Принцип Сперматозоида. Афоризмы и цитаты Михаила Ефимовича Литвака для внутреннего употребления. Часть 2

Афоризмы для себя 2
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Я продолжаю статьи на тему афоризмов Литвака для внутреннего употребления, взятых из книги «Принцип Сперматозоида. В общей сложности она содержит более 600 афоризмов, цитат и правил, описывающих Законы Жизни.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Также я выбрал неповторяющиеся афоризмы из других книг Михаила Ефимовича и размещу их в последних статьях данной рубрики.

А сейчас передаю слово Михаилу Ефимовичу:
22. Есть много причин, препятствующих счастью, но три из них основные — страх, зависть и чувство вины. И все они в самом человеке.
Страх делает человека духовным мертвецом. Сенека говорил, что вещами можно спокойно обладать, если не боишься в любой момент их потерять. От себя могу добавить, если ты что-то боишься потерять, то ты это уже потерял. Я боюсь потерять хрустальную вазу, прячу ее в шкаф, не пользуюсь ею и тем самым теряю ее. Тот, кто боится потерять жизнь, тот уже мертв. У некоторых моих пациентов навязчивый страх смерти. Я их успокаиваю примерно так: «Не бойтесь умереть. Как личность вы уже мертвы. Давайте будем воскресать». Умным помогает сразу. Они тут же начинают правильно пользоваться жизнью и начинают идти в гору. А когда идешь в гору, некогда думать о смерти. Думаешь, как бы подняться на вершину. Кстати, когда идешь в гору, добиваешься своей цели, меньше думаешь, как ты выглядишь.
Зависть убивает человека, потому что он перестает жить своей жизнью, т.е. теряет самого себя, и начинает жить жизнью того, кому завидует. Не завидуют те, кто занимается своим личностным ростом и больше следит за своими делами, чем за делами других. При таком подходе обязательно будут успехи и будут основания для радости. Ведь если вы будете чем-то заниматься систематически и методично, не может же быть такого, чтобы со временем вы не стали делать это дело лучше!
(Поэтому любые, пусть даже самые незначительные успехи необходимо фиксировать в своем психологическом дневнике. Делать это следует для того, чтобы в дальнейшем, когда у Вас возникнет желание сравнивать себя с другими (особенно вышестоящими и добившимися в жизни больших успехов, нежели Вы (с Вашей субъективной точки зрения), а потому ставшими объектом Вашей зависти), можно было перечитать свои успехи, записанные в дневник. Таким образом, у Вас моментально появится возможность сравнить Себя Тогдашнего с Собой Теперешним. Как только Вы увидите свой прогресс (ведь раньше, до ведения дневника и методичной работы над собой, у Вас таких успехов не было, следовательно, прогресс есть), это поможет Вам успокоиться и перестать завидовать другим: так как личностный рост у Вас идет, следовательно, все в порядке; Ю.Л.). Но зависть можно и использовать: узнать, какую способность мы не развили. Зависть может правильно организовать вашу деятельность. Просто нужно добиться того, что имеет человек, которому вы завидуете. Неудачи не будет. Раз вы завидуете, то, следовательно, у вас есть способности, которые смогут привести к желаемому. Я не завидую певцам. У меня нет слуха и голоса, и нет желания стать певцом. А вот математикам я завидовал. Но зависть сразу же прошла, когда освоил высшую математику.
Чувство вины возникает у тех, кто мнит себя Богом или живет по чужим правилам. Виноватым может быть только Бог. Он все знает, он все может предвидеть. Поэтому необходимо избавиться от неосознаваемой мысли, что ты — Бог, и жить по правилам, которые сам выработал на основании собственного опыта. У здорового человека при неудачах возникает только чувство досады. Тогда начинаешь думать, искать свои ошибки и усовершенствовать правила, по которым живешь.
Если моя книга вам не понравится, вы меня будете критиковать, делать замечания — мне будет досадно, но чувства вины я испытывать не буду — я ведь не Бог! Просто еще раз переделаю эту книгу.
Итак: есть много причин, препятствующих счастью, но три из них основные
страх, зависть и чувство вины. И все они в самом человеке. (По каждой из этих отрицательных эмоций я сделаю отдельную статью; Ю.Л.).

23. Счастье — вещь тяжелая, и когда оно сваливается на слабого, то в лучшем случае, оно с него скатится, в худшем — раздавит.
Дорогие читатели! Представьте себе, что все то, о чем вы мечтаете, свалилось с неба к вашим ногам или на вас! Выдержите ли вы и сможете ли унести? Этот вопрос я задаю студентам. Там я его конкретизирую и предлагаю им представить такую ситуацию: «Вы мечтаете стать заведующим кафедрой, клиникой, ректором университета или министром здравоохранения. Вам вдруг предложили эту должность. Ясно, что это предложение вы принять не можете. И счастье с вас соскользнет. Копите силы. Станьте сильными». (Принять предложение на высокую должность, конечно, можно. Но тогда возникает вопрос: «Как грамотно управлять клиникой или заведовать кафедрой, если нет соответствующих навыков?» Очевидно, что никак. Поэтому в лучшем случае студента ждет увольнение, в худшем – либо психика не выдержит перегрузок, и он попадет в больницу, либо он нарушит Закон Жизни (суть принципа сперматозоида): например, возьмет взятку, – и попадет в тюрьму; Ю.Л.).
Счастья в жизни много, но часто не хватает сил, чтобы его вынести. Ученые утверждают, что все счастье и все несчастья находятся в самом человеке. Отсюда вывод: обстоятельства могут быть благоприятными только для счастливого человека. Те же обстоятельства несчастного человека сделают еще несчастнее. Станьте счастливым, и счастье вас найдет!
Как это сделать? — Дорасти до самого себя! Подробности в книге «Если хочешь быть счастливым».
Итак: счастье — вещь тяжелая, и когда оно сваливается на слабого, то в лучшем случае оно с него скатится, в худшем — раздавит.

24. Способность любить и хорошо переносить одиночество — показатель духовной зрелости. Все самое лучшее мы делаем, когда находимся в одиночестве.

25. Духовно пустой человек плохо переносит одиночество и общается, чтобы брать.

26. Духовно зрелый человек хорошо переносит одиночество и общается для того, чтобы отдать.

27. Плохо переносит одиночество тот, кто противен сам себе. Он идет в общество и думает, что другим он не будет противен. Глубокое заблуждение!

28. Одиночество для человека, как вода для кита, а общение — как кислород. И если от одиночества нельзя избавиться, то его следует использовать.
Афоризмы 24-28 могут вызвать несогласие у тех, кто плохо переносит одиночество. Лучше, если они вызовут легкую грусть по поводу собственной пустоты и сильное желание заполнить ее интенсивной работой над собой. Ведь все ценное, что есть в нас для нас и для других, наработано нами тогда, когда мы находились в одиночестве. Если одиночество правильно использовано, то целью общения становиться не только ВЗЯТЬ, но и ДАТЬ. Тот, кто мучается от одиночества, как правило, не имеет ничего, чтобы мог дать. Тех, кому нравится моя книга, я хочу спросить: «Как вы думаете, когда я ее писал, сколько людей было вокруг меня?» (Люди, которые плохо переносят одиночество, имеют сильный голод на общение, удовлетворить который можно только в случае правильной коррекции своей личности – когда они разовьют себя, то автоматически станут интересными и себе (будут легче переносить одиночество), и другим. Подробнее об этом я написал в статье «Общение по Берну»; Ю.Л.).

29. Ставь только самые высокие, большие, но реальные цели, ибо к маленькой цели ведет только один путь, а к большой цели — много путей.
Вся беда невротичных натур заключается в том, что они ставят цели или слишком маленькие или нереальные. Когда цель маленькая, то ее мешают выполнить обстоятельства, а когда нереальные — то сам Господь Бог. Небольшой пример. Выпускница школы мечтала стать модельером верхней женской одежды, но мать настаивала на том, чтобы она поступила в мединститут, иначе отказывалась финансировать ее учебу. В семье назревал скандал. В процессе психологического тренинга мы предложили мечтать о том, чтобы стать хозяйкой салона типа «Моден Бурда». Тогда поступление в мединститут становилось желательным, ибо для того, чтобы осуществить эту мечту, необходимо знать анатомию. Она решила, что во время учебы сможет заниматься моделированием, обшивая однокурсниц. Занятия психологией общения оказались ей тоже необходимыми для того, чтобы управлять людьми, интенсифицировала она и свои занятия английским языком. Под моим руководством она выполнила две научные работы по психологии управления, а желание стать модельером верхней одежды у нее пропало. К моменту выхода первого издания этой книги она уже поступила в медицинский университет, и я писал: «Не знаю, станет ли она врачом-психотерапевтом, но в том, что ее судьба сложится счастливо, не сомневаюсь». Сейчас я рад, что мои предсказания сбылись. Во время учебы она активно занималась научной работой. Когда училась на втором курсе, ее доклад был принят на международный съезд психотерапевтов. Она все время подрабатывала, используя знания психологии, которые приобрела, учась еще в школе. На 4-м курсе вышла замуж за такого же активного молодого человека. У нее уже растет сын. Она увлеклась психосоматической проблемой и практически подготовила диссертацию, работая в кружках на кафедрах терапии и хирургии. Сейчас она уже окончила медицинский институт и ординатуру.
Ученым я советую стремиться получить Нобелевскую премию, бизнесменам — стать самыми крупными предпринимателями в своей отрасли, спортсменам — стать чемпионами мира, политическим деятелям — президентами, и т.п. И не беда, если вы не достигните этой цели. Вы приобретете так много навыков, что все равно из вас получится что-то хорошее. Я пытаюсь получить Нобелевскую премию. Пока ее не получил. Да и не получу, но двадцать книг уже опубликовал. Тоже неплохо!
К нереальным целям относятся желание перевоспитать другого человека, никогда не ошибаться, всегда и во все времена пользоваться успехом, всегда всем нравиться, всегда быть на высоте, и т.п.
(Блестящий афоризм Литвака! До 23.5 лет я фактически жил без цели. Максимум, о чем мечтал – это защита кандидатской диссертации, работа преподавателем и создание семьи с хорошей девушкой. Но в конце лета 2009 года я попал к замечательному Учителю в компанию, занимающуюся сетевым маркетингом (МЛМ). Именно тогда я нашел свою Цель в Жизни – помогать людям. В дальнейшем я понял, что сделать это можно не только при помощи МЛМ. Так, для реализации поставленной цели была выбрана психотерапия. Но я не мог помочь другим до тех пор, пока не помог себе, а когда помог (вышел из своего невротического сценария) – то и другим начал оказывать посильную помощь, двигаясь, тем самым, к выполнению своей цели. Прекрасно осознаю я и тот факт, что, в конечном итоге, цель моя не достижима (как и для Литвака получение Нобелевской Премии), поскольку Всем 7 млрд. людей помочь я никак не смогу – это невыполнимо даже чисто физически, не говоря уже о тех, кто откажется или не будет нуждаться в моих услугах (и таких людей будет немало). Однако данный факт меня совершенно не огорчает, ведь я точно знаю, чему посвящу ближайшие лет 80-90, а может быть, если Бог даст, то и 120 лет своей жизни:); Ю.Л.).
Итак: ставьте только самые высокие, большие, но реальные цели.

30. И в сексе, и на производстве намечай больше, но на первых этапах довольствуйся и малым.
Афоризм навеян мыслями психотерапевта И.М.Литвака, который считает, что у человека должно быть две программы: программа-минимум и программа-максимум. Если у человека есть только программа-максимум, то его реальная жизнь будет очень тяжелой, и он просто не доживет до того светлого будущего, которое намечено программой-максимум. У нас вся страна жила светлым будущим в эпоху социализма, не имея программы-минимум. А если человек имеет только программу-минимум, то он теряет направление и крутится на месте.
Такой подход хорош и при выборе работы. Берись за любую интересную работу независимо от того, какой она дает доход. В общем, все или хотя бы что-нибудь.
Итак: намечай великое, но довольствуйся и малым.

31. Не ищи грибы, а ищи лес, где они водятся. Там грибы сами найдутся.
Совет тем, кто хочет удачно устроить свою личную жизнь. Нельзя искать суженого на дискотеках, балах и гуляньях. Его можно найти на производстве, научной конференции, на соревнованиях профессионалов и пр. Очень хорошо, если с ним сотрудничаешь. (Раньше я тратил много времени, надеясь встретить свою любовь на сайте знакомств. Однако несколько месяцев назад я прекратил эти бесплодные попытки – психологический уровень развития девушек с сайта был таков, что максимум, кем они могли для меня стать – это, в лучшем случае, клиентками, в худшем – пациентками, причем уже не моими, а психоневрологического диспансера; Ю.Л.).
Итак: не ищи грибы, а ищи лес, где они водятся. Там грибы сами найдутся.

32. Не гонись за счастьем, а найди то место, где оно водится. И счастье само тебя найдет. Могу подсказать то место, где водится твое счастье, — это ты сам. А путь к нему — максимальное развитие всех своих способностей.

33. Стань тем, кем ты должен стать, — и счастье тебя найдет.

34. Человек должен стремиться стать «самым-самым лучшим…» (Врачом, писателем, поваром, инженером, столяром и т.п.).
Для этого нужно много усилий, но нет никаких гарантий, что ты станешь самым-самым… Есть только один гарантированный способ «стать самым, самым…» — ничего не делать. Но станешь ты «самым-самым…» несчастным. (От невротических личностей часто можно услышать: «Я самый несчастный человек!» Акцент при этом делается на слово Самый. И действительно, ведь Самым Счастливым стать гораздо труднее, чем Самым Несчастным. На мой взгляд, это нечестный способ удовлетворения чувства собственной значительности. Впрочем, большинство невротиков считают по-другому; Ю.Л.).
Афоризмы навеяны мыслями В. Франкла, который рассматривал счастье, успех, авторитет, радость как побочный продукт правильно организованной деятельности. А для тех, кто ставит цель всего этого достигнуть, они, как линия горизонта, при приближении к ним удаляются.
Итак: человек должен стремиться стать «самым-самым лучшим…» (врачом, писателем, поваром, инженером, столяром и т.п.).

35. Солдату надо мечтать стать генералом не для того, чтобы стать генералом, а для того, чтобы быть хорошим солдатом.
Афоризмы 30-35 — это как бы дополнение к афоризму 29. Разъясню только последний. Думаю, что это будет полезно и другим, чем-то похожим на одного из моих подопечных. Послушайте его рассказ.
«Меня воспитывали в духе «плох тот солдат, который не мечтает стать генералом». Мною он был понят как «стань генералом». И став студентом мединститута, я выбрал теоретическую кафедру не потому, что мне нравился предмет, а потому что, как я и мои близкие считали, там можно было быстрее стать генералом, т.е. доктором наук и профессором. Не буду описывать всю тягомотину неинтересных экспериментов, хотя успехи у меня были. Я почти написал диссертацию, но, к счастью (это я теперь говорю «к счастью», тогда для меня это было большое горе), меня не приняли в аспирантуру, что, в конечном итоге, привело меня на клиническую кафедру. Но, к сожалению, осталось «желание стать генералом». Тему для научной работы я выбрал, связанную с дерьмом в прямом и переносном смысле слова: я исследовал микроэлементы в моче, кале, крови и спинномозговой жидкости у дефектных больных. Когда диссертация была уже готова, ВАК, разобравшись, запретил принимать такие темы к защите (и в годы застоя бывали правильные решения). Я тоже много пережил, но потом с помощью УЧИТЕЛЕЙ понял, что МЕЧТАТЬ стать генералом надо лишь для того, чтобы БЫТЬ хорошим солдатом. А быть всегда легко! И только после этого ко мне стали приходить сами по себе знаки отличия. И если я еще не «генерал», т.е. не доктор наук, то это только потому, что, став хорошим солдатом, я не имею времени для добывания генеральских погон. Но меня это не волнует, кроме того, сейчас у меня совсем другие, более высокие цели, которых можно добиться и без «генеральского» звания». Так я писал о нем в первом издании. К моменту выхода этого издания он уже имеет практически все «генеральские отличия», которыми отмечают научную работу. Он даже является академиком одной из наших академий.
Итак: солдату следует мечтать стать генералом не для того, чтобы стать генералом, а для того, чтобы быть хорошим солдатом.

36. Даже если только хочешь остаться на месте — расти!
Можно долго не объяснять. Жизнь идет вперед, и если ты не растешь, то останешься позади. Если бы это знали те, кого увольняют с работы, от кого уходят мужья и жены, друзья и дети! Когда растешь, то меняешься сам и тем самым можешь поддержать к себе интерес. (На одном из семинаров Михаил Литвак привел на эту тему интересный пример из жизни: его знакомый по институту, профессор и проректор по научной работе, не умел пользоваться мобильным телефоном. Более того, не хотел этому учиться. Как следствие, своего мобильника не имел. Однажды ему необходимо было присутствовать на защите кандидатской диссертации в качестве оппонента. Защита проходила в другом городе. Добирался профессор самолетом, который вследствие непогоды вынужден был приземлиться в другом аэропорту. Не имея под рукой средств связи, профессор вынужден был три часа искать телефон. Разумеется, попортил нервы и себе, и другим членам ученого совета. В итоге, защита была перенесена на более поздний срок. Таким образом, профессор ввел в лишние затраты времени и денег всех членов совета и самого соискателя ученой степени. Как в заключение сказал Литвак: «Нет, хуже он не стал, но он стал хуже – отстал от жизни». Пригласят ли его второй раз на роль оппонента? Не думаю; Ю.Л.).
Итак: даже если только хочешь остаться на месте — расти!

37. Когда критикуешь гения, подумай, может быть, ты его просто не понимаешь.
Больше говорю это себе и своему поколению. Нас приучили критиковать психоаналитиков, генетиков, так называемых буржуазных философов, вейсманистов-морганистов и т.п., не читая их работ. Так, генетику, психоаналитическую психотерапию и кибернетику мы называли «продажными девками» империализма. Потом выяснилось, что они вполне приличные и респектабельные дамы. Так что критикуем мы очень легко, охотно и с грохотом. Только кого? Не себя ли?
Когда я понял, что одного диплома мало, нужно еще и образование, я стал его добывать. Читая гениев, я по инерции их продолжал критиковать. Но когда я стал их перечитывать, уже имея хоть небольшое, но все-таки образование, до меня дошло, что это не гении ошибались, а я просто их не понимал. Сейчас я пришел к глубокому убеждению, что гении не ошибаются. Они иногда просто не все делают, но это только потому, что в те времена, в которых они жили, не было условий сделать то, что можно сделать сегодня. Как можно обвинять Демокрита за то, что он не описал структуру атомного ядра? Ведь тогда еще не было соответствующего оборудования! Спасибо ему за высказанную мысль. И, слава Богу, что гении не все сделали! Что-то новое, может быть, удастся сделать и нам! В общем, взбираясь на гору, которую создал гений, возьми себе то, что тебе нужно для построения собственной горы, а остальное не трогай.

(Уважаемые Читатели, хочу сделать краткое лирическое отступление, чтобы Вы немного отдохнули от чтения афоризмов Литвака. После смерти моей тети, кандидата психологических наук, мне достался ряд книг по советской психологии. Каких только перлов я там не встречал. Так, название одной из книг гласило: «Неофрейдизм в поисках «Истины» (автор В.И.Добреньков, 1974 год), далее крупными буквами и на видном месте обложки красовалась надпись: «Против буржуазной идеологии». Уже на первой странице с гордостью было выведено: «Иллюзии и заблуждения Эриха Фромма». Вдаваться в подробности данного 145 страничного изобличительного трактата я не буду, но повеселил он меня здорово. Я понимаю, что в то время проще всего было защитить диссертацию, раскритиковав великих ученых «гнусной буржуазии». Плохо другое – люди во все это действительно Верили. Одни (писатели типа Добренькова) верили в то, что пишут, другие (читатели книг наподобие «Неофрейдизма в поисках «Истины») – в то, что читают. Более того, взгляды великих зарубежных психотерапевтов того времени были изложены в работах советских психологов в сильно искаженном варианте. Так, в книге Добренькова были переданы не взгляды Эриха Фромма, а взгляды Добренькова на то, как ОН Понял Фромма. При этом в качестве критики взглядов последнего автор приводит маленькие кусочки фраз, вырванные из контекста книг «гнусного буржуя», которые совершенно не отражают всю глубину учения о неофрейдизме, и, таким образом, делают абсолютно невозможными адекватное восприятие информации советским читателем, не знакомым с оригинальными трудами немецкого психолога. Поэтому то, что написал Фромм, и то, как понял его Добреньков — это, как говорят у нас в Одессе, две Большие разницы.
А вот некоторые выдержки из книги профессора Петровского «Общая Психология»:
1) «Можно ОТВЛЕЧЬСЯ (здесь и далее выделено мною; Ю.Л.) от предметов, вызывающих нежелательные эмоции (страх, смущение, злоба и т.д.), и тем самым их ОСЛАБИТЬ». Профессор Петровский может рассказать о своем удивительном открытии в области полного контроля и управления собственными эмоциями больным неврозом навязчивых состояний – отвлекаешься от страха смерти – и его как не бывало! А еще можно кроссворды поразгадывать – тоже, говорят, от навязчивостей хорошо помогает. По крайней мере, такой совет дала одна домохозяйка своему другу, который страдал навязчивым страхом сойти с ума. Скорее всего, ее советом он не воспользовался, поскольку болеет до сих пор. А ведь какая была возможность вылечиться! Но продолжу выдержки из книги Петровского: «Еще большее значение для эмоциональной СДЕРЖАННОСТИ имеет переживание высоких чувств, характеризующих моральный облик личности: чувства КОММУНИСТИЧЕСКОГО ДОЛГА, ДОСТОИНСТВА СОВЕТСКОГО ЧЕЛОВЕКА». Без комментариев. Действительно, чтобы сформировать у себя чувство коммунистического долга, эмоции надо сдерживать. – А то, действительно, не дай Бог, вдруг еще прорвутся :).
2) «Одним из ведущих чувств советского человека является ЧУВСТВО ДОЛГА. Основу его составляет понимание и переживание потребностей нашего общества, превращающееся в настоятельное побуждение делать то, чего ТРЕБУЮТ жизненные интересы СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА И КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ». И вновь без комментариев.
3) «Чувство СОВЕТСКОГО ПАТРИОТИЗМА основано на осознании превосходства СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ над КАПИТАЛИСТИЧЕСКОЙ, КОММУНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ НАД БУРЖУАЗНЫМ». А я-то, дурак, наивно полагал, что чувство патриотизма основывается на помощи себе (когда становишься профессионалом экстра-класса) и, как следствие, своей стране (ведь если ты профессионал, твоими услугами захотят воспользоваться и в других странах – тем самым ты привлекаешь денежный поток из других стран в свою, выплачивая государству соответствующие налоги). Но профессору Петровскому, конечно, Виднее.
4) «В развитии ТОВАРИЩЕСКИХ ЧУВСТВ решающее значение имеет КОММУНИСТИЧЕСКОЕ отношение к ТРУДУ, а вместе с ним КОЛЛЕКТИВИЗМ – МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ передового трудящегося человека, противоположная ИНДИВИДУАЛИСТИЧЕСКОЙ ОБОСОБЛЕННОСТИ личности от общества, ЧУЖДАЯ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЮ ЛИЧНЫХ ИНТЕРЕСОВ ОБЩЕСТВЕННЫМ». Долой индивидуальность! Да здравствует стадо! Мы же Патриоты, черт побери :).
5) Товарищеские отношения своим высшим проявлением имеют ЧУВСТВО ДРУЖБЫ … НАСТОЯЩЕЕ ЧУВСТВО ДРУЖБЫ связано с ВЫСОКОЙ ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬЮ К ДРУГУ. (Будем помнить, что для психологически зрелой личности свойственна требовательность к себе, для психологически незрелой – требовательность к другим; Ю.Л.). ИМЕННО В ЭТОМ, а не во ВЗАИМНОЙ АМНИСТИИ ОШИБОК проявляется ВЗАИМОПОМОЩЬ В ДРУЖБЕ». Читая эти строки, я одновременно прозревал и ужасался: ведь это пишет не дворник дядя Вася, а профессор психологии! Уважаемые Читатели, на мой взгляд, в подробных комментариях эти отрывки не нуждаются. Честно говоря, до прочтения данной книги, о Таких Высших Человеческих чувствах, как Долг, Любовь к Партии и т.д. я даже не догадывался. Все-таки хорошо было жить в Советском Союзе :); Ю.Л.).
Итак: когда критикуешь гения, подумай, может быть, ты его просто не понимаешь!

38. Если ты сделал открытие, жди освистывания. Верно и обратное: если тебе рукоплещут, следовательно, открытия нет.
Навеяно высказанной кем-то мыслью о том, что история всех великих открытий проходит три стадии: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда. В этом что-то есть. Только так и должно быть». Не присутствовал при разговоре изобретателя автомобиля с чиновником, но убежден, что он проходил примерно так:
Изобретатель: «Вот я придумал повозку, которая может двигаться без лошади».
Чиновник: «Не говорите глупости. Этого не может быть, потому что не может быть никогда».
Я и чиновника не обвиняю. Думаю, что первый автомобиль был менее надежным, чем лошади чиновника.
Афоризм предназначен для молодых (не календарным возрастом, а душой), чтобы не расстраиваться, когда тебя освищут. В приложении прочтите статью, которую написал специально для гениев: «Как стать богатым и знаменитым еще при собственной жизни». А если этого мало, почитайте А.С.Пушкина:

Поэт! Не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минуты шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.

Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд,
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?

Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.

Почему бы нам не последовать совету великого поэта и мудреца.
Итак: если ты сделал открытие, жди освистывания. Верно и обратное: если тебе рукоплещут, следовательно, открытия нет.

39. Иной все сделает для твоего счастья при условии, что ты останешься несчастным.
Э.Берн говорил примерно то же, но относил это к родителям, для которых смыслом жизни стало лечение своих детей. Они жили по лозунгу: «Я все сделаю, чтобы мой ребенок выздоровел при условии, что он останется больным». И если врачу удавалось вылечить их ребенка, они делали все (естественно, неосознанно), для того, чтобы вызвать обострение. Это еще одно предостережение тем, кто пользуется или рассчитывает на благодеяния. Я бы советовал убегать от тех, кто хочет сделать вас счастливым. Есть один только человек, кто это может сделать, — это вы сами.
Еще раньше Ф.Ницше писал, что сорадость, а не соучастие создают друга. Подумайте внимательно, и вы согласитесь со мной, что это так. Один из моих подопечных отметил с горечью, что его успехи оказались ненужными всем его друзьям, которые в его мытарствах оказали ему большую помощь и которые стали ставить ему палки в колеса, когда он достиг большого успеха. Причем делали они это неосознанно. Он на них не обижался. Да разве можно обижаться на то, что принцип сперматозоида действует? Это же ЗАКОН!
Итак: иной все сделает для твоего счастья при условии, что ты останешься несчастным.

40. Знай свое место — и всегда будешь первым.
(Если я работаю преподавателем на кафедре, то Первым мне следует быть для Студентов, но не для всей кафедры. Если я заведующий кафедрой – то Первым должен быть и для своих коллег, и для студентов, которым читаю лекции, но не для всего факультета. Если я декан факультета и одновременно зав. кафедрой, то первым должен быть и в деканате, и на кафедре, и для студентов, но не для всего института и т.д. Разберитесь, на какой ступеньке в своей иерархии Вы находитесь – и станете Первым; Ю.Л.).

41. Не называй дурака дураком, чтобы самому не стать дураком.
И действительно, как только назвал дурака дураком, так и сам стал дураком, ибо связался с дураком.
Итак: не называй дурака дураком, чтобы самому не стать дураком.

42. Не лезь на чужую гору — карабкайся на свою.
Навеяно песней В.Высоцкого «Чужая колея»:

…Делай, как я.
Это значит: не надо за мной.
Колея эта только моя,
— Выбирайся своей колеей.

Совет может пригодиться тем, кто в своей жизни подражает кому-то. Ничего путного не выйдет. Каждый из нас создан в одном экземпляре.
Но можно свою гору насыпать. Как при многоуровневом маркетинге. Я обучаю своих учеников. Мои ученики учат других, те тоже кого-то учат. А меня это поднимает. Это и есть моя гора.
Итак: не лезь на чужую гору — карабкайся на свою».

Вы читали вторую часть статей, посвященных афоризмам Литвака для внутреннего использования и собственного употребления.
В статье «Афоризмы Михаила Литвака» Вы можете прочесть третью часть его афоризмов для собственного использования, взятых из книги «Принцип Сперматозоида».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.