Принцип Сперматозоида. Учение, а также основные философские идеи и взгляды Фридриха Ницше, применяемые в психотерапии. Часть 1

Ницше 1 статья
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней заметке я расскажу о философских взглядах Ницше, которые нашли свое отражение, а, возможно, даже легли в основу многих современных психотерапевтических методик, направлений и техник. Основной материал статьи был взят из книги М.Е. Литвака «Принцип Сперматозоида».

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Перед тем, как передать слово Михаилу Ефимовичу, отмечу, что биографию великого философа Вы сможете прочесть в заметке «Болезнь Ницше», в которой с помощью психиатрической диагностики я привожу наглядные доказательства того, что великий философ страдал шизофренией и являлся наркозависимой личностью (которая регулярно и на протяжении многих лет употребляла опиаты, снимая с их помощью головные боли). Однако, несмотря на всё это, с моей точки зрения, его творчество от болезни НИКАК НЕ пострадало, а, возможно, даже и Выиграло (ведь среди больных шизофренией иногда встречаются гениальные личности, а прием опиатов напрямую способствует активации, стимуляции и улучшению мышления).
Поэтому, несмотря на то, что творчество немецкого философа весьма сложно для восприятия и дальнейшей интерпретации (вследствие целого ряда спорных, нелогичных и противоречивых моментов), я все равно считаю философские взгляды Ницше ГЕНИАЛЬНЫМИ, достойными Всяческих Похвал и Наивысшей Оценки. (Хотя работы Шопенгауэра (в силу их куда большей понятности, яркого метафорического стиля изложения и четкой системы подачи материала) мне все-таки понравились гораздо больше).

А сейчас я передаю слово Михаилу Литваку:
«Фридрих Ницше (1844-1900) родился, по его словам, на поле битвы при Лютцене. Учился в Бонне, позже в Лейпциге. В 1868 г., когда ему еще не было и 24 лет, ему предложили место профессора в Базельском университете, на следующий год Лейпцигский университет присвоил ему степень доктора наук без какой-либо защиты, даже без диссертации. Всю свою жизнь он страдал от головных болей, которые мучили его до 200 дней в году. Но он пришел к следующему выводу: «В конце концов, болезнь принесла мне величайшую пользу: она выделила меня среди остальных, она вернула мне мужество к себе самому…». Как-то он написал об одной книге: «По сути дела, это музыка, случайно записанная не нотами, а словами». Это можно отнести ко всем его книгам. Но, как заметил К.А. Свасьян, «какой случайностью можно было объяснить, что меньше всего в этой музыке была услышана сама музыка и больше всего — насильно отторгнутые от нее и не отвечающие за самих себя слова?»

Влияние Ницше на развитие психотерапевтической мысли трудно переоценить. Его идеи можно проследить в работах Фрейда, Франкла, Фромма, Берна и многих других. Его по недоразумению считали идеологом фашизма (поскольку большинство его книг стали буквально настольными для экспансивного шизоидного психопата Адольфа Гитлера (который от творчества Ницше был просто в восторге) и, неверно, интерпретировав взгляды великого философа, активно внедрил их в основу идеологии фашизма; Ю.Л.), но ведь и на знамени инквизиторов и крестоносцев стояло имя Иисуса Христа. Конечно, вырванные из контекста отдельные высказывания можно использовать в различных целях, но в целом творчество Ф. Ницше направлено против фашизма, в основе которого лежали пангерманизм (культурное и политическое движение, в основе которого лежит идея политического единства германской нации на основе этнической, культурной и языковой идентичности), антисемитизм (одна из форм национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении к евреям как этнической или религиозной группе; антисемитизм основан на предрассудках и является одной из разновидностей ксенофобии (страха или ненависти к кому-либо или чему-либо чужому, незнакомому, непривычному; восприятие чужого как непонятного, непостижимого, и поэтому опасного и враждебного)) и славянофобия (одна из форм ксенофобии, неприязнь или даже ненависть к славянским народам, или ко всему славянскому, созданному славянами). Но послушаем самого Ницше.

«Немцы – их называли некогда народом мыслителей: мыслят ли они вообще?». «Этот народ самовольно одурял себя почти в течение тысячи лет». «Определение германцев: послушание и длинные ноги…». «Я страдаю от того, что мне приходится писать по-немецки, хотя я, пожалуй, пишу лучше, чем когда-либо вообще писал какой-нибудь немец. (Конечно, скромностью Ницше НЕ страдал, но в данном случае, на мой взгляд, он абсолютно прав. Зато про его предшественника и соотечественника Артура Шопенгауэра с уверенностью можно сказать, что из всех немецких философов он, пожалуй, единственный писал наиболее просто, доступно и понятно, благодаря чему, хотя и после своей смерти, снискал себе неменьшую славу; Ю.Л.). В конце концов, французы уловят на слух глубокую симпатию, которую они заслуживают; я же объявляю Германии войну». «Происхождение немецкого духа — из расстроенного кишечника…».
Следует ли считать Ф. Ницше врагом немецкого народа? Конечно, нет! Здесь просто проявляется правило, сформулированное другим великим немцем А. Шопенгауэром: «Самая дешевая гордость – гордость национальная».

Еще при жизни Ф. Ницше некоторые немецкие философы обвиняли его в сознательном предательстве. И неизвестно, что ждало бы Ницше, доживи он до дней Третьего рейха.
Он выступал против антисемитизма, о чем говорят такие строки: «Евреи, без сомнения, самая сильная, самая цепкая, самая чистая раса теперь в Европе». (Кстати, вполне вероятно, что и на сегодняшний день это до Сих Пор Так. По крайней мере, евреи (в большинстве своем) – люди практичные, интеллигентные, культурные и высоко интеллектуально развитые. Как полагает российский психолог Наталья Грейс, именно в их руках сосредоточены самые мощные рычаги власти, с помощью которых эти люди управляют экономикой ВСЕГО МИРА; Ю.Л.). «Мыслитель, на совести которого лежит будущее Европы, при всех планах, которые он составляет себе относительно будущего, будет считаться с евреями и русскими как с наиболее надежными и вероятными факторами в великой игре и борьбе сил». «Было бы, может быть, полезно и справедливо удалить из страны антисемитских крикунов», и даже в последних письмах, когда Ницше был глубоко болен, он писал о необходимости «ликвидации Вильгельма, Бисмарка и антисемитов».

Не было у Ницше и малейших признаков славянофобии. Во-первых, он то и дело подчеркивал преимущества своего польского происхождения. Полагаю, что приверженцам фашизма не понравились бы следующие фразы: «Одаренность славян казалась мне более высокой, чем одаренность немцев, я даже думал, что немцы вошли в ряд одаренных наций лишь благодаря сильной примеси славянской крови». Просто недоразумением следует считать заявления некоторых политиков, которые свой долг видели в освобождения мира от этого «дьявольского немца». Между прочим, он предвидел, что ХХ век будет веком «восходящего нигилизма (позиции, выражающейся в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых нравственных и культурных ценностей, непризнании любых авторитетов)», «эпохой чудовищных войн, крушений, взрывов»: «Начинается эпоха варварства; науки будут поставлены ей на службу». «Наступает время борьбы за господство над шаром – она будет вестись во имя основных философских учений». (Как точно, и как раз про Гитлера; Ю.Л.). А будущее мира он видел в сращении немецкой и славянской расы.

Но приступим к изложению психотерапевтических идей в работах Ф. Ницше.
«Мы поступаем наяву так же, как и во сне: мы сначала выдумываем и сочиняем себе человека, с которым вступаем в общение». Образно сказано о механизме проекции. Но Ницше не указывает, из какого материала «сочиняется» человек. Психотерапевты отвечают на этот вопрос. Образ другого человека создается из вытесненных в бессознательное своих собственных, чаще отрицательных, качеств. Юнг говорил, что человек общается не с другим человеком, а с собственной тенью. Хорни предлагала использовать это как жизненное правило. «Послушай, как человек ругает другого человека – он там дает себе характеристику». Я бы добавил: «И как хвалит». Многие положительные качества своей личности также вытесняются в бессознательное и проецируются на других. Так, многие ждут от своих партнеров, что «они наконец поймут…», что «у них проснется совесть…», что «они наконец сделают…». И не надейтесь! Не поймут, не проснется совесть, не сделают! Не поймут, потому что не хватает ума; не проснется совесть, потому что она и не спала, ее просто нет; не сделают, потому что не умеют. Это вы бы поняли, это у вас бы проснулась совесть, это вы бы сделали! Послушайте Ницше и не сочиняйте себе людей. (Абсолютно верно. Именно поэтому, используя знания по психологии и клинической психиатрии, очень важно научиться определять, КТО Именно перед тобой находится, т.е. видеть человека в целом – с его Плюсами и Минусами. Но для этого нам необходимо владеть соответствующей диагностикой. О том, ЧТО последняя собой представляет, Вы можете прочесть в статье «Практическая психологическая диагностика»; Ю.Л.).

«Все безусловное принадлежит патологии», «Безумие единиц — исключение, а безумие целых групп, партий, народов, времен — правило». Здесь хорошо прослеживаются идеи трансактного анализа. Взять хотя бы наши ритуалы: свадьбы, дни рождения. А войны, а национальная, сословная, возрастная, половая рознь? Разве это не безумие масс и разве это не правило? Больные, находящиеся в психиатрических больницах, конечно же, являются исключением. (Также исключениями, на мой взгляд, являются и Безусловные Законы Жизни (Законы Природы, Бога, Вселенной (называйте это, как хотите)) – патологией они НЕ являются. Например, яблоко, подброшенное вверх, если оно нигде не застрянет, то БЕЗУСЛОВНО, упадет Вниз в силу действия ЗАКОНА Всемирного Тяготения. Всё остальное (что к Законам Жизни НЕ относится), разумеется, условно. И если считать это условное безусловным, то такие взгляды смело можно назвать патологическими (как минимум, в психологическом смысле этого слова – т.е. «невротизмами» (взглядами Невротика, или Незрелой, Невротической Личности)). Поэтому здесь Ницше, безусловно, прав. Уважаемые Читатели, прошу прощения за столь длинные и, возможно, очевидные для некоторых читателей, пояснения. Однако я вынужден их писать вследствие того, что в своем творчестве Ницше часто использует большое количество метафор, которые, для лучшего и более правильного понимания, на мой взгляд, все-таки Нуждаются в некоторой интерпретации и дополнениях; Ю.Л.).

Человеком он считает того, кто в своих мыслях, чувствах, поступках, желаниях, действиях сообразуется с существующими правилами, ценностями, наставлениями, моралью, требованиями авторитетов, которые зачастую выступают против природы человека, против его сути, а сверхчеловеком он считает такого человека, который живет в соответствии с требованиями своей природы.
(Совершенно верно. На мой взгляд, Литвак психологически правильно понимает основную идею творчества великого философа. Кстати, прошу учесть, что Истинный смысл, который Ницше вложил в понятие «Сверхчеловека» (книга «Так говорил Заратустра») НЕ имеет ничего общего с одноименной книгой российского психолога Вадима Вадимовича Шлахтера «Книга Сверхчеловека», поскольку Шлахтер вкладывает в этот термин совершенно Иной смысл. «Сверхчеловек» в ЕГО понимании – это Бог, поведение которого, во-первых, вседозволено, а во-вторых, безошибочно. Все цитаты из книги Вадима я приводить НЕ буду, и для краткости остановлюсь только на следующей: «Эта книга учит, как стать лучшим из лучших (то есть, Постоянно Сравнивать Себя с Другими, ориентироваться на достижения других, и, как следствие, заразить себя, по сути, первородным грехом, наличие которого ведет к Хроническому стрессу, т.к. теперь «сверхчеловек» всё время должен оценивать и себя, и других с точки зрения «хорошо-плохо» и постоянно сравнивать ИХ достижения со СВОИМИ. Выглядит это примерно так: «Я зарабатываю 10000 у.е. в месяц, и это хорошо, я крут, а тот, кто зарабатывает тысчонку-другую, тот вовсе НЕ крут, тот, стало быть, Лох». Но узнав, что кто-то зарабатывает Больше, суждения Такого «Сверхчеловека» меняются на следующие: «Я зарабатываю 10000 у.е. месяц, а этот – аж целых 100000. Мда, теперь уже я – Лох, теперь уже я НЕ крут». Разумеется, в случае постоянного сравнения себя с другими ВСЕГДА найдутся те, кто добился Большего. Естественно, у «сверхчеловека» это неизбежно вызовет зависть, ненависть, страх НЕ достичь таких же результатов и чувство вины перед собой. Разумеется, всё это рано или поздно, но НЕИЗБЕЖНО приведет к ярко выраженному хроническому стрессу; Ю.Л.), как побеждать тотально: всегда и всюду. Человек не может побеждать всегда. Сверхчеловек – может! Эта книга о том, как стать Сверхчеловеком». Мне кажется, Только Бог ВСЕГДА может побеждать, ВСЕГДА быть правым, и НИКОГДА НЕ допускать НИ ЕДИНОЙ Ошибки. Обычному человеку это Явно НЕ под силу. Однако автор «Книги Сверхчеловека» на этот счет другого мнения. На мой же взгляд, книга Вадима учит, скорее тому, как стать Параноиком. Уважаемые Читатели, я пишу всё это с целью избежать двусмысленностей и недоразумений, поскольку, говоря о «Сверхчеловеке», Михаил Литвак ссылается Исключительно на произведение Ницше «Так говорил Заратустра»; Ю.Л.).

А теперь послушай самого Ницше.
«Не к народу должен говорить Заратустра, а к спутникам. Заратустра не должен быть пастухом и собакою стада.
(«Сверхчеловек» НЕ должен служить тем, кто Управляет послушными «овцами» (как это успешно делают, например, наши политики) и НЕ дает им особо разгуляться (выйти за рамки предписанных им долженствований и запретов), одновременно с этим в большей или меньшей степени защищая их права и интересы (как это делают, например, наши правоохранительные органы); Ю.Л.).
Мне нужны спутники, которые следуют за мною, потому что хотят следовать сами за собой.
Сманить многих из стада — для этого пришел я. Негодовать будет на меня народ и стадо: разбойником хочет назваться Заратустра у пастухов.
(Конечно. Кому же будет нравиться, если кто-то пытается просветить несчастных заблудших «овец», зазомбированных политическими лозунгами и постоянной дезинформацией, которую столь активно вливают им в уши практически все средства массовой информации (от «зомбоящика» (телевизора) до интернета); Ю.Л.).
У пастухов, говорю я, но они называют себя добрыми, праведными и правоверными.
(А как им еще себя называть? «Всё, что я делаю, все бесчинства, которые я творю, я делаю ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ВО ИМЯ ДОБРА!»; Ю.Л.).
Посмотри на добрых, праведных и правоверных! Кого ненавидят они больше всего? Того, кто разбивает их скрижали и ценности. Разрушителем и преступником они называют его, но это и есть созидающий.
(Разумеется, это Так. – Чтобы создать Новое, нам необходимо вначале Перестроить или Разрушить Старое – отказаться от тех прежних Взглядов, Запретов, Долженствований и Поведенческих Стереотипов, которые Мешали нам жить и НЕ давали построить то Новое, с помощью которого мы должны были обрести наше счастье; Ю.Л.).
Спутников ищет созидающий, а не трупов (тех, кто НЕ умеет, а главное – даже НЕ хочет научиться думать своей головой; Ю.Л.), а также не стад и не верующих (о последних Вы можете прочесть в статье «Психологическая гигиена»; Ю.Л.). Создающих, так же, как и он, ищет созидающий, тех, кто пишет новые ценности на новых скрижалях.
Спутников ищет себе созидающий, тех, кто пишет новые ценности на новых скрижалях.
Спутников ищет созидающий и тех, кто умеет точить свои серпы. Разрушителями и ненавистниками они будут называться у добрых и злых. Но они будут собирать жатву и будут праздновать.
Созидающих вместе с ним ищет Заратустра
(т.е. Единомышленников, который также, как и наш «сверхчеловек», научились думать Своей Головой; Ю.Л.): что стал бы он созидать со стадами («баранов»; Ю.Л.), пастухами и трупами!
Ни пастухом, ни могильщиком не должен быть я. Никогда не буду я больше говорить к народу: последний раз говорил я к мертвому.
(Как верно пишет Ницше: «Из всего написанного люблю я только то, что пишется Своей Кровью. Пиши кровью и ты узнаешь, что кровь есть дух. Не легко понять чужую кровь: я ненавижу Читающих Бездельников», т.е. тех, кто читает, НЕ думая, тех, у кого Мертвый Разум; Ю.Л.).
Одиноким буду петь я свою песню и тем, кто одиночествует вдвоем, у кого есть уши, чтобы слышать неслыханное, тому хочу я обременить его сердце счастьем своим.
Человек — это канат, натянутый между животным и сверхчеловеком, — канат над пропастью.
Опасно прохождение, опасно быть в пути, опасен взор, обращенный назад, опасны страх и остановка.
(Да, порой бывает Опасно иметь Свою точку зрения, особенно когда она идет в разрез со взглядами «пастухов» (сильными мира сего). Опасно, да и, в конечном итоге, бесперспективно чересчур закапываться в своем прошлом (бесконечно «оглядываться назад»). Опасно также надолго останавливать свое развитие. Паузы на отдых и восстановление сил, нам, разумеется, нужны, но лишь для того, чтобы, как следует передохнув, с новыми силами начать покорение новых вершин. А у некоторых «овец» и «баранов» эти паузы так растягиваются, что становятся длиною в жизнь; Ю.Л.).
В человеке важно то, что он мост, а не цель (т.е. физическое тело НЕ является сущностью нашего бытия, нашего смысла жизни; здоровое тело является лишь Средством для его реализации; Ю.Л.): в человеке можно любить только то, что он переход (от физического и психического развития приматов к Homo Sapiens; Ю.Л.) и гибель.
Я люблю тех, кто не умеет жить иначе, как чтобы погибнуть, чтобы жить на мосту. (Лучше погибнуть, развиваясь и преодолевая препятствия, чем всю жизнь просидеть на одном месте и постепенно деградировать; Ю.Л.).
Я люблю великих ненавистников, ибо они великие почитатели и стрелы к другому берегу. (На мой взгляд, ненависть – далеко НЕ лучший мотиватор. Возможно, сильный, но НЕ лучший. Психологией доказано, что оптимальное развитие происходит лишь в том случае, когда человеком движет такая эмоция, как Интерес – именно тогда, поглощенный процессом интересной работы или учебы, он с огромным удовольствием развивается, творит и постигает всё новое; Ю.Л.).
Я люблю тех, кто ищет за звездами основания (так Ницше говорит об ученых и науке; Ю.Л.), чтобы погибнуть и сделаться жертвою — принести себя в жертву земле, чтобы земля стала землею сверхчеловека. (И все-таки, на мой взгляд, лучше обойтись БЕЗ жертв. Я понимаю, что Джордано Бруно, да и некоторые другие ученые средних веков, совершали поистине Великие открытия, однако и судьба их, мягко говоря, НЕ завидна. Конечно, сейчас за Истину Никто на кострах НЕ сжигает, но и уничтожать свое тело, гробя своё здоровье, например, трудоголизмом – это тоже крайность, которая, на мой взгляд, носит характер явно НЕНУЖНОЙ и ЛИШНЕЙ Жертвы. Во всем надо знать меру. И НЕ следует ради блага «сверхчеловека» (ради открытия или постижения новых духовных истин) жертвовать человеком (своим физическим телом). Уважаемые Читатели, будем помнить, что тело – это Храм Души, и содержать его следует в идеальном порядке; Ю.Л.).
Я люблю того, кто живет для познания и кто хочет познавать для того, чтобы когда-нибудь жил сверхчеловек. Ибо так он хочет своей гибели.
Я люблю того, кто не бережет для себя ни капли духа, но хочет быть всецело духом для своей добродетели: ибо так, подобно духу, проходит он по мосту.
(На мой взгляд, в этих строках Ницше вновь описывает невротический сценарий Трудоголика; Ю.Л.).
Я люблю того, чья душа расточается, кто не хочет благодарности и не воздает ее, ибо он постоянно дарит и не хочет беречь себя
. (Рассуждения, характерные Исключительно для Шизоидного Типа личности, коей Ницше, безусловно, и являлся. – Как верно подметил еще немецкий психиатр Эрнст Кречмер своей книге «Строение тела и характер» (1921), практически у всех больных шизофренией отмечался полный набор черт характера, имеющихся и у шизоидных личностей, а исключения из этого правила составляли считанные единицы. Так, шизоиды и сами скупы на похвалу, и крайне Мало восприимчивы к благодарности и похвале со стороны Других Людей. Зато они могут быть чрезмерно критичными как по отношению к себе, так и по отношению к другим людям (ироничными и злыми на язык). Происходит это вследствие того, что, по своим темпераментальным характеристикам, будучи глубокими интровертами, они постоянно пребывают в своем богатом внутреннем мире (с крайне скупыми и бедными его внешними проявлениями), постоянно погружены в свои мысли и эмоциональные переживания, а также склонны к обидам, чувству вины и самобичеванию. Хотя, в силу высокого интеллекта, неплохо видят отрицательные качества других людей. Что же касается остальных типов характера, все они в той или иной степени нуждаются в благодарности и одобрении со стороны других людей. Ну а поскольку шизоидов у нас в обществе не так много, будем помнить, что «доброе слово лечит, а злое – калечит». Да и шизоидам, у которых и без того имеются огромные проблемы в общении, данное правило неплохо было бы взять на заметку. Уважаемые Читатели, на мой взгляд, НЕ стоит скупиться на искренние благодарности и похвалу, воздаваемые Вашему благодетелю. Также следует научиться спокойно принимать их со стороны других людей, особенно если эта благодарность искренняя; Ю.Л.).
Я люблю того, кто бросает слово впереди себя и исполняет всегда еще больше, чем обещает.
(Как правило, у нас большинство людей поступают наоборот – много обещают, но Мало делают. Особенно характерно это для наших политиков; Ю.Л.).
Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой; через медлительных и нерадивых перепрыгну я.
(Все Верно. На пути к достижению своей цели НЕ стоит бояться потерять тех людей, которые, во-первых, тормозят Ваше развитие, во-вторых, перестали быть Вам интересны, в-третьих, с которыми Вам стало НЕ по пути, и в-четвертых, которые в Вас НЕ верят; Ю.Л.).
Невозможного хочу я: попрошу же я свою гордость идти всегда вместе с моим умом.
(Да, безусловно, надо Уметь и, самое главное, НЕ забывать периодически Гордиться своим умом, достижениями в труде и личной жизни, физическим развитием, да и вообще всем, что Вы находите для себя важным и нужным. Да, Уважаемые Читатели, Иногда мы должны оглядываться назад и возвращаться мыслями в прошлое именно для того, чтобы подвести итог тому, чего Вы уже достигли. Как правило, это придает нам силу и уверенность в себе, перед покорением намеченной нами Новой Вершины: «Если я достиг того-то и того-то в прошлый раз, то почему не смогу и в Этот?! Смогу! У меня всё получится!»; Ю.Л.). И если когда-нибудь мой ум покинет меня – ах, как он любит улетать! — пусть тогда гордость улетит вместе с моим безумием!»

Фактически это стратегия личностно ориентированной психотерапии. Во время занятий трансактным анализом Берна эти строки помогают объяснить ряд положений данного метода. Понятно, что мертвыми и стадами Ницше называет тех, кто придерживается устаревших правил и обычаев. Желание гибели для того, чтобы на земле жил сверхчеловек, легко объясняется как борьба с устаревшими инструкциями Родителя. Желание иметь попутчиков, а не быть пастухом у стада легко объясняется одним из основных положений трансактного анализа: для деятельности следует освободить поле Взрослого, когда людей объединяет разум, а не принципы, когда нет ведущих и ведомых, а есть равноправные попутчики, которые идут с тобой не потому, что ты туда идешь, а потому, что и им тоже туда нужно.

Парадоксальными и неприемлемыми кажутся высказывания Ф. Ницше о морали. «Жизнь в сопровождении морали невыносима». «Мораль — это важничанье человека перед природой». «Когда морализируют добрые, они вызывают отвращение; когда морализируют злые, они вызывают страх». «Моральность есть стадный инстинкт в отдельном человеке». «Мораль маскирует нашу низость и злобу, как одежда — физические недостатки. Мораль делает нас ручными зверями, наряжает во что-то более благородное, более значительное и импозантное». «Те моралисты, которые, прежде всего, рекомендуют человеку взять себя в руки, навлекают на него своеобразную болезнь: постоянную раздражительность, сопровождающую его при всех естественных побуждениях и склонностях, словно некий зуд. (Верно. Постоянно подавляя свои естественные желания и потребности, такой человек все время пребывает в лучшем случае, в легком дискомфорте, в худшем случае – в состоянии хронического стресса; Ю.Л.). Ему кажется, будто теперь его самообладанию грозит опасность: он больше не доверяется никакому инстинкту, никакому свободному взмаху крыл, но постоянно пребывает в оборонительной позе, вооруженный против самого себя, напряженно и недоверчиво озираясь вокруг, вечный вахтер своей крепости, на которую он обрек себя. Да, он может достичь величия в этом! Но как он ненавистен другим, как тяжек самому себе, как истощен и отрезан от прекрасных случайностей души! Ибо следует вовремя забыться, если мы хотим научиться чему-то у вещей, которые не суть мы сами».
(Абсолютно верно. Блестящие мысли великого философа. И все-таки я вынужден их дополнить. Конечно, мораль НЕ должна главенствовать и руководить нашей жизнью. Однако поскольку мы (люди психически здоровые) – существа социальные и без общества нам все-таки НИКАК НЕ обойтись, мы, чтобы НЕ выходить за грани общественно-культурных норм и сформированных традиций, в той или иной степени, все-таки Вынуждены считаться с законами, правилами и канонами (в том числе – и моральными) нашего общества. Например, кассир в супермаркете НЕ имеет морального права пребывать на рабочем месте в трусах или шортах, с голым торсом (только потому, что в магазине жарко) – не смотря на то, что со своими функциональными обязанностями он может справляться просто блестяще, весь его внешний облик справедливо будет считаться аморальным и некультурным, совершенно НЕ соответствующим социальным стандартам. Поэтому, вследствие всё тех же Законов Общества, за такой, мягко говоря, странный внешний вид, этого кассира, скорее всего, УВОЛЯТ. Разумеется, всё вышенаписанное относится к людям, которые законы общества соблюдать Могут, но НЕ хотят. Ну а те, кто хотят, но НЕ могут, или НЕ хотят и НЕ могут – являются носителями той или иной психической патологии; Ю.Л.).

В высказываниях Ф. Ницше есть и идеи экзистенциального анализа. О значении цели мы уже говорили. А вот и еще: «Призвание есть становой хребет жизни». «Далеко удается уйти, если ты не замечаешь, что ты в пути».
(Совершенно верно! В трудовой деятельности Обязательно должны присутствовать эмоции Интереса и Радости. – Работа НЕ должна быть в тягость. А НЕ будет она в тягость только тогда, когда ее выполнение соответствует нашему призванию, нашему смыслу жизни; Ю.Л.). «Кто всегда погружен в дело, тот выше всякого затруднительного положения». «Познающий человек не нуждается в морали». «Что поддерживало меня? Всегда лишь беременность. И всякий раз с появлением творения моя жизнь повисала на волоске».
И когда человек творит, боли начинают уступать. «Я дал своей боли имя и зову ее «собакой» — она столь же верна, столь же назойлива и бесстыдна, столь же занимательна, столь же умна, как и всякая другая собака, и я могу прикрикнуть на нее и выместить на ней дурное настроение, как это делают другие со своими собаками, слугами и женами».
(И Снова, равно как и в статье об афоризмах Луция Аннея Сенеки, цитату из Ницше Литвак приводит совершенно НЕУДАЧНУЮ. Не буду здесь повторяться (подробнее об этом Вы можете прочесть в статье по ссылке), а лишь коротко отмечу: Доподлинно известно, что свои головные боли Ницше «лечил» НЕ творчеством, а Опиатами. Что же касается творчества, то заниматься им, безусловно, необходимо, и оно действительно несколько помогает улучшить наше самочувствие, однако рассчитывать на то, что с его помощью можно вылечить серьезную соматическую или психическую патологию – просто наивно – панацеей от всех болезней оно НЕ является, да и быть НЕ может уже хотя бы вследствие того, что если бы являлось, то соматическая медицина уже давно бы перестала существовать и канула в Лету; Ю.Л.).
Может быть, Ницше будет более понятен, чем мои объяснения невротикам, которые мне говорят, что пойдут трудиться, когда их вылечат. И мне не всегда удается объяснить, что нет лучшего метода лечения, чем трудотерапия.
(Вновь спорное утверждение, являющееся частично заблуждением, а частично — субъективной точкой зрения самого автора. Дабы мои Читатели НЕ питали напрасных и ненужных иллюзий и заблуждений касательно пользы трудотерапии, я остановлюсь на ней более подробно:
Во-первых, у самого Литвака в течение жизни накопился целый букет психосоматических заболеваний: сахарный диабет, анацидный (с очень низкой кислотностью) гастрит, в 67 лет – рак толстого кишечника и тяжелейшая операция длительностью в 5.5 часов (во время которой, фактически, Литвак пребывал на волосок от смерти), проблемы с сердечно-сосудистой системой (экстрасистолия (одно из нарушений сердечного ритма), гипертония) и зубами. И почему-то активно пропагандируемая им трудотерапия Совершенно НЕ помогла ему ни в профилактике возникновения данных заболеваний, ни тем более – в их лечении. Как это ни странно, однако для получения последнего он обращался к специалистам чисто соматического профиля – стоматологам, кардиологам, эндокринологам, гастроэнтерологам, хирургам. И НЕ только он, но и практически ВСЕ люди на планете Земля. Странно, но почему же тогда Литвак НЕ лечил свои заболевания Творчеством и Трудотерапией (который он так расхваливает и рекомендует их как профилактику и лечение любых заболеваний), а решил воспользоваться (и ПРАВИЛЬНО сделал, иначе бы уже умер) услугами современной соматической медицины?! Ответ, на мой взгляд, очевиден. Если бы все было так легко и просто, как описывает Литвак, на мой взгляд, умышленно вводя в заблуждение неподготовленных читателей, то медицина уже давно бы себя изжила. Однако этого почему-то НЕ происходит, да и вряд ли когда-нибудь произойдет. Ведь даже начинающему психологу очевидно, что вылечить тяжелый длительный и полностью сформировавшийся невроз БЕЗ применения медикаментозных препаратов практически НЕВОЗМОЖНО! Я уже НЕ говорю о лечении других, чисто соматических или психосоматических заболеваний. Поэтому очевидно, что данное утверждение Литвака – в корне ошибочно.
Во-вторых, трудотерапия является всего лишь ОДНИМ ИЗ методов психотерапии. – Т.е. в каких-то ситуациях она будет лучшей, а каких-то – НЕТ. Объективные исследования независимых ученых НЕ выявили Лучшего психотерапевтического (далее ПТ) направления. – Все они (1) психодинамическая ПТ, основанная на психоанализе Фрейда; 2) когнитивно-бихевиоральная (познавательно-поведенческая) ПТ, в основу которой легли работы И.П. Павлова, использованные затем бихевиористами (наиболее известным из которых является Скиннер); 3) экзистенциально-гуманистическая ПТ (дающая ответы на вопросы, связанные со взаимоотношениями людей в обществе и смысложизненными ориентирами (Маслоу, Роджерс, Франкл и их последователи) показали примерно ОДИНАКОВЫЙ процент эффективности.
Тем более для меня остается загадкой, КАК (да и ЧЕМ) трудотерапия может помочь в ситуации, когда, например, человек совершенно НЕ умеет выстраивать личные отношения с противоположным полом, а также имеет целый ряд сексуальных проблем.
Поэтому данная часть утверждения (равно как и третья часть высказываний Литвака, прокомментированная мною ниже) носит чисто Субъективный Характер. Т.е. это ЕГО точка зрения (придерживаться которой он имеет полное право), но НЕ более того. Разумеется, заблуждением (в отличие от пункта 1) она НЕ является (т.к. в ряде случаев трудотерапия действительно работает и является Лучшим методом ПТ).
В-третьих, Литвак пишет НЕ о невротиках, а о БОЛЬНЫХ НЕВРОЗОМ, т.к. именно ОНИ нуждаются в ЛЕЧЕНИИ. Невротики – это НЕ пациенты, это КЛИЕНТЫ, которые в Лечении НЕ нуждаются по причине того, что их «невротизм» абсолютно НЕ мешает им работать. Если же работать они уже НЕ в состоянии, то здесь, безусловно, речь идет о полностью готовом и сформировавшемся НЕВРОЗЕ. Ведь именно последний, как мы знаем, Временно лишает человека возможности нормальной социальной адаптации в семье и/или на работе. Поэтому невроз (именно НЕВРОЗ, а НЕ невротизм) надо ЛЕЧИТЬ. И в первую очередь делать это НЕ словом, а МЕДИКАМЕНТОЗНО, и лишь ЗАТЕМ подключать любой из методов ПТ. В противном случае лечение словом будет крайне НЕ эффективно. Поэтому, разумеется, при Неврозе человека вначале надо ВЫЛЕЧИТЬ, и уже только ПОТОМ отправлять трудиться (по Литваку – «заниматься трудотерапией»). Иначе вся эта «трудотерапия» пойдет коту под хвост вследствие своей полной НЕЭФФЕКТИВНОСТИ. И сам Литвак это прекрасно понимает, т.к. в своей монографии «Неврозы» указывает на то, что порядка 95 процентам его ПАЦИЕНТОВ, помимо психотерапии, было назначено МЕДИКАМЕНТОЗНОЕ лечение. Хотя, разумеется, в каком-то минимальном ряде случаев и лечение одной только трудотерапией худо-бедно все-таки может сработать; Ю.Л.).

На этом на сегодня всё. Вы читали статью о философских взглядах Ницше, используемых в психотерапии. Продолжение Вы можете прочесть в заметке «Философские идеи Ницше».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.