Принцип Сперматозоида. Учение, а также основные философские идеи и взгляды Фридриха Ницше, применяемые в психотерапии. Часть 3

Ницше 3 статья
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней статье речь пойдет о философском учении Ницше. Данная заметка является продолжением рассказа об учении Фридриха Ницше, которое нашло свое применение в различных направлениях, методиках и техниках современной психотерапии. Первую часть статьи Вы можете прочесть в заметке под названием «Философские взгляды Ницше».

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Основной материал данной заметки был взят из книг «Принцип Сперматозоида», «Из ада в рай» и «Религия и прикладная философия» Михаила Ефимовича Литвака, которому я и передаю слово:

Следующий отрывок почти полностью соответствует духу и стратегии трансактного анализа.
«Три превращения духа называю я вам: как дух становится верблюдом, львом верблюд и, наконец, ребенком становится лев.
Много трудного существует для духа, для духа сильного и выносливого, который способен к глубокому почитанию: ко всему тяжелому и самому трудному стремится сила его.
Что есть тяжесть? — вопрошает выносливый дух, становится, как верблюд, на колени и хочет, чтобы хорошенько навьючили его.
Что есть трудное? — так вопрошает выносливый дух; скажите, герои, чтобы взял я это на себя и радовался силе своей.
Не значит ли это: унизиться, чтобы заставить страдать свое высокомерие? Заставить блистать свое безумие, чтобы осмеять свою мудрость?
Или это значит бежать от своего дела, когда оно празднует свою победу? Подняться на высокие горы, чтобы искусить искусителя?
Или это значит: питаться желудями и травой познания и ради истины терпеть голод души?
Или это значит: больным быть и отослать утешителей и заключить дружбу с глухими, которые никогда не слышат, чего ты хочешь?
Или это значит: опуститься в грязную воду, если это вода истины, и не гнать от себя холодных лягушек и теплых жаб?
Все самое трудное берет на себя выносливый дух: подобно навьюченному верблюду, который спешит в свою пустыню, спешит и он и свою пустыню.
(Ведь у человека, который живет подобно описанному Ницше, Верблюду (по бесконечному количеству стереотипов, догм, долженствований, предписаний и запретов), в душе – всегда вечная пустыня, в которой НИКОГДА НИЧЕГО НЕ растет. В душе такого человека НЕТ положительных эмоций. Да и откуда им взяться при ТАКОЙ жизни. Неудивительно, что он НИКОГДА НЕ испытывает ничего, кроме страдания, боли, вины, тревоги, страхов, тоски, депрессии и отчаяния; Ю.Л.).
Но в самой уединенной пустыне совершается второе превращение: здесь львом становится дух, свободу хочет он себе добыть и господином быть в своей собственной пустыне.
Своего последнего господина ищет он себе здесь: врагом хочет он стать ему и своему последнему богу, ради победы хочет бороться он с великим драконом.
Кто же этот великий дракон, которого дух не хочет более называть господином и богом? «Ты должен» называется великий дракон. Но дух льва говорит: «Я хочу».
Чешуйчатый зверь «ты должен», искрясь золотыми искрами, лежит ему на дороге, и на каждой чешуе его блестит, как золото «ты должен».
Тысячелетние ценности блестят на этих чешуях, и так говорит сильнейший из драконов: «Ценности всех вещей блестят на мне».
«Все ценности уже созданы, и каждая созданная ценность — это я. Поистине «я хочу» не должно более существовать!» Так говорит дракон.
Братья мои, к чему нужен лев в человеческом духе? Чему не удовлетворяет навьюченный зверь, воздержанный и почтительный?
Создать новые ценности — этого не может еще лев; но создавать Свободу для нового созидания — это может сила льва.
Завоевать себе свободу и священное «нет» даже перед долгом — для этого, братья мои, нужно стать львом.
Завоевать себе право для новых ценностей — это самое страшное завоевание для духа выносливого и почтительного. Поистине оно кажется ему грабежом и делом хищного зверя.
(Ницше блестяще описывает бунт, который рано или поздно, но Неизбежно возникает у человека, который живет Только по Правилам и Долженствованиям. Именно во время душевного бунта у человека возникает сильное желание что-либо изменить, сделать хоть что-то для улучшения своей жизни, для изменения ее в лучшую сторону. Главное, чтобы это желание не было лишь мимолетным (или, что еще хуже – запоздавшим) криком души (иначе, без радикальных изменений образа жизни, всё быстро вернется на круги своя). Чтобы оно обязательно привело человека к нужным для него действиям. И для этого, как верно указывает Ницше, мы должны обладать силой льва и идти до конца навстречу изменениям и новой жизни. Ну а психология и психотерапия призваны нам в этом помочь, наставить нас на путь истинный – указать нам дорогу, ведущую к счастью; Ю.Л.).
Как свою святыню любил он когда-то «ты должен»; теперь ему надо видеть даже в этой святыне произвол и мечту, чтобы добыть себе свободу для любви своей: нужно стать львом для этой добычи.
Но скажите, братья мои, что может сделать ребенок, чего не мог бы даже лев? Почему хищный лев должен стать еще ребенком?
Дитя есть невинность и забвение, новое начинание, игра, самокатящееся колесо, начальное движение, святое слово самоутверждения.
(Дитя – это наше творчество. И без его участия созидание нового попросту НЕВОЗМОЖНО; Ю.Л.).
Да, для игры созидания, братья мои, нужно святое слово утверждения: Своей воли хочет теперь дух, Свой мир находит потерявший мир.
(Свой мир, полный душевной гармонии, любви и творческого созидания. Недаром в Библии написано: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» и «Кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него»; Ю.Л.).
Три превращения духа назвал я вам: как дух стал верблюдом, львом верблюд и, наконец, лев ребенком».

Много раз читал я этот отрывок своим ученикам и пациентам и каждый раз был глубоко взволнован. В аудитории наступало какое-то особое молчание, нечто вроде нирваны. И мне уже не надо было долго объяснять, что такое Родитель, Взрослый и Дитя. Становилось ясно, какого дракона вырастил каждый в самом себе, что необходимо мужество льва, чтобы убить этого дракона, чтобы сказать самому себе: «Долой «ты должен», да здравствует «я хочу»! и найти свой мир. (Совершенно верно. Блестящий отрывок из произведения Ницше «Так говорил Заратустра»; Ю.Л.).

А теперь некоторые цитаты из Ф. Ницше почти без комментариев.
«Наши недостатки суть наши лучшие учителя». Исправляя их, мы растем.

«Актеры гибнут от недохваленности, настоящие люди от недолюбленности».
(Совершенно верно, ведь Актеры по Жизни нуждаются во внимании, похвале и восхищении, а Настоящие люди – в Истинной Любви. Мысль, над которой следовало бы всерьез задуматься всем истерическим личностям – ведь именно они являются По Жизни блестящими актерами, которые, как психологически незрелые маленькие дети, вечно испытывают хронический дефицит внимания, признания и славы (сколько бы их на самом деле ни было). Поэтому они всё время тщетно гоняются за этими внешними, формальными и, по факту, Ничего НЕ значащими для душевной гармонии, признаками успеха и счастья, хотя в глубине души всегда ощущают себя глубоко несчастными, жалкими и ничтожными личностями. Дорогие Истероиды, так, может быть, пора хотя бы иногда переставать быть Актерами по жизни и становиться в ней Настоящими Людьми, а НЕ Фальшивыми Копиями Чужих Оригиналов?! Может быть, именно тогда Вы научитесь не только по-настоящему, без фальши и театральной наигранности, Любить другого человека (а не только самих себя), но и Принимать Любовь от своих партнеров, т.е. перестанете цепляться к ним по мелочам, критикуя каждое их действие и каждую фразу, капризничать, бесконечно закатывая истерики по любому поводу, скандалить, устраивать ссоры, превращать свои семьи в мелодраматические театры, а затем, театрально «умирая» от душевной «муки» – лить крокодильи слезы и истерить по поводу того, что Вас, «само совершенство, главного после Бога», Очередной Раз Бросили и больше к Вам НЕ вернутся?!; Ю.Л.).

«Никто не говорит более страстно о своем праве, чем тот, кто в глубине души сомневается в нем. Привлекая на свою сторону страсть, он хочет заглушить разум и его сомнения: так он приобретает чистую совесть и успех у ближних». Хорошее правило! Следует помнить указание З. Фрейда, что голос интеллекта тих. (И перестать доверять умеющим красиво говорить проходимцам и обманщикам, которые путем манипуляций могут весьма умело воздействовать на эмоциональную сферу человека с целью получения Личных Выгод в ущерб интересам манипулируемого; Ю.Л.).

«Преимущество плохой памяти состоит в том, что одними и теми же хорошими вещами можно несколько раз наслаждаться впервые».
(А преимущество хорошей памяти и психологически зрелого разума, заключается в умении успешно использовать накопленный с годами жизненный опыт; Ю.Л.).

«Когда имеешь многое вложить, у дня находится много карманов». Я заметил, что суета и нехватка времени — признак пустоты.
(Не согласен с Литваком – на мой взгляд, вышеописанное поведение является признаком внутренней тревоги. Именно для тревожных личностей характерны спешка и суетливость, вследствие которой неизбежно возникает нехватка времени и страх что-либо НЕ успеть; Ю.Л.).

«Зависть и ревность суть срамные части человеческой души». Очень меткое замечание. Это не просто душевные качества. Это признаки болезни, если не настоящей, то будущей.
(Дополню данный афоризм цитатой из Заратустры: «Ревнива каждая добродетель в отношении другой, а ревность — ужасная вещь. Даже добродетели могут погибнуть из-за ревности. Кого окружает пламя ревности, тот обращает, наконец, подобно скорпиону, отравленное жало на самого себя». Все верно. Ревность – это дракон, который сжирает человека изнутри, убивая в нем всё самое лучшее. И как здесь не вспомнить шекспировского Отелло?; Ю.Л.).

«Кто направляет страсть на дела, тот отнимает много огня у своей страсти к отдельным личностям». Хороший совет тем, кому не везет в любви. Займись делом. Франкл и Овидий считали это лучшим лекарством от неудачи в любви. (Согласен. Лекарство от Неудачи в любви, действительно, Отличное. Как говорится: «Для того, кому НЕ везет в Любви, Лекарством становится работа, а для того, кому НЕ везет в Работе – Наркотиком становится любовь». (Подробнее об этом я напишу в статье о наркоманической любовной зависимости). Но вот научить УСПЕХУ в Любви, по факту, НЕ сможет НИ ОДНА работа. Этому надо учиться ОТДЕЛЬНО; Ю.Л.).

«Лесть — это снотворное, которое, если не усыпляет, еще более укрепляет в бодрствовании». Блестящая мысль! Давайте укрепляться в бодрствовании, когда нам льстят. Я придумал психологическое лекарство от лести. Когда мне льстят («Михаил Ефимович, какой вы чудесный доктор!»), я отвечаю следующим образом: «Лиса Патрикеевна, спасибо вам за комплименты! Мне вдвойне приятно выслушать их именно от вас, потому что они искренние (здесь нужно сделать паузу) и за ними не стоит никакой просьбы! Тогда как другим вечно чего-то надо!» Есть и второй, с моей точки зрения, более сильный вариант: «Спасибо за комплимент! Я догадываюсь о том, что вы принесли мне подарок и стесняетесь его вручить. Не смущайтесь. Я готов его принять!» Или: «Что это вы вдруг стали меня хвалить? Наверное, подарок принесли?» Обычно после такой реплики Лиса Патрикеевна смущается. В этот момент можно добавить: «Вот видите, какой я проницательный! Ведь не ошибся!» Думаю, что, если бы Ворона прошла у нас психологическую подготовку, Лисице не удалось бы выманить у нее сыр. Она спрятала бы сыр под крыло, а после этого каркнула. (Афоризм, на мой взгляд, афоризм верный, однако требует Единственного, но Чрезвычайно Важного Дополнения: произносить подобную тираду следует лишь в том случае, когда Вы на 100% уверены, что Вам ЛЬСТЯТ с целью получения от Вас какой-либо Выгоды. Если же комплимент искренний – говорить что-либо подобное, разумеется, НЕ следует (этим Вы рискуете обидеть человека и испортить с ним дальнейшие отношения). Поэтому я настоятельно рекомендую Вам НЕ пороть Горячку, а вначале разобраться, искренен ли с Вами Ваш собеседник или под его маской скрывается в лучшем случае Лисица, а худшем Иуда. Подробнее о последних Вы можете прочесть в статье «Психология предательства»; Ю.Л.).

«Неуверенные в общении люди пользуются всяким случаем, чтобы показать перед обществом на ком-нибудь, кто их ниже, свое превосходство с помощью насмешек».
«Ирония уместна лишь как педагогическое средство в общении учителя с учениками. В других случаях ирония — это бесчинство. Кроме того, привычка к иронии портит характер, она постепенно придает ему черту злорадного превосходства: под конец начинаешь походить на собаку, которая, кусаясь, научилась к тому же смеяться». Мне довелось обследовать ироничных людей и насмешников. В глубине души у них тревога и депрессия. Ведь они фактически ничего не создают, а их насмешки помогают усовершенствоваться тем, над кем они иронизируют. (Совершенно верно; Ю.Л.). Не бойтесь насмешников, применяйте принцип амортизации, соглашайтесь со всеми их выпадами, как это делал Швейк. Когда его называли идиотом, он тут же соглашался с этим, ставя в неловкое положение обидчика. Об этом я рассказал в книге «Психологическое айкидо».

«Мало найдется людей, которые, затрудняясь в материале беседы, не выдали бы тайны своего друга». (А вот этот афоризм, по своей сути и структуре, составлен, на мой взгляд, очень грамотно. Ключевым здесь является слово «мало». Уважаемые Читатели, будем помнить, что категорично составленные Афоризмы и Законы Жизни, как правило, НЕ работают именно потому, что являются Чрезмерно Категоричными по своей Сути. Такая категоричность придает им своеобразную однобокость, которая в ряде случаев попросту лишает афоризмы заложенной в них Истинности; Ю.Л.). Вспомните эту мысль, когда хотите поделиться своим секретом. Вспомните об этом и тогда, когда хотите распространить какие-то сведения о себе. Расскажите об этом хотя бы одному, но обязательно по секрету. (Верно. В песенке о слухах Владимир Семенович Высоцкий поет примерно о том же; Ю.Л.). Пушкин об этом писал на 70 лет раньше. (К сожалению, в книге «Религия и Прикладная Философия», Литвак НЕ уточняет, в каком Именно произведении об этом писал Пушкин; Ю.Л.).

«Гораздо приятнее обижать и просить потом прощение, чем быть обиженным и даровать прощение».
(Верно. Наговорить человеку кучу гадостей, а потом извиниться – это куда проще, нежели выслушать порцию критики (подчас, вполне заслуженной) и искренне простить за это Вашего собеседника; Ю.Л.).

«Кто всегда прислушивается к тому, как его оценивают, будет всегда огорчаться».
(Ведь его самооценка и настроение чрезмерно зависят от мнения других людей о его личности; Ю.Л.).

«Есть две формы дружбы: круг и лестница». Долго не мог понять, в чем дело. Потом как-то пробило. Круг — это когда все время одно и то же, лестница — это тогда, когда прогресс. С моей точки зрения, дружба — это только лестница. (Именно поэтому, если Ваш друг надолго остановился в своем личностном росте и духовном развитии, а общение с ним превратилось для Вас в скучную и малоинтересную рутину, дружбу с ним, на мой взгляд, все-таки лучше закончить. Иначе друг может начать тянуть Вас вниз, отнимая у Вас драгоценное время и стремясь снова затащить Вас в круг, где всё будет по-старому – всё также скучно и столь же малоинтересно. Михаил Литвак справедливо утверждает, что по закону развития, для того, чтобы высоко вырасти, дереву просто необходимо сбросить со ствола нижние ветки, т.к. они становятся для него, во-первых, НЕ нужными, а во-вторых, лишними и даже обременительными, тянущими его вниз и НЕ дающими нормально развиваться (расти вверх). Вот и нам в дружбе следует поступать также. И НЕ Ваша в том вина, что Ваш бывший друг перестал расти, развиваться и двигаться вперед, что у Вас с ним исчезли общие дела, интересы и темы для разговоров. Это ЕГО проблемы и ЕГО жизнь. И Вы к его духовной стагнации (застою) НЕ имеете НИКАКОГО отношения; Ю.Л.).

«Долгие и великие страдания воспитывают из человека тирана». Удивительно точно! Джинн, пересидевший в своей бутылке, предложил своему спасителю выбрать не блага, а только форму смерти.
(Не соглашусь с Ницше. На мой взгляд, данный афоризм очередной раз отражает НЕ истину, а лишь Субъективную точку зрения самого автора. Ведь далеко НЕ все, кому довелось вынести долгие страдания, стали тиранами. Ярчайшим примером тому является создатель экзистеницального направления в психотерапии, австрийский психиатр Виктор Франкл, который в годы Второй Мировой Войны длительное время провел в нацистском концентрационном лагере, но чудом сумел выжить и, вернувшись на свободу, принес огромную пользу нашему обществу, написав целый ряд блестящих книг и длительное время проработав психотерапевтом. Долгие и великие страдания НЕ сделали из него тирана, а, наоборот, Укрепили его Дух к борьбе с трудностями и Волю к жизни. Как писал сам Франкл: «Одни становятся свиньями, другие в тех же условиях святыми, ибо в горниле страданий выковывается личность». Кстати, в своей книге «Из ада в рай» данную цитату великого австрийского психотерапевта приводит и сам Михаил Литвак. Однако в «Принципе Сперматозоида», комментируя Ницше, он противоречит самому себе. Эдакая забавная амбивалентность, противоположная полярность во взглядах на одно и то же явление. На мой взгляд, обусловлена она тем, что при выведении СВОИХ «Законов» Жизни» Литвак придерживается чрезмерно категоричной и радикальной точки зрения, которая, в подавляющем большинстве случаев, истине НЕ соответствует. Как следствие, и афоризмы его толком НЕ работают. Именно поэтому на один и тот же психический феномен ему пришлось взять две противоположных точки зрения, и попытаться соорудить из них очередной «Закон» Жизни». На мой взгляд, ему это в очередной раз не слишком удалось, ибо Истина Вновь оказалась ПОСЕРЕДИНЕ; Ю.Л.).

«Люди качества стремятся к малому».
(Совершенно верно. Для полного счастья таким людям, извне требуется не так уж и много. Подробнее об этом Вы можете прочесть в трудах другого знаменитого немецкого философа – Артура Шопенгауэра. Например, в статье «Афоризмы Артура Шопенгауэра». Хотя тема зрелой и незрелой личности прослеживается на протяжении практически всей его знаменитой книги «Афоризмы Житейской Мудрости»; Ю.Л.).

«Когда спариваются скепсис и томление, возникает мистика».
(Согласен. Если для познания мира человек НЕ использует соответствующие науки, то рано или поздно, он Неизбежно начинает увлекаться мистикой, полагая, что именно она даст ему ответы на постоянно возникающие и вечно тревожащие его вопросы. Тогда, в тщетной надежде приоткрыть для себя завесу полумрака, он ударяется в астрологию, нумерологию, гадание, мистицизм, экстрасенсорику и прочие оккультные науки. Однако последние несут в себе лишь ПОЛУЗНАНИЕ, ибо, как писал Ницше: «Полузнание победоноснее законченного знания: оно знает вещи более простыми, чем они есть в действительности, и это делает его мнение более понятным и убедительным», однако при этом Полностью лишает его Истинности; Ю.Л.).

«Побороть свой аффект — значит в большинстве случаев временно воспрепятствовать его излиянию и образовать затор, стало быть, сделать его более опасным».
Предтеча мысли о психологических защитах.
(В данном случае речь идет о такой психологической защите, как подавление; Ю.Л.). От аффектов нужно избавляться, а не сдерживать их.

«И глубокая ненависть есть идеалистка: делаем ли мы при этом из нашего противника бога или дьявола, в любом случае мы оказываем ему слишком много чести». Подумай, стоит ли ненавидеть. (Верно. НЕ стоит; Ю.Л.). Не много ли чести тому, кого ты ненавидишь?

«Кто дает советы больному, приобретает чувство превосходства над ним, все равно, были ли они приняты или отвергнуты. Поэтому раздражительные и гордые больные ненавидят советчиков еще больше, чем свою болезнь». Вывод: не советуй и не принимай советов. (Вывод Литвака Ошибочный. Существуют ситуации, в которых мы Должны Давать Советы (когда человек нас об этом просит и действительно нуждается в нашей квалифицированной профессиональной помощи, а НЕ играет, например, в психологическую игру под названием «Беспомощная Личность» (подробнее о последней можно прочесть в статье «Психологические вампиры»), и спокойно научиться, как минимум, слушать, а иногда – и применять на практике чужие рекомендации. Например, когда Вы заболели, Вы идете к врачу за советами о том, КАК Вам следует вылечиться. Литвак вновь чрезмерно категоричен в своих умозаключениях; Ю.Л.).

«Мы часто противоречим какому-либо мнению, хотя нам собственно лишь несимпатичен тон, которым оно излагается». Вывод: когда слушаешь, научись не обращать внимания на тон, следи за содержанием; когда говоришь, следи не только за содержанием, но и за тоном. (Абсолютно верно. Данный вывод однозначно Является Законом Общения; Ю.Л.).

«Верное средство рассердить людей и внушить им злые мысли — заставить их долго ждать». Хорошая рекомендация, когда хочешь кого-то разозлить.

«Кто не умеет сохранить во льду свои мысли, тот не должен предаваться горячке спора».

«Самомнение — та сорная трава, которая портит нам любую жатву».
(Верно. Когда мы чрезмерно переоцениваем свои силы, это легко может повредить нашим делам; Ю.Л.).

«В любви нет остановки». Истина, которую следует усвоить молодоженам. Любовь должна расти и развиваться до бесконечности. (Литвак имеет в виду любовь, как ДЕЙСТВИЕ, а НЕ как чувство (яркость и страсть которого со временем все-таки несколько угасают; Ю.Л.).

«В состоянии ненависти женщины опаснее мужчин: во-первых, потому, что их возбужденное враждебное настроение не сдерживается никакими соображениями справедливости и что их ненависть беспрепятственно нарастает до последних ее результатов, и, во-вторых, потому, что они привыкли отыскивать уязвимые места и колоть в них, тогда как мужчина при виде раны становится более великодушным». (Происходит это вследствие того, что женщины, во-первых, гораздо более эмоциональны по своей природе, а во-вторых, гораздо лучше чувствуют собеседника и, как следствие, гораздо точнее видят, т.е. ощущают уязвимые места и слабости другого человека. Поэтому, подверженные воздействию собственных эмоций, и колют в эти места со всей силы, невольно причиняя человеку сильные страдания. Потом они, конечно, раскаиваются, но, как говорится, «сделанного не воротишь» и «слово не воробей – вылетит – не поймаешь». Поэтому, милые женщины, перед тем, как на эмоциях высказать собеседнику обидную гадость, дважды подумайте, к КАКИМ последствиям это МОЖЕТ ПРИВЕСТИ. Не лучше ли научиться контролировать свои эмоции и управлять ими?; Ю.Л.). Сейчас идет феминизация мужчин. Их ненависть начинает приобретать те же черты.
(Те же черты ненависть может приобретать лишь у мужчин истерического типа. Хотя сейчас, по сравнению с прошлым веком, их количество значительно выросло. В целом же о невротизированных мужчинах Ницше высказывается следующим образом: «И посмотрите на этих мужчин: их глаза говорят – они не знают ничего лучшего на Земле, как лежать с женщиной. Грязь на дне их души; и горе, если у грязи их есть еще дух! (Под Духом в данном случае Ницше понимает Силу Воли и Силу Характера. К данной цитате я бы добавил: «Лучше Вычисти духом грязь и рано или поздно твоя чистая и открытая душа встретит достойного избранника!»; Ю.Л.). И: «О, если бы вы совершенны были, по крайне мере, как звери! Но зверям принадлежит невинность! (Разумеется, это так. Ведь удовлетворение сексуального инстинкта одновременно служит для них и средством размножения. У людей же процесс размножения легко контролируем, поэтому удовлетворение сексуального инстинкта в большей степени является средством для получения плотского удовольствия. Поэтому, помимо стремления к сексуальному удовлетворению, великий философ рекомендует в первую очередь развивать свою душу; Ю.Л.). Разве я советую вам убивать свои чувства? Я советую вам невинность чувств. (А на это способен лишь духовно чистый человек; Ю.Л.). Разве целомудрие я советую вам? У иных целомудрие есть добродетель. Но у многих почти что порок. (У т.н. «Фригидных» женщин, подробнее о которых Вы можете прочесть в статье «Психологический Вампиризм»; Ю.Л.).

«Ни один победитель не верит в случайности». И, следовательно, не надеется, а действует.

«Что мы делаем, того никогда не понимают, но всегда лишь хвалят или порицают».
(Не совсем согласен. Если ты понимаешь МОТИВ, который предшествовал поступку человека, то, следовательно, понимаешь для ЧЕГО он ТАК поступил или Что-Либо Сделал; Ю.Л.).

«Кто обладает величием, тот жесток к своим добродетелям».
(Не вижу в данном афоризме логической причинно-следственной взаимосвязи. Величие – это одно, Добродетели – другое. Великий, величавый, свершающий великие поступки человек, на мой взгляд, вполне может быть наделен высшими добродетелями в полной мере. Создается впечатление, что, создавая свое философское учение, Ницше не особенно заботился о логике своих высказываний; Ю.Л.).

«Плох тот, кто вечно хочет стыдить». Мысль для родителей, учителей, начальников.

«Человечнее всего уберечь кого-либо от стыда». Совет тем же.

«Мир всегда предстает полнее тому, кто растет в высоту человечества; постоянно умножаются нюансы удовольствия и неудовольствия».
(Разумеется, это ТАК. Чем больше мы знаем о мире, тем точнее для нас его карта. Ну а для того, чтобы больше знать, необходимо изучать различные науки и не забывать применять полученные знания в своей жизненной практике; Ю.Л.).

«Я получаю удовольствие, когда слышу о злых действиях против меня. Так и надо! — говорю я как бы им, — ведь я мало чем похож на вас, и на моей стороне так много правды; все-таки проведите денек за мой счет».

«Искусство общения покоится на умении принимать еду, к кухне которой не питаешь доверия. Ах, как трудно перевариваются ближние! Первый принцип: мобилизовать все свое мужество, прикусить зубами свое отвращение, заглотить чувство тошноты. Второй принцип: «исправлять» своего ближнего, расхваливая его; или, ухватясь за кончик его хороших свойств, тащить за него, покуда не вытащишь его добродетель и не спрячешь ближнего в ее складках. Третий принцип: самогипноз под названием «терпение».
Я только за второе правило. Его следует поставить первым, тогда временно можно следовать и первому принципу. (Полностью согласен с Литваком. Я тоже только за второе правило. Тогда и «переваривать» Никого НЕ придется. Поэтому терпеть в семейной жизни какое-либо, НЕ устраивающее Вас, поведение партнера, на мой взгляд, попросту бессмысленно – рано или поздно, но НЕИЗБЕЖНО Вашему Терпению Придет Конец, и, когда оно лопнет, как мыльный пузырь, Вы либо выскажете Вашему ближнему всё, что Вы о нем думаете (причем далеко не в самых литературных фразах великого и могучего русского языка), либо молча и с обидой от него уйдете. Но я уверен, что и Следующие Отношения сложатся для Вас Также. И ожидать Вас в них будет ровно то же самое. Потому, что именно по Такому Алгоритму устроен сформированный у Вас невротический жизненный сценарий; Ю.Л.).

«Ты хочешь расположить его к себе? Так делай вид, что теряешься перед ним».
(Способ, предлагаемый Ницше, как один из вариантов – вполне может подойти. Такое поведение с Вашей стороны позволит собеседнику почувствовать превосходство свое над Вами, снизит его бдительность и одновременно удовлетворит его чувство собственной значительности; Ю.Л.).

«Люди наказываются сильнее всего за свои добродетели».
(Вновь НЕ вижу в рассуждениях Ницше какой-либо логической взаимосвязи. Насколько мне известно, Наивысшим Наказанием в некоторых странах мира является Смертная Казнь. И наказываются ею те личности, которые совершили какие-либо особо тяжкие преступления. Так о какой же добродетели здесь идет речь?! Цитата, на мой взгляд, либо неудачно вырвана из общего контекста произведения, либо носит размытый, резонерский характер (т.е. НИ О ЧЕМ). Ведь очевидно, что в ней отсутствуют какие-либо четкие критерии и количественные рамки для словосочетания «сильнее всего», а также качественные показатели для слова «добродетели». Т.е., если мы говорим о словосочетании «сильнее всего» — то важно понимать, Насколько Сильно, а если о слове «добродетели» – то о Каких Именно Добродетелях, и Что Конкретно под ними имеется в виду. Иначе это писанина Ни О Чем; Ю.Л.).

Заканчивая цитирование Ф. Ницше, хочу подчеркнуть, что основная моя задача — привлечь внимание психотерапевтов к изучению работ этого выдающегося философа».

Уважаемые Читатели, я, в свою очередь хочу привести несколько отрывков из произведения Ницше «Так говорил Заратустра», которые понравились мне больше всего.

«Заратустра спустился один с горы, и никто не повстречался ему. Но когда вошёл он в лес, перед ним неожиданно предстал старец, покинувший свою священную хижину, чтобы поискать кореньев в лесу. И так говорил старец Заратустре:
«Мне не чужд этот странник: несколько лет тому назад проходил он здесь. Заратустрой назывался он; но он изменился.
Тогда нёс ты свой прах на гору; неужели теперь хочешь ты нести свой огонь в долины? Неужели не боишься ты кары поджигателю?
Да, я узнаю Заратустру. Чист взор его, и на устах его нет отвращения. Не потому ли и идёт он, точно танцует?
Заратустра преобразился, ребёнком стал Заратустра, Заратустра проснулся: чего же хочешь ты среди спящих?
Как на море, жил ты в одиночестве, и море носило тебя. Увы! ты хочешь выйти на сушу? Ты хочешь снова сам таскать своё тело?»
Заратустра отвечал: «Я люблю людей».
«Разве не потому, — сказал святой, — ушёл и я в лес и пустыню? Разве не потому, что и я слишком любил людей?
Теперь люблю я Бога: людей не люблю я. Человек для меня слишком несовершенен. Любовь к человеку убила бы меня».
(Отсюда мораль верующим: «Научитесь вначале любить ЛЮДЕЙ и НОРМАЛЬНО (по-человечески) к ним относиться, а Бог уж как-нибудь и без Вашей любви справится. Подробнее об этом я написал в статье «Психологическая гигиена»; Ю.Л.).
Заратустра отвечал: «Что говорил я о любви! Я несу людям дар».
«Не давай им ничего, — сказал святой. — Лучше сними с них что-нибудь и неси вместе с ними — это будет для них всего лучше, если только это лучше и для тебя!
(«Блестящее» пожелание от религиозного старца – взвалить на себя часть их ноши и страдания, и нести ее вместе с ними, вместо того, чтобы, наоборот, помочь людям скинуть со своих плеч тяжкое бремя; Ю.Л.).
И если ты хочешь им дать, дай им не больше милостыни и ещё заставь их просить её у тебя!»
(Точно о наших политиках. Зарплаты и пенсии – как милостыня, да и ту еще приходится выпрашивать в километровых очередях; Ю.Л.).
«Нет, — отвечал Заратустра, — я не даю милостыни. Для этого я недостаточно беден».
(Действительно, Зачем подавать «Милостыню», если можешь дать человеку много больше? Ведь даешь ты ему НЕ для того, чтобы он от тебя попросту отвязался. Ты даешь для того, чтобы принести человеку Реальную Пользу; Ю.Л.).

«Бог мертв» и «Заклинаю Вас, братья мои, оставайтесь верны земле и не верьте тем, кто говорит вам о надземных надежда! Они отравители, – все равно, знают ли они это или нет. Они презирают жизнь».

На мой взгляд, Ницше просто блестяще пишет о том, что НЕ следует искать спасения на небе, После жизни. Что надо уметь ХОРОШО жить здесь и сейчас – на нашей «грешной земле». Что НЕ следует витать в облаках иллюзий, а, наоборот, нам нужно как можно чаще спускаться с небес на землю – жить, соблюдая Законы Жизни, Законы Природы, Законы Мироздания, Законы Божьи.

На этом на сегодня всё. Вы читали статью о философском учении Ницше, которое нашло свое применении в психотерапии. Продолжение Вы можете прочесть в заметке «Идеи философии Ф. Ницше».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.