Принцип Сперматозоида. Афоризмы и цитаты Михаила Ефимовича Литвака для внутреннего употребления. Часть 3

Афоризмы для себя 3
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Я продолжаю статьи на тему афоризмов Михаила Литвака для внутреннего употребления, взятых из книги «Принцип Сперматозоида».

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

А сейчас передаю слово Михаилу Ефимовичу:
43. Старайся понравиться, прежде всего, самому себе, а затем начальнику и сексуальному партнеру. Остальные пусть заботятся о том, чтобы тебе понравиться.
Подумайте сами! Себе нужно нравиться, потому что этот человек всегда «при вас». Начальнику — потому что ты от него зависишь. Сексуальному партнеру — чтобы он тебя любил. Без последних двух нельзя. Конечно, расстаться с ними можно, но придется искать других. А это хлопотно. Некоторые начальники говорят, что у них нет начальника. Как они глубоко заблуждаются. У них самый грозный начальник — Господь Бог для верующих и законы природы для атеистов. А эти господа ничего не прощают. Представьте себе дерево и решите, у кого больше степеней свободы: у листьев и веток или у ствола. Начальнику нельзя ни вправо, ни влево, а только вверх. Подробнее об этом читайте в книге «Командовать или подчиняться».
Зачем вам пытаться нравиться остальным? Что ни делай, все равно есть риск, что не понравишься. Кроме того, с другим можно расстаться, в крайнем случае, свести общение до минимума.
Но самое главное — понравиться самому себе.
А куда уйдешь от себя? Один человек всегда будет при мне — это я сам. И я должен понравиться этому человеку! Если хотите себе понравиться, станьте профессионалом высокого класса. Кстати, и другим тогда тоже понравитесь.
Итак: старайся понравиться, прежде всего, самому себе, а затем начальнику и сексуальному партнеру. Остальные пусть заботятся о том, чтобы тебе понравиться.

44. Хочешь узнать своего главного врага — посмотри в зеркало. Справься с ним — остальные разбегутся.
(Подробнее об этом Вы можете прочесть в четырех статьях про аутовампиризм, которые я разместил в основной части психотерапевтической методики; Ю.Л.).

45. Если будешь помогать себе сам, то и другие тебе помогут; если будешь вредить себе сам, то и другие будут вредить тебе.

46. Если ты сам ничего не делаешь, как тебе можно помочь? Управлять можно только движущимся автомобилем.
В правильности этого положения убедился на собственном опыте. Я много рассказывал о своих идеях, но никак их не оформлял. Мне сочувствовали, возражали, принимали, отвергали. Не помню, кто, но кто-то сказал мне примерно следующее: «Где текст?» Запомнил я и его презрительный взгляд на меня как на болтуна. А вот когда у меня появился текст, то сразу же нашлись и помощники. Теперь, если я к кому-то обращаюсь за помощью, несу результаты своих трудов, а не устно высказанные идеи. И от своих учеников я требую, прежде всего, поступки.
Один набожный еврей молился Богу и умолял дать ему шанс улучшить свое материальное положение в виде выигрыша в денежной лотерее. Бог тоже просил у него шанс и попросил купить хотя бы один лотерейный билет. (Я заметил, что некоторые клиенты (не все, разумеется), идут на консультацию к психологу в надежде за 5 минут решить все свои проблемы. При этом радикально менять что-либо в своей жизни они не собираются и иногда с возмущением спрашивают: «Как? Это что же получается, Нам еще что-то Делать Нужно? Мы думали, Вы Сами – это ведь Ваша работа, в конце концов! За что же мы деньги платим?! Ну, в крайнем случае, мы надеялись, что оно само по себе, само собою все исправиться!» Не меняя себя (свою личность и свое поведение), такие люди мечтают быстро избавиться ото всех неприятностей. Но ведь это абсолютно нереально! И не стоит ждать и надеяться на чудо или на помощь волшебника (пусть даже и в лице высококвалифицированного психотерапевта). Более того, чем раньше будет убита надежда, чем быстрее перейдешь от нытья и бесплодных обвинений других к делу, тем быстрее получишь необходимый результат; Ю.Л.).
Итак: если ты сам ничего не делаешь, то и помочь тебе невозможно.

47. Хочешь быть счастливым — развивай свои способности!
Правильно и обратное: никогда не будешь счастлив, если способности останутся неразвитыми. Навеян мыслями Аристотеля. «Счастье — это развивать свои способности, какие бы они ни были». Потом нечто подобное я находил и у других мыслителей. Лоуэн, один из последователей великого психотерапевта В.Райха, определял счастье как осознание личностного роста. Очень неплохое определение. Если вы не реализовали вашу программу и вашу способность вырасти физически, то вы будете горбатым физически. Если недоразовьетесь духовно, то у вас будет духовный горб, которым вы будете всех задевать, да и его будут все задевать. В книге «Как узнать и изменить свою судьбу» подробно разобрано.
Итак: хочешь быть счастливым — развивай свои способности!

48. Каждый рождается, чтобы стать королем или королевой в королевстве своем, но нередко остается на всю жизнь лягушкой.
Лягушками мы становимся в процессе воспитания. Нет, не лягушками — просто на нас лягушачья кожа, которую следует сбросить. Хочу разъяснить, что значит, по моему разумению, стать «королем». Это значит делать свое дело не просто хорошо, а так, как его не делает никто. Чтобы тебя не могли ни с кем сравнивать, чтобы твою работу узнавали по почерку. Профессия в этом плане не имеет никакого значения. В Ростове было кафе «Дружба». Там одно время работал повар, который славился приготовлением фирменного блюда «Солянка». В любое время работы этого кафе можно было в него попасть, простояв не менее часа в очереди. ТАК готовить солянку никто не мог. Когда он перестал работать, кафе стало одним из многих. Этот повар и был королем!
Один из моих подопечных говорил так: «Основное мое достижение заключается в том, что так, как я работаю, никто не работает, и что меня перестали сравнивать с другими. Кому-то я нравлюсь, кому-то нет. Чаще не нравлюсь. Но никто не говорит, что я на кого-то похож. Те, кому нужны мои навыки, никуда от меня не денутся. Ведь больше так никто не работает».
(С моей точки зрения, Король – это ощущение внутреннее, и оно абсолютно не зависит от социального статуса или материального положения. Кстати, многие находятся на Королевской Должности, но Королями не являются. Честно говоря, я им не завидую: как правило, такие «Короли» заболевают неврозом, страдают от многочисленных психосоматических заболеваний и нередко снимают стресс с помощью алкоголя, наркотиков и легкодоступных сексуальных развлечений. – Ведь не став Королями внутри, они случайно (по ошибке или при помощи денег и связей) попали на Королевскую Должность. Но человек, не обладающий необходимыми личностными качествами и не приобретший соответствующих навыков, находясь на троне, прибывает в состоянии хронического стресса.
С моей точки зрения, «Королей» можно встретить практически во всех жизненных сферах. Наиболее часто они попадаются среди политиков, начальников, бизнесменов и эстрадных певцов. Здесь практически все решают не внутренние качества, а деньги, связи или сексуальная привлекательность.
Реже встречаются «Короли» среди спортсменов, тренеров и психологов, так как именно в этих сферах почти всё зависит от личностных качеств и черт характера: чемпионами мира просто так (случайно) не становятся, а даже если и становятся (например, с помощью подкупленного судейства), то о них, как правило, быстро забывают (но даже если и вспоминают, то больше со знаком минус). – Уважаемые Читатели, вспомните 24 Летние Олимпийские игры в Сеуле 1988 года, где в финале по боксу в среднем весе Роя Джонса Младшего лишили заслуженного олимпийского золота, отдав победу малоизвестному южнокорейскому боксеру Пак Си Хуну. Кто знал Пак Си Хуна До боя с Джонсом? Кто Смотрел его бои? Кто вспоминает о нем После боя с Джонсом? И кто Сейчас смотрит бои с его участием? Рискну предположить, что очень немногие. А Рой Джонс уже тогда стал Королем и продержался на этой должности в течение 15 лет, пока в мае 2004 года не проиграл нокаутом Антонио Тарверу.
Как научиться быстро распознавать таких «Королей», чтобы не дай Бог, с ними не связываться? Это нетрудно. Они всегда гонятся за показушной формой (деньги, статус) и мало внимания уделяют полноте личностного содержания. При общении, во что бы то ни стало, стремятся выделиться – показать, насколько они лучше других (пафос, высокомерие, нравоучения), подчеркивая при этом, каких званий и чинов достигли, сколько денег заработали и сколько машин (домов, квартир, дачных участков) приобрели.
Что касается «Королей» в сфере психологов и психотерапевтов, то здесь основной акцент они делают не на качестве предоставляемых услуг (быть понятным для клиента; уметь помочь ему решить возникшие внутриличностные или ситуационные проблемы (задача психолога) или обучить его психотерапевтической методике коррекции личности, чтобы с ее помощью клиент самостоятельно научился решать любые возникающие проблемы (задача психотерапевта)), а на количестве полученных (купленных) ими сертификатов, дипломов и корочек. В качестве примера приведу короткий рассказ моего знакомого, поступившего на психологический факультет университета: «Когда я был студентом первого курса, в нашу учебную группу часто приходили практические психологи и психотерапевты различных направлений, и, раздавая визитки и флаера, презентовали нам свои услуги или приглашали на тематические фестивали и конференции. Делая презентацию, они, как правило, сыпали сложными научными терминами (абсолютно непонятными для нас, студентов-первокурсников, едва начавших изучать психологию) и бравировали своими регалиями. В этой связи мне особенно запомнился следующий случай. Вначале пары в аудиторию вошли парень и девушка. Исходя из толстой пачки флаеров в руках каждого из них, я понял, что нас ждет очередная презентация. Молодые люди представились, назвав имена друг друга. Сразу после этого мужчина изложил суть того, что они собирались нам предлагать. Свою речь он начал так: «Мы сертифицированные гештальттерапевты, супервизоры…». (Затем шло название организации, которое я опускаю. Уважаемые Читатели, термины «гештальттерапия» и «супервизия» в данной статье я расшифровывать не буду, поскольку к делу они не имеют никакого отношения и приведены лишь с целью более наглядной иллюстрации описываемого примера; Ю.Л.). Далее нам еще много чего было рассказано о том, сколько у них лет стажа, где работали, сколько стоят их тренинги, в каком районе города они проводятся, какие сертификаты мы получим после окончания первого года обучения, какие после четвертого, а какие – после восьмого. И НИ СЛОВА про то, что же такое гештальттерапия (что представляет собой данное психотерапевтическое направление, в чем его плюсы, минусы и особенности) и с чем ее едят… Честно говоря, после такой «презентации» гештальт подхода в психотерапии идти к ним мне расхотелось».
Невольно напрашивается вопрос: «А есть ли настоящие Короли среди политиков, бизнесменов, психологов и других вышеперечисленных профессий?» С моей точки зрения, Короли есть Везде. Выше Михаил Литвак детально описал их признаки. От себя же добавлю, что настоящих Королей мало волнуют престижный социальный статус или высокое материальное положение. Однако, несмотря на это, их дела практически всегда идут успешно (неудачи и ошибки бывают у всех), что автоматически является залогом хорошего здоровья, хорошего материального достатка, а нередко – и высокого социального статуса. Одним словом, Короли почти всегда на подъеме. Иметь с ними дело – приятно, а пользоваться их услугами (каковы бы они ни были) хочется снова и снова; Ю.Л.).
Итак: каждый рождается, чтобы стать королем или королевой в королевстве своем, но нередко остается на всю жизнь лягушкой.

49. Прежде чем показывать свой характер деловому или сексуальному партнеру, подумай, ибо характер — это нередко лягушачья кожа, которую набрасывают на нас родители в первые пять лет жизни. Может быть, лучше ее сбросить?

50. Хочешь стать королем — сбрось лягушачью шкуру характера.

51. Лягушачью шкуру набросили на тебя другие, но снять ее с себя можешь только ты сам. Но нужны помощники.
(В принципе, лягушачью кожу вполне реально снять и без чьей-либо Непосредственной посторонней помощи. Хотя, скорее всего, сниматься она будет несколько дольше, чем в случае, когда этим процессом руководил бы высококвалифицированных помощник. Я уверен, что если бы воспользовался услугами профессионального психотерапевта уровня Михаила Ефимовича (или его непосредственными услугами), то выйти из своего невротического сценария и разобраться в себе мне удалось бы гораздо быстрее, нежели за два года самостоятельного самоанализа, которому часто не хватало методичности и профессионализма. Но к своим заслугам смело могу отнести тот факт, что мне удалось изменить свою жизнь только благодаря книгам и аудиосеминарам Михаила Литвака. Конечно, я Хотел Изменить себя и очень много над собой работал: оттачивал мастерство психологически грамотного общения, регулярно вел дневник, анализировал ошибки, написал автобиографию и т.д. В конечном итоге именно это и привело меня к успеху – выходу из сценария. И я могу сказать с уверенностью: «Если Вы Сами Ничего не сделаете – то Никакие помощники Вам не помогут»; Ю.Л.).

52. Изменить самому свою судьбу довольно трудно, так же трудно, как вытащить самого себя за волосы из болота. Нужны помощники.

(И все-таки, с моей точки зрения, изменить свою судьбу гораздо проще, нежели вытянуть себя за волосы. С другой стороны, если под помощниками Литвак понимает не только психотерапевтов или психологов, но и мудрые книги, в которых описаны Законы Жизни, то тогда, конечно, он прав на 100% — без этого материала самому в себе точно не разобраться; Ю.Л.).

53. Вылезши из болота своей судьбы, не забывай как следует обмыться.
Болотная тина имеет свойство размножаться. Не успеешь оглянуться, как снова окажешься в центре болота. К сожалению, некоторые, получив в результате психологического тренинга существенное улучшение, потом прекращают работать над собой. Все плохое возвращается! Они потом приходят, находят время, но потерянного времени ведь не возвратить. Что-то еще хочется сказать, чтобы доказать, что следует продолжать работу над собой и тогда, когда тебе хорошо. Ведь лучше автомобиль ремонтировать тогда, когда он еще на ходу, чем тогда, когда остановился. Но лучше остановиться. Ведь начнет действовать принцип сперматозоида, тогда человек тем более прекратит работу над собой. Лучше в заключение я скажу следующее: «Как только вам станет хоть чуть-чуть лучше, сразу же прекращайте работать над собой. Зачем зря тратить время на такую ненужную вещь, как работа над собой. Лучше пойдите, помогите другим, даже если они этого не просят».
(Потом они Вас предадут или сделают какую-нибудь гадость в ответ на Ваше благодеяние, и Вы снова займетесь работой над собой, не теряя много времени :); Ю.Л.).
Итак: вылезши из болота своей судьбы, не забывай как следует обмыться.

54. Наличие характера — это всегда несчастье. Человек живет не по ЗАКОНАМ жизни, а подчиняется КАПРИЗАМ характера.

55. Не конфликтуй: с умным договорись, дурака обмани.

56. Глупо говорить глупому умные вещи.
(Все равно не поймет, или поймет не так – на то он и глупый; Ю.Л.).

57. Прежде чем менять место работы или место жительства, вначале измени себя.
Может быть, тогда не надо будет менять ни работу, ни место жительства. В моей практике часто были такие случаи, когда, пройдя успешно психологическую подготовку, подопечные оставались на прежней работе, научались так ладить с людьми, что отпала необходимость переезжать. Сократ как-то сказал своему собеседнику, что от его странствий нет никакого толка, потому что он таскает за собой самого себя.
Итак: прежде чем менять место работы ими место жительства, вначале измени себя.

58. Хочешь приобрести врагов — советуй. Чем лучше совет, тем мощнее враг.
(Дело в том, что советуя, мы автоматически ставим себя Выше собеседника. Глупцу (но, возможно, и не только глупцу) это 100% не понравится. Чем лучше Ваш совет – тем выше Ваше интеллектуальное превосходство, и, следовательно, как писал Шопенгауэр, тем сильнее зависть и ненависть глупца. – Ведь только умные пользуются хорошими советами, а дураки все равно все делают по-своему, то есть, по-дурацки, а потом удивляются, почему жизнь – тяжелая штука, и опять идут просить советов, которыми не воспользуются :); Ю.Л.).

59. Будь осторожен с теми, кто говорит: «Вы меня не поняли», «Я с вами не согласен».

Они оскорбляют людей, сами того не осознавая. (Подробнее об этом Вы можете прочесть в статьях, посвященных психологии общения; Ю.Л.).

60. Бойся ценителя и не оценивай сам.
Ты не Бог. Только Бог может знать, что такое хорошо, а что такое плохо. Человеку это не дано знать. У него может быть только своя точка зрения. Человек, который знает, что такое хорошо и что такое плохо, просто заражен «первородным грехом».
Послушайте рассказ одного из моих подопечных, который избавился от «первородного греха» и перестал различать, что такое хорошо и что такое плохо.
«Я сразу почувствовал громадное облегчение, как только избавился от «первородного греха». С меня сразу свалилось очень много забот. Строить отношения с людьми стало заметно легче, ну просто легко. Лишь следует решить, каков человек для меня. Вот сотрудники некоторых газет для меня хороши. Публикуют мои статьи. Какие они на самом деле, пусть решает Бог. Пусть мне о них говорят плохо, я просто слушать не буду и буду с ними общаться! И наоборот, если мне партнер по общению не подходит, я не буду с ним общаться, сколько бы хорошего о нем ни говорили. Но я не буду говорить, что он плох. Просто мне он не подходит. Плох он или хорош, не мое дело. Так вот человек, избавившийся от «первородного греха», имеет только одну заботу — личностный рост. Тогда у него не будет зависти, а жизнь подарит много радостей. Прочел книгу, овладел каким-то навыком, познакомился с интересным человеком, написал статью — все в радость, и не волнует его то, что другой в это время приобрел дачу, машину, встретился с английской королевой. Избавившись от «первородного греха», человек становится самим собой. У каждого свое счастье!»
Итак: бойся ценителя и не оценивай сам.

61. Заботься о другом, и не останешься без вины; заботься о себе, и никогда не будешь виноватым.
(Всегда проще всего угодить самому себе. Надо только научиться слышать голос своих истинных желаний, своего Хочу. Другие же в твоей заботе все равно найдут какие-то недостатки. А затем, после оказанной им помощи, еще и начнут упрекать Тебя в Своих неудачах с единственной целью – Снять с Себя всю Ответственность за допущенные Ими промахи. А как проще всего это сделать? Правильно, – повесить всех собак на своего благодетеля, облив его грязью: «это все из-за него – не так подсказал, не так помог, не то сделал» и т.д.; Ю.Л.).
Итак, заботься о другом, и не останешься без вины; заботься о себе, и никогда не будешь виноватым.

62. Если знаешь, но не умеешь — считай, что не знаешь. Никому не говори, что ты знаешь, если не умеешь.
Навеяно восточным изречением: «Знать — значит уметь». К сожалению, воспитание у нас идет таким образом, что ученики иногда неплохо знают, но, тем не менее, нередко ничего не умеют. Я это вижу по выпускникам нашего медицинского университета. Но это вина не только преподавателей. Ведь некоторые студенты выходят весьма квалифицированными специалистами.
Следовательно, условия для получения образования у нас есть. Хотел бы, чтобы этим советом воспользовались молодые и как можно быстрее приобретали навыки самостоятельной жизни. (Несколько дополню этот афоризм Михаила Литвака: если человек решил изменить свою судьбу, то одних только теоретических знаний ему для этого будет недостаточно. Требуется еще и упорная многомесячная Практическая Работа, ведь без нее – любая прочитанная теория остается лишь теорией и, следовательно, без внедрения ее в практику, становится совершенно бессмысленной; Ю.Л.).
Итак: если знаешь, но не умеешь, считай, что и не знаешь.

63. В дележе добычи не участвуй, свое делай сам.
Выполнение этого правила спасло меня от многих неприятностей и избавило от многих врагов. Я оказался вне борьбы, и кое-что смог сделать для себя сам.
Итак: в дележе добычи не участвуй, свое делай себе сам.

64. Не мешай человеку веселиться.
«Веселье — звонкая монета счастья, все остальное — кредитные билеты», — писал А.Шопенгауэр.
Рекомендация, с моей точки зрения, очень важная. Смеющийся, радующийся человек беззащитен, как ребенок. К сожалению, часто люди пытаются лишить человека радости. «Не очень радуйся! Еще намучаешься с… (женой, должностью, машиной, квартирой и т.п.)». Очень метко как-то подметил Ф.Ницше, что сорадость, а не соучастие создают друга. (Поэтому от друзей, которые не могут за тебя искренне порадоваться, лучше избавиться. Притом как можно скорее – это необходимо для твоего же блага; Ю.Л.).
Итак: не мешай человеку веселиться.

65. Если тревожно — присядь пятьдесят раз.
Сгорит адреналин, вызывающий тревогу, останутся гормоны покоя. Потом следует разобраться, что вызвало тревогу.
Итак: если тревожно — присядь пятьдесят раз.

66. Не тревожься о других — они не глупее тебя. Если хочешь уничтожить близких, тревожься о них.

67. Не бойся выглядеть трусом, а бойся быть им.
Навеяно рассказом В.Франкла. В.Франкл, когда он служил в армии врачом, вышел на передовую. Командир полка, австриец, с презрением сказал о том, что представители еврейской нации дрожат, когда стоят на передовой. В.Франкл ответил ему примерно так: «Да, я дрожу, но стою. А вот если бы вы дрожали, вы бы стояли?» Ведь суть храбрости заключается не в том, чтобы не бояться, а в умении преодолевать страх. Мой клинический опыт показывает, что многие талантливые люди не реализовали свои способности только из-за того, что боялись выглядеть трусами, а многие сильные и храбрые люди из-за психологической трусости совершали глупые поступки, поддерживали нелепые мероприятия, накрывали для гостей чрезмерно обильный стол, переплачивали в такси или ресторане и т.п.
Итак: не бойся выглядеть трусом, а бойся им быть.

68. Депрессия для того и дана человеку, чтобы подумать о себе.
Поэтому во время депрессии не пей. Депрессия на то и дана, чтобы подумать о своих ошибках. Поэтому я назвал депрессию королевой отрицательных эмоций. Она велит нам обратить внимание на самих себя. (К сожалению, многие делают наоборот: напиваются с горя, чем еще более утяжеляют свое положение. Но для человека, находящегося в депрессии, беда заключается еще и в том, что даже придя на прием к психиатру, часто он не получает от последнего такой необходимой ему Квалифицированной Психотерапевтической Помощи: чтобы долго с невротиком не возиться, врач выписывает ему антидепрессант и отпускает с миром. К сожалению, лекарства помогают. Не разобравшись в себе, но принимая таблетки, пациенту становится лучше. Но затем, когда он «сходит с курса», на него накатывает еще более тяжелая депрессия – ведь таблетки помогли убрать следствие (плохое настроение), но не причину (то, что это плохое настроение Вызвало). Нередко после такого «лечения» больные заканчивают жизнь самоубийством: они уже ни на что не надеются, ведь даже сам врач с его новомодными лекарствами оказался бессилен против их сплина; Ю.Л.).
Итак: депрессия для того и дана человеку, чтобы подумать о себе.

69. Когда человек в тоске, не предлагай ему «взять себя в руки», а восхищайся его выдержкой.
Ему и без тебя тошно. И дав такой совет, приобретешь врага.
Итак, когда человек в тоске, не предлагай ему «взять себя в руки», а восхищайся его выдержкой.

70. Физическая боль выводит из тоски.
Отсюда практическая рекомендация: когда не можешь справиться с тоской, в качестве неотложной помощи займись упражнениями на выработку гибкости. Растяжки вызовут боль. В кровь начнет выделяться адреналин. Чтобы снять боль, сам организм начнет вырабатывать морфиноподобные вещества. Когда вы снимите боль тем, что сойдете с растяжки, выделение адреналина прекратится, а оказавшиеся в избытке морфиноподобные вещества уменьшат выраженность тоски.
Итак: физическая боль выводит из тоски.

71. Хочешь обратить на себя внимание — удиви.

72. Хочешь, чтобы о тебе долго думали, — разозли.

73. Хочешь, чтобы с тобой долго общались, вызови интерес.
Последние три афоризма относятся к технике целенаправленного моделирования эмоций. Подробно об этом написано в книге «Психологическая диета».

74. Не обвиняй других — может быть, ты не прав.
Афоризм возник, когда я изучал проблему первородного греха. Вы хорошо знаете этот раздел Библии, да и во введении я об этом писал. Человеку не дано знать, что такое хорошо и что такое плохо. Если есть Бог, то он и знает, что хорошо, а что плохо. Поэтому если кто-то делает что-то, что мне не нравится, то я могу с ним не согласиться, но не буду его обвинять. Может быть, как раз не прав и я, а может быть, оба не правы. (Но даже если ты прав, все равно не обвиняй других – ведь они не Боги, следовательно – имеют право на ошибку, имеют право заблуждаться в своих взглядах и жизненных позициях; Ю.Л.).
Итак: не обвиняй других — может быть, ты не прав.

75. Тебе не дано знать, что такое хорошо и что такое плохо, — ты не Бог. А раз не дано, то и не пытайся.

76. Если не знаешь логики, не говори никому, что у тебя есть высшее образование. У тебя есть только крыша, но нет стен и фундамента. В шалаше и на чердаке жить неуютно.

77. Если не можешь дать определение понятия, не пользуйся им.
Это совет тому, кто хочет овладеть ораторским искусством и искусством убеждать других людей. (А еще это совет тем, кто не хочет выставить себя глупцом и невеждой; Ю.Л.).
Итак: если не можешь дать определение понятия, не пользуйся им.

78. Как ты можешь знать меня, если ты не знаешь моего дела?
Практика показала, что самые близкие люди не знают друг друга. Дома весьма уважаемые и квалифицированные работники превращаются в плохих кухарок, неквалифицированных слесарей-сантехников, небрежных прачек и неловких плотников и маляров. Вот почему нередко дети не уважают родителей, а супруги презирают друг друга. Примеры можно продолжить. Родители не знают своих взрослых детей и продолжают относиться к ним, как будто им еще пять лет. Даже сослуживцы, если они не вместе, не делают одного дела, не знают друг друга.
Итак: как ты можешь знать меня, если ты не знаешь моего дела?

79. Выкинь покойников из мавзолея своей души и разрушь мавзолей!
Это для обидчивых и злопамятных. Наша злопамятность поддерживается тем, что мы не знаем законов логики. Злимся на человека, которого уже давно нет, т.е. создаем в душе своей мавзолей, где храним «покойников». Одна 70-летняя женщина продолжала злиться на мужа за проступок, который он совершил 40 лет назад. Все остальное поведение его было безупречным, они прожили счастливо, но этот червячок продолжал в ней жить. Рассказывая это, моя пациентка горько плакала, она страдала. Я попросил ее принести фотографию мужа тех лет и последнюю, а потом попросил ее посмотреть на старую фотографию и сказал: «Этого человека, на которого вы обижаетесь, уже давно нет. Вы говорите о покойнике и живете с покойником в душе своей. Посмотрите, кто сейчас рядом с вами. Разве этот человек сделал вам что-нибудь плохое?» Довольно часто простить — это значит засунуть свою обиду в дальний ящик. Многие так складывают свои обиды и при недоразумениях вытаскивают всю пачку, присоединяют к ней последнюю и трясут ею перед провинившимся партнером.
Обидчивые! К вам мое слово! Не будьте так жестоки! Не приговаривайте своих партнеров к пожизненному заключению. Ведь даже преступник, после того как он отбыл наказание в тюрьме, считается чистым перед обществом. Да и тот, который вас обидел, возможно, уже умер, а вы обвиняете ни в чем неповинного человека, у которого с тем, кого вы обвиняете, могут быть общими только фамилия, имя и отчество. А если он точно такой, как тот, который вас обидел, так не живите с ним, но не вспоминайте обид. Себе же хуже делаете.
Итак: выкинь покойников из мавзолея своей души и разрушь мавзолей!

80. Не будь Кощеем Бессмертным — держи свою душу при себе.
Еще одна формулировка пожелания жить для себя. Доводы могут не помочь, а вот если человек прочувствует, что он Кощей Бессмертный, может быть, постарается вернуть свою душу себе.
Для разъяснения тезиса привожу свою статью «Хорошо ли жилось Кощею Бессмертному?»
«В детстве я очень завидовал Кощею Бессмертному по двум причинам. Во-первых, он был худым, а меня дети дразнили за мою полноту; во-вторых, он был бессмертным, а мне умирать не хотелось. Сейчас я ему уже не завидую. Я стал регулярно заниматься спортом и похудел. Бессмертие я себе обеспечил тем, что у меня есть дети и внуки. Кроме того, я написал несколько книг, которые многим нравятся, а некоторым принесли пользу. А Кощея все-таки убили, да и память о нем осталась худая, как об образце жестокости и коварства.
Кроме того, психологический анализ показывает, что сама внутренняя жизнь Кощея была полна переживаний, а неприятностей у него хватало, так как врагов было много. Но самым тяжким моментом было то, что ему все время необходимо было беспокоиться о своей Смерти.
Поместил он ее, как вы помните на острие иглы, иглу — в яйцо, яйцо — в утку, утку — в зайца, зайца — в сундук, сундук — на вершину большого дуба, который рос на неприступной для человека горе, но смерти все равно не избежал. Помогли друзья Ивана-царевича, которых в свое время он спас от гибели. Медведь раскачал дуб, сундук упал и разбился. Зайца догнала и разорвала лиса, вылетевшая из него утка была уничтожена селезнем, а выпавшее в море яйцо принесла Ивану-царевичу рыба. Ему осталось только разбить яйцо и надломить кончик иглы. Ничего не подозревающий Кощей, занятый совсем другими делами (он в это время распивал чаи с Бабой Ягой), погиб в страшных мучениях.
Что же хранилось на кончике иглы? В сказке указано, что смерть. Но по верованиям наших предков смерть наступает тогда, когда душа отлетает от тела или вообще от места ее хранения. Поэтому можно утверждать, что на кончике иглы размещалась душа Кощея Бессмертного. Вот почему он погиб, как только его душа (кончик иглы) отделилась от тела (от самой иглы).
Я уже не раз писал, что сказки любят не только дети, но и взрослые, и не за ложь сюжета, а за психологическую правду, которая в ней заложена. Но, к сожалению, эту правду нелегко извлечь из сказки, еще труднее направить ее на пользу себе и людям. А правда сказок заключается в том, что и в реальной жизни встречаются герои сказок. Распознать их бывает трудно, ибо Кощей Бессмертный может быть вполне упитанным джентльменом или привлекательной полноватой женщиной.
Так вот Кощеи Бессмертные встречались мне чаще всего и выглядели весьма благородно. Во многом это были достойные люди. Выявить Кощея Бессмертного очень просто. Задайте человеку вопрос, ради кого или ради чего он живет. Я провел большое исследование на более чем 10 000 человек и установил, что только 8 % живут для себя, т.е. Кощеями не являются. Остальные живут преимущественно ради детей (53%), родителей (23%), дела (10%), мужа или жены (5%), одним процентом назывались прочие причины. Таким образом, 92% оказались психологическими Кощеями Бессмертными, т.е. они живут не ради себя, нарушая и Законы Жизни, и Законы Божьи (прежде всего заповедь «Не сотвори себе кумира»). Каковы же шансы на счастье у этих людей?
Предположим, что человек живет ради родителей. Нетрудно сообразить, что его ждет трагедия. По Законам Жизни родители уходят раньше детей. Но и жить такой человек спокойно не может. Одна моя пациентка Настолько любила отца и восхищалась им, что у нее возникли трудности в выборе спутника жизни, затем развился невроз навязчивых состояний. У нее обострялся навязчивый страх смерти тогда, когда отец уезжал в командировки. Он был крупным бизнесменом. По роду своей деятельности должен был довольно часто уезжать из дома. Из-за болезни дочери ему приходилось отказываться от некоторых поездок, что привело его к большим убыткам и затрудняло жизнь.
Еще один пример.
У одного моего пациента был культ матери. «Мама в первую очередь», «Мама не должна волноваться», «Что скажет мама» и т.п. Каждый день, возвращаясь домой, в 22.00 он звонил ей, сообщая, что он уже прибыл домой, чтобы она не волновалась. Мать привыкла к этим звонкам, и если звонка не было, то она посылала телеграмму-молнию (они жили в разных городах. А вам нетрудно понять, что и она была Кощеем Бессмертным). Иногда телефон дома не работал, и он вынужден был ехать на другой конец города, на междугородный переговорный пункт сообщать, что он благополучно прибыл домой. Нелепость! Он был неплохим изобретателем и выдвинул перспективную идею. Собралась перспективная группа. Им приходилось задерживаться на заводе, работать по вечерам, иногда оставаясь на ночь. Междугородной связи в цеху, где они оставались работать, не было. Он вынужден был уходить к 22.00. Вскоре его исключили из группы. А через некоторое время за это изобретение всей группе была присуждена Государственная премия. Трудно не заболеть в такой ситуации! Кстати, первая жена от него ушла.
Не лучше складывается жизнь у тех, кто живет ради детей. Нетрудно сообразить, что в соответствии с Законами Жизни дети рано или поздно покинут родителей, и человека, который живет ради детей, ждет трагическая судьба. Да и само течение жизни не доставляет большого удовольствия, да и детям несладко. Типичным типом такого Кощея является Заботливая Мать. Ведь ее душа в ребенке, и она, заботясь о своей душе, кутает его, не разрешает уходить далеко от дома, растит в оранжерейных условиях. Чем старше становится такой ребенок, тем более наглядной становится его неприспособленность к жизни, и число тревог растет. Именно такие родители придумали пословицу «Малые дети спать не дают, а большие жить не дают». Хотя на самом деле это Кощеи Бессмертные не дают жить своим детям. И при этом утверждают, что живут для детей. Их лозунг: «Я все сделаю для того, чтобы ты был счастлив (здоров), при условии, если ты останешься несчастным (больным)».
Кстати, все Кощеи чувствуют себя старыми, больными и одинокими (а с ними жить невозможно, ибо они внедряют в партнера свою душу, которая и управляет теми, ради которых они живут, или их душа где-то в другом месте)…
Любому врачу знакомы Кощеи Бессмертные, которые живут ради их заболевших родственников. Они не годятся даже в сиделки, ибо от волнения не могут подать воды, перестелить простыню или умыть своего больного родственника.
Если человек живет ради мужа (жены), это уже немного лучше. Но это тоже ненадежное основание для жизни. Разводы у нас не редкость, да и на тот свет одновременно не уходят.
Мне много приходится заниматься семейным консультированием. Кощеизм особенно заметен в бракоразводном процессе. Тогда становится ясно, что уже в момент зарождения семьи Кощей вкладывал собственную душу в своего супруга(-у). Чаще жена живет ради мужа, воспитывая его, доводя его до необходимых ей «кондиций». Когда он «вырастает», естественно, он уходит от нее, забирая, сам того не желая, ее душу. Вот одно из типичных заявлений Кощея: «Я его (ее) люблю. Я без него (нее) жить не могу». Иногда происходят шантажные заявления или попытки совершить самоубийство. Собственно, Кощею наплевать на партнера. Его не интересует, каково с ним жить. А жить с ним тяжело. Ведь он без души. Душа его в партнере!
Еще один пример.
Двадцать лет, со слов моей пациентки, они жили «душа в душу». Она, пианистка, творческая личность, считала, что облагодетельствовала своего мужа, «грубого военнослужащего», выйдя за него замуж, обтесывая его, «мужлана», вкладывая в него всю душу, создавая ему соответствующий имидж. Благодаря такой работе он смог достичь больших чинов и материального благополучия. Она сама признавалась, что «каталась как сыр в масле». Кроме того, она периодически устраивала «сцены» своему мужу за то, что он не хотел, чтобы ее душа была в нем. Например, не хотел слушать классическую музыку. Случилось так, что он познакомился с женщиной, с которой у него сложились деловые отношения. Эта женщина стала заботиться о нем. Покупала ему небольшие подарки, то рубашку, то галстук, то запонки. Ему было это и странно и приятно, ибо такой заботы о себе он никогда не видел, но зато ему часто говорила супруга, как ему повезло с такой яркой женой. Когда муж поставил вопрос о разводе, то супруга заявила, что без него она жить не сможет и покончит жизнь самоубийством. (Видимо, ее характер имел истерическую акцентуацию, которая и привела к истерическому неврозу. С последним она, скорее всего, и попала на прием к Михаилу Ефимовичу; Ю.Л.).
Еще один вариант кощеизма в семейной жизни — жить для мужа. Его хорошо описал А.П.Чехов в письме Рауля Синей Бороды «Мои жены».
«Маленькая брюнетка с длинными кудрявыми волосами и большими, как у жеребенка, глазами. Я был тронут смирением и кротостью, которыми были налиты ее глаза, и умением молчать — редкий талант, который я ставлю в женщине выше всех артистических талантов. Это было недалекое, ограниченное, но полное правды и искренности существо. Она смешивала Пушкина с Пугачевым, Европу с Америкой, редко читала, никогда ничего не знала, всегда всему удивлялась, зато за все время своего существования она не сказала сознательно ни одного слова лжи, не сделала ни одного фальшивого движения. Сила кошачьей любви вошла в поговорку, но держу пари, на что хотите, ни одна кошка не любила так своего кота, как любила меня эта крохотная женщина. Целые дни, от утра до вечера, она неотступно ходила за мной и, не отрывая глаз, глядела на мое лицо, словно на моем лбу были написаны ноты, по которым она дышала, двигалась, говорила… Дни и часы, в которые ее большие глаза не видали меня, считались безвозвратно потерянными, вычеркнутыми из книги жизни. Глядела она на меня молча, восторгаясь и изумляясь… Никогда не едал я того, что умели приготовлять ее пальчики. Пересоленный суп она ставила на высоту смертного греха, а в пережаренном бифштексе видела деморализацию маленьких нравов. Подозрение, что я голоден или недоволен кушаньем, было для нее одним из ужасных страданий… Но ничто не повергало ее в такое горе, как мои недуги. Когда я кашлял или делал вид, что у меня расстроен желудок, она, бледная, с холодным потом, ходила из угла в угол и ломала пальцы… Мое самое недолгое отсутствие заставляло ее думать, что я задавлен конкой, свалился с моста в реку, умер от удара… Когда я после приятельской попойки… располагался на диване, никакие ругательства, ни даже пинки не избавляли меня от глупого компресса на голову, ватного одеяла и стакана липового чая!
Золотая муха только тогда ласкает взор и приятна, когда она летает перед вашими глазами минуту, другую и… потом улетает в пространство, но если она начинает гулять по вашему лбу, щекотать лапками ваши щеки, залезать в нос — и все это неотступно, не обращая внимания на ваши отмахивания, то вы, в конце концов, стараетесь поймать ее и лишить способности надоедать. Жена была именно такой мухой. Это вечное заглядывание в мои глаза, этот постоянный надзор за моим аппетитом, неуклонное преследование моих насморков, кашля, легкой головной боли заездили меня. В конце концов, я не вынес… Да и к тому же любовь ко мне была ее страданием. Вечное молчание, голубиная кротость ее глаз говорили за ее беззащитность. Я отравил ее…»
Так какой же выход? Ради кого стоит жить? Послушайте А.С.Пушкина!

Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?

Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?

Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтимый мой читатель!

Предмет достойный: ничего
Любезней, верно, нет его.

Тем, у кого душа не на месте, т.е. не при вас, я могу посоветовать вернуть ее себе, полюбить себя и жить для себя.
Подробно я писал об этом в книге «Как узнать и изменить свою судьбу».
Итак: не будь Кощеем Бессмертным — держи свою душу при себе.

Вы читали третью часть статей, посвященных афоризмам Михаила Литвака. Четвертую статью на данную тематику Вы можете прочесть в заметке «Читать Принцип Сперматозоида».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.