Идеи принципа сперматозоида в работах Сенеки. Часть 2.1: Афоризмы, цитаты, мысли и высказывания Луция Аннея Сенеки младшего


Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В этой заметке я приведу первую часть цитат Луция Аннея Сенеки младшего, взятую из статьи российского философа А.Н. Чанышева (фрагмент о приобретении бесполезных знаний) и книг Михаила Ефимовича Литвака «Принцип Сперматозоида», «Из ада в рай», «Религия и прикладная философия».

Уважаемые Читатели, если Вы на моем сайте впервые и не можете найти какой-либо материал или, перед тем, как начать читать, хотите вкратце ознакомиться с содержанием какой-либо статьи, рекомендую Вам перейти в Общий Навигатор, отображающий Краткое Содержание ВСЕХ Полностью Готовых Статей из ВСЕХ Рубрик и Ссылки на них, либо в Навигатор по Статьям Рубрики «Принцип Сперматозоида». По мере выхода нового материала Общий Навигатор и Навигатор Данной рубрики регулярно будут Дополняться.

Если статья окажется для Вас интересной или полезной, Вы можете помочь проекту, поделившись данной ссылкой, т.е. распространив ее через социальные сети или любые другие интернет-ресурсы.

Сразу передаю слово А.Н. Чанышеву:

«Он (Сенека) претендует на собственные суждения в области философии, скромно говоря о себе: «…я не раб предшественников, а единомышленник». Он высмеивает тех, кто рабски повторяет чужие мысли. Он пишет Луцилию, что «взрослому и сделавшему успехи
(Уважаемые Читатели, обратите внимание: СДЕЛАВШЕМУ УСПЕХИ, т.е. многого в жизни добившемуся; Ю.Л.) стыдно срывать цветочки изречений, опираясь, как на посох, на немногие расхожие мысли, и жить заученным на память. Пусть стоит он на своих ногах и говорит сам, а не запоминает чужое. Стыдно старому или пожилому набираться мудрости из учебника… Изреки что-нибудь от себя!», ведь «одно дело помнить, а другое дело знать». «Истина открыта для всех, ею никто не завладел». Но что значит знать для Сенеки? «Помнить – значит сохранять в памяти порученное тебе другими, а знать – это значит делать по-своему, не упершись глазами в образец и не оглядываясь всякий раз на учителя». Итак, знать – значит самостоятельно делать. (Сенека призывает к психологической зрелости – к умению самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Именно это является ГЛАВНОЙ задачей психотерапии – научить человека мыслить САМОСТОЯТЕЛЬНО – пользоваться своим мышлением на благо себе и другим людям (а не слепо копировать чьи-то поступки, стереотипы, желания, потребности, правила и нормы – необязательно то, что идеально подходит другим, принесет Вам ту же пользу), и действовать БЕЗ оглядки на учителя-психотерапевта, неся полную ответственность за свою жизнь; Ю.Л.).
Сенека резко противопоставляет мудрость и философию, с одной стороны, и знание – с другой. … Для него мудрость – руководство не для того, чтобы попасть в потусторонний рай, а для того, чтобы уцелеть в этом.
(Именно в этом состоит главное отличие взглядов Сенеки от большинства религиозных учений, которые проповедают «муки в ЭТОЙ жизни, и рай в Загробном Мире». Я с философом согласен. А как жить Вам, Уважаемые Читатели, решайте сами; Ю.Л.). Водораздел между мудростью и знанием проходит по той линии, что знание делает человека ученее, но не лучше, быть ученее – не значит быть лучше: «не лучше, а только ученее» становится тот, кто занимается «свободными искусствами» (у римлян так назывались занятия и упражнения, достойные свободного человека, в отличие от низших занятий, бывших уделом рабов; в средневековых школах под свободными искусствами понимались грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка, астрономия), а ведь «вся толпа свободных искусств притязает занять в ней (философии; А.Ч.) место», «не лучше становится и тот, кто саму философию загромождает ненужностями», «кто занимается словесной игрой, которая уничтожает душу и делает философию не великой, а трудной».
(Очень точно! Уже тогда, 2 тысячи лет назад, великий философ выступал против создания т.н. «птичьего языка» – загромождения философии избыточной, малопонятной и непригодной к употреблению информацией и терминологией. Но, к сожалению, это все-таки случилось. И не только с философией, но и с психологией, психотерапией и многими другими науками: по СУТИ, говоря об ОДНОМ И ТОМ ЖЕ, Каждый Новый Ученый вводил СВОЮ Новую Терминологию (необходимую для создания «Своего» Учения или защиты «Своей» кандидатской или докторской Диссертации, Своего «птичьего языка»). Ведь ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОЕ, по факту, создавалось ЕДИНИЦАМИ. Кстати, труды этих гениев написаны простым, легким, понятным и доступным языком, а бесполезная избыточная информация и сложная для восприятия терминология практически отсутствует. Например, в области психологии и психотерапии, такими гениями, с моей точки зрения, являются Эрик Берн, Карен Хорни, Виктор Франкл, Эрих Фромм и некоторые другие.
Но говоря о психотерапии, как о Науке, отмечу, что в одной только «Психотерапевтической энциклопедии» российского Академика Б.Д. Карвасарского, датированной 2000 годом, приведено свыше 400 психотерапевтических техник, методов, методик и способов личностной коррекции.
Не лучшая ситуация происходит и на психологических факультетах в вузах: мало того, что из них пачками выпускают дипломированных, но неквалифицированных специалистов, так еще и ВСЕ ГОДЫ студентов обучают, по СУТИ, Исключительно знанию «Птичьего Языка». – Выйдя оттуда с дипломом, за время обучения они напрочь Забывают о СУТИ Психологии и Психотерапии, о ее Предназначении. – Недаром преподаватель кафедры клинической психологии ОНУ им. И.И. Мечникова (которую я закончил), д.м.н., профессор Простомолотов Валерий Федорович, не раз говорил нам о создании «ЕДИНОЙ психотерапии», ЕДИНСТВЕННОЕ Предназначение которой – ОКАЗАНИЕ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННОЙ ПОМОЩИ обратившемуся за ней клиенту или пациенту. Именно она, ПОМОЩЬ, (а не «птичий язык»), с моей точки зрения, является СУТЬЮ ПСИХОТЕРАПИИ и ПСИХОЛОГИИ, как НАУК. Для ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ последние и создавались. Но для того, чтобы ЛЮБАЯ психотерапия РАБОТАЛА, она ДОЛЖНА быть ПРОСТОЙ И ПОНЯТНОЙ для НУЖДАЮЩЕГОСЯ в ней ЧЕЛОВЕКА. – Как сказал российский психолог Вадим Шлахтер: «Работает всегда только то, что просто. То, что сложно – работать НЕ будет». Психотерапия, которая проводится на сухом «птичьем языке» научной терминологии работать НЕ БУДЕТ НИКОГДА. Почему? Уважаемые Читатели, а будет ли понятна больному следующая фраза: «Больной, вследствие регулярной прокрастинации и последующего за ней перфекционизма у вас существенно снизились когнитивные, перцептивные и мнемонические функции. Все это привело к выраженному когнитивному диссонансу, который и вызвал у вас пейрафобию»? – Вот и я думаю, что НЕ будет. А на предложения в кавычках заругался бы не только пациент психоневрологического диспансера, но даже Microsoft Word, который непрозрачно дал мне понять, что «предложения не согласованы». И, кстати, недаром Михаил Литвак разработал свою классификацию психотерапевтических методов, значительно сократив их количество и выделив в ней лишь основные, Базовые методы. Но вернемся к Сенеке; Ю.Л.).

«Сенека различает в философии умозрительную и прикладную части (и теорию, и практику; Ю.Л.), так что философия «и созерцает, и действует». Вся его философия прикладная. И здесь знания мешают мудрости. Поэтому надо ограничить себя в знании: «стремиться знать больше, чем требуется, это род невоздержанности».
(Верно! Делая карьеру, необходимо, по возможности, специализироваться исключительно в своей узкопрофессиональной сфере деятельности и ограниченном круге смежных областей, без которых нам не обойтись, и НЕ лезть в другие сферы – иначе знать будете все по верхам (без должной глубины). – Как следствие, толку от таких знаний будет немного. Ну а тем, кто еще хочет быть всезнайкой, скажу, что это попросту невозможно: взгляните на рисунок, где изображены круг в круге (я недаром выбрал именно рисунок спасательного круга).

Внутренний – это сфера знания, внешний – сфера незнания. С расширением круга внутреннего (знания) неизбежно растет и внешний (незнания). Нет, Уважаемые Читатели, я вовсе не призываю Вас к деградации, тупости и незнанию. Напротив! Я исключительно ЗА личностный рост и развитие: наработку знаний, умений и навыков. Но я хочу, чтобы те знания, которые Вы хотите (собираетесь) приобрести (вложить в свои светлые головы), были Вам Действительно НЕОБХОДИМЫ и НАШЛИ Применение или в Вашей Работе, или в Повседневной Жизни. Как понять, приобретаете Вы Нужное Знание или Наоборот? – Для этого задайте себе ряд простых вопросов: «Для ЧЕГО я хочу приобрести это знание? Зачем (с какой целью) оно мне нужно? ГДЕ я буду его применять (использовать)? ЧЕГО мне будет стоить приобретение этого знания и окупит ли оно себя (по времени, деньгам, затраченным усилиям)?» и другие подобные вопросы.
Например, мне, как практическому психологу-психотерапевту, использующему метод трансактного анализа и сценарного перепрограммирования, базовые знания по психиатрии и наркологии просто необходимы (чтобы отличить Своих Клиентов от НеСвоих Пациентов (невротиков от психически больных (психотиков) и психопатов)), а вот обширные знания по зоопсихологии или психоанализу, скорее всего окажутся для меня совершенно бесполезными, ведь применять их в своей психологической практике я не буду. Как следствие, мало того, что даром потрачу свое драгоценное время на их изучение, так еще и забью голову абсолютно бесполезной для себя информацией. Все-таки, на мой взгляд, тот, кто стремится стать профессионалом должен уметь отличать зерна от плевел. Иначе таковым он никогда не станет.
Уважаемые Читатели, если я Вас еще не убедил в бесполезности всезнайства, то вспомните, пожалуйста, главного персонажа романов Артура Конан Дойля, гениального сыщика Шерлока Холмса (далее привожу цитату из Википедии): «Обладая глубочайшими познаниями в таких специфических для криминалистики областях, как почвоведение или типографское дело, Холмс не знает элементарных вещей. К примеру, Холмсу не известен тот факт, что Земля вращается вокруг Солнца, потому что эти сведения совершенно бесполезны в его работе. «Мне представляется, что человеческий мозг похож на маленький пустой чердак, который вы можете обставить, как хотите. Дурак натащит туда всякой рухляди, какая попадется под руку, и полезные, нужные вещи уже некуда будет всунуть, или в лучшем случае до них среди всей этой завали и не докопаешься. А человек толковый тщательно отбирает то, что он поместит в свой мозговой чердак».
Точку зрения Конан Дойля я полностью разделяю. На мой взгляд, знать МНОГОЕ – не означает знать НУЖНОЕ. Кстати, русская народная пословица гласит: «Много будешь знать – скоро состаришься». – На тему последней мне вспоминается блестящий триллер режиссера Нила Бергера «Области тьмы» (2011) с Брэдли Купером в главной роли. Фильм был снят по одноименному роману Алана Глинна (2001), автор которого выдвигает гипотезу о том, что наш мозг задействует всего 20% своего потенциала. А главный герой фильма и книги, благодаря приему чудодейственных таблеток (которые ПОЛНОСТЬЮ задействовали структуры головного мозга (способствуя его максимальной, 100%, работоспособности)), как губка, вбирал в себя ВСЮ поступающую к нему информацию. Разумеется, по оригинальному книжному варианту, кончилось это для него весьма печально (по фильму, правда, конец HappyEnd-овский, но, на мой взгляд, совершенно неправдоподобный). Из этого можно сделать вывод, что от переизбытка информации наш мозг быстрее устает. А раз быстрее устает, то, возможно, и раньше стареет и стремительнее разрушается? Стареет мозг – стареет и человек? Не знаю. В правильности своих выводов я не уверен. Но, во всяком случае, задуматься об этом стоит.
Уважаемые Читатели, закончить свое отступление от цитат Луция Аннея Сенеки я хочу призывом спасти свой мозг от ненужных, бесполезных знаний!; Ю.Л.).

«Для мудрости надо много простора в голове, а знание забивает ее пустяками, ведь никакая наука, кроме философии, не исследует добро и зло. (Опять очень точно. Порядка 80% знаний, которыми нас упрямо пичкают в школе и около 40-60% в ВУЗе – это знания, абсолютно бесполезные и мало (вообще не) применимые как в практической сфере деятельности, так и в повседневной жизни. Это, как говорится, «голая» теория. Что же касается исследования добра и зла, то и здесь я согласен с данной цитатой Луция Аннея Сенеки. – Уважаемые Читатели, будем помнить, что, как говорил Альберт Эйнштейн, все относительно: что для одного Добро, то для другого Зло: «Что русскому хорошо, то немцу – смерть»; Ю.Л.).

«Так называемые «свободные искусства» мешают мудрости, а если уж всерьез говорить о «свободном искусстве», то есть только одно подлинно свободное искусство – то, что дает свободу. Но путь к свободе открывает только философия, мудрость. «Обратись, к ней, если хочешь не знать ущерба, быть безмятежным, счастливым и, главное, свободным. Иным способом этого не достичь».
Искусство мудреца, философа – укрощать беды, делать кроткими страданье, нищету, поношение, темницу, изгнание; что истинная цель философии – формировать человеческий характер и делать его способным противостоять всем ударам судьбы. «Философия… выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздерживаться, сидит у руля и направляет среди пучин путь гонимых волнами. Без нее нет в жизни бесстрашия и уверенности: ведь каждый час случается так много, что нам требуется совет, которого можно спросить только у нее». (Именно поэтому теоретические знания так часто оказываются бесполезными – без понимания (без внутренней мудрости) человек не может разумно и грамотно применить ту часть теории, которая необходима для решения Данного Отдельно Взятого (Конкретного) Практического Примера или Жизненной Ситуации; Ю.Л.). Размышление Сенеки о знании (науках) и мудрости весьма актуально. Сейчас в нашем мире все больше знаний и все меньше мудрости, т.е. умения применять эти знания на благо людям».

В цитатах Луция Аннея Сенеки младшего А.Н. Чанышев затрагивает также и тему одиночества:
«Сенека одинок. И самое главное, чему может научить философия, это не только стойко переносить все превратности жизни и удары судьбы, но и большому искусству быть другом самому себе. Сенека пишет Луцилию: «Вот что понравилось мне нынче у Гекатона (древнегреческий философ-стоик, (сер. 2 – нач. 1 в. до н.э.): «Ты спросишь, чего я достиг? Стал самому себе другом!» Достиг он немалого, ибо теперь никогда не останется одинок. И знай: такой человек всем будет другом».
(Потому, что, использует время пребывания в одиночестве С ТОЛКОМ – наполнит себя интересной важной и полезной информаций, и, как следствие, в общении с другими людьми, при необходимости, сможет ею с ними поделиться, а значит, будет для них и интересен, и полезен. Следовательно, если захочет, то легко «всем будет другом»; Ю.Л.). Таким образом, дружба с самим собой, по Сенеке, не эгоистична! И это так, ибо под такой дружбой Сенека понимает внутренний мир и гармонию внутри человека, господство в нем высшего (разума) над низшим (страстями), а такой гармоничный и самоуспокоенный человек действительно может быть другом и для других людей.
Но любить самого себя, дружить с самим собой означает и умение беречь свое время.
(Верно. А без этого – Никак. И этому, с моей точки зрения, однозначно НАДО Учиться; Ю.Л.). Но одно для него ясно: нужно беречь свое время, это самое дорогое, что есть у человека, ибо это время его жизни. Поэтому знаменитые «Нравственные письма к Луцилию» начинаются словами: «Сенека приветствует Луцилия! Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги время, которое прежде у тебя отнимали или крали, которое зря проходило. Сам убедись в том, что я пишу правду: часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую. Но позорнее всех потеря по нашей собственной небрежности. Вглядись-ка пристальней: ведь наибольшую часть жизни тратим мы на дурные дела, немалую – на безделье и всю жизнь – не на те дела, что нужно. Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом? В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее у нас за плечами, – ведь сколько лет жизни минуло, все принадлежит смерти. Не упускай ни часу. Все у нас чужое, одно лишь время наше. Поздно быть бережливым, когда осталось на донышке».
Последний отрывок Михаил Литвак прокомментировал следующим образом:
«Сравните с положениями экзистенциального анализа и логотерапии Франкла, призывающими людей к деятельности.
(Уважаемые Читатели, я, как и Сенека, призываю Вас ценить Свое Время и думать, На Что, а особенно НА КОГО Вы его тратите. Подробнее об этом я напишу в статье «Люди хронофаги. На кого мы тратим свое время?!»; Ю.Л.).
На эту тему писали многие выдающиеся люди. Но фактически это перепевы. И я использовал эту идею в своей статье «Психология воровства».

Рассматривая творчество Сенеки в целом, Михаил Литвак пишет следующее:
«Философские сочинения Сенеки впоследствии оказали влияние на мемуарно-моралистический жанр, а его трагедии – на У. Шекспира и драматургов французского классицизма. Я удивляюсь, почему его взгляды не нашли применения в психотерапии. Когда я с ними познакомился, прочтя «Нравственные письма к Луцилию», был потрясен и очарован. Эти чувства попытаюсь сейчас передать и вам. Я стал составлять краткий конспект, но заметил, что просто переписываю книгу. С трудом сделал сокращения в надежде, что вы добудете его работы и прочтете их полностью.
А комментировать здесь и нечего. Как же непонятно сейчас пишут многие философы».

Точку зрения Михаила Ефимовича я полностью разделяю и вновь передаю ему слово:

Сенека придает большое значение спокойствию духа, оседлости жизни и неторопливости.
«Первое доказательство спокойствия духа – способность жить оседло и оставаться с самим собою. Разве чтение множества писателей и разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству и непоседливости? Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы и осталось. Кто проводит жизнь в странствиях, у тех в итоге гостеприимцев много, а друзей нет. Даже самое полезное не приносит пользы на лету. А сейчас ты не путешествуешь, а скитаешься и мечешься, гонимый с места на место поисками того, что есть везде: ведь всюду нам дано жить правильно».

Идея самодостаточности и умение жить одному прослеживается затем в идеях А. Шопенгауэра. (Согласен я с Сенекой и по поводу того, что «даже самое полезное не приносит пользы на лету» – так, например, садясь на диету, начиная заниматься спортом, делая операцию, вначале нам, как правило, становится хуже, и уже только потом (спустя какое-то время) проявляется отсроченная польза данного действия. И, наоборот, то, что приносит сиюминутное удовольствие (наслаждение), по прошествии какого-то периода времени нередко наносит серьезный ущерб нашему организму. Например, употребление алкоголя, наркотиков, вкусной, но малополезной пищи (типа тортов, выпечки, хот-догов, шаурмы) в большей или меньшей степени подрывает наше здоровье. Конечно, хороший секс, интересные работа, общение и времяпрепровождение являются из данного правила приятными исключениями; Ю.Л.).

Сенека призывает к умеренности: «Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше».
И я присоединился одним афоризмом. «Состоятельность человека определяется не тем, сколько у него есть, а тем, сколько ему не хватает». Получается так, что самыми бедными у нас являются олигархи. Им не хватает миллиардов. (Уважаемые Читатели, чтобы окончательно убедить Вас в истинности данного правила, приведу пример недавней успешной суицидальной попытки российского олигарха Бориса Абрамовича Березовского (23 марта 2013 года). Сначала у него были миллиарды, затем – остались сотни миллионов, которых, как выяснилось, ему Катастрофически НЕ хватало для полноценной и счастливой жизни. Не знал Березовский Закона о том, что Никакие деньги счастливым человека сделать не могут. Не там Борис Абрамович искал свое счастье. Уважаемые Читатели, после приведенного примера, я хочу задать Вам вопрос: «Так стоит ли Целенаправленно Гоняться за деньгами, стремясь во что бы то ни стало увеличить свой доход?» – Деньги ведь можно так и не догнать, а в пылу погони – утратить интерес к самой жизни. Но даже если Вы их догоните, то не ждет ли и Вас участь Бориса Абрамовича? Подумайте; Ю.Л.).

Снять страхи помогают рассуждения Сенеки о смерти.
«Никакое зло не велико, если оно последнее. Пришла к тебе смерть? Она была бы страшна, если бы могла оставаться с тобою, она же или не явится или скоро будет позади. Спокойная жизнь – не для тех, кто слишком много думает о ее продлении. Большинство так и мечутся между страхом жизни и мучениями смерти; жалкие, они и жить не хотят и умереть не умеют. Сделай свою жизнь приятной, оставив всякую тревогу о ней. Никакое благо не принесет радости обладателю, если он в душе не готов его утратить, и всего безболезненней утратить то, о чем невозможно не пожалеть, утратив (выделено мною; М.Л.)».
Эта цитата производила большое впечатление на многих пациентов. Они сразу как-то успокаивались. Некоторые даже начинали пользоваться некоторыми вещами, которыми очень дорожили и просто хранили. До них доходило, что, если стараясь сберечь вещь, они ею не пользуются, они ее уже потеряли. И если очень беспокоишься о жизни, то уже можно считать, что ее потерял.
(Согласен. Приведу пример из собственной жизни. Летом 2007 года, после поездки в Саврань на Южный Буг в студенческий лагерь от Академии Холода, мне захотелось научиться играть на гитаре. Своей у меня не было, и на первых порах я пользовался старой б-у-шной гитарой друга. Затем, осенью 2008, я приобрел в магазине новую, но относительно дешевую гитару. Дома пользовался ею вовсю. Но, по прошествии года, когда подошло время снова ехать в лагерь (лето 2008 года), то брать с собою гитару мне стало жалко: «А вдруг украдут, сломают, попортят». Я ее оставил. И честно скажу – Очень пожалел. В лагере в этот год народу было немного, а занять мне себя (кроме употребления слабоалкогольных спиртных напитков), было решительно Нечем. Вот тут гитара как раз бы и пригодилась. Что может быть лучше, чем посидеть тихим летним вечером у костра, пожарить шашлыки, поиграть и попеть под гитару?
Одним словом, не взяв гитару, я понял, что многое потерял. 10 дней летнего отдыха прошли вяло, скучно, тоскливо и абсолютно неинтересно – можно сказать, впустую.
Спустя полгода (декабрь 2008 года) я впервые познакомился с психологическими идеями Михаила Ефимовича Литвака, с его системой. Она совершила переворот в моем мозгу, в моем сознании. Естественно, изменился мой взгляд и относительно использования вещей, в том числе, и гитары. Поэтому летом 2009 года, когда я вновь поехал на отдых в лагерь, последнюю я взял не раздумывая: «Испортится – так испортится. Трястись над ней, что ли? Или носиться, как с писаной торбой?» И хотя народу опять было мало, но гитара мой отдых здорово скрасила. – С ее помощью я не раз оказывался в центре внимания: меня часто просили поиграть и что-нибудь спеть: другим отдыхающим было скучно, а музыка и пение (пусть и плохое любительское (из-за отсутствия у меня голоса и слуха)), скрашивали их досуг и развеивали грусть, тоску и одиночество. В итоге время я провел отлично. А все потому, что перестал бояться потерять. Чего и Вам желаю, Уважаемые Читатели; Ю.Л.).

«Гибнуть и терять одинаково неизбежно. Найти помощь против этих потерь мы можем в том, чтобы хранить утраченное в памяти. То, чем мы владеем, можно отнять, чем мы владели, того не отнимешь. Случай отнимает вещь, но сохраняет плоды обладания ею, которые мы теряем сами… сожалея об отнятом… Будем считать неизбежным то, что может случиться. Я обеднею – значит окажусь среди большинства. Буду изгнанным – почту себя уроженцем тех мест. Я умру? Но это значит, что я не смогу заболеть, не смогу упасть. Смерть или уничтожает нас, или отпускает на волю. Размышляй о смерти. Нам нужно научиться размышлять о смерти. Кто научился смерти, тот перестал быть рабом».

Уважаемые Читатели, лично мне преодолеть страх смерти помогает мысль о том, что когда я умру, моя душа воссоединится с Богом. Смерть будет означать для меня лишь то, что я выполнил свое предназначение в этом мире, на этой земле. Однако для того, чтобы такие мысли успокаивали, надо верить. Уважаемые Читатели, верьте хоть во что-то (неважно, во что). Без веры жизнь бессмысленна. Атеисты, не верящие в бессмертие души, могут верить, в то, что, оставив после себя творческое наследие, тем самым увековечат и свою душу. В.С. Высоцкий, например, был атеистом, но я не сомневаюсь, что песни его слушать будет еще не одно поколение думающих людей.
На взгляды Сенеки относительно смерти, существует и другая точка зрения. Придерживался ее и А.Н. Чанышев, на статью которого я уже ранее ссылался. Теперь вновь передаю ему слово, в скобках вставляя свои комментарии:
«Сенека, пытаясь преодолеть естественный страх смерти в себе и у своего корреспондента, несмотря на попытки убедить себя и его в том, что для божественной части нашего «я» смерти нет, как бы чувствуя
(непонятно, почему КАК БЫ? И тем более непонятно, КАК мог знать Чанышев, ЧТО Тогда чувствовал Сенека?; Ю.Л.), что все эти рассуждения не так уж убедительны, применяет другой прием: он дискредитирует жизнь как нечто малодостойное того, чтобы за нее цепляться. Он приводит утешительные слова некоего стоика, возможно, своего учителя Аттала, обращенные к заболевшему и начавшему думать о смерти некоему Туллию Марцеллину: «Перестань-ка, Марцеллин, мучиться так, словно обдумываешь очень важное дело! Жить – дело не такое уж важное; живут и все твои рабы, и животные; важнее умереть честно, мудро и храбро. Подумай, как давно занимаешься ты одним и тем же: еда, сон, любовь – в этом кругу ты и вертишься». (На мой взгляд, А.Н. Чанышев вырвал кусок текста без учета Конкретного Контекста Данной Ситуации, решив, что В ОБЩЕМ, Сенека Дискредитирует Жизнь. На мой взгляд, здесь Чанышевым допущена логическая ошибка: он сделал Преждевременный вывод об ОБЩЕМ, исходя только из ОДНОГО проанализированного (и то, как мне кажется, не совсем верно) ЧАСТНОГО случая. С моей же точки зрения (исходя из того, КАК я понял данный отрывок), при общении с заболевшим Марцеллином Сенека выступал в роли психотерапевта и с помощью таких разговоров о смерти стремился успокоить своего друга, облегчить его страдания. Тем более неизвестно (автор не указывает), насколько Тяжело Марцеллин был болен. Может быть, он даже находился при смерти? – И тогда очевидно, что Сенека (понимая, что излечение невозможно, и находясь, по сути, в безнадежной ситуации) хотел подготовить больного к неизбежному концу; Ю.Л.).
«Сенека иронизирует над теми людьми, кто сетует на то, что они не будут жить через тысячу лет, не сетуя при этом на то, что их не было тысячу лет назад, над теми, кто не понимает, что «время и до нас и после нас не наше». (И правильно делает, что иронизирует. А что еще делать с глупостью, как не иронизировать над нею? Ведь уже в те времена совершенно очевидным был факт о том, что по тысяче лет человек жить НЕ может; Ю.Л.). Он убеждает, что смерть – вещь обычная, что уже до нас многие умерли и что после нас еще большее количество умрет: «…какая толпа умерших впереди тебя, какая толпа пойдет следом!» Хотеть жить – значит знать, как жить. Но этого никто не знает. (И вновь, на мой взгляд, в умозаключениях Чанышева допущена логическая ошибка: это с ЕГО точки зрения, НИКТО не знает, КАК жить. Но с точки зрения Михаила Литвака (которую я полностью разделяю), тому, КАК жить, эффективно обучает современная психотерапия; Ю.Л.). Многие говорят, что они хотят жить, потому что не выполнили всех своих обязанностей. Но разве неверно, что «умереть – это одна из налагаемых жизнью обязанностей?» (Согласен – одна из: так как смерть неизбежна, следовательно, рано или поздно мы все ОБЯЗАНЫ умереть. Вечно жить не может никто; Ю.Л.). Все новые и новые аргументы выискивает Сенека в пользу смерти в своем 77-м письме к Луцилию, заканчивая это письмо словами: «Жизнь – как пьеса: не важно, длинна ли она, а то, хорошо ли она сыграна».
Сенека, как и все стоики, начиная с самоубийцы Зенона из Китиона, допускал добровольное прекращение своей жизни, самоубийство, но при определенных условиях. Так, Сенека пишет Луцилию: «Если тело не годится для своей службы, то почему бы не вывести на волю измученную душу? И может быть, это следует сделать немного раньше должного, чтобы в должный срок не оказаться бессильным это сделать».
(Вот в Каком Контексте Сенека Призывает к Смерти, но далеко НЕ во Всех случаях, как это ранее утверждал Чанышев; Ю.Л.). Вместе с тем Сенека предостерегает против «сладострастной жажды смерти», которая иногда овладевает людьми и становится чуть ли не эпидемией. Для самоубийства должны быть веские основания, иначе это малодушие и трусость!».

А сейчас вновь передаю слово Михаилу Литваку:
«И еще: «Я стараюсь, чтобы каждый день был подобием целой жизни. Я не ловлю его, словно он последний, но смотрю на него так, что, пожалуй, он может быть и последним. Я готов уйти и потому радуюсь жизни, что не беспокоюсь, долго ли еще проживу. Старайся ничего не делать против желания. В ком есть охота, для того необходимости нет. Несчастен не тот, кто делает по приказу, а тот, кто против желания. Научим же нашу душу хотеть делать то, что требуют обстоятельства; и прежде всего без печали думать о нашей кончине».
И опять здесь прослеживаются идеи гештальттерапии о психологической зрелости. К зрелым личностям представители этого направления относят тех, кто приспосабливается к обстоятельствам и изменяют (усовершенствуют) себя».
Уважаемые Читатели, и все-таки в данной цитате Луция Аннея Сенеки, с моей точки зрения, больше прослеживается не призыв к адаптивности (приспособлению), (как указывает Литвак), а, наоборот, призыв слУшать и слЫшать свой организм, и вслед за этим (исходя из своих внутренних ощущений), – призыв Перестать Терпеть то, что Вам НЕ нравится. Не приспосабливаться, не терпеть, а, исходя из ситуации, действовать таким образом, чтобы последняя изменилась. Рассматривая данную цитату Сенеки в контексте психологии общения, очевидно, что в каких-то ситуациях надо самортизировать, в каких-то – прямо и открыто дать обратную связь, в каких-то – попросить, в каких-то – решительным тоном скомандовать, в каких-то – подчиниться, в каких-то – полностью прекратить общение с данным человеком. Но НЕ терпеть. Психологически зрелый человек терпеть и приспосабливаться к тому, что ему не нравится, НЕ будет НИКОГДА.
Уважаемые Читатели, да, Вы можете мне возразить, что иногда перетерпеть все-таки необходимо. И я с Вами согласен. Михаил Литвак на эту тему приводит следующую цитату: «Когда я под водой, то я должен перетерпеть и не дышать. А пока я перетерпливаю, я занимаюсь только теми делами, которые помогли бы вырваться из-под воды». Я с Михаилом Ефимовичем полностью согласен, но, на мой взгляд, такие ситуации возникают достаточно редко. Разве что в следующих случаях (снова цитата Литвака): «Самое страшное в этой жизни – это зависимость от другого человека. Пока я зависим, то делаю только те дела, которые меня выводят из-под зависимости от кого бы то ни было. Если я материально зависим от родителей, то все мои дела направляю на то, чтобы от этой зависимости избавиться». И это правильно. Но как только я обрету материальную независимость, то больше ни секунды не стану терпеть неустраивающие меня поведение и/или отношение к себе родителей. – Я приложу все усилия к тому, чтобы эти отношения перестроить, а если не получится – то разорвать. Кстати, невротизированным родителям дети нужны гораздо сильнее, нежели психологически здоровым (и материально независимым) детям родители (последние им вообще не нужны). Поэтому на полный разрыв отношений (к которому полностью готовы повзрослевшие «дети»), родители идут, как правило, крайне редко (и очень неохотно) – волей неволей, но уже ИМ приходится адаптироваться под правила и требования своих детей.
Уважаемые Читатели, но если у Вас уже Изначально есть возможность НЕ терпеть (от начальника, друга, коллеги, сексуального партнера, мужа, жены, соседа, тещи и т.д.), т.е. НЕТ зависимости – не терпите ни одной секунды. Терпеть НЕЛЬЗЯ! Надо уметь защитить себя и свои интересы, отстоять свои права и позиции всеми доступными способами.
Приведу два примера.
1) Представьте себе (или вспомните – уверен, что подобный случай в жизни был у каждого), что у Вас заболел зуб. Вы терпеливо ждете, надеясь, что боль уйдет сама. Проходит день, неделя, месяц… Но боль, мало того, что не проходит (и не уменьшается), но, наоборот, все усиливается и усиливается. В конце концов, она становится нестерпимой – и больше терпеть Вы не можете. Тогда Вы прибегаете к стоматологу и, ставя пломбу, за полчаса решаете все свои проблемы. А теперь скажите: Был ли СМЫСЛ терпеть, ждать и надеяться на чудо? Очевидно, что НЕТ. Ведь ПЕРЕТЕРПЕТЬ эту боль было НЕВОЗМОЖНО – сама (без вмешательства врача) она НИКОГДА бы не прошла (дырка в зубе Сама зарасти НЕ может), и Вам (рано или поздно) все-таки пришлось бы обратиться к стоматологу. Кстати, те, кто с походом к стоматологу сильно затягивают, вместо него нередко общаются уже с хирургом – зуб разрушается до такой степени, что восстановлению не подлежит и приходится его удалять.
Уважаемые Читатели, Вы можете спросить: «А если болит не зуб, а, например, голова, сердце или желудок? Стоит ли сразу бежать к врачу?» На мой взгляд, если боль очень сильная – то, безусловно, стоит, ведь головная боль может обернуться инсультом, сердечная – инфарктом, а желудочная – язвой или раковой опухолью. Но если боль терпимая – то с визитом к врачу все-таки можно повременить. Однако в этом случае Обязательно Необходимо Выяснить Причину возникновения боли (это могут быть подавленные и неотреагированные эмоции, переедание, лишний вес, хроническое недосыпание, переработки, отсутствие физической активности, нарушение сна, вредные привычки и т.д.). А после того, как выявили – заняться ее устранением. В противном случае, (если причина устранена НЕ будет), боль начнет усиливаться, и последствия могут быть печальными.
2) Жил у меня через стенку (в соседней квартире) сосед-алкоголик. То, что он потихоньку спивался, это полбеды. Но своим поведением он еще и здорово мешал мне жить. Точнее, вследствие своей невротической терпеливости я позволял ему себе мешать. Уважаемые Читатели, Вы можете спросить: «В чем же «мешание» проявлялось?» Отвечаю: иногда (т.е. достаточно редко – 1-2 раза в год, иногда – даже не каждый год) сосед включал громкую музыку и/или телевизор, громко разговаривал, шумел, ругался с женой. Все это происходило поздно вечером. Уснуть было тяжело, а иногда – даже невозможно. Вначале я терпел и вообще ничего не предпринимал из-за страха: «А вдруг, если я сумею за себя постоять, со мной что-то случится? А что подумают люди? Нельзя никого обижать – сосед ведь хороший человек, просто ему в жизни не повезло, вот и пьет, вот и буянит периодически» и т.п. – Т.е. я рационализировал свое поведение, оправдывая свои страхи и себя перед самим собой. (Подробнее об этом я напишу в статье « Психологическая защита «Рационализация»). Кое-как (и то, далеко не сразу) мне все-таки удавалось заснуть, но просыпался я разбитым и уставшим.
Познакомившись с психологическим айкидо Михаила Литвака, я впервые отважился применить его на соседе весной 2010 года. – Тогда я впервые позвонил ему и достаточно робко попросил его не шуметь. Он что-то недовольно буркнул в ответ, но шуметь перестал. «Ура! Победа!» – подумал я, тем более, что в 2010 году больше соседа слышно не было. Но заболевание соседа (алкоголизм) прогрессировало. – Так, весной 2011 года мне пришлось звонить ему уже раза четыре. – Общался я с ним все также вежливо, про себя думая примерно следующее: «Зачем ругаться с хорошим человеком, тем более, что после моих звонков шуметь он перестает». В общем, опять страх, опять рационализации…
Однако терпение мое подходило к концу. Я уже прекрасно осознавал, что терпеливость моя ничем не обоснована и носит Исключительно Невротический Характер. – Следовательно, пора ее прекращать, а ситуацию с соседом решать жестко.
Весной 2012 года я составил пошаговый план действий. Если не поможет первый пункт, то перейду ко второму и т.д.:
1) позвонить и жестким тоном сказать, чтобы он после 23.00 не шумел;
2) если после 23.00 шуметь он не прекратит, то начать тарабанить ему в стенку и кричать грубым голосом: «Потише!»;
3) если шум не прекратиться, то рявкнуть грубым голосом с парой матюгов «Если не заткнешься – я вызываю милицию»;
4) если и 3) пункт не поможет – обратиться в правоохранительные органы, написать на него заявление, и пусть они уже там сами с ним разбираются.
Закончились мои мучения после реализации третьего пункта (до вызова милиции так дело и не дошло). – С 22.00 соседа вообще не слышно, да и в другое время крики и шум практически прекратились.
Таким образом, я сумел отстоять свои интересы. А если бы не рационализировал и преодолел свой страх, еще раньше пойдя ему навстречу, то решил бы проблему с соседом гораздо быстрее и меньше бы мучился. В других подобных ситуациях я сейчас всегда так и поступаю: не терплю, а действую.

А сейчас вновь передаю слово Михаилу Ефимовичу:
«Под впечатлением этих рассуждений я разработал один прием, который использую в работе с подопечными, которых беспокоит навязчивый страх смерти. «О чем вы беспокоитесь? Как человек, как личность вы уже мертвы. Разве это жизнь, когда ты боишься ее потерять. Вы живы просто как биологическое существо. Сейчас мы будем вас воскрешать». Действует просто великолепно! Но я вам не советую так поступать, если вы в себе не уверены и неправильно поставили диагноз.

Блестящ призыв Сенеки к умеренности: «То, что требует природа, доступно и достижимо. А то, чего с нас довольно, у нас под рукой. Кому в бедности хорошо, тот богат». «Не поступай подобно тем, кто желает не усовершенствоваться, а быть на виду, и не делай так, чтобы в твоей одежде и образе жизни что-нибудь бросалось в глаза. Пусть изнутри мы будем иными – снаружи мы не должны отличаться от людей. (Демонстративные личности данному призыву вряд ли последуют :); Ю.Л.). Пусть вошедший к нам в дом дивится нам, а не нашей посуде. Велик тот человек, который глиняной утварью пользуется как серебряной, но не менее велик тот, кто серебряной пользуется как глиняной. Слаб духом тот, кому богатство не по силам. И надежда, и страх присущи душе неуверенной, тревожимой ожиданиями будущего. А главная причина надежды и страха – наше неумение приспосабливаться к настоящему и привычка засылать наши мысли далеко вперед. Нас мучает и будущее, и прошедшее. И никто не бывает несчастен от нынешних причин».
Невооруженным глазом здесь видны идеи гештальттерапии и принцип жить «здесь и теперь».
Хорошая инструкция для женщин, которые любят чересчур украшать себя. Ведь могут полюбить не вас, а ваши украшения. (Подробнее об этом речь пойдет в статье «Психология красоты»; Ю.Л.).

И еще: «Кто заботится о будущем, тот потеряет настоящее, чем мог бы наслаждаться… Есть ли что более жалкое и более глупое, чем бояться заранее? Что за безумие – предвосхищать собственное несчастье? Кто страдает раньше, чем нужно, – страдает больше, чем нужно».
Я прибавил: «Тревога – профилактическое переживание горя». А вдруг то, чего ты боишься, не случится. Выходит, зря переживал! Вот тревожный человек сам и создает ситуацию, чтобы не получилось, что напрасно переживал. (Тонко подмечено! А потом всем рассказывает (точнее, жалуется и ноет), почему ему так не везет и «как же можно не тревожиться при такой жизни», при этом он, конечно, не замечает, что сам же и является виновником своих несчастий; Ю.Л.).

Сенека призывал заниматься философией, своим духовным хребтом. «Если ты занимаешься философией – это хорошо, потому что только в ней – здоровье, без нее больна душа, и тело, сколько бы в нем ни было сил, здорово так же, как у безумных и одержимых (выделено мною; М.Л.). (Конечно, не совсем также, как у слабоумных или психически больных. Все-таки у невротиков (при правильной работе над собой) невротические нарушения полностью обратимы, чего нельзя сказать про слабоумных, психопатов (подробнее о последних Вы можете прочесть в статье «Что такое расстройство личности») и больных шизофренией и эпилепсией. Да и при маниакально-депрессивном и остром психозах нарушения и их последствия могут оказаться гораздо серьезнее, нежели при простом невротизме. Однако и невротику живется не менее тяжко. Вначале у него заболевает душа, а вслед за ней (рано или поздно, но неизбежно) начинает болеть и тело; Ю.Л.). Так прежде всего заботься о том, настоящем здоровье. Упражняться только для того, чтобы руки стали сильнее, плечи – шире, бока – крепче, – это занятие глупое и недостойное образованного человека. Сколько бы тебе ни удалось накопить жиру и нарастить мышц, все равно ты не сравнишься ни весом, ни телом с откормленным быком. К тому же груз плоти, вырастая, угнетает дух и лишает его подвижности. Не изучая мудрости, нельзя жить не только счастливо, но даже и сносно, ибо счастливой жизнь делает совершенная мудрость, а сносной – ее начатки…»
Блестящая цитата Луция Аннея Сенеки младшего! На мой взгляд, ЛЮБЫЕ физические нагрузки, неважно, будь то бег, фитнесс, плаванье, штанга, турник, йога, бокс, прогулки, ДОЛЖНЫ нести одну цель: ЗДОРОВЬЕ! Они НЕ должны приводить к плохому самочувствию, травмам или болезням.
Приведу пример из собственной жизни.
Пять лет назад (в мае 2008 года), занимаясь в тренажерном зале, я ставил перед собой одну цель – поднять максимальный вес на штанге и набрать как можно больше мышечной массы. Причем сделать это я стремился Любой Ценой. Даже ценой Потери собственного здоровья. За все годы тренировок (а начал я с сентября 2002 года), я методично плевал на болевые сигналы своего тела, заставляя организм работать на износ. В итоге, веся порядка 105 кг и поднимая на штанге порядка 190 кг, я НЕ ИМЕЛ НИ одного здорового внутреннего органа, а мелкие травмы (серьёзных, слава Богу, не было) регулярно отбрасывали меня от установления нового личного рекорда – намеченных 200 кг. – То запястье заболит, то поясница, то между лопаток, то давление подскочит, то сердце покалывать начнет, то простуда нападет.
К счастью, тянулось это недолго. – В августе все того же 2008, когда мой организм окончательно развалился, я обратился за помощью к опытному врача-гомеопату и лазеротерапевту, Запорожченко Георгию Тимофеевичу. Он поставил меня на ноги: вернул здоровье, молодость и силу. Он – мой первый Учитель. Именно благодаря ему впервые поколебались (а затем – и разрушились) мои ошибочные представления о здоровье и его важности в жизни человека. – Я наивно полагал, что чем больший вес подниму на штанге и чем больше буду весить, тем здоровее буду. Разумеется, это было не так. Большой вес – отнюдь не показатель хорошего здоровья. А ведь именно ЗДОРОВЬЕ является основой всего. Именно его, как верно заметил Георгий Тимофеевич, надо ставить в жизни на ПЕРВОЕ место! – Не личностный рост, не работу, не семью, не деньги, не жену, не детей, а именно ЗДОРОВЬЕ. Ведь без последнего, как писал Шопенгауэр, всё меркнет, всё не в радость, ведь «девять десятых нашего счастья зависит от здоровья» и «здоровый нищий счастливее больного короля». Конечно, такие мысли пришли мне в голову далеко не сразу, а постепенно. – Благодаря успешному лечению у первого Учителя, через 1.5 года (октябрь 2009) на штанге мне удалось показать все тот же рекорд в 190 кг (что и в мае 2008), но уже при собственном весе всего в 92 кг. – Да, я скинул 13 кг жира и шлаков. После этого я понял, что здоровые и великолепно работающие внутренние органы могут дать не меньшую силу, нежели большой собственный вес. А спустя еще год (ноябрь 2010), после травмы позвоночника (к счастью, снова легкой) я пришел к выводу, что гнаться за большими весами на штанге – бессмысленно и даже опасно для здоровья!
Сейчас в тренировочном процессе для меня во сто крат важнее хорошее самочувствие в процессе и после тренировки, нежели количество поднятых на ней килограмм. И уж тем более перестал волновать меня собственный вес, который на текущий момент составляет всего 82 кг.

Уважаемые Читатели, на этом я заканчиваю первую часть цитат Луция Аннея Сенеки. Вторую часть Вы можете прочесть в статье «Афоризмы Луция Аннея Сенеки».

Если информация оказалась для Вас интересной или полезной, Вы можете поддержать мой научно-образовательный проект, развитием которого я занимаюсь с июня 2011 года, щелкнув 1-2 раза по рекламе от гугла (которая идет вверху справа, по середине или в конце статьи; кликать желательно 1 раз в 5-7 дней) или же перечислив любую сумму денег на любой из указанных реквизитов:

Номер Яндекс-кошелька 410011188544707

Номера кошельков системы WebMoney
R205274311238 (для перевода Рублей)
Z302112294428 (для перевода Долларов)
E186152531138 (для перевода Евро)
U394282857424 (для перевода Гривен)
B294345348664 (для перевода Белорусских рублей)

Денежные переводы от системы Western Union. Для оформления перевода необходимо предварительно связаться со мной по емейлу y.lemekhov@gmail.com, скайпу y.lemekhov или через социальные сети ВКонтакте или Фейсбук для получения всех необходимых данных.

ТОЛЬКО ДЛЯ ЖИТЕЛЕЙ УКРАИНЫ. Карта Приват-Банка Гривневая
Банк ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК»
Получатель ПАТ КБ «ПРИВАТБАНК»
Расчетный счёт 29244825509100
МФО 305299
Код получателя (ОКПО, ЕГРПОУ): 14360570
Номер карты 5168757282814500 Лемехов Юрий Александрович (Лємєхов Юрій Олександрович).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.