относят на счет руководства Бурра и в особенности – Сенеки.
Однако позднее (начало 60-х годов) философ был оттеснён от власти. Это случилось после того, как он отказался санкционировать репрессии против христиан и противников Нерона.
57 год – Сенека получает высшую в империи должность консула. Его богатство в этот период достигает огромной суммы в 300 млн сестерций.
58 год – на философа начинаются первые нападки, от которых он вынужден защищаться. Его апологией (защитительная речь или защитительное письмо, – сочинение, написанное в пользу обвиняемого лица и направленное на его защиту от кого-либо) явился трактат «О блаженной жизни». Эта книга стала самой решительной попыткой философа примирить стоическую доктрину и действительность. В очередной раз он говорит о необходимости нравственной нормы, или совести: только она отличает философа от толпы, полностью занятой заботами о богатстве, власти и наслаждениях. В повседневной жизни, в круговороте забот и обязанностей только она укажет путь и к сохранению внутренней свободы, и к служению другим людям. Так она (нравственная норма) поможет сделать богатство полезным для всех, научив человека щедрости и благодеяниям. Среди всех философов-стоиков Сенека больше всего говорит об осознанной разумом совести.
Сложившаяся жизненная ситуация, когда осуществление мечты об идеальном правителе оказалась невозможным в реальной жизни, привела Сенеку к размышлениям, стоило ли делать все, что было сделано. В трактате «О спокойствии души» он отвечает: «Да, безусловно, стоило».
Деяние остается для него истинным поприщем добродетели и, прежде всего, деяние на благо государства. «…Вот что, я полагаю, должна делать добродетель, и тот, кто ей привержен: если фортуна возьмет верх и пресечет возможность действовать … пусть он берет на себя меньше обязанностей и с выбором отыщет нечто такое, чем может быть полезен государству. Нельзя нести военную службу? Пусть добивается общественных должностей. Приходится остаться частным лицом – пусть станет оратором. Принудили к молчанию – пусть безмолвным присутствием помогает гражданам. Опасно даже выйти на форум – пусть по домам, на зрелищах, на пирах будет добрым товарищем, верным другом, воздержным сотрапезником. Лишившись обязанностей гражданина, пусть выполняет обязанности человека!»
(Верно. Из любой ситуации, сколь бы ни была она тяжела, всегда есть выход. Главное – не опускать руки; Ю.Л.).
В это же время Сенека пишет и другой большой трактат «О благодеяниях». В акте добровольного благодеяния философ теперь видит единственную надежную основу взаимоотношений между людьми. Для человека всякое благодеяние есть добродетельный поступок, награда за который – в нем самом, даже если за благодеяние не платят благодарностью.
«Нравственные письма к Луцилию» – своего рода книга итогов, написанная философом в конце жизни. Ее адресат, Луцилий – лицо реальное. В своих письмах к другу-ученику, написанных в свободной форме, Сенека не поучает, а как бы размышляет на тему конкретных жизненных ситуаций. Но в ходе этих размышлений он подводит итог всех своих поисков и раздумий нравственного характера. В «Письмах» Сенека излагает систему стоической этики (этика – философское исследование морали и нравственности). Любая житейская мелочь, любой жизненный факт становится отправной точкой для рассуждения – все может служить примером. В «Письмах» Сенека ведет Луцилия от земных римских идеалов к высоким духовным, к полной независимости от внешних обстоятельств.
Одного знания добра недостаточно, необходима еще и активная воля к совершению добра. И направить нашу волю к добру должна еще одна нравственная категория – совесть. Божественная воля может быть только благой. «Бог печется о людях, и воля его есть провидение». Бог посылает «человеку добра» страдания для того, чтобы закалить его в испытаниях, и в этом он подобен любящему отцу, а не ласковой матери. Только в испытаниях можно выявить себя. «Ты великий человек? А откуда мне это знать, если судьба не дает тебе случая показать твою добродетель?», а значит, и доказать людям ничтожность невзгод. Самый благой выбор – это принятие воли божества, пусть даже суровой.
Эти идеи Сенеки отразил в своих работах основатель одного из видов экзистенциальной психотерапии «логотерапии» (терапии, основанной на анализе смыслов существования и ориентированной на обретение смысла жизни), Виктор Франкл: найти смысл жизнь можно абсолютно во всем, – даже в страданиях и в смерти.
Как часть божественной воли «человек добра» воспринимает и смерть. Смерть предусмотрена мировым законом и поэтому не может быть безусловным злом. Но и жизнь сама по себе не есть безусловное благо: она ценна постольку, поскольку в ней есть нравственная основа.

59 год – император Нерон обнаруживает свой подлинный характер: он вынуждает Сенеку и Бурра косвенно участвовать в убийстве своей матери, Агриппины. Сенека пишет для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием этого преступления. Его отношения с императором становятся всё более натянутыми.
62 год – после смерти Бурра Сенека подаёт прошение об отставке и удаляется на покой, оставив всё своё огромное состояние императору. Но уход в частную жизнь не обезопасил его от Нерона.

65 год – раскрыт заговор Пизона (крупный заговор против императора Нерона в 65 году с целью его убийства и передачи власти аристократу Гаю Кальпурнию Пизону). Этот заговор не имел положительной программы и объединял весьма пестрый состав участников только страхом и личной ненавистью к императору. Доносчики обвинили в заговоре Сенеку. Нерон (несмотря на практически доказанную непричастность его бывшего наставника), ощущавший, что сама личность Сенеки, всегда воплощавшая для него норму и запрет, является преградой на его пути, не мог упустить случая и приказал своему наставнику покончить жизнь самоубийством: по приказу Нерона Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства.
Тацит (древнеримский историк, один из самых известных писателей античности, автор трёх небольших сочинений («Агри́кола», «Германия», «Диалог об ораторах») и двух больших исторических трудов («История» и «Анналы»)), пишет: «Сохраняя спокойствие духа, Сенека велит принести свое завещание, но так как центурион (командир подразделения в древнеримском легионе; назначались из наиболее храбрых и способных к командованию пеших воинов или из всадников) воспрепятствовал этому, обернувшись к друзьям, восклицает, что раз его лишили возможности отблагодарить их подобающим образом, он завещает им то, что остается единственным, но зато самым драгоценным из его достояния, а именно – образ жизни, которого он держался, и если они будут помнить о нем, то заслужат добрую славу, и это вознаградит их за верность. Вместе с тем он старается удержать их от слез то разговором, то прямым призывом к твердости, спрашивая, где же предписания мудрости, где выработанная в размышлениях стольких лет стойкость в бедствиях? Кому неизвестна кровожадность Нерона? После убийства матери и брата ему только и остается, что умертвить воспитателя своего и наставника…».
Чтобы избежать смертной казни, Сенека покончил жизнь самоубийством. Несмотря на возражения мужа, жена Сенеки, Паулина, сама изъявила желание умереть вместе с ним и потребовала, чтобы её пронзили мечом. Сенека ответил ей: «Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть. Я не буду противиться. Умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты – с большею славой». После этих слов оба вскрыли себе вены на руках (однако Паулину удалось спасти; после этого она долго болела и умерла несколькими годами позже). У Сенеки, который был уже стар, кровь текла очень медленно. Чтобы ускорить её истечение, он вскрыл себе вены и на ногах. Так как смерть всё не наступала, Сенека попросил Стация Аннея, своего друга и врача, дать ему яду. Сенека принял яд, но напрасно: тело его уже похолодело, и яд не произвёл своего действия. Тогда он вошёл в горячую ванну и, обрызгав водой окружавших его рабов, сказал: «Это – возлияние (жертва) Юпитеру Освободителю».

Произведения Сенеки:
1. Философские диалоги: 10 небольших морально-наставительных трактатов.
В разных переводах книги могут иметь различные названия.
• 40 год – «Утешение к Марции» (Ad Marciam, De consolatione).
• 41 год – «О гневе» (De Ira).
• 42 год – «Утешение к Гельвии» (Ad Helviam matrem, De consolatione).
• 44 год – «Утешение к Полибию» (De Consolatione ad Polybium).
• 49 год – «О кратковременности жизни» (De Brevitate Vitae).
• 62 год – «О досуге» (De Otio).
• 63 год – «О душевном покое» или «О душевном спокойствии» (De tranquillitate animi).
• 64 год – «О провидении» (De Providentia).
• 65 год – «О стойкости мудреца» (De Constantia Sapientis).
• 65 год – «О счастливой жизни» (De vita beata).
Ряд трактатов сохранился во фрагментах («О браке», «О суеверии» и другие).

2. Художественные: 9 трагедий на мифологические сюжеты, а также памфлет «Отыквление божественного Клавдия», описывающий превращение его врага, императора Клавдия, в тыкву.
• 54 год – Мениппова сатира «Отыквление божественного Клавдия» (Apocolocyntosis divi Claudii).
• трагедия «Агамемнон» (Agamemnon).
• трагедия «Безумный Геркулес» или «Геркулес в безумье» (Hercules furens).
• трагедия «Троянки» (Troades).
• трагедия «Медея» (Medea).
• трагедия «Федра» (Phaedra).
• трагедия «Фиест» (Thyestes).
• трагедия «Финикиянки» (Phoenissae).
• трагедия «Эдип» (Oedipus).
• трагедия «Геркулес на Эте».
Все эти произведения представляют собой вольную переработку трагедий Эсхила, Софокла, Еврипида и их римских подражателей.

3. Эпиграммы:
• Всё, что мы видим вокруг…
• К лучшему другу.
• О простой жизни.
• Родине о себе.
• О благе простой жизни.
• О богатстве и бесчестии.
• О начале и конце любви.
• О смерти друга.
• О развалинах Греции.
• О звоне в ушах.

4. Другие:
• 56 год – «О милосердии» (De Clementia).
• 63 год – «О благодеяниях» или «О благодарениях» или «О добрых делах» (De beneficiis).
• 63 год – «Исследования о природе» или «Натурфилософские вопросы» (Naturales quaestiones).
• 64 год – «Нравственные письма к Луцилию» или «Письма к Луцилию» (Epistulae morales ad Lucilium).

5. Приписываемые:
Некоторые книги ранее считались произведениями Сенеки, но сейчас большинство исследователей авторство Сенеки или отвергают, или подвергают его сомнению.
• трагедия «Октавия» (Octavia).
• трагедия «Геркулес Этейский» (Hercules Oetaeus).
• «Переписка апостола Павла с Сенекой» (Cujus etiam ad Paulum apostolum leguntur epistolae).

Переводы:
1. Пьесы:
• Медея. / Пер. Н. Виноградова. – Сергиев Посад, 1906. – 72 с.
• Трагедии. / Пер. С. Соловьева, вступ. ст. Н.Ф. Дератани. (Серия «Сокровища мировой литературы»). – М.-Л.: Academia, 1932. – 433 с. (издание включает 7 пьес: «Медея», «Федра», «Эдип», «Тиэст», «Агамемнон», «Октавия»).
• Луций Анней Сенека. Трагедии. / Пер. и ст. С.А. Ошерова, прим. Е.Г. Рабинович. Отв. ред. М.Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). – М.: Наука, 1983. – 432 с.

2. Трактаты:
• О провидении. / Пер. В. Стовика и В. Стейна. – Керчь, 1901. – 28 с.
• Утешение к Марции. // Браш М. Классики философии. I. – СПб., 1907. – С. 311-330.
• О счастливой жизни. / Пер. С.Ц. Янушевского. – СПб.: Гермес, 1913. – 35 с.
• О благодеяниях. / Пер. П. Краснова. // Римские стоики. Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий. – М., 1995.
• Сенека. Утешение к Полибию. / Пер. Н.Х. Керасиди. // ВДИ. – 1991. – №4.
• Сенека. О краткости жизни. / Пер. В.С. Дурова. – СПб.: Глаголъ, 1996. – 91 с.
• Сенека. О гневе. / Пер. Т.Ю. Бородай. // ВДИ. – 1994. – №2; 1995. – №1.
• Трактат «О безмятежности духа» Луция Аннея Сенеки. (Вступит. статья и перевод Н.Г. Ткаченко) // Труды кафедры древних языков. Вып.1. – СПб., 2000. – С.161-200.
• Луций Анней Сенека. Философские трактаты. / Пер. Т.Ю. Бородай. (Серия «Античная библиотека». Раздел «Античная философия»). 1-е изд. – СПб., 2000. 2-е изд. СПб.: Алетейя, 2001. – 400 с. (издание включает трактаты: «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни», «О стойкости мудреца», «О провидении», «О гневе» в 3 кн., «О природе» в 7 кн.).
«Письма к Луцилию»
• Избранные письма к Люцилию. / Пер. П. Краснова. – СПб., 1893. – 258 с.
• Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. / Пер., ст. и прим. С.А. Ошерова. Отв. ред. М.Л. Гаспаров. (Серия «Литературные памятники»). – М.: Наука, 1977. – 384 с. (переиздавалось).

3. Эпиграммы:
• Луций Анней Сенека. Эпиграммы. / Пер. М. Грабарь-Пассек и Ю. Шульца. // Античная лирика. (Серия «Библиотека всемирной литературы». Т. 4). – М., 1968. – С. 458-462.

4. Сатира 5. Издание в «The Loeb classical library» (латинский текст с английским переводом) состоит из 10 томов:
• Тома I–III. Moral essays (Моральные труды).
o Том I. О провидении. О постоянстве. О гневе. О милосердии.
o Том II. Утешение к Марции. О блаженной жизни. О досуге. О спокойствии души. О краткости жизни. Утешение к Полибию. Утешение к Гельвии.
o Том III. О благодеяниях.
• Тома IV–VI. Письма.
• Тома VII, X. Естественные вопросы.
• Тома VIII–IX. Трагедии.

Портреты Сенеки
Существует два изображения Сенеки. Одно – средневековая прорисовка с несохранившегося бюста, изображавшего худощавого человека астеничного телосложения. Второе – дошедший до нашего времени бюст, изображающий упитанного мужчину с суровым и властным лицом. Изображают они, очевидно, разных людей, и вопрос в том, какое из них действительно относится к Сенеке, а какое приписывается ему по ошибке.
Споры об этом велись уже давно и, во всяком случае, не менее долго, чем существовала первая версия, которая своим происхождением была обязана итальянскому гуманисту, историку Ф. Урсину (1529-1600). Именно с его лёгкой руки римская копия античного бюста в 1598 году при сравнении с портретом на конторниате (медальон или монета с глубокой бороздой вокруг поля (см. рисунок)) была идентифицирована как портрет философа.

К сожалению, оба произведения искусства к настоящему времени утрачены, однако представление о том, как выглядел тот бюст, можно получить по изображению, присутствующему на групповом портрете кисти П. Рубенса «Четыре философа» (см. рисунок).

Ныне за этой скульптурой прочно закрепилось наименование «Псевдо-Сенека», а исследователи пришли к заключению, что это портрет Гесиода.


В 1764 году И. Винкельман справедливо опроверг выводы Ф. Урсина. – В Геркулануме (древнеримский город в итальянском регионе Кампания, на берегу Неаполитанского залива, рядом с современным Эрколано) была найдена ещё одна копия античного портрета Гесиода. А в 1813 году в Риме на Целиевом холме была обнаружена герма (у древних греков, a потом у римлян – особый род скульптурных произведений, представляющий собой четырехгранный столб, увенчанный изваянием человеческой головы или бюста (см. рисунок)) с двойным изображением – Сократа и Сенеки (на груди последнего начертано: Seneca).

С 1878 года она находится в Берлине. Однако приверженцы старого мнения не сдавались, они утверждали, что надпись на герме – подделка, и что он не мог быть таким полным, каким изображен, – ведь Сенека говорил о себе, что «чрезвычайно похудел». Однако, возможно, похудел он уже После Того, как данная герма была сделана.
Но историки и искусствоведы окончательно утвердились в том, что первый портрет (Гесиода или «Псевдо-Сенеки») не имеет отношения к Сенеке после того, как было обнаружено несколько других копий этой скульптуры. Предполагается, что портрет Гесиода был предназначен для фриза Пергамона (фриз — декоративная композиция в виде горизонтальной полосы, окаймляющая верхнюю часть стены, паркетные или плиточные полы, ковры, кромку мебели; представляет собой орнамент или узорчатое изображение), построенном специально для этой цели (имеется в виду «Пергамский алтарь» – знаменитое произведение искусства эллинистического периода, один из самых значительных памятников этого времени, сохранившихся до наших дней; получил название по месту своего создания – городу Пергаму в Малой Азии; основная тема рельефных изображений – битва богов с гигантами; в настоящий момент экспонируется в берлинском Пергамском музее (Античное собрание) (см. рисунки)).

Сенека был известным государственным деятелем и философом, но не до такой степени, чтобы его портреты создавались в Риме в столь значительном количестве, как портреты Гесиода.
Споры по данному вопросу давно утихли. Ну а в виде ироничной дани былой полемике монетный двор Испании выпустил монету с «гибридным» портретом философа (см. рисунок).

Уважаемые Читатели, на этом я завершаю рассказ о биографии Луция Аннея Сенеки младшего и передаю слово Михаилу Литваку, который расскажет о пользе философии:
«Я согласен с положением Б.И. Хасана о том, что эффективность работы психотерапевта зависит не от методик, которые он применяет, а от его культурного уровня. Поэтому начинающему психотерапевту необходимо не только накапливать различные терапевтические техники, но и повышать свой культурный уровень. В последнее время я больше беспокоюсь именно об этом. Должен прямо сказать, что интеллигентность не мешает клинической работе, а даже позволяет создавать новые приемы и даже методики.
Приводя цитаты, я постараюсь показать, что в них увидел и как применяю их в клинической работе. Может быть, и вы сможете использовать эти приемы. Но основная цель у меня другая – заинтересовать вас этими произведениями.
(Честно признаться, читать работы философов даже в виде сжатых конспектов от Михаила Литвака мне было гораздо интереснее, нежели работы некоторых психологов, психотерапевтов и психиатров, хотя для овладения профессией психотерапевта изучение Этих трудов все-таки полезнее; Ю.Л.). Благо, они сейчас доступны. Прочитайте их сами – уверен, вы найдете в них что-то свое.
И еще ряд соображений.
То, о чем я сейчас буду говорить, мы должны были изучить еще в школе, это основа нашей интеллигентности. Англичане говорят, что для воспитания интеллигента нужно три поколения. «Хочешь воспитать леди – начни с бабушки», «Для того, чтобы воспитать джентльмена, нужно три диплома: один у деда, второй у отца, а третий у джентльмена», – гласят английские пословицы. Определенные исторические условия в нашей стране привели к тому, что интеллигенция была практически уничтожена. И даже если родители были интеллигентами третьего поколения, они не смогли передать свою интеллигентность детям. Интеллигенция была объявлена прослойкой. Общественное мнение превратило интеллигента в своего рода шута. Вспомните фильмы, где комической фигурой был врач, бухгалтер, изобретатель. В те времена руководители хвастались, что они «академиев не кончали». И хотя в последующем многие из них окончили институты и даже обзавелись научными степенями, интеллигентами они не стали. Просто дипломы и степени надежно защищали их от снятия с должности. Я хорошо помню, что грамотную речь передразнивали. Общее образование не поощрялось.
(Подробнее об этом Вы можете прочесть в статье «Психология образования в школе»; Ю.Л.). У нас дело дошло до того, что мы с трудом читаем классиков XIX века. В их произведениях многие метафоры и сравнения основаны на древнегреческой мифологии, Библии, Евангелие, и других источниках, неизвестных современному читателю. Приходится составлять довольно большие примечания.
(С моей точки зрения, затруднение при чтении произведений классиков связаны не только и даже не столько с незнанием вышеперечисленных позиций, сколько с незнанием Психологии и Психиатрии, как наук. Яркие образы литературных героев, в основу которых легли портреты Реальных Людей Определенного Типажа (состоящего из сочетания Задатков, Способностей, Темперамента и Характера как базовых составляющих личности; подробнее об этом я написал в статье «Понятия Темперамента и Характера»), зачастую кажутся нам непонятными, малореальными, неправдоподобными и даже фантастическими потому, что с точки зрения психологии и психиатрии, классики описывали личностей не нормальных, а, как минимум, акцентуированных. А иногда – даже умственно отсталых (больных олигофренией, деменцией), психопатов (больных расстройством личности), пребывающих в состоянии психоза и больных различными психическими заболеваниями.
Так, например, в коротком рассказе Чехова «Смерть чиновника» читателям, незнакомым с психиатрией, совершенно непонятно, Почему (по какой причине) СОВЕРШЕННО НЕОЖИДАННО Умер Иван Дмитрич Червяков. А причина банальная – характер: Чеховым блестяще описан психастенический (тревожно-мнительный) психопат. Но чтобы понять это, чтобы установить причинно-следственную связь, необходимо, КАК МИНИМУМ, владеть знаниями из области Пограничной Психиатрии. И никакие знания метафор и Библии здесь не помогут. И Михаил Литвак именно потому так блестяще разбирается в произведениях классиков, что Более 30 лет Проработал ПСИХИАТРОМ, и совершенно НЕ потому, что изучал библейские тексты и древнегреческую мифологию.
И в странах бывшего СССР школьники не читают произведения классиков не потому, что ленятся, а потому, что понять в них толком НИЧЕГО НЕ могут, что неудивительно, т.к. в школах даже психологию не изучают, не говоря уже про пропедевтику (введение в науку) психиатрии и основные психотерапевтические направления. – Так есть ли смысл школьнику впустую тратить свое время на чтение классиков, если в их произведениях все равно ничего не понятно? Он лучше пойдет пива попьет. И не стоит его в этом упрекать.
Возвращаясь к произведениям классиков, отмечу, что мне, например, было совершенно удивительно читать о том, как в романе Джека Лондона «Мартин Иден», главный герой (Мартин) на пути к успеху, мог спать по 4 часа в сутки на гвоздях!!, почти ничего не есть, да еще и трудиться по 12 часов в сутки 7 дней в неделю в течение длительного периода времени, и не умереть при этом от голода или истощения. Вначале я думал, что это фантастика, или, в крайнем случае, Сила его Любви к Руфи. Но когда я познакомился с характерологией, то понял, что Мартин – эпилептоидный (возбудимый, эмоционально-лабильный (это синонимы)) акцентуант. А жизнь для эпилептоида – это постоянная борьба. Лиши эпилептоида борьбы – и ты победишь его без боя. Добившись успеха во всех жизненных сферах (финансовой, социальной, любовной), и тем самым лишив себя борьбы, Мартин Победил Сам Себя. Именно поэтому он и покончил жизнь самоубийством, тогда как другой на его месте тихо (или громко) радовался бы успеху: наслаждался жизнью и почивал на лаврах. Но только не Мартин, только не эпилептоид. Уважаемые Читатели, да, Вы имеете полное право возразить мне, ссылаясь на психотерапевтические позиции Эрика Берна, что у Мартина Идена был сценарий с открытым концом (когда человек испытывает положительные эмоции, идя к цели, преодолевая препятствия, и отрицательные – после того, как успеха достигает), и что самоубийство – его закономерный сценарный итог. Но только ли в Сценарии здесь дело? Так, например, у Остапа Бендера, героя романов Ильфа и Петрова, ТОЖЕ сценарий с открытым концом, но жизнь самоубийством он почему-то НЕ заканчивает. Почему? Для человека, знакомого с характерологией, ответ очевиден: потому, что Бендер – это Гистрионный Демонстративный (Истерический) акцентуант, а не Эпилептоидный. Да, деньги «благодаря» сценарию, он, конечно, потерял, НО жизнь самоубийством НЕ закончил. Именно в этом (в разности характеров) я вижу главное отличие между концом Его сценария и концом сценария Мартина Идена.
Почему, например, в романе Ф.М. Достоевского «Идиот», купец Рогожин сначала с князем Мышкиным чуть ли не целовался? – «Матушка, – сказал Рогожин, поцеловав у нее руку, – вот мой большой друг, князь Лев Николаевич Мышкин; мы с ним крестами поменялись; он мне за родного брата в Москве одно время был, много для меня сделал. Благослови его, матушка, как бы ты родного сына благословила» и «Он (Рогожин) поднял руки, крепко обнял князя», а через 5 минут – едва не зарезал его из-за угла? – Буквально через несколько страниц романа читаем: «Глаза Рогожина засверкали, и бешеная улыбка исказила его лицо. Правая рука его поднялась, и что-то блеснуло в ней». Характерология объясняет и этот момент: оказывается, у эпилептоида (Рогожина) «Мед на устах, и кинжал за пазухой». – Если был пряник, то обязательно будет и кнут.
Почему в том же романе во всех эпизодах, где участвовало большое скопление народу, Настасья Филипповна всегда вела себя столь наигранно, театрально, эгоцентрично, вызывающе и демонстративно?
Почему в поэме Гоголя «Мертвые Души», Ноздрев с Чичиковым «в несколько минут сошелся на такую короткую ногу, что начал уже говорить «ты», хотя, впрочем, он (Чичиков) с своей стороны не подал к тому никакого повода»?
Почему Чеховская «Попрыгунья» вела себя именно ТАК, и Никак Иначе вести себя НЕ могла?
Почему…?
Почему…?
Почему…?
Список вопросов «Почему?» и типажей героев в литературных произведениях классиков я мог бы перечислять до бесконечности. Но тема данной статьи – биография творчество римского философа Луция Аннея Сенеки младшего. В будущем я обязательно напишу большую статью на тему Психологических портретов в литературных произведениях. А сейчас вновь передаю слово Михаилу Литваку; Ю.Л.).

«Можно только удивляться уму нашего народа, лучшие представители которого достигали того, чего не могли достичь на Западе со всей их первоклассной техникой. Мне более всего знакома медицина. Приезжающие к нам зарубежные специалисты удивлялись мастерству наших хирургов, которые с помощью более примитивной техники делали более сложные операции, но все-таки общий уровень развития нашей медицины был ниже. Отчасти это объясняется отсутствием общего образования. Потребность к творчеству заложена в человеке, но если он строит свое здание с нуля, то при большом таланте он может построить только вот такой шалаш (рис. 1).

Но если бы он взобрался на вершину человеческих знаний и творить начал на ней, то общая картина была бы значительно грандиозней (рис. 2).


Вот и я в процессе своей работы уделяю большое внимание общему образованию. Часто отмечалось, что поэты и писатели дают более убедительное описание человеческой жизни, чем психологи (T. Shibutani, 1969). Ученые нередко бессильны понять то, что делает людей человечными. Кажется, что даже в лучших из их работ, если, конечно, они не поднимались до философских обобщений и не овладевали литературным мастерством, чего-то не хватает. И знания, полученные психологами и психотерапевтами, часто оказываются сложными и недоступными для тех, кому они предназначались. Вот почему работая с больными и людьми, пришедшими на психологический тренинг, я пытаюсь не только помочь им как профессионал, но и поднять их культурный уровень, а психотерапевтические идеи иллюстрировать цитатами из произведений философов, писателей, поэтов и религиозных источников. Я заметил, что чтение самих этих произведений без купюр оказывает на моих подопечных более сильное лечебное действие, чем сухое изложение психотерапевтических положений. Разбору творчества некоторых философов и писателей я часто посвящал целые занятия. Не знаю, что помогло моим больным больше: познание психотерапевтических истин или окультуривание, создание своего собственного философского хребта, умение самостоятельно мыслить. Мне представляется, что вся вторая часть
(речь идет об идеях принципа сперматозоида, отраженных в Библии и работах философов; Ю.Л.) может быть дополнительным пособием при проведении библиотерапии (метод психотерапии, использующий художественную литературу как одну из форм лечения словом)».
Уважаемые Читатели, я согласен с точкой зрения Михаила Ефимовича. Но ВСЕ ли знания для нас одинаково хороши и полезны? На мой взгляд, нет. – Очень часто нам вбивают в голову совершенно бесполезные, бессмысленные и малопригодные (или вообще непригодные) для жизни знания. Как пишет Альберт Камю: «Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Подробнее об этом я написал в статье «Учат в Школе», ссылку на которую оставлял выше.
В контексте приобретения бесполезных знаний, в следующей статье под названием «Цитаты Луция Аннея Сенеки» я приведу небольшой фрагмент из статьи А.Н. Чанышева (со своими комментариями), который в сжатом конспективном виде излагает на этот счет точку зрения Луция Аннея Сенеки младшего.

Если информация оказалась для Вас интересной или полезной, Вы можете поддержать мой научно-образовательный проект, развитием которого я занимаюсь с июня 2011 года, щелкнув 1-2 раза по рекламе от гугла (которая идет вверху справа, по середине или в конце статьи; кликать желательно 1 раз в 5-7 дней) или же перечислив любую сумму денег на любой из указанных реквизитов:

Номер Яндекс-кошелька 410011188544707

Номера кошельков системы WebMoney
R205274311238 (для перевода Рублей)
Z302112294428 (для перевода Долларов)
E186152531138 (для перевода Евро)
U394282857424 (для перевода Гривен)
B294345348664 (для перевода Белорусских рублей)

Денежные переводы от системы Western Union. Для оформления перевода необходимо предварительно связаться со мной по емейлу y.lemekhov@gmail.com, скайпу y.lemekhov или через социальные сети ВКонтакте или Фейсбук для получения всех необходимых данных.

ТОЛЬКО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ УКРАИНЫ. Карта Приват-Банка Гривневая
Банк ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК»
Получатель ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК»
Расчетный счёт 29244825509100
МФО 305299
Код получателя (ОКПО, ЕГРПОУ): 14360570
Номер карты 5168757282814500 Лемехов Юрий Александрович (Лємєхов Юрій Олександрович).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.