Идеи принципа сперматозоида в Новом Завете. Комментарии Михаила Ефимовича Литвака к Евангелию от Матфея


Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В этой статье я дам комментарии к евангелию от Матфея, взятые из книг Михаила Литвака «Принцип Сперматозоида», «Из Ада в Рай», «Религия и прикладная философия. Врозь или вместе».

Уважаемые Читатели, если Вы на моем сайте впервые и не можете найти какой-либо материал или, перед тем, как начать читать, хотите вкратце ознакомиться с содержанием какой-либо статьи, рекомендую Вам перейти в Общий Навигатор, отображающий Краткое Содержание ВСЕХ Полностью Готовых Статей из ВСЕХ Рубрик и Ссылки на них, либо в Навигатор по Статьям Рубрики «Принцип Сперматозоида». По мере выхода нового материала Общий Навигатор и Навигатор Данной рубрики регулярно будут Дополняться.

Если статья окажется для Вас интересной или полезной, Вы можете помочь проекту, поделившись данной ссылкой, т.е. распространив ее через социальные сети или любые другие интернет-ресурсы.

А сейчас передаю слово Михаилу Ефимовичу.
«Из Нового завета в своей работе я чаще всего обращаюсь к Евангелию от Матфея. В нем мне больше всего увиделись
философия, а также идеи гештальттерапии. Кроме того, там также прослеживаются идеи трансактного, экзистенциального анализа, сценарного перепрограммирования и т.д. Разница только в том, что Иисусу Христу удавалось получить эти результаты в одно мгновение, а психотерапевтам приходится много и упорно работать. (Но еще больше приходится работать над собой их пациентам, ибо, по словам самого Михаила Литвака: «успех психотерапии на 90% зависит от самого больного и лишь на 10% от психотерапевта». – Я, конечно, проценты не измерял, но по сути своей – это правильно. Ведь Не может психотерапевт сделать за пациента То, что тот должен (и Может) сделать только сам. Да, психотерапевт может (и Должен) помочь – оказать помощь нуждающемуся, показав, Почему тот живет Неправильно и Как это исправить. Но излечить свою душу под силу только Самому Больному (как писали Ильф и Петров в романе «12 стульев»: «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих») – все шаги по исцелению души он должен проделать САМ. – Психотерапевт – это поручни моста Жизни, пройти по которому клиенту предстоит самостоятельно. И напрасно некоторые пациенты надеются на психотерапевта, как на Чудо (что за 5 минут ОН Решит все ИХ проблемы, да еще и БЕЗ ИХ Непосредственного Участия), напрасно пытаются переложить на него ответственность за свою жизнь: за совершенные в ней поступки и за их результаты. Конечно, сделать это они стремятся для того, чтобы в случае неудач (которые иногда неизбежно встречаются в жизни каждого человека, было кого обвинить, на кого «повесить всех собак». Но это – путь в никуда, и чем раньше больной это осознаёт – тем быстрее он выздоравливает; Ю.Л.).

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить» (Матф. 5, 17).

«Вы слышали, что сказано древним: «не убивай; кто же убьет, подлежит суду». А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду; кто скажет брату своему «рака» (пустой человек), подлежит синедриону (верховному судилищу); а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной» (Матф. 5, 21-22).

«Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье…» (Матф. 5, 25).
Если подумать, то Иисус Христос прав. Что такое гнев? Это незавершенное убийство. Животное не гневается — оно приходит в ярость. (Согласно зоопсихологии, не всегда и не каждое животное Сразу приходят в Ярость. Например, собака, перед тем, как напасть, еще какое-то время может выражать свой Гнев угрожающим рычанием и/или громким лаем, и только после этого в случае крайней необходимости, с яростью бросается на своего обидчика. Т.е. в некоторых ситуациях агрессия животного может подавляться аналогично агрессии человека; Ю.Л.). Глаза при этом становятся широкими, пасть раскрывается в оскале, лапы готовы к удару, и животное сразу же нападает. В социуме ярость показывать не положено, набрасываться опасно. И вместо ярости возникает гнев. При этом сдерживается агрессия, которая должна быть направлена вовне. Сжимаются кулаки, стискиваются челюсти, раздуваются крылья носа. Агрессия, которая должна быть направлена на другого, направляется на себя. Если человеку часто приходится гневаться, у него постепенно портится характер, а на лице застывает недовольное выражение. Он перестает осознавать, что находится в постоянном эмоциональном напряжении. Рано или поздно постоянно гневающийся человек, пытаясь найти причину своих неудач, начинает кого-то ненавидеть. Нельзя жить с ненавистью в душе. Христос заботился не о врагах наших, а о нас. Когда есть ненависть в душе, найдешь, кого ненавидеть. Эти рассуждения помогли мне понять, что мириться друг с другом нужно как можно быстрее и нельзя гневаться на другого человека. В свете гештальттерапии гнев — это признак незавершенного гештальта. (Равно как и любые другие отрицательные эмоции, возникшие у человека в связи с воспоминаниями о событиях прошлого; Ю.Л.).
В гневе и оскорблениях человек убивает личность, дух, а не тело. Отсюда и суровость наказания – геенна огненная. (Но и подавлять (загонять внутрь) уже возникший гнев – это прямой путь к болезни. – Невыраженный гнев – это убийство СВОЕГО тела! Как же быть? Ведь гневаться на другого человека – нежелательно, но подавлять гнев – еще хуже. Безусловно, гнев выражать необходимо, но делать это следует не на человеке (который его вызвал), а на неодушевленном предмете (например, выкричаться в поле, пошвырять тряпку, побить кулаками воздух или подушку). Т.е. вначале гнев следует подавить, далее – «помириться с соперником», благополучно решив совместные дела, а затем – при первой же возможности вернуться к подавленному гневу и дать волю чувствам – выпустить пар, завершив таким образом, свой гештальт. Далее я рекомендую подумать, Почему (по Какой Причине) возник Гнев? После того, как поймете и примите необходимые профилактические меры (например, при стереотипных и регулярно повторяющихся личностных конфликтах – с успехом можно использовать профилактическую амортизацию), велика вероятность того, что в следующий раз в подобном эпизоде, гнев или вообще не возникнет, или возникнет в значительной меньшей степени, и управлять своими эмоциями (переключаться с них на мыслительные процессы, и обратно) Вам станет значительно легче; Ю.Л.).
Однако одной проповеди недостаточно, нужна кропотливая работа пациента и врача. (Основная суть данной работы сводится к тому, что больному необходимо написать автобиографию и, вместе с терапевтом, окунувшись в неприятные, болезненные воспоминания далекого детства, эпизод за эпизодом заново пережить их (отреагировав подавленные эмоции), затем – переосмыслить и выработать новую (оптимальную и эффективную) стратегию поведения в жизни больного; Ю.Л.).

«Вы слышали, что сказано древним: «не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Матф. 5, 27-28).
И опять правильно! К сожалению, когда отношения между супругами не налажены, остаются неудовлетворенными те психологические и сексуальные потребности, которые можно удовлетворить только с партнером противоположного пола. Если эти потребности не удовлетворяются в семье, а мораль не позволяет вступить в контакт с другим партнером, то волей-неволей человек начинает прелюбодействовать «в сердце своем».
Недостаток религиозных догм, как я уже отмечал, заключается в том, что они просто запрещают человеку что-то делать, ибо это может привести к беде. И только психотерапия учит человека жить так, чтобы он не нарушал в общем-то разумных социальных норм не потому, что это запрещено, а потому, что нет потребности это делать. Если между супругами налажены отношения, в том числе и сексуальные, то и в голову не придет прелюбодействовать не только физически, но и «в сердце своем».

«Еще слышали вы, что сказано древним: «не преступай клятвы…». А Я говорю вам: не клянись вовсе… <…> Но да будет слово ваше: «да, да», «нет, нет»; а что сверх этого, то от лукавого» (Матф. 5, 33-34, 37).
Замечено, что тот, кто чересчур старается уговорить кого-то, обманывает. Аффектируется то, чего нет на самом деле. Замечено, что когда человек клянется, то часто клятву свою нарушает. Это вытекает из природы человека делать все наоборот. Я бы к этому еще добавил, что не следует требовать клятвы с другого человека. После того, как она дана, она скорее будет нарушена. Помогает при переговорах («да, да», «нет, нет»), и в любовных делах подходит. «Уговаривать значит насиловать». (Согласен с Михаилом Ефимовичем. Золотое правило! «Да-да» и «нет-нет» прекрасно помогают в переговорах, особенно с трудными людьми, когда те или начинают юлить, или требуют (иногда прибегая к манипуляции) более выгодных для себя условий. Последние, как правило, Явно Идут в Разрез с Вашей позицией и напрямую Ущемляют Ваши Интересы. Безусловно, какие-то мелкие уступки (небольшие, разумные компромиссы) с Вашей стороны вполне допустимы (здесь следует исходить из Каждой отдельно взятой Конкретной ситуации; также желательно овладеть достаточным уровнем психологической гибкости, которая необходима при ведении переговорах любого уровня). В целом же, грамотно выдерживая свою линию поведения, четко стоя на своей позиции в общении с трудными людьми, Вы, по крайней мере, не понесете убытков, а, возможно, даже сумеете заключить выгодный контракт, поскольку, как говорит Михаил Литвак: «После фразы: «Мне больше нечего Вам предложить» их «Нет» быстро переходит в «Да»; Ю.Л.).

«Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую…» (Матф. 5, 38-39).
На этом основано сформулированное мною правило принципа амортизации. Правда, я сделал некоторое уточнение: «Если ты видишь, что кто-то хочет тебя ударить, постарайся сделать так, чтобы он промахнулся».

«Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас…» (Матф. 5, 43-44).
Важная мысль. Врагов действительно следует любить, ибо от них больше толку, чем от друзей, — они тебе не позволяют расслабиться, они тебя тренируют. Один мой пациент жаловался на своего начальника, которого считал своим врагом. Я посоветовал превратить того в тренажер, на котором можно отрабатывать технику ухода от конфликтов. И вскоре он полюбил начальника, ибо с его помощью отработал приемы психологического айкидо и приобрел иммунитет к оскорблениям.

Далее читаем:
«Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры и в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф. 6, 1-4).
Ниже я хочу привести фрагмент психотерапевтического занятия, посвященного этой теме.
«Вы можете спросить, а существуют ли бескорыстные поступки? Существует ли благодеяние? Да, существует! Это тогда, когда «левая рука твоя не знает, что делает правая». Если я знаю, что я сделал благодеяние, то это и есть награда за мой поступок, и я не буду требовать благодарности за свое деяние, ибо если я требую благодарности, это уже не благодеяние. Тем, кому я сделал что-то хорошее, я должен сказать спасибо за то, что они приняли от меня мое деяние, и не буду ждать благодарности.
Поэтому я хочу сказать спасибо моим детям за то, что они с моей помощью выросли достойными людьми, ибо если бы они этого не сделали, как бы я мог считать себя хорошим отцом? Я хочу сказать спасибо моим больным за то, что они выздоровели, ибо как бы я мог знать, что я хороший врач? Я хочу сказать спасибо моим ученикам за то, что они стали высококвалифицированными специалистами и достойными людьми, ибо как бы я мог знать, что я хороший педагог? Я хочу сказать спасибо своей жене за то, что она уже почти тридцать лет живет со мной, не собирается уходить от меня и даже говорит, что я хороший. Если бы она этого не делала, как бы я узнал, что я хороший муж?»
А вот вам и пример благодеяний:
В 1979 г., находясь в состоянии душевного надлома, я слушал лекции профессора С.С. Либиха. Они меня потрясли и совершили переворот в моем сознании. Я стал жить иначе, вышел из душевного кризиса, и мои сегодняшние успехи начались с того момента. Но знал ли он, что оказал мне благодеяние? Конечно нет. И когда я сказал ему спасибо в 1992 г., когда нас опять свела судьба, он меня не узнал. Ведь когда он читал лекции, он просто жил для себя.
Я хочу здесь вспомнить своего научного руководителя профессора Б.Д. Петракова. Он случайно услышал мое выступление на одной из конференций в 1986 г. Некоторые высказанные мною идеи его заинтересовали. Он сам предложил стать моим научным руководителем. Знал ли он, что оказывает мне благодеяние? Конечно не знал! Это он делал для себя. Ему нужно было больше учеников, чтобы стать академиком.
У меня было еще много благодетелей. Всех не перечислишь. Назову только некоторых. Главный врач Дворца здоровья Б.Л. Утевский, мои друзья и сотрудники В.М. Коваленко, Ю.А. Кутявин, А.О. Бухановский, О.Я. Силецкий, редактор моих книг Г.И. Медведева и многие другие. Всем им я говорил и сейчас говорю спасибо и пытаюсь оказать им какое-то содействие. Правда, большинство из них в этом не нуждается. Они, мои благодетели, все разные по полу, возрасту, темпераменту, образованию, социальному положению. Но объединяет их одно. Никто из них ни разу мне не сказал, как много он для меня сделал и не требовал благодарности. Если я кого-то из своих благодетелей здесь не назвал, то он не обидится на меня. Ведь если он оказал благодеяние, то не подозревает, что оказал благодеяние. А если он знает, что оказал благодеяние, то это знание и есть ему награда.
Оказывал ли я благодеяния? По-видимому, да, потому что совершенно неожиданно люди говорили мне спасибо через много лет после нашей встречи. Я их к этому времени уже не помнил, ибо я все время жил для себя!».

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подделывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. <…> …Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело — одежды? <…> Итак, не заботьтесь и не говорите: «что нам есть?» или: «что пить?» или: «во что одеться?» …Потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний день сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Матф. 6, 19-21, 25, 31-34).
Еще раз внимательно прочитай эти стихи. Ведь здесь прослеживается одна из основных идей гештальттерапии: жить «ЗДЕСЬ и ТЕПЕРЬ». И это не значит, что надо отказаться от материальных благ. Я разъясняю своим подопечным, что следует заботиться о личностном росте (искать Царства Божия), а это значит, и о профессиональном. («Сделай свое дело — и ты узнаешь, кто ты». Это уже из экзистенциального анализа). А раз ты станешь профессионалом высокого класса, то это все — что есть, что пить или во что одеться — приложится.
Могу привести много клинических примеров, из которых видно, как личностный рост автоматически приводил к материальному благополучию.
Один из моих больных рассказал следующее:
«Я заметил, что, как только на душе стало спокойнее, уменьшился аппетит. Я похудел, хотя мне это не удавалось смолоду, исчезло много потребностей. И еще: не получив прибавки в жалованье, я заметил, что мое материальное благосостояние выросло. Вскоре я стал больше зарабатывать».
Кто следует этой заповеди, тот избавляется от тревоги. Тревога – «профилактическое» переживание горя. Кто-то из близких задержался, а мы его уже хороним. А он просто застрял в пробке.
(Совершенно верно: уменьшается уровень тревоги – уменьшается и аппетит. Помимо этого человек становиться более неприхотливым в еде: отпадает невротическое желание питаться дорогими и не всегда полезными продуктами. Также со временем человек постепенно перестает обращать внимание и на моду: начинает покупать и носить только те вещи, которые Ему Удобны, а не те, которые Сейчас Носить Модно. Подробнее об этом я написал в статьях «Психология моды» и «Невротическая личность»; Ю.Л.).

комментарии к евангелию от Матфея

Вот еще афоризмы, которыми я постоянно пользуюсь в своей работе.
«Не судите, да не судимы будете: ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучек из глаза брата твоего» (Матф. 7, 1-5).
Здесь прослеживаются идеи проекции. Так, одна больная осуждала половые связи вне рамок законного брака, а потом, когда это случилось с ней, она ожидала осуждения со стороны других. Было или не было осуждения со стороны других, но себя она уже судила тем же судом, которым судила других.
Чуть было не покончила жизнь самоубийством. (Многие невротические личности тщетно стремятся перевоспитать другого, напрасно тратя на это свои силы и энергию, которая должна была бы идти на секс и личностный рост. С точки зрения психотерапии, правильно оставить своего ближнего в покое (если партнер недостойный – то расстаться, а если достойный – то принять его в целом (таким, какой он есть – со всеми его достоинствами и недостатками) и уже не цепляться по мелочам, лелея тщетную надежду его исправить) и заняться Собственным Развитием; Ю.Л.).

И далее очень важное поучение:
«Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего пред свиньями, чтоб они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матф. 7, 6).
Это правило для гениев и талантов. Я разработал для них специальные приемы, с помощью которых они могут добиться признания еще при жизни.
(Данное правило ценно не только для гениев и талантов, но и для тех, кто хочет поделиться важной информацией с людьми, которые ни понять, ни принять ее не могут (и не хотят). – Вспоминаю свидание, на котором я пытался донести до девушки интересную и важную (с моей точки зрения) информацию. Мне Было Что ей рассказать, но меня не слушали и не слышали. Через некоторое время я понял, что «бросаю жемчуг перед «свиньей»». Осознав это, я мгновенно прекратил с ней общение в стиле психологического айкидо: вначале – вежливо извинился за то, что отнимаю у нее драгоценное время и гружу всякой ерундой, затем – что Не Могу себе позволить забивать ее прекрасную голову совершенно Бесполезной для нее информацией. Но и по-другому общаться, к сожалению, я пока не научился. Поэтому и вынужден с позором ретироваться, чтобы в следующий раз (если меня еще захотят видеть), предварительно потренировавшись в ораторском искусстве и подборе информации для свидания, все-таки суметь быть ей интересным. Девушка, конечно, была в легком шоке, может быть, даже ступоре. Ну а я, помимо того, что расстался красиво и культурно, сумел сэкономить свои силы и время; Ю.Л.).

«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Матф. 7, 7-11).
Опираясь на это высказывание, я рекомендую быстрее давать партнеру обратную связь — объясняться в любви, просить у партнера то, что вам нужно от него, не ждать, чтобы он догадался, добиваться своего, а не ждать, когда тебе это предложат. Помните, об этом я уже говорил?
А теперь случай из практики.
К., видный мужчина 40 лет, жаловался, что ему не везло в любви. Жизнь у него сложилась более или менее удачно, но он с горечью вспоминает, что в трех случаях при сильной влюбленности он, с его точки зрения, не пользовался взаимностью и так и не сделал прямого предложения. Я посоветовал ему встретиться с этими теперь уже взрослыми женщинами и рассказать, что он их когда-то сильно любил. Начал он с самой сильной своей привязанности. От нее он получил несколько пощечин с комментарием: «Я приходила к тебе, мы были одни, но ты говорил о сопротивлении материалов. Ты хотел, чтобы я сама начала раздеваться?!» Если бы она имела в то время хорошую психологическую подготовку, то сделала бы это. Ведь она его тоже любила. А жизнь ее, видимо, не сложилась, раз она все это помнила…

И, наконец, общий вывод. Золотое правило общения:
«Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матф. 7, 12).

«И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани; ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже» (Матф. 9, 16).
Это специально для врачей, когда обдумывают лечение пожилых людей в плане назначения сильнодействующих средств и психоаналитических методов лечения.

«Не думайте, что Я пришел принести мир на Землю; не мир пришел Я принести, но меч; Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку — домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня…» (Матф. 10, 34-37).
Данное положение взяла на вооружение гештальттерапия. Это борьба со слиянием, одним из защитных механизмов, препятствующих личностному росту. (Подробнее об этом я напишу в статье «Психологическая защита «Слияние»; Ю.Л.).
Вдумайтесь в эти слова: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня…». Для меня, атеиста, это призыв следовать законам природы, а не ориентироваться на родственные связи.
Мы это изречение уже разбирали, когда речь шла об истине. Ее и нужно любить больше всего.

Широко используется в психотерапевтической работе известная притча о сеятеле.
«…Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока; Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Матф. 13, 3-8).
Здесь точно описано, как воспринимают идеи личностно ориентированной психотерапии разные группы людей. К ней нечувствительны те, у которых, несмотря на выраженный невротизм, имеется переживание чувства успеха. Им, что ни делай, что ни говори, все в каменистую почву. Это руководители, почившие на лаврах, это студенты, которые пришли в институт не столько учиться, сколько весело провести время, это «новые русские» на стадии накопления богатства.
Ко второй категории лиц относятся больные, настроенные на быстрый эффект, посетив два-три занятия групповой терапии или психоанализа и получив видимый незначительный эффект, они прекращают работу над собой, перестают посещать занятия группы и через несколько месяцев их знания «засыхают», они утрачивают приобретенные навыки, и их положение опять ухудшается. Они заболевают и обращаются к врачу, который лечит их лекарствами, считая, что личностно ориентированные методы им не подходят. К этой же категории лиц относятся и начинающие психотерапевты, которые с интересом прослушают курс психотерапии, но не решатся использовать полученные знания, которые от неупотребления вскоре «засохнут». И останутся у них только воспоминания о том, что они слышали что-то интересное.
К третьей категории относятся «мудрецы», которые, случайно попав на занятия, постоянно забивают
психотерапевта вопросами и стараются переделать не себя, а его. (В моей практике иногда попадаются такие клиенты. Не скажу, что МНЕ от этого Плохо – ведь ответы на град нелепых вопросов, где каждый новый заведомо нелепее предыдущего, поневоле приводит к развитию собственной личности и более глубокому пониманию материала (умению отличить зерна от плевел, шлифовке своего мастерства). Что же касается самих больных, то у них утрачен смысл жизни (они не знают, чего хотят), а всю их деятельность можно охарактеризовать таким словом, как «мозгоклювство». Положение их трагично еще и тем, что любой полученный от психотерапевта материал используют они Не для того, чтобы Изменить Себя (Никогда НЕ Применяют его на практике), а для того, чтобы, как верно подметил Михаил Литвак, продемонстрировать свою «мудрость» – обязательно найти в этом материале какой-то недостаток, дефект, изъян. Подробнее об этом типе клиентов я напишу в статье «Консультирование трудных клиентов»; Ю.Л.).
К четвертой категории относятся лица, которые понимают, что так, как они живут, жить нельзя, в том числе больные, которые осознали, что лекарственное лечение им помочь не может. Они находятся в кризисной ситуации и осознают, что следует менять не ситуацию, а самого себя. В эту группу входят и врачи, глубоко разочаровавшиеся в результатах своей работы и осознавшие, что все время сидели в кабинете с вращающимися дверями, из которых больные выходили с незначительным улучшением и в которые через некоторое время входили в еще худшем состоянии. Эта категория лиц, переделав себя, выздоравливала, становилась эффективными в производственной деятельности.

А следующие строки Евангелия — прямое указание врачам быть понятным больному, с которым ведешь беседу. У нас почему-то хотят, чтобы тебя поняли.
«Потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют…» (Матф. 13, 13).
Нам, врачам, следует объяснять больным так, чтобы они не могли понять нас как-нибудь иначе, а не так, как мы хотим, чтобы они нас поняли. К сожалению, многие врачи не владеют приемами ораторского искусства и рациональной психотерапии, речь их бывает сухой, непонятной и пугающей больного
(как правило, она изобилует большим количеством научных и медицинских терминов, которые врачи используют Без разъяснений; Ю.Л.). Поэтому с больными следует говорить образно, или, по Иисусу Христу, притчами.

«…Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Матф. 13, 57).
Это испытали на себе практически все. В доме своем тебя по-прежнему считают ребенком, а своих соотечественников мы признаем только после того, как их признали за границей, но не следует убиваться по этому поводу. Нельзя же выступать против законов! Да и мне диссертацию удалось защитить только после того, как была публикация в иностранном журнале. И это пособие, скорее всего, будет принято научным миром с прохладцей. Сейчас ко мне на прием приходят откуда угодно, приезжают из других городов и стран, но только не мои приятели и коллеги по институту (Согласен и с Библией, и с Литваком. У меня ситуация аналогичная :); Ю.Л.).

«Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них [учеников] и сказал: истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное; итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном…» (Матф. 18, 2-4).
Это программа для сценарного анализа, задача которого — сформировать такой характер, при котором отношение к себе, близким, людям вообще и труду имело бы позитивное содержание. То есть человеку надо вернуться к такой системе отношений, которая была у нас, когда мы были малыми детьми. Нам следует отличаться от детей только в одном. Мы должны уметь позаботиться о себе сами, тогда как о детях заботятся другие.

В Евангелии от Матфея можно увидеть и индивидуальный подход, лежащий в основе всех современных течений психотерапии, в частности экзистенциального анализа, рассматривающего человеческое сообщество как мозаичный рисунок, где каждая часть рисунка абсолютно незаменима, практически всех психоаналитических методик и когнитивной терапии.

«Как вам кажется? Если бы у Кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся» (Матф. 18, 12-13).
Для психотерапевта это руководство к действию. Если вдруг кому-то во время сеанса групповой терапии станет плохо, и он заплачет, то руководитель бросает всю группу и начинает заниматься только с плачущим. Потом к этому процессу присоединяется вся группа, и нет лучше подобных занятий, именно на них пациенты становятся как дети, возвращаются к самим себе, формируется чувство коллективизма и навыки само- и взаимопомощи. Возникает совершенно необычная психологическая атмосфера, когда не хочется расходиться, и нет потребности говорить. Все сидят молча и не испытывают никаких неудобств, даже если таковые в комнате для занятий и имеются — теснота, жара или холод, духота и пр. Как-то на занятиях одна пациентка в слезах выбежала из комнаты. Я попробовал продолжить занятия без нее. Ничего не получилось. Я не мог сосредоточиться, группа меня не слушала. Тогда я вышел и вернул пациентку, и вся группа ею занималась. Все кончилось благополучно, и я понял, что следует оставить девяносто девять и искать сотую, заблудшую.
Это крайне необходимо и в масштабе всей страны. Так, США, где психотерапевтические и психологические идеи сильно развиты, готовы послать войска на выручку одного попавшего в беду за рубежом человека. И каждый гражданин здесь знает, что если с ним случится что-либо подобное, страна позаботится о нем.

«Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешившему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: «до семи», но до седмижды семидесяти раз» (Матф. 18, 21-22).
Это следует делать не ради партнера по общению, а ради себя, ибо, как я уже говорил выше, если есть ненависть в душе, всегда найдешь, кого ненавидеть, и гнев твой может пасть на невинного (реакция вымещения (или сработает психологическая защита Идентификация: например, мужчина ненавидит мать и по принципу идентификации переносит эту ненависть на всех женщин – как следствие, неизбежно возникают проблемы в общении с противоположным полом и устройством личной жизни; Ю.Л.)). Тогда при своих неудачах учитель вымещает свою злость на слегка провинившемся ученике, отец — на ребенке, муж — на жене, начальник — на подчиненном. Но тогда остается нерешенной основная проблема, которая часто совсем в другом. Тогда учитель не решит своих проблем в семье, отец — на производстве, у мужа не хватит сил для подготовки доклада, а у начальника — для решения сложной семейной ситуации.

«Возлюби ближнего твоего, как самого себя…» (Матф. 22, 39).
Но для того чтобы любить другого, я должен любить самого себя. Если я себя не люблю, у меня нет шансов на счастье. Полюбив другого, я, как честный человек, должен от него уйти. Ведь я себя не люблю, так как во мне мало хорошего, и нельзя подсовывать плохое любимому человеку! Поэтому вначале нужно научиться любить себя. А если себя ненавидишь, то и других будешь ненавидеть.

Заканчивая разговор, я хочу заметить, что церковные деятели охотно изучают психотерапию и психологические науки. Я сам как-то проводил с ними занятия по трансактному анализу».

Уважаемые Читатели, в заключение статьи хочу привести стихотворение человека, долгие годы изучающего Священное Писание и блестяще в нем разбирающегося, Натальи:

Давай поговорим о жизни, давай напишем о любви.
О, сколько света в этих мыслях. Тепла и мира. Доброты.

Мне очень нравится с Тобою под шум дождя побыть вдвоём.
Как хорошо порой ночною поговорить о том, о сём…

Я счастлива, что Ты со мною. Защиту чувствую Твою.
Меня ведёшь Ты за собою. Люблю Тебя. Да, я люблю.

Знакомые, друзья не верят. Считают, что сошла с ума.
И снова терпят пораженья. Они живут, но без Тебя.

Ты им сейчас неинтересен, – надежда только на себя.
Итог их нам небезызвестен. Господь, избавь их от огня…

Господь, избавь людей от смерти, избавь от следствия греха.
Даруй нам жизнь, даруй нам Вечность! Господь, избавь людей от зла.

Прошу, спаси нас – наши души. Дай мне талант – лечить людей.
Друзья мои, поверьте лучше жить в мире света, чем теней.

Тень увлекает на погибель и страшно там, где вечно мгла.
Друзья, Господь – наш Избавитель. Примите, вас прошу Христа!!!!

Я заканчиваю комментарии к евангелию от Матфея и перехожу к идеям принципа сперматозоида, которые нашли свое отражение в работах известных философов и древних мудрецов.
Про философию Сенеки Вы можете прочесть в статье «Луций Анней Сенека младший».

Если информация оказалась для Вас интересной или полезной, Вы можете поддержать мой научно-образовательный проект, развитием которого я занимаюсь с июня 2011 года, щелкнув 1-2 раза по рекламе от гугла (которая идет вверху справа, по середине или в конце статьи; кликать желательно 1 раз в 5-7 дней) или же перечислив любую сумму денег на любой из указанных реквизитов:

Номер Яндекс-кошелька 410011188544707

Номера кошельков системы WebMoney
R205274311238 (для перевода Рублей)
Z302112294428 (для перевода Долларов)
E186152531138 (для перевода Евро)
U394282857424 (для перевода Гривен)
B294345348664 (для перевода Белорусских рублей)

Денежные переводы от системы Western Union. Для оформления перевода необходимо предварительно связаться со мной по емейлу y.lemekhov@gmail.com, скайпу y.lemekhov или через социальные сети ВКонтакте или Фейсбук для получения всех необходимых данных.

ТОЛЬКО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ УКРАИНЫ. Карта Приват-Банка Гривневая
Банк ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК»
Получатель ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК»
Расчетный счёт 29244825509100
МФО 305299
Код получателя (ОКПО, ЕГРПОУ): 14360570
Номер карты 5168757282814500 Лемехов Юрий Александрович (Лємєхов Юрій Олександрович).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.