Принцип Сперматозоида. Учение, а также основные философские идеи и взгляды Фридриха Ницше, применяемые в психотерапии. Часть 2

Ницше 2 статья
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней статье речь пойдет о философских идеях Ницше. Данная заметка является продолжением рассказа об идеях Фридриха Ницше, которые нашли свое применение в различных направлениях, методиках и техниках современной психотерапии. Первую часть статьи Вы можете прочесть в заметке под названием «Философские взгляды Ницше».

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Основной материал данной заметки был взят из книг «Принцип Сперматозоида», «Из ада в рай» и «Религия и прикладная философия» Михаила Ефимовича Литвака, которому я и передаю слово:

О роли личности и о том, какое значение придавал Ницше самостоятельности, можно судить и по другим его высказываниям: «В стадах нет ничего хорошего, даже если они бегут за тобою». (Толпа не только лишена разума, но и чрезмерно подвержена сильным эмоциональным переживаниям. Разумеется, пока они Положительные – толпа будет идти ЗА Вами, но как только они сменятся на Отрицательные (например, если толпа в Вас разочаруется) – пощады НЕ ждите. Да ее и НЕ будет. Ведь толпа беспощадна по своей сути. И вот прежний кумир уже болтается на виселице или его со всех сторон пинают ногами; Ю.Л.). «Возлюби ближнего своего» — это значит, прежде всего: «Оставь ближнего своего в покое!» (И вновь фраза, характерная для шизоидной личности, которая больше всего любит уединение и тяготеет к одиночеству, а при возникновении шизофрении – и вовсе страдает таким ее симптомом, как аутизация (практически полное отсутствие контактов и общения с другими людьми). И хотя в ряде случаев с Ницше, безусловно, согласиться можно, но считать данную цитату именно Законом Жизни, на мой взгляд, просто Нелепо; Ю.Л.). И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями». Читайте эту фразу каждый раз, когда у вас появится желание сделать добро человеку, когда он тебя об этом не просит. Даже если этот человек твой ребенок, муж или брат, или друг. (Творчество Литвака НЕ нравится мне тем, что он часто использует в своих книгах т.н. софистические уловки, или софизмы – заведомо ложные высказывание, выводы или умозаключения, которые, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажутся правильными. Его Софизмы, основанные на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики, разумеется, вводят в заблуждение неподготовленных (т.е. специально НЕ изучавших логику и психологию) читателей. (Более подробно об этом я напишу в статье о Плохости Психотерапии в системе Литвака). Что же касается его комментария, то очевидно, что здесь кроется, на мой взгляд, УМЫШЛЕННО Допущенная и вполне Очевидная Логическая ошибка. Поясню ее с помощью простого примера. Мужчины, ответьте на вопрос: «Будет ли являться добрым делом Неожиданно Подаренный Вашей женщине красивый букет ее любимых цветов?». Разумеется, ответ очевиден: «Да, будет». Кстати, для женщин афоризм тоже НЕ подходит. Например, Вы же иногда готовите любимому мужчине его любимое блюдо, покупаете ему мелкие подарки, хотя он Вас об этом и НЕ просит. Но по отношению к нему Вы тем самым проявляете знаки внимания, заботы и любви, показываете ему, насколько он Вам дорог. Я, например, лет 5 назад встречался с девушкой, которая на протяжении наших отношений совершенно неожиданно сделала мне несколько мелких подарков. Меня это очень тронуло, и было безумно приятно получать, пусть и недорогой по стоимости, но столь ценный и важный для меня знак внимания. А будущая жена уже на втором свидании, пригласив меня к себе в гости, угостила меня моим любимым блюдом (конечно, о моих гастрономических вкусах она догадалась узнать у меня еще на первом). Разумеется, далеко НЕ всегда путь к сердцу любимого мужчины лежит через его желудок, но сделать приятное понравившемуся тебе человеку – не так уж и трудно. Но ведь, цитируя комментарий Литвака, Вас же НИКТО об этом НЕ просил. Это Вы САМИ «полезли» делать «доброе дело». Т.е., по Литваку получается, что было бы гораздо лучше, если бы Вы хронически оставляли свою женщину (или мужчину) БЕЗ каких-либо знаков внимания и проявления заботы и любви со своей стороны. – В конце концов, она ведь Вас об этом НЕ просит, верно? Разумеется, итоги ТАКОГО поведения очевидны. Рано или поздно, но НЕИЗБЕЖНО, отношения с любимой женщиной у мужчины Развалятся – рухнут, как карточный домик. И виной тому будет «закон» Литвака: «НЕ делать добрых дел, когда тебя об этом НЕ простят». Кстати, недаром у самого Литвака личная жизнь, на мой взгляд, так и НЕ сложилась (может быть, как раз вследствие активного использования данного «закона»). Подробнее об этом Вы сможете прочесть в других статьях о философских идеях Ницше. И тем более данный «Закон» Жизни совершенно НЕ применим в тех случаях, когда другой человек находится в опасности – т.е. в ситуации, ситуации, которая угрожает его ЖИЗНИ или ЗДОРОВЬЮ. Здесь, проявляя свой гражданский долг, мы, если можем, то, на мой взгляд, просто ОБЯЗАНЫ помочь даже совершенно постороннему человеку, и даже «если он вас об этом совершенно не просит». Конечно, в ряде случаев афоризм Ницше (с комментариями Литвака) всё-таки применим, но делать из него Закон Жизни, на мой взгляд, во-первых, просто абсурдно, а, во-вторых, может быть опасно для жизни; Ю.Л.).

«Поверхностные люди вынуждены лгать, так как они лишены содержания».
А человеческую натуру он знал. Его афоризмы иногда кажутся парадоксальными, но, тем не менее, они отражают истину и могут служить руководством к действию — использоваться в психотерапевтической практике.

(И вновь НЕ соглашусь ни с комментариями Михаила Литвака, ни с данным афоризмом, поскольку Истину он НИКАК НЕ отражает и является очередным Очевидным Заблуждением великого философа (да, и великим умам НЕ чужды ошибки). Уважаемые Читатели, НЕ лгут (и то, исключительно по причине того, что НЕ могут) ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО Психические Больные, а также пациенты, пребывающие в состоянии Психоза или дефектных состояниях психики (например, больные с патологией интеллекта (страдающие слабоумием), яркий пример которого продемонстрирован в известном фильме «Форрест Гамп» — кто его смотрел, тот, я думаю, прекрасно понимает, что Форрест НИКОГДА НЕ лгал только потому, что делать этого он попросту НЕ мог вследствие явной недоразвитости своего интеллекта).
Все остальные психически здоровые люди ЛГУТ. И это, с точки зрения клинической психиатрии, является скорее плюсом, чем минусом – если человек лжет – значит, с ним еще не всё так плохо, а, следовательно, психотического или дефектного регистра нарушений у него НЕТ (подробнее об этом Вы можете прочесть в статье «Психиатрическая диагностика»). И уж тем более умение лгать вовсе НЕ говорит о какой-либо «пустоте содержания». Например, Михаила Литвака пустым человеком я совершенно НЕ считаю. Однако сколь бы он ни был полон по своему содержанию, но лгать он все равно БУДЕТ. Более того, с уверенностью можно утверждать, что в ряде случаев лжет Литвак и ОСОЗНАННО, и НАМЕРЕННО (например, активно используя софистические уловки (о которых я уже упоминал в первой статье о философских идеях Ницше), практически в КАЖДОЙ своей книге). Намеренной такая ложь является потому, что НЕ мог психиатр с тридцатилетним стажем работы (именно столько Михаил Литвак проработал в клинике неврозов) не понимать, что Ницше страдал шизофренией и свои головные боли он лечил вовсе НЕ творчеством, а опиатами (на что, помимо предыдущей статьи, я также указал и в заметке об афоризмах Луция Аннея Сенеки Младшего. Ведь из биографии Ницше факта о приеме опиатов Никто НЕ скрывал и специально от Литвака уж точно НЕ прятал. Следовательно, его ложь в форме очередной софистической уловки, или софизма (заведомо ложного высказывания, вывода или умозаключения, которое, тем не менее, при поверхностном рассмотрении кажется правильным; с. основаны на преднамеренном, сознательном нарушении правил и законов логики) носила явно осмысленный и намеренный характер.
Возвращаясь же к данной цитате, хочу ее дополнить:
1) Нередко люди лгут даже сами себе. И вновь со внутренним содержанием это НИКАК НЕ связано.
2) В диалогах же с другими людьми, при межличностном общении наиболее часто (когда надо и не надо) лгут личности истерического типа, которые, действительно, часто (но НЕ всегда) поверхностно и лишены внутреннего содержания. Однако делают они это НЕ из-за отсутствия последнего, а потому, что обладают чрезвычайно богатой и живой фантазией с прекрасно развитым правым полушарием и чрезвычайно подвижной и пластичной психикой. Т.е. лгут они так много (и по делу, и без дела) потому, что по-другому их психика Функционировать НЕ может – лишить их способности лгать – это то же самое, что выколоть человеку глаза или отрезать ему руку или ногу. Жить по-другому истерички попросту НЕ могут. Другой вопрос: «Идет ли такая ложь на пользу как самой истеричке, так и ее собеседникам? Здесь, на мой взгляд, все зависит от конкретной ситуации.
3) Нередко ложь бывает во благо. На эту тему рекомендую посмотреть, на мой взгляд, классический фильм с Робином Уильямсом «Яков Лжец» (1999), в котором главный герой лгал исключительно с целью спасти жизни своим товарищам (которые, равно как и он, являлись узниками нацистского концентрационного лагеря). И сделать это, благодаря лжи и ценою собственной жизни, ему все-таки удалось!
Уважаемые Читатели, если Вас слишком напрягают мои длинные комментарии, то с творчеством Ницше и/или Литвака Вы можете ознакомиться, читая оригиналы. Однако, на мой взгляд, с комментариями творчество обоих писателей становится гораздо более понятным; Ю.Л.).

«Сорадость, а не сострадание создает друга». (И снова неверный афоризм. Используя Логику (которую Михаил Литвак столь усердно заставляет изучать своих учеников) и здравый смысл, в Идеале его необходимо исправить на следующий: «Сорадость И Сострадание создает друга» (подробнее об этом я напишу в статье о расширенной и дополненной статье о психологии дружбы), а, говоря языком Логики, Дизъюнкцию (исключающее «ИЛИ») следует исправить на конъюнкцию (Объединяющее «И»); Ю.Л.).
Послушай рассказ одного моего пациента.
«Когда я от вас услышал это высказывание, то возмутился, а потом подумал и понял, как глубоко был прав Ницше. Вы хорошо знаете мои мучения и болезни и то, что очень многие люди мне сострадали и даже помогали. Прежде всего, это была жена, затем друзья по работе, мои начальники. И только дети мои относились ко мне без должного уважения и понимания. Но как только мне удалось личностно измениться (я стал независимым, а потом появились и реальные жизненные успехи, повышение в должности, увеличение зарплаты, общественное признание), мое хорошее настроение стали сразу сбивать, естественно, неосознанно.
Мой друг, большой знаток своего дела, добровольно рецензировал мою диссертацию. С его мнением я считался, а его рецензии всегда были отрицательными. Я реагировал эмоционально и исправлял в духе его замечаний. Вскоре я заметил, что работа потеряла цельность, а каждая беседа с другом вызывала у меня душевное волнение. А потом я подумал, что в новом варианте диссертация может провалиться.
(Да и в старом варианте она проваливалась дважды – Литвак смог защитить ее лишь с третьего раза. Кстати, в его понимании она представляет собой чуть ли не образец совершенства. Мне же, если честно, написанная по ней Литваком монография «Неврозы» НЕ очень понравилась по целому ряду вполне объективных причин, главная из которых – весьма размытые критерии т.н. «выздоровления». Подробнее об этом я напишу в рубрике «Наука и Образование» в статье «Критика диссертации Литвака». Так, возможно, друг, который, скорее всего, Уже Сумел Защитить Диссертацию, в этих делах был куда более опытнее Литвака и к его советам все-таки стоило прислушиваться? Может быть, тогда бы НЕ пришлось Столько Мучиться с ее защитой?; Ю.Л.). Что тогда делать? Кого обвинять? И я решил взять ответственность на себя. Что будет, то и будет. Провал – так мой, а если успех – так мне его не надо будет ни с кем делить! Я стал все делать, как понимал, и перестал с ним советоваться. То и дело он интересовался моей работой. Я открыто высказал ему свои соображения и обещал дать почитать работу после защиты и утверждения в ВАКе. Не буду описывать все мытарства, которые продолжались почти два года. Но когда все благополучно закончилось, я предложил своему приятелю почитать работу. Он отказался, ссылаясь на занятость.
После защиты у меня началась полоса успеха. Боже мой! Какое противодействие я встретил от тех, кто мне когда-то сострадал и помогал.
И я вспомнил слова Ницше: «Сострадательные натуры, всегда готовые помочь в несчастье, редко способны и на сорадость: при счастье ближнего им нечего делать, они излишни, не ощущают своего превосходства и потому легко обнаруживают свое неудовольствие». Как часто я вспоминал потом это высказывание! Жизнь моя стала эффективной и успешной. Но я потерял право на ошибку. Мне ее не прощали. Не любят у нас человека успеха! Но я из этого извлек пользу: научился просчитывать свои действия, и число ошибок уменьшилось. Но иногда такая ситуация меня утомляла. Тогда я стал жаловаться на трудности и болезни. И как потеплело у друзей отношение ко мне! (Я не ставлю эти слова в кавычки). Они мне предлагали отказаться от своих намерений, уйти на больничный, обещали подстраховать на работе. Они действительно сделали бы это. И очень огорчились, что я не отказался от своих намерений, что не ушел на больничный и лишил их возможности сострадать мне.
(Мои друзья и родственники также всегда готовы были прийти ко мне на помощь, помочь в беде, выручить в трудную минуту, утешить в горе, но порадоваться моим успехам НЕ могли, поэтому (хотя и не только поэтому) с некоторыми из них мне все-таки пришлось расстаться, прервав наши отношения. И хотя на тот момент это решение далось мне нелегко (а выполнить его оказалось еще труднее), однако сейчас я об этом ни капли не жалею. Сейчас со мной остались только те, кто могут не только выручить меня в трудную минуту, но и порадоваться вместе со мной моим успехам; Ю.Л.). Но, во-первых, притворяться и ходить с грустным видом противно, когда душа поет, во-вторых, когда жалуешься, вскоре начинаешь чувствовать то, на что жалуешься. Кроме того, под предлогом заботы тебя отлучают от того, что тебе больше всего хочется. (Одна заботливая женщина отказывала мужу в близости, когда он жаловался на свои болезни; М.Л.). (Правильно отказывала – не любят женщины нытиков. Однако в целом же такая забота может быть вполне оправдана (например, Невкусная, но Полезная Лечебная диета при болезнях желудочно-кишечного тракта), но, разумеется, не всегда; Ю.Л.).
Моя жена сострадала мне, когда я был в тяжелом невротическом состоянии, поддерживала меня. Не знаю, как бы без нее я все выдержал и как бы выжил. Когда у меня все наладилось, я решил ей помочь. Я предложил ей сдавать белье в прачечную, приглашать для уборки квартиры приходящую домработницу, сделать ремонт квартиры не собственными силами, а нанять профессионалов-строителей, поменьше тратить времени на приготовление пищи и заготовку продуктов на зиму, покупать дорогие продукты, которые не нуждаются в большой обработке (например, полуфабрикаты и мякоть мяса). Но я натолкнулся на яростное сопротивление. Была масса рационализаций от «мы еще не настолько богаты», до «маляр хуже наклеит обои, чем я».
(Да, последняя фраза меня улыбнула :), причем не столько своей рационализацией, сколько большой долей содержащейся в ней истины :). – Приведу короткий пример. Когда я жил с родителями, лет 12 назад, мы затеяли делать ремонт и, т.к. денег особо не было, наняли молдаван. Ей Богу, мы с папой, наверное, поклеили бы НЕ хуже :). Кстати, сколь бы комично не были обыграны эпизоды из сериала «Наша Раша», на мой взгляд, основаны они на вполне реальных событиях; Ю.Л.). Тем не менее я настоял на своем. Стал сам закупать продукты, запретил летом консервировать и закупил баллоны неплохих солений.
Нанял маляров, стал носить белье в прачечную. Купил электрокофемолку, электромясорубку, более мощный пылесос, стиральную машину-автомат. Стиральную машину она отдала дочери и продолжала пользоваться старой, кофемолку, электромясорубку и новый пылесос убрала до лучших времен. Я накупил ей новой одежды, она ее не носила…
Как-то она даже предложила мне разойтись. «Наш брак состоялся, детей мы вырастили, ты стал другой, я тебе не нужна, тебе теперь нужна другая женщина».
Вскоре она заболела».
Я консультировал эту женщину. Основная жалоба ее была: «Я ему не нужна, он мне не говорит ласковых слов». Когда я спросил, какие ласковые слова ей нужны, то услышал: «Хоть раз он сказал бы мне: «Милая, как ты мне нужна, я не могу без тебя обойтись». Следовательно, ей нужен был мужчина-ребенок.
(Здесь Литвак приводит историю отношений со своей женой. Разумеется, они у него были несчастными (она отказывала ему в интимной близости, о чем он сам же упоминает в книгах «Психологический Вампиризм» и «Похождения Вечного Принца», выставляя ее виноватой, что четко прослеживается даже в последней его фразе про мужчину-ребенка, которой он придает явно негативный оттенок, мол, «дура, что хочет связываться с неполноценными мужчинами»). А все потому, что Литвак НЕ научился выстраивать психологически правильные отношения с женщинами, НЕ научился давать им то, что было им столь необходимо, именно – мелкие, но частые знаки внимания — цветы, комплименты, маленькие подарки, нужное общение. Он НЕ понимал, что крупные подарки для его жены НЕ играют особой роли, что ОНА воспринимает их НЕ ТАК, как ОН, что ей нужно испытывать рядом с ним определенные эмоции и чувства, что ей нужно Определенное Отношение с Его стороны. Не знал Литвак, что стиральную машину, как знак заботы, нужности и внимания, женщина оценивает в 2 бала (Литвак – в 200 балов), квартиру – в 4 бала (Литвак – в 400 балов), а букет любимых цветов или ежедневные комплименты – в 1 бал (Литвак – в 1 бал). Т.е. Литвак думал, что дает МНОГО, а на САМОМ ДЕЛЕ – НЕ давал ей НИЧЕГО. Он действовал, исходя из СВОЕЙ мужской логики, напрочь забывая о том, что в силу гендерных (связанных с полом) различий психика женщин устроена СОВЕРШЕННО ПО-ДРУГОМУ. Хотя, о чем я говорю… Ведь гендерные отличия, как объективный психический феномен, Михаил Литвак напрочь отрицает и полагает, что женщины устроены ТАКЖЕ, как и мужчины, только в силу воспитания они сильно невротизированы. И что если они изучат логику, и будут поступать по разуму, то ничем от мужчин отличаться НЕ будут. Разумеется, его коронная фраза о том, что «мужчина от женщины отличается только гениталиями» НЕ выдерживает НИКАКОЙ критики, равно как и сведение женского пола к мужскому фразой: «Надо всех, и мужчин, и женщин, называть ЧЕЛОВЕКАМИ. Как красиво звучит: «Ты моя Человека»! Как по мне, то звучит это не просто НЕКРАСИВО, но и УНИЗИТЕЛЬНО для женщин, которых пытаются, таким образом, сделать мужиками в юбке или вообще какими-то бесполыми существами. Кстати, в отношениях с женой сам Литвак действовал, как заезженный и явно устаревший шаблон-автомат – по накатанному (но ОШИБОЧНОМУ) алгоритму, т.е. БЕЗ каких-либо попыток ПОНЯТЬ свою жену. Он НЕ учел, что при дарении подарков женщине – лучше дарить много раз по разу, иначе в сексе рискуешь получить ни разу много раз. Собственно, это и произошло, когда жена к нему окончательно остыла. Разумеется, именно поэтому (потому, что НЕ смог найти подхода к женщинам) он раз за разом терпел неудачи в личной жизни (которые столь красочно описаны в его книгах, названия которых я оставлял выше). Уважаемые Мужчины, пусть пример Литвака послужит Вам хорошим уроком того, как за женщиной «ухаживать» НЕ следует. Но вернемся к философским идеям Фридриха Ницше; Ю.Л.).

Ницше объясняет механизм такого сострадания: «Если бы не существовало любопытства, люди мало бы делали для блага ближнего. Любопытство под именем долга и сострадания втирается в дом несчастного или нуждающегося». Опыт показывает, что для сострадательных натур единственный способ получить радость — это наблюдение за страданиями других. (Далеко НЕ всегда это так. Можно искренне сострадать человеку и безо всяких задних мыслей стремиться помочь ему в трудной ситуации, выручить его из беды. И уж тем более совершенно НЕ обязательно сострадающий будет испытывать Радость, а точнее – Злорадство, наблюдая за страданиями дорогих и близких ему людей. На мой взгляд, Ницше с Литваком крайне категоричны в своих высказываниях, вследствие чего сформулированные ими жизненные правила либо Вообще НЕ работают, либо работают НЕ так, либо работают при Строго Определенных Условиях, либо работают при Существенных Дополнениях и Уточнениях. Лично я бы поостерегся без разбору и оглядки приписывать всех, кто Вам сострадает к числу эдаких «психологических подонков», в тайне упивающихся Вашим горем. Конечно, в Вашем окружении могут быть и такие люди. Но уж точно НЕ все; Ю.Л.). А для того, чтобы иметь возможность наблюдать страдание в деталях, они стараются быть рядом с нуждающимся и как-то помогать ему. (Ну а если у злорадствующих сострадальцев такая возможность временно отсутствует, они с любопытством наблюдают за страданиями других людей с экрана телевизора, жадно внимая при этом каждой плохой новости. Порой у меня создается впечатление, что Только в Эти моменты они и чувствуют, что По-Настоящему живут; Ю.Л.). Я даже выработал такое правило: делись только радостью и с друзьями, и с врагами. Друг порадуется, враг огорчится. А неприятности лучше ликвидировать с помощью профессионалов. (А вот это правило, на мой взгляд, абсолютно верное. Проблемы лучше решать с помощью соответствующего грамотного и компетентного в своей области специалиста. И хорошо, если таковым является Ваш друг или родственник. Но если нет – доверяйте свои проблемы профессионалам. В конце концов, если у Вас болит зуб – Вы ведь идете к стоматологу, а НЕ к другу; Ю.Л.).

Ницше предупреждает и благодетелей: «Паразит живет за счет других с тайным озлоблением против тех, от кого зависит».
(Совершенно верно – так как он чувствует, что Зависим, что Сам НЕ является полноценным, что остро Нуждается в другом человеке и ненавидит ЕГО за СВОЮ психологическую Неполноценность, Несамостоятельность и Несостоятельность. На эту тему Вы можете посмотреть короткий ролик российского психотерапевта Сергея Левита; Ю.Л.).

Ницше предупреждает соблюдать меру, совершая добродетельные поступки: «Стоит нам только на один шаг переступить среднюю меру человеческой доброты, так наши поступки вызывают недоверие. Добродетель покоится на «посередине». (Кстати, посередине лежит не только добродетель, но и, на мой взгляд, Истина. Поэтому я и призываю Вас, Уважаемые Читатели, НЕ занимать каких-либо радикальных и крайних позиций, если у Вас нет на то должного основания, веского повода или уважительных причин. В качестве примера предлагаю Вам вспомнить, к каким последствиям привели радикальные националистические взгляды Адольфа Гитлера, который стремился сделать из немцев «самую лучшую расу в мире», а конечном итоге – едва ее не Уничтожил!; Ю.Л.). «Подарками не приобретаешь прав». (Верно; Ю.Л.). «Кто приносит в дар великое, не встречает благодарности: ибо одаряемый обременен уже самим принятием дара». (Интересная точка зрения. Хотелось бы узнать, на каких конкретно умозаключениях она основана. Сколько я ни думал, но Логической почвы для ее обоснования, найти мне так и НЕ удалось. На мой взгляд, здесь всё зависит от Личности Каждого Конкретного Человека, который принимает от Вас дорогой подарок. Поэтому, на мой взгляд, встречаются среди них как благодарные, так и НЕ благодарные; Ю.Л.).

«Полузнание победоноснее законченного знания: оно знает вещи более простыми, чем они есть в действительности, и это делает его мнение более понятным и убедительным». И «Удовольствие принадлежит полузнающим». Правильно. Знающие наслаждаются! (Совершенно верно. Кстати, раньше, когда я только начинал изучение психологии и психотерапии по книгам Михаила Литвака, они казались мне и понятными, и убедительными, несущими в себе истину в последней инстанции. Разумеется, Тогда я владел всего лишь ПОЛУЗНАНИЕМ. Теперь же я Наслаждаюсь творчеством Литвака и многих других писателей потому, что во время своего развития, сумел заложить прочный фундамент из таких наук, как психология, психотерапия, логика и клиническая психиатрия и тем самым создал мощную базу теоретических знаний, применение которых на практике, легко позволяет мне отличить зерна от плевел: субъективные взгляды авторов, их намеренные ошибки и ненамеренные заблуждения от Истины; Ю.Л.). Эту цитату Ницше я привожу для первооткрывателей. У них часто бывают неврозы. Они возмущаются тем, что их не понимают, а приветствуют невежд. (Но ведь невежд приветствуют только такие же Невежды. Однако с Литваком трудно не согласиться, ибо последних в нашем обществе – Большинство; Ю.Л.). Мне этой фразой хочется успокоить начинающих психотерапевтов, которые осваивают сложные личностно ориентированные методики. Не переживайте, если ваши слава и заработки несравнимо меньше, чему А. Чумака, А. Кашпировского, экстрасенсов и биоэнергетиков, ибо… (прочитайте начало абзаца).
(На мой взгляд, Литвак зря «наезжает» на Анатолия Кашпировского. Ведь биографии Михаила Ефимовича и Анатолия Михайловича чрезвычайно похожи. Кашпировский, как и Литвак, почти 30 лет проработал психиатром и психотерапевтом в психиатрической клинике, также, как и Литвак, оказывал профессиональную психологическую помощь спортсменам из олимпийской сборной СССР. Также, как и Литвак, практиковал гипносуггестивное направление в психотерапии (т.е. гипноз, аутогенную тренировку и другие подобные методики). Так, в 1988 году на украинском телевидении Кашпировский провёл пять телевизионных передач для детей с целью избавления их от энуреза (недержания мочи во сне), результатом стало оздоровление 72% детского населения Украины за суммарное телевизионное время 3 часа 15 минут. Таким образом, он исцелил около 800 тысяч детей. Кстати, как пишет Википедия: «В 1995 году Кашпировский принимал участие в переговорах между федеральными силами и террористами во главе с Шамилем Басаевым во время террористического акта в Будённовске. Как вспоминает в своей книге «Будённовск: десять лет спустя» бывший межрайонный прокурор Будённовска Сергей Гамаюнов: «Кашпировский был тем, кто пообещал сначала всех и усыпить, и загипнотизировать, а в конце концов, когда он увидел всю эту кровь, увидел этих заложников, которые по 20-30 человек были в палате, измождённые, перепуганные, ему там стало плохо, и его на руках оттуда буквально вынесли». Тем не менее, Кашпировскому удалось спасти многих. Как следует из воспоминаний Алексея Митрофанова, благодаря дипломатическим действиям Кашпировского была выведена часть заложников, о чём свидетельствует документальное видео, где об этом говорит Шамиль Басаев. Алексей Митрофанов в своем блоге вспоминает: «Но был один, который имел многочасовую беседу с Басаевым. Это был Кашпировский. Он пошел внутрь больницы и долго разговаривал с захватчиками. Наверное, еще найдется великий режиссёр, который снимет фильм про этот разговор. Ведь это редчайший случай в истории. Кто мог тогда гарантировать жизнь и здоровье всемирно известному человеку?! Каков был шанс повлиять на боевиков, верящих только в оружие и силу?».
Поэтому, осуждая Анатолия Кашпировского, Литвак, на мой взгляд, НЕ прав.
Что же касается заработков, то у обоих наших психотерапевтов в советское время они были весьма НЕВЕЛЕКИ. Поэтому Кашпировский и подался вначале в эстрадный гипноз, затем – в йогу, а далее – разработал и внедрил в свою практику т.н. «Методику саморегуляции», освоив которую, «любой психически здоровый человек мог исцелить свое тело». Как утверждают слухи, на этом он неплохо заработал. Но даже если это и так, то стоит ли его в этом упрекать? Как говорится, «Хочешь жить – умей вертеться» и «Каждый крутится, как умеет». Михаил Литвак, например, тоже ушел из официальной медицины и стал проводить семинары и тренинги, стоимость которых и сейчас иногда превышает 300 долларов. Кстати, использовал он на них всё те же гипносуггестивные техники, только, в отличие от Кашпировского, делал это СКРЫТНО, незаметно для глаза и слуха психологически неподкованной аудитории, успешно вгоняя последнюю в т.н. «трансовое состояние». А непомерно высокую стоимость своих услуг мотивировал тем, что «когда ты заплатил больше – то уж точно воспользуешься полученными на тренинге, семинаре или индивидуальной консультации советами и рекомендациями», а не мотивом личного обогащения за счет неподготовленной аудитории. (Подробнее об этом я напишу в статье о плохости психотерапии в системе Литвака). Разумеется, Литвак профессионал и рекомендации, в основном, дает правильные. Однако и он тактично замалчивает главный мотив непомерно высокой стоимости своих услуг – заработать как можно больше денег. Так что все мы не без греха. Я лично НЕ особо осуждаю экстрасенсов, биоэнергетиков, магов, гадалок и прочих представителей нетрадиционной медицины за то, что они вот уже три десятилетия весьма успешно дурачат народ, наживая на глупости людей целые состояния. На мой взгляд, куда большего осуждения заслуживают те, кто их услугами пользуется , да еще и платит за это огромные деньги. Уважаемые Читатели, Вы можете спросить: «Почему?». Отвечаю: «Потому, что у них НЕ хватает сообразительности вложить те же или куда меньшие деньги в Свое Развитие – например, в получение необходимого образования, прохождение соответствующих тренингов, физическое развитие, покупку нужной литературы и т.д.». Так, женщине, которая обращается к экстрасенсу (например, с целью узнать, почему же ей все время не везет в личной жизни, ее никто не любит и не зовет замуж), и платит ему 300 у.е. за разовую «консультацию», можно для начала порекомендовать приобрести годичный абонемент в фитнесс-клуб или плавательный бассейн (что, при грамотном подходе, позволит создать ей красивое здоровое сексуальное тело), а также купить или скачать в интернете соответствующую литературу по гендерной психологии, психологии общения, характерологии, семейной психологии и взаимоотношению полов, посмотреть видео по нейрофизиологии и нейропсихологии – благо, сейчас этого материала в свободном бесплатном доступе – хоть пруд пруди. Оставшуюся часть денег она смело может потратить на свой внешний вид (косметику, прическу, макияж, одежду и т.д.). Да, пусть один-два года уйдет у нее на изучение и отработку на практике изученной теории. Но когда наша женщина поймет, КАК устроены мужчины и ЧТО им нужно для полного счастья – отбоя от поклонников у нее попросту не будет. Теперь уже ОНА Будет крутить носом и Выбирать наиболее достойного кандидата на роль мужа и отца своих детей. Но проблема большинства людей, пользующихся услугами представителей нетрадиционной медицины, на мой взгляд, заключается в том, что все они хотят Быстрого Результата, не желая при этом упорно над собой работать на протяжении достаточно длительного периода времени. Они хотят всего и сразу, а в итоге – получают дулю с маком, оставаясь без гроша в кармане; Ю.Л.).

На этом на сегодня всё. Вы читали статью о философских идеях Ницше, используемых в психотерапии. Продолжение Вы можете прочесть в заметке «Философское учение Ницше».

2 комментария: Принцип Сперматозоида. Учение, а также основные философские идеи и взгляды Фридриха Ницше, применяемые в психотерапии. Часть 2

  1. Галина Токталиева говорит:

    Этот Литвак просто борзописец, а через Ницше он по-моему и не продирался. Психиатр хненов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.