Труд. Вводная статья

Вводная
Здравствуйте, Уважаемые Читатели. Сегодняшней заметкой я открываю новую рубрику под названием «ТРУД». Речь в ней пойдет о том, как сделать свой труд максимально эффективным и качественным без ущерба для здоровья, т.е. о психологии эффективного труда.

Внимание! Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Уважаемые Читатели, Вы имеете полное право сразу же мне возразить: «Неужели для эффективного труда нужна психология? Работай Больше – и производительность, а вместе с нею и эффективность труда будут ВЫШЕ! Допустим, за 1 час работы я выполняю объем в 100 единиц. Тогда, работая 12 часов, я выполняю объем работы в 1200 единиц. А работая 6 дней в неделю вместо 5 и по 12 часов вместо 8 – легко выполняю объем в 7200 единиц. Тогда как, работая всего лишь по 8 часов 5 дней в неделю (т.е. по стандартному рабочему графику), такой же объем (в 7200 единиц) я смогу выполнить только за 9 дней! Поэтому в первом случае эффективность труда на 33% выше! И причем тут Ваша психология?!».
Уважаемые Читатели, если Вы твердо придерживаетесь такой точки зрения, то хочу задать Вам вопрос: «Не страдает ли при таком убойном (а по-другому и не скажешь) графике работы (по 12 часов 6 дней в неделю) Ваше здоровье?». Если Ваш ответ «Нет», то дальше можете НЕ читать. У Вас отменное здоровье и крепкие нервы. Вы способны работать без устали, оставаясь при этом счастливым и наслаждающимся жизнью здоровым человеком.
Однако если от регулярных переработок (которые неизбежно вызывают хронический стресс) Ваше здоровье все-таки ухудшается (т.е. появляются различного рода психосоматические заболевания или обостряется невротическая симптоматика, то ответьте еще на один вопрос: «А стоит ли Ваше Здоровье таких жертв? Стоит ли язва желудка, бронхиальная астма, инсульт, ожирение, депрессия, инфаркт, сахарный диабет, рак, навязчивые мысли или бессонница большой зарплаты, шикарной квартиры или высокого социального статуса?». Если Ваш ответ утвердительный («Да, однозначно, стоят») – то я вновь настоятельно рекомендую Вам как можно скорее закрыть данную статью и не тратить на нее свое время – она всё равно окажется для Вас бесполезной.

Однако если Вы согласны со мной в том, что здоровье все-таки дороже денег, карьеры, статуса и прочих материальных благ, то прочтите, пожалуйста, еще немного и тогда Вам станет понятно, КАК влияет психология эффективного труда и на Вашу производительность, и на Ваше здоровье, и на Вашу зарплату.

С моей точки зрения, человек, который живет в хроническом стрессе, вызванном постоянными переработками, – это плохой работник, во-первых, потому, что он себя НЕ любит, а во-вторых, потому, что работу свою он попросту НЕНАВИДИТ! Ведь она для него является источником хронического стресса. При этом трудоголик напрочь забывает о том, что важно работать не много. Важно работать эффективно. А эффективность выполняемой работы зависит не от продолжительности труда как такового, а от Умения выполнять его Максимально КАЧЕСТВЕННО и Максимально БЫСТРО на протяжении Максимально ДЛИТЕЛЬНОГО количества времени. – Т.е. когда работаешь БЫСТРО и ДОЛГО, а Качество при этом НЕ страдает. Как сказал Роберт Кийосаки, следует задуматься: «Как я могу начать делать то, что я делаю сейчас, но для Большего количества людей, за Большие деньги и при Меньших затратах труда?»
Разумеется, для такой работы необходимы строго определенные НАВЫКИ. Поэтому их наработке и следует посвятить определенное количество своего времени, предварительно определившись с выбором профессии, работы и ее специфики. Так, например, если Вам приходится много работать за компьютером – набирать различные документы или читать большие объемы информации, то настоятельно рекомендую Вам освоить навык быстрой печати на клавиатуре слепым десятипальцевым методом, т.е. не глядя на клавиатуру (например, по методике «Соло на клавиатуре», разработанной российским психологом Владимиром Шахиджаняном) и навык быстрого чтения (например, по методике скорочтения Олега Андреева).
Разумеется, для каждой работы навыки нужные разные. Но если говорить в целом, то при выработке нужных навыков и доведении их до автоматизма, объем работы в 100 единиц можно будет выполнить НЕ за час, а, скажем, за 30 минут и, таким образом, повысить свою эффективность труда в два раза, и, следовательно, выполнить заданный рабочий объем уже не за 12, а всего лишь за 6 часов.
Поэтому психология нам нужна для того, чтобы понять: 1) к чему у нас есть генетическая предрасположенность (задатки и способности); 2) в какой (-их) профессии (-ях) их можно успешно реализовать – как говорил Конфуций: «Найди себе дело по душе, и ты не будешь работать в жизни ни одного дня», и, наконец, 3) какие навыки необходимы для успешного выполнения той или иной работы в рамках выбранной нами профессии. Например, если у Вас есть генетическая предрасположенность к профессии «психолог», то, помимо навыков слепой печати и быстрого чтения, Вам, однозначно, понадобятся навыки психологически грамотного общения, психологически грамотного управления, психологически грамотного консультирования, психиатрической диагностики, самоанализа и т.д. и т.п. Чтобы совсем не уходить в детали, скажу, что подобным образом дело обстоит абсолютно в ЛЮБОЙ Профессии.

Разумеется, всем вышеперечисленным психология эффективного труда отнюдь НЕ ограничивается. Вы спросите: «Так чем же еще она может нам помочь?»
Уважаемые Читатели, я думаю, что многие из Вас уже не раз замечали, что Максимальная Эффективность при непрерывности труда наблюдается на протяжении достаточно небольшого, ограниченного промежутка времени, т.е. не 12 или 6, а, например, всего лишь 3 часов. После этой цифры (для каждого человека и для каждой работы она своя) эффективность трудовой деятельности постепенно начинает снижаться и через некоторое время падает настолько, что продолжать работу уже попросту не имеет смысла. Так вот, с моей точки зрения, одной из ВАЖНЕЙШИХ ЗАДАЧ психологии эффективного труда является умение Четко Отслеживать и Фиксировать время работы, которая идет:
а) без ущерба для здоровья;
б) с Максимальной Эффективностью.

А для этого нам необходимо научиться отслеживать сигналы своего организма: о переработках он сигнализирует нам усталостью, болью, слабостью, разбитостью, снижением концентрации внимания, частыми отвлечениями на посторонние занятия и т.д. Ориентируясь на эти сигналы, Вы с легкостью сможете измерить тот промежуток времени, на протяжении которого эффективность Вашего труда будет максимальной.

Уважаемые Читатели, Вы можете спросить: «А можно ли каким-то образом хотя бы немного увеличить длительность эффективной работы? » Да, разумеется, в каких-либо разумных пределах это вполне возможно. Для этого Вам необходимо, во-первых, познать себя – т.е. изучить свои психические особенности (несколько более подробно я написал об этом в статье «Понятия темперамента и характера»), а во-вторых – избавиться от невротизма, т.е. невротических черт характера, которые мешают нам радоваться жизни. Чем больше от них избавляешься, постепенно наводя порядок в собственной голове и создавая, таким образом, душевную гармонию, – тем дольше и продуктивнее ты можешь работать. Опять-таки, повторюсь, В РАЗУМНЫХ ПРЕДЕЛАХ (работа 6 дней в неделю по 12-14 часов – это НЕ разумный предел, это ТРУДОГОЛИЗМ, неизбежно влекущий за собой явные проблемы со здоровьем).
Теме познания себя и коррекции своего характера я посвятил рубрику «Основная методика», с кратким содержанием которой можно ознакомиться в статье «Системная психотерапия». Поэтому в данной рубрике акцент на характере я делать не буду.

А сейчас я отвечу на самый распространенный вопрос: «Как быть, когда наступает усталость и эффективность работы заметно снижается?» Я рекомендую хотя бы на короткое время радикально поменять род деятельности. Например, если Вы работали за компьютером на протяжении 3 часов подряд, без перерыва и заметно устали, то резоннее всего будет прервать работу и заняться йогой или хотя бы провести общую легкую разминку для тела (поподтягиваться, поотжиматься, поприседать, присесть, сделать пару наклонов в стороны, потянутся вверх), или сходить прогуляться, или заняться спортом, или же просто лечь отдохнуть, помедитировать, заняться аутогенной тренировкой и т.д. Вариантов здесь море. А уже через 1-2 часа с новыми силами вернуться к работе.
Что же касается рабочих ситуаций, во время которых длительный перерыв сделать попросту НЕ невозможно (например, Вы работаете в офисе по строго определенному графику и распорядку дня), то в этом случае я рекомендую Вам каждые час или полтора делать небольшие 10-15 минутные перерывы в работе – встать, сделать легкую разминку для позвоночника, пройтись, попить чаю. Самое главное здесь – это сменить род деятельности и дать Вашей голове хотя бы немного отдохнуть. Поэтому реклама: «Сделай паузу – скушай «Твикс» не врет :). Небольшие паузы в работе нам действительно здорово помогают. «Твикс» при этом, разумеется, кушать необязательно :).

Уважаемые Читатели, казалось бы, все предельно просто и на этой мажорной ноте можно было бы сразу заканчивать не только статью, но и саму рубрику…
Но есть одно очень существенное НО. Практически всегда в ЛЮБОЙ РАБОТЕ присутствует огромное количество факторов, значительно уменьшающих ее эффективность. Речь сейчас идет не только и не столько о невротическом характере (работу над которым никто не отменял), сколько о ФАКТОРАХ ВНЕШНИХ. Например, после психологического конфликта с начальником, подчиненный на протяжении нескольких часов (а то и нескольких дней) бывает не то, что не способен работать эффективно, но работает даже в минус – т.е. допускает огромное количество элементарных ошибок, которые в лучшем случае придется исправлять ему самому, его коллегам по работе или даже начальнику. Ну а в худшем случае – допущенные им ошибки и вовсе исправить будет невозможно. И пострадает от этого всё предприятие.
Уважаемые Читатели, я думаю, Вы уже поняли, к чему я сейчас веду. Да, при психологически грамотном использовании материалов из данной рубрики Вы сможете значительно снизить, сократить до минимума, а то и вовсе исключить все факторы, так или иначе влияющие на эффективность и производительность Вашего труда. С моей точки зрения, это также является одной из ГЛАВНЫХ ЗАДАЧ психологии эффективного труда. Именно поэтому данному материалу я и посвящаю целую отдельную рубрику. Так, в следующей заметке под названием «Как правильно писать деловые письма», Вы узнаете о том, как эффективно использовать амортизационные письма на производстве.

Уважаемые Читатели, на этом на сегодня всё. Я желаю Вам успехов и до новых встреч.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.