Что такое алекситимия? Часть 3: Проявления в дружбе и в общении. Диагностика и Распространенность. Этиология и Механизмы Формирования Алекситимии

Алекситимия 10
Здравствуйте, Уважаемые Зрители и Подписчики. В сегодняшнем видеоролике я продолжу свой рассказ об алекситимии в психологии. И сегодня я поговорю о том, КАК данное свойство личности проявляется в Дружбе, КАК и при помощи ЧЕГО можно диагностировать наличие алекситимии у взрослого человека, о том, какова процентная статистика (т.е. распространенность) алекситимии среди взрослого населения, а также о том, какова этиология (т.е. какова ПРИЧИНА возникновения) данного свойства личности.
С первой и второй частями Вы можете ознакомиться в статьях «Что такое алекситимия» и «Проблема Алекситимии».
Тайм-коды, как обычно, будут размещены чуть ниже, а также в описании к видео на ютубе.

Сам видеоролик размещен чуть ниже. Ну а для тех, кто любит почитать – Текстовая версия статьи находится, как обычно, непосредственно под видеороликом.
Чтобы быть в курсе последних обновлений, я рекомендую Вам Подписаться на мой Основной Ютуб-канал
https://www.youtube.com/channel/UC78TufDQpkKUTgcrG8WqONQ, поскольку все новые материалы я делаю теперь в формате видеороликов. Также совсем недавно я открыл для Вас свой второй канал под названием «Мир Психологии», где публикуются краткие видеоматериалы на самые разные темы, освещаемые через призму психологии, психотерапии и клинической психиатрии.
Ознакомиться с моими услугами (ценами и правилами психологического онлайн-консультирования) Вы можете в статье «
Онлайн услуги психолога-психотерапевта».

Тайм-коды:
0:00 Введение
0:51 Как проявляется алекситимия в дружбе и в общении
12:12 Диагностика Алекситимии
17:50 Распространенность Алекситимии среди Взрослого Населения
29:23 Этиология (Причины Возникновения) Алекситимии
41:06 Механизмы формирования Алекситимии у Невротических Личностей
47:05 Три категории Эмоций, которые родители запрещают выражать своим детям
01:00:01 Как закладывается в ребенка Невротический Жизненный Сценарий и ЧТО в своей жизни необходимо изменить, чтобы из него выйти

Здравствуйте, Уважаемые Читатели. В сегодняшней заметке я продолжу свой рассказ об алекситимии в психологии. И сегодня я расскажу о том, КАК данное свойство личности проявляется в Дружбе, КАК и при помощи ЧЕГО можно диагностировать наличие алекситимии у взрослого человека, о том, какова процентная статистика (т.е. распространенность) алекситимии среди взрослого населения, а также о том, какова этиология (т.е. какова ПРИЧИНА возникновения) данного свойства личности.

Алекситимия в Дружбе
Итак, что касается, дружбы, то, как справедливо замечает психотерапевт Антон Ежов: «В дружбе такие личности – эмоционально пустые. Т.е. дружбу они выстраивают НЕ вокруг каких-либо эмоциональных переживаний (как своих собственных, так и своих партнеров по общению), а вокруг какой-либо информации, фактов и событий, абсолютно НЕ имеющих НИКАКОГО отношения к внутреннему миру другого человека». И, да, безусловно, это абсолютно точно так. И хотя такие личности вполне могут быть достаточно умными, начитанными, эрудированными и хорошо образованными (да, иногда алекситимики, сублимируя (т.е. перенаправляя) всю свою психическую энергию исключительно на одну только умственную деятельность, имеют по 2-3 высших образования), и с ними, таким образом, вполне можно абсолютно нормально провести свое свободное время отдыха или досуга, узнав для себя, с точки зрения получения информации – много нового, интересного и даже полезного, но, однако же, Уважаемые Читатели, Вам необходимо совершенно четко понимать тот факт, что такой отдых будет для Вас Эмоционально Пустым и, с точки зрения эмоций и чувств, достаточно скучным, занудным, серым, унылым, банальным и безрадостным. Т.е., да, безусловно, Вы вполне можете дружить с алекситимиками, проводить с такими людьми свое свободное время, а также поддерживать с ними относительно хорошие, но, в то же время, исключительно только светские, поверхностные и формальные, социально одобряемые отношения. – Просто потому, что именно ТАКИЕ отношения наши алекситимики и выстраивают во время своей дружбы с другим человеком. Но, однако же, требовать от них во время такого времяпрепровождения и контакта с ними получения каких-либо ярких эмоций и чувств, искренности, душевной близости и эмоциональной теплоты – Вам все-таки НЕ следует – просто потому, что всего этого такие личности во время общения дать своему собеседнику попросту НЕ могут. Как правило, во время общения с другими людьми эмоционально-чувственную сферу алекситимики и вовсе предпочитают обходить десятой дорогой, и общаются они с другими так, как будто ее, этой самой психоэмоциональной, чувственной сферы – и вовсе НЕ существует. Т.е., да, именно непосредственно правила и нормы дружбы они будут соблюдать исправно, верно, пунктуально, педантично и точно, но вот что касается именно их эмоционально-чувственного включения в эту дружбу, то этого у них, как правило, попросту НЕ возникает – просто потому, что они совершенно НЕ любят, да и, честно признаться, НЕ хотят утруждать себя тем, чтобы как следует толком вникать в психоэмоциональные переживания и внутренний мир эмоций и чувств другого человека, а также разбираться в том, что же именно испытывают их собеседники во время общения с ними: «Ну, как-то общаемся, и ладно». Т.е. алекситимики попросту банально обходят все эмоционально-чувственные моменты и элементы в общении с другим человеком десятой дорогой, фактически буквально сразу же неосознанно переключаясь с темы эмоций и чувств (если она все-таки вдруг неожиданно возникает при общении с партнером) на какие-либо другие, как правило, достаточно отстраненные темы, связанные с передачей или же с получением от собеседника какой-либо сухой информации и голых фактов, т.е. связанные не более чем с пищей для размышлений и подпиткой собственного мозга новой порцией каких-либо фактов или же информации. Также алекситимики, как правило, абсолютно НЕ чувствуют каких-либо тонкостей и нюансов тех или иных жизненных ситуаций, а также абсолютно НЕ разбираются в мотивах тех или иных поступков других людей, т.е. они абсолютно НЕ разбираются в том, ЧТО же именно подтолкнуло их собеседника поступить ТАК, а НЕ иначе – да, как правило, все это остается для алекситимиков полнейшей загадкой и тайной за семью печатями. Также, как верно подмечает психотерапевт Антон Ежов: «Такие личности обмениваются фактами и информацией БЕЗ каких-либо эмоций, а также БЕЗ каких-либо попыток интерпретации поведения, общения и мотивов другого человека». Также, по мнению Ежова, они склонны к слиянию с другим объектом и с тотальной идентификацией себя с ним (т.е., условно говоря, как пел в одной из своих песен уже покойный Мурат Насыров: «Я – это ты, ты – это я»). – Т.е. алекситимики даже и в мыслях своих допустить НЕ могут, что Другой человек – он, на самом деле, может быть ДРУГИМ – НЕ таким, как они сами – что он может иметь какие-либо СВОИ интересы, СВОИ потребности, СВОИ желания, СВОИ мотивы поведения, СВОИ эмоции и чувства, а также СВОИ взгляды на жизнь. И да, здесь с Антоном Ежовым трудно не согласиться – наши алекситимики, и правда, действительно, именно ТАКИЕ. Далее Ежов достаточно точно характеризует таких людей, описывая следующую особенность их восприятия собеседника (т.е. того, КАК они воспринимают своего собеседника) и своего поведения с ним. Так, собеседнику, как справедливо полагает Ежов, алекситимики делегируют т.н. «всемогущество», наделяя его буквально в самом прямом смысле этого слова «Божественной Силой» и приписывая ему Абсолютнейшее Всевластие. – Т.е. алекситимики хотят и даже буквально требуют от другого человека того, чтобы именно ОН управлял их психическим состояниям, их эмоциями, чувствами и настроением, т.е., иными словами, чтобы именно ОН (т.е., фактически, ДРУГОЙ ЧЕЛОВЕК ИЗВНЕ, а НЕ сами алекситимики) давал им чувство спокойствия, интерес к жизни, радость, счастье, да и много еще чего другого, т.е., фактически, чтобы другой человек брал на себя некую такую функцию руля, который ведет алекситимика туда, куда ему, алекситимику, собственно, и надо прийти. Причем ведет он нашего алекситимика вообще БЕЗ какого-либо включения последнего в этот процесс ведения, т.е., фактически, он ведет алекситимика как маленького инфантильного ребенка – помимо его воли и БЕЗ прикладывания алекситимиком вообще каких бы то ни было сил или усилий с его стороны. Т.е., фактически, ожидания у алекситимиков от их партнеров по общению – сродни ожиданиям маленького ребенка от своих родителей, которые предстают для него в роли эдаких добрых волшебников, которые легко и просто способны удовлетворить абсолютно любые его как чисто физические (физиологические), так и психоэмоциональные чувственные ожидания, запросы, интересы и потребности. Также, как справедливо отмечает Антон Ежов, такие пациенты крайне плохо умеют помогать себе сами (как правило, пытаясь переложить эту самопомощь на какого-либо ДРУГОГО человека) или же такая «самопомощь» носит крайне деструктивный для них характер – например, это вполне могут быть алкоголь, наркотики, расстройства пищевого поведения, невротический шоппинг (шопоголизм), компьютерные и/или азартные игры, а также другие химические и нехимические аддикции. Что же касается нормальной и адекватной самопомощи, то оказать они ее себе, как правило, попросту НЕ могут, поскольку крайне плохо осознают, понимают, распознают и различают все те тягостные и крайне тяжелые болезненные психоэмоциональные состояния, а также все те психотравмирующие переживания, которые терзают их души и с которыми они никак попросту справиться НЕ могут. Или же, как справедливо полагает Антон Ежов, они хотят все время быть на одном лишь только сплошном позитиве, добиться которого им, разумеется, также оказывается абсолютно НЕ под силу (да и, в принципе, добиться его НИ ОДИН человек будет попросту НЕ в состоянии).

Диагностика
Феномен алекситимии настолько не имеет чётких границ, что им очень легко подменить: 1) другие независимые психические заболевания и расстройства (например, такие, как шизофрения или же расстройства аутистического спектра) или же 2) временные состояния (например, такие, как психотравма, депрессия и другие), или же 3) просто низкий уровень когнитивного развития. Поэтому здесь при определении алекситимии очень важно иметь валидный инструмент диагностики. Валидность – это обоснованность и пригодность применения методик и результатов исследования в конкретных условиях. Разумеется, опытный профессионал может диагностировать наличие алекситимии у другого человека и без каких-либо психологических тестов. Но, однако же, далеко НЕ всем это оказывается под силу. Поэтому начинающим психологам и психотерапевтам, а также людям, желающим разобраться в себе самостоятельно, необходимы какие-либо именно непосредственно тестовые инструменты для определения или же отсутствия у них алекситимии. Именно поэтому, как сообщает нам Википедия: «Для определения степени выраженности алекситимии использовались различные анкеты: BIQ (опросник Бет, Израиль), АРВQ (создан на основе шкалы BIQ), SSPS (личностная шкала Sifnoes); применялась также 22-пунктовая шкала алекситимии в MMPI. Но все они давали весьма противоречивые данные, поэтому не нашли широкого применения в научных исследованиях. Большее распространение получила предложенная в 1985 г. G. Taylor и соавторы 20-пунктовая Торонтская шкала алекситимии (усовершенствованная TAS-20), переведенная на 12 языков и состоящая из 20 вопросов, которые включают в себя три фактора, отражающие ключевые составляющие алекситимии: 1) Трудности идентификации чувств (ТИЧ); 2) Трудности в описании своих чувств (ТОЧ); 3) Внешне-ориентированное мышление (ВОМ), что также косвенно отражает особенности воображения. Многочисленные исследования с применением TAS доказали стабильность, надёжность и валидность её факторной структуры и, соответственно, получаемых результатов. Русский вариант TAS был адаптирован в Психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева и носит название TAS-26. При заполнении анкеты испытуемый характеризует себя, используя для ответов шкалу Ликерта – от «совершенно не согласен» до «совершенно согласен». Алекситимичными считают людей, набравших по данной TAS-26 – 74 балла и более, отсутствию алекситимии соответствует показатель менее 62 баллов. Однако TAS-26 не является полностью достоверной, так как не прошла полную валидизацию (т.е. на 100% НЕ подтвердила свою проф. пригодность)».
Уважаемые Зрители, ссылку на данный тест (TAS-26) я оставлю в описании к видео на ютубе. – Перейдя по данной ссылке, Вы сможете пройти тест на наличие у себя Алекситимии. Главное при его прохождении – это быть максимально честными с самими собой и максимально правдиво и достоверно отвечать на поставленные вопросы. У меня, кстати, после прохождения данного теста, результат оказался 58 балов. http://www.aspergers.ru/tas

Распространенность
Что же касается распространенности алекситимии среди взрослого населения, то по данным из Википедии: «От 5 до 23% здорового взрослого населения имеют отдельные алекситимические черты», что, в принципе, в достаточно большой степени коррелирует (т.е. взаимосвязано) с процентом невротических расстройств, имеющих в своем проявлении полноценную и развернутую клиническую картину и ведущих к дезадаптации личности в повседневном быту, в семье, на работе и в социуме в целом, а также требующих психотерапевтического и/или психофармакологического (т.е. медикаментозного) лечения, что говорит в пользу моей гипотезы о том, что достаточно многие пациенты с неврозом (именно в Клиническом, а НЕ в жизненно-бытовом смысле этого слова), ну так вот, что многие пациенты с неврозом являются алекситимиками. Таким образом данная корреляция ставит под сомнение выводы, сделанные Джоном Кристаллом в его книге «Интеграция и самоисцеление», где Джон Кристалл полагал, что люди с клинически выраженным неврозом алекситимией как раз-таки НЕ страдают. Но, однако же, на мой взгляд, истиной данный вывод, сделанный Джоном Кристаллом, НЕ является. И сейчас я поясню, Почему. Уважаемые Читатели, если мы откинем от 23% те 5% людей, которые страдают аутизмом и расстройствами аутистического спектра (1.5-2% от населения) и различными формами шизофрении (примерно 3-4%), из которых примерно 85% которых страдают алекситимией (т.е. да, практически ВСЕ больные шизофренией и аутизмом страдают алекситимией), то мы получим цифру в 18%. Из оставшихся 18% определенный процент составляют т.н. «психопатические личности» (т.е. больные т.н. «расстройством личности»), общая численность которых в нашем социуме составляет порядка 10%. Разумеется, НЕ все 10% психопатов страдают алекситимией. На мой взгляд, данная цифра составляет порядка 5% (сюда, безусловно, входит большинство шизоидных, паранойяльных, возбудимых (импульсивных, эксплозивных), тормозимых (эпилептоидных), ананкастных, астенических и тревожно-мнительных психопатов). Итого, от 18% отнимаем еще 5% и получаем 13%. Ну так вот, К ЧЕМУ я все это веду? – Что касается людей, больных неврозом (разумеется, неврозом именно в медицинском (клиническом) смысле этого слова), то их количество в нашем социуме составляет порядка 10-12%. И вот, если из этих 12% – откинуть порядка 2% (приходящихся на все невротические расстройства истерического типа, которыми страдают истерические личности), а также откинуть еще порядка 3% людей, больных неврозом, но, однако же при этом все-таки НЕ страдающих алекситимией, то, в конечном итоге, мы получим, что из оставшихся 13% алекситимиков – еще, как минимум, 7% составляют личности, больные неврозом, из которых львиную долю составляют как раз-таки именно Ананкастные личности (это отвечая на вопрос одного из моих подписчиков о взаимосвязи алекситимии и ананкастных личностей – т.е. ДА, ананкастные личности, которые имеют либо расстройство личности (психопатию), либо клинически выраженное невротическое расстройство (причем, в данном случае абсолютно НЕВАЖНО, КАКОЕ ИМЕННО – будь то обсессивно-компульсивное расстройство, генерализованное тревожное расстройство, панические атаки, тревожно-фобическое расстройство, депрессивное расстройство, астеническое расстройство, астено-депрессивное расстройство, тревожно-депрессивное расстройство, социофобию или же какие-либо другие фобии) – ну так вот, ДА, такие ананкастные личности, больные неврозом, практически ВСЕ страдают алекситимией. Так, например, за 8 лет моей психотерапевтической практики АБСОЛЮТНО ВСЕ ананкастные личности, у которых был невроз – страдали алекситимией. Да, Уважаемые Читатели, такие невротические пациенты-алекситимики, когда приходили ко мне на консультацию, то ВСЕГДА описывали ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СЛЕДСТВИЯ (т.е. какие-либо СУГУБО ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ (которые привели к неврозу) или же какие-либо именно непосредственно ПРОЯВЛЕНИЯ СВОЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ – например, ноги отнимаются, дурацкие мысли в голову постоянно лезут и т.д. и т.п.), но НИКАК НЕ свои внутренние эмоционально-чувственные состояния, эти заболевания породившие. Поэтому, на мой взгляд, хотя Джон Кристалл и отрицает наличие алекситимии у пациентов с неврозами, но, на мой взгляд, более половины таких пациентов алекситимией все-таки ОДНОЗНАЧНО СТРАДАЮТ.
Ну а что касается оставшихся 6% людей, страдающих алекситимией (это когда мы из 13% вычли 7% больных неврозами) – то это обычные люди с какой-либо акцентуацией характера (например, той же ананкастной, тревожно-мнительной или эпилептоидной), которые вполне себе нормально уживаются в нашем социуме, но которые, тем не менее, в той или иной степени страдают алекситимией. Кстати, если брать какие-либо отдельно взятые симптомы или же проявления алекситимии, то цифра в 23%, на мой взгляд, будет все-таки ЯВНО Заниженной и недостоверной – на мой взгляд, отдельно взятые симптомы алекситимии наблюдаются, как минимум, у 35-40% людей. Впрочем, точный процент – это уже все-таки вопрос исключительно, во-первых, диагностических критериев, ну а во-вторых, разумеется, непосредственно КАЧЕСТВА диагностики. Тоже самое касается и столь значительного расхождения в цифрах именно строго научных исследований (5-23%) – разумеется, все это также связано непосредственно с тем, что, во-первых, для диагностики использовались РАЗНЫЕ Методики измерения алекситимии, ну а, во-вторых, безусловно, это связано было также и с диагностическими критериями того, ЧТО же именно следовало понимать под алекситимией – т.е. ЧТО и НА СКОЛЬКО у человека должно быть нарушено для того, чтобы его можно было включить в категорию алекситимиков.

Этиология (Причины Возникновения) Алекситимии
Что касается этиологии алекситимии, то она будет зависеть от формы алекситимии. Что же касается формы, то принято выделять Первичную и Вторичную алекситимию, хотя, на мой взгляд, гораздо более Точным по Смыслу и Содержанию было бы говорить НЕ первичная-вторичная, а Врожденная и Приобретенная формы алекситимии. Далее я буду цитировать информацию, взятую из различных интернет-источников.

Итак, если рассматривать Врожденную (Первичную) форму данного нарушения, то этиологическая картина будет включать в себя следующие факторы: генетические нарушения, врожденные пороки развития плода, родовые травмы, осложненная беременность, перенесенные во время беременности тяжелые инфекционные процессы, последствия гипоксии во время беременности или в родах, родовые травмы, курение, употребления матерью алкоголя во время беременности, зачатие ребенка в состоянии алкогольного опьянения, перенесённые в раннем возрасте заболевания. Т.е. врождённая алекситимия ВСЕГДА имеет легко выявляемый органический субстрат. Врожденная форма алекситимии считается неизлечимой. Ее следует рассматривать как уже Изначально Заложенный Дефицит Эмоциональных Реакций. Т.е. это врожденная, конституциональная особенность организма, связанная с функциональным нарушением центральной нервной системы (ЦНС), вследствие которого инстинктивные импульсы воздействуют на организм, минуя процесс переработки (то есть – осознание и регуляцию) в коре головного мозга. Т.е. в случае Врожденной Алекситимии имеют место быть НЕ какие-либо психологическое отклонения или нарушения, а изначально неправильная работа ЦНС. Поэтому неврологи также занимаются проблемой алекситимии. Их эмпирические (т.е. полученные практическим путем) эксперименты выявили нарушения в двух областях головного мозга алекситимиков: вентромедиальной префронтальной коре и палеостриальном тракте. Также были выявлены три органические причины возникновения алекситимии: 1) подавление импульсов, идущих от лимбической системы, ответственной за эмоции, к коре головного мозга; 2) нарушение взаимодействия между правым и левым полушарием, в результате которого левое полушарие не распознает сигналов эмоциональных переживаний, возникающих в правом полушарии; 3) дефекты развития головного мозга, передаваемые генетически.

Приобретенная (Вторичная) форма алекситимии может являться следствием таких этиологических факторов (возникающих уже в более взрослом возрасте), как: психические заболевания и расстройства; постоянное нервное перенапряжение и хронический стресс; перенесенные ранее тяжелые психические травмы (психотравмы); генетическая предрасположенность к психическим заболеваниям; перенесенные травмы головного мозга и ЦНС; перенесенные тяжелые инфекционные заболевания, которые стали причиной нарушения работы головного мозга и ЦНС.
Часто Приобретенной Алекситимией подвержены люди, страдающие расстройствами аутистического спектра и шизофренией (алекситимия наблюдается у них в 85% случаев). Для большинства аутистов и больных шизофренией характерно значительное снижение эмоционального интеллекта, то есть способности распознавать чужие эмоции. Из-за этой особенности поведение другого человека может сильно напугать или расстроить такого человека, так как он не может предугадать действия других. Одновременно и он сам может вести себя слишком грубо, агрессивно или излишне шумно, и вызывать неудовольствие окружающих. Алекситимия у таких личностей крайне плохо поддается психотерапевтической коррекции. Как следствие, такие пациенты нуждаются скорее в формировании оптимальных условий жизни, минимизации стрессов и развитии когнитивных функций, которые позволяют им компенсировать недостаток рефлексии (т.е. анализа и самоанализа).
Вторичная алекситимия также появляется в старшем возрасте у психически здоровых невротических личностей. Она может быть следствием серьёзных нервных потрясений, стрессов, различных психотравм, неврологических заболеваний. Также нередко встречается алекситимия и у спортсменов. Вторичная алекситимия у невротиков – это отрицание эмоций. Такая модель предполагает масштабное торможение эмоциональных реакций, которое обусловлено чрезмерно развитой склонностью психики к использованию таких механизмов психологических защит, как: отрицание; вытеснение; диссоциация; подавление; изоляция аффекта и других.
Эмоции в этом случае не допускаются к осознанию и переработке и находят свое выражение в соматических или психических расстройствах, лишая, таким образом, человека возможности непосредственно переживать и называть свои чувства.
Вторичная алекситимия у невротических личностей вполне себе поддается психотерапии, причем прогноз оказывается наиболее благоприятным в тех случаях, когда изоляция эмоций появляется на сравнительно поздних этапах развития личности – например, как реакция на психическую травму. Закономерно, что вернуть себе некогда потерянную способность чувствовать – намного легче, чем научиться этому с нуля, не имея богатого опыта в рефлексии и сопереживании.

В целом же причины алекситимии следующие:
1) Конституционные факторы: генетические врождённые сбои, ведущие к дисфункции участков мозга, отвечающих за восприятие и воспроизведение эмоциональных стимулов и реакций; дефицитность работы правого полушария; травмы и опухоли головного мозга. Факт: в названии алекситимии используется слог «ти», от слова «тимус» (вилочковая железа (один из главных органов иммунной системы)), поскольку считается, что возможные причины её развития – в патологии этой эндокринной железы. Сегодня также проводятся активные исследования, в ходе которых ученые пытаются найти обоснование теории о том, что возникновение алекситимии может иметь связь с органическими нарушениями в структуре головного мозга. Есть предположение, что расстройство становится следствием микроповреждений мозолистого тела – структуры, ответственной за связь между полушариями. В этом случае деятельность левого полушария, контролирующего эмоции, оказывается подавленным, а сам человек находится в состоянии непрекращающегося межполушарного конфликта. Подобное нарушение диагностируется у большинства пациентов с психосоматическими патологиями.
2) Социально-Психологические факторы: нарушение эмоционального общения матери с ребенком в раннем возрасте, подавление эмоций и запрет на их выражение вследствие психических травм. Низкий образовательный и культурно-духовный уровни развития. Запрет в некоторых культурах на открытое проявление своих эмоций и чувств, предпочтение эмоциональной сдержанности и холодности. Психологическая концепция алекситимии – это появление посттравматических реакций, т.е. таких реакций, возникших в результате психотравмы, как эмоциональное «оцепенение», игнорирование событий прошлого, бедность общения и прогнозирования ситуаций.

Механизмы формирования Алекситимии у Невротических Личностей
Уважаемые Читатели, далее Приобретенную (Вторичную) форму алекситимии я буду рассматривать ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО У НЕВРОТИКОВ (т.е. ЛИЧНОСТЕЙ НЕВРОТИЧЕСКИХ). – Это я специально поясняю для тех, кто все еще находится в танке и очередной раз собирается писать мне в комментариях к данному видео о том, почему же, мол, дескать я, эдакий горе-психолух, подробно разбираю механизмы формирования данного свойства личности ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО у невротиков, якобы, забывая о том, что, мол, дескать, еще и многие другие пациенты (имеющие ту или иную психическую патологию и страдающие теми или иными психическими заболеваниями или расстройствами) также страдают алекситимией. Ну так вот, Уважаемые Хейтеры, мой ютуб-канал, равно как и мой сайт по психотерапии www.nevrozovnet.ru предназначен ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО для ПСИХИЧЕСКИХ ЗДОРОВЫХ ЛЮДЕЙ, желающих заниматься саморазвитием и самосовершенствованием. Именно поэтому разбирать механизмы формирования алекситимии у пациентов с тяжелой психической патологией для меня АБСОЛЮТНО БЕССМЫСЛЕННО. – Это, как говорится, попросту НЕ моя целевая аудитория. Ну а для тех, кто имеют своей целью: «Вывести этого гаденыша на чистую воду и показать, какой же он все-таки гавно-специалист», ну так вот, любителей писать мне в комментариях подобные сообщения я СРАЗУ ЖЕ, причем раз и навсегда – Окончательно и Бесповоротно, Помещаю в свой ЧЕРНЫЙ СПИСОК. В общем, Господа Хейтеры – дабы потом НЕ было обид – я Вас Предупредил.

Итак, каковы же механизмы формирования Приобретенной формы алекситимии у Невротических Личностей (т.е. механизмы формирования вторичной психогенной алекситимии)?
Согласно информации, взятой мною с одного из сайтов: «Алекситимики являются выходцами из эмоционально «холодных» семей, однако, в эту категорию следует отнести также и семьи, где детей чрезмерно балуют. (Да, абсолютно верно; Ю.Л.). В таких семьях детей не учат проявлять эмоции, заставляют подавлять свои чувства, а также не дают им возможности встретиться с трудностями. Поражению алекситимией однозначно подвержены и выходцы из дисфункциональных семей (как правило, это семья, где один или же несколько ее членов страдают от какой-либо химической аддикции (зависимости), а также семьи, где процветает насилие), в которых для всех членов проповедуется три правила: «Не говори», «Не чувствуй», «Не доверяй». (Да, все сказано, на мой взгляд, абсолютно верно, и с этим, разумеется, трудно не согласиться; Ю.Л.). Кроме того, существует теория, описывающая главенствующую роль именно Воспитания в формировании рассматриваемого отклонения. Так, к примеру, когда малышу при воспитании в раннем детстве и в социуме навязывают стереотипы «мужского поведения», то есть, таким образом, ограничивают его эмоциональность и запрещают проявлять свои эмоции и чувства, постоянно повторяя всем известную байку о том, что «мужчины не плачут», то, вырастая, он практически со стопроцентной вероятностью будет иметь сложности в выражении своих эмоций и чувств. Также многие специалисты придерживаются гипотезы о том, что социально-культурные факторы также могут оказывать определяющее значение в формировании данного отклонения, поскольку развитие личности определяется обучением и воспитанием». Да, на мой взгляд, все сказано АБСОЛЮТНО ВЕРНО.
Далее (продолжаю цитирование): «С точки зрения психоанализа, алекситимию можно назвать эмоциональной тупостью, которая развивается в качестве защитного механизма на конкретную стрессовую ситуацию, когда на человека постоянно воздействуют определенные негативные факторы. Если индивид не может с ними справиться (а маленький ребенок сделать этого, как правило, все-таки НЕ может; Ю.Л.), тогда он начинает к ним эмоционально привыкать. Защитным механизмом психики является эмоциональное нереагирование на то, что происходит. Нельзя также исключить и те случаи, когда какое-либо выражение или проявлений эмоций и чувств наказывается, критикуется, обесценивается или же поддается насмешкам. Так, в детстве родители наказывают ребенка, который плачет, злится на что-либо или же слишком громко смеется. Негативный опыт подобных переживаний заставляет не показывать свои чувства и даже не обращать на них своего внимания».
Да, все сказано абсолютно верно. Как правило, родители программируют своих детей НЕ выражать эмоции и чувства из следующих трех категорий: 1) Слабость (сюда входят такие эмоции и чувства, как обида, страдание и слезы, душевная боль, какие-либо душевные переживания, страдания и терзания, все комплексы неполноценности, а также страх и тревога); 2) Агрессия (сюда входят такие эмоции и чувства, как гнев, раздражение, злость, ненависть, ярость); 3) Радость (сюда входят такие эмоции и чувства, как радость, интерес, счастье, умиротворение, любовь, душевная теплота, искренность в выражении теплых чувств, доброта, поддержка, сопереживание, забота). Разумеется, далеко НЕ всегда ребенку запрещают как-либо выражать или же проявлять сразу все три категории эмоций и чувств – как правило, какая-либо одна из данных трех категорий носит именно непосредственно Ярковыраженный Запретительный характер, еще одна категория эмоционально-чувственных проявлений – является все-таки несколько менее запретной в своем выражении, а вот еще одну категорию – ребенку, как правило, все-таки разрешают проявлять и, более того, могут даже стремиться поощрять его это делать. Так, например, мальчикам, как правило, подавляют эмоции и чувства из категории Слабости («мужчины НЕ плачут»), более-менее разрешают выражать Агрессию, и позволяют-поощряют выражать Радость, а девочкам – наоборот, как правило, запрещают выражать Агрессию, более-менее позволяют выражать Слабость и позволяют-поощряют выражать Радость. Хотя, разумеется, и из этого правила нередко бывают исключения – когда, например, мальчику полностью запрещают выражение Агрессии, а девочке, например, выражение Слабости. Также иногда встречаются ситуации, когда какому-либо человеку полностью подавляют две, а то и все три категории эмоций. Тогда это, разумеется, приводит к уже достаточно серьезным психологическим проблемам в жизни.
Одним словом, какие-либо отдельные или же вообще все без исключения эмоциональные проявления ребенка родителями не приветствуются, не принимаются, осуждаются, всячески критикуются, игнорируются или запрещаются. Но дети, вследствие целого ряда специфических особенностей своей психики, очень и очень эмоциональны. – Так, например, мышление и когнитивная сфера (т.е. сфера, отвечающая за Познание) у них еще только-только начинает развиваться и формироваться и, разумеется, еще очень и очень незрела. Именно поэтому наш мир они воспринимают исключительно только через призму своих собственных эмоций, чувств и внутренних ощущений. Именно с помощью эмоций и чувств они и контактируют со внешним миром, именно при помощи эмоций и чувств они и общаются с нами, взрослыми людьми. Т.е. в норме ребенок практически все время проявляет те или иные свои эмоции и чувства – просто потому, что жить по-другому он попросту НЕ может, НЕ умеет – это заложено в нем чисто биологически и способствует его выживанию – просто потому, что если он не будет кричать или плакать, выражая таким образом ощущаемый им дискомфорт, например, от того, что он уписался, укакался, замерз, или же хочет кушать – то он попросту погибнет. И даже когда он уже умеет бегать и говорить, то он все равно пока еще только ребенок – т.е. психика у него еще толком как следует НЕ сформирована, как следствие – и в ЭТОМ возрасте он все равно точно также воспринимает наш мир исключительно только лишь через свою психоэмоциональную сферу – через призму своих эмоций и чувств. Т.е. эмоций у ребенка очень и очень много, и выдает он их практически всё время, безостановочно, и эмоции эти, как правило, очень чистые (т.е. без какой-либо фальши, ролей или масок) и сильные – просто потому, что они, в отличие от эмоций взрослых – максимально естественные – т.е. ребенка, в отличие от взрослых, не сдерживают какие-либо социальные факторы, а личность и черты характера, которые могут сдерживать те или иные эмоционально-чувственные взрослого человека, у ребенка в этом возрасте только-только начинают формироваться. Поэтому, как следствие, крайне малоэмоциональных алекситимичных родителей раздражает обилие частых, сильных и чистых эмоциональных переживаний и реакций со стороны ребенка. Как следствие они постоянно, подчас неосознанно, стремятся всеми силами погасить его пылкие эмоциональные порывы: «Ты чего разорался? Ты уже взрослый мальчик – а ну не реви! А ну перестань сейчас же!». Или «А ну хватит ржать! Большие девочки так себя не ведут. А ну прекрати немедленно – ты же приличный ребенок – что о тебе подумают люди?». Естественно, когда ребенку вдалбливают всю эту бредятину и ахинею на постоянной основе – то рано или поздно он вынужден будет подчиниться воле родителей – ведь он – всего лишь только слабый ребенок и чувствует, что без родительской любви, опеки и заботы он прожить попросту НЕ сможет. Он смиряется с тем, что проявлять те или иные или вообще абсолютно все виды эмоций и чувств – это плохо. И целенаправленно подавляет их, намеренно гасит эмоциональные порывы своей души. Как следствие с возрастом у него формируется такая характеристика личности, как алекситимия.

Уважаемые Зрители, а сейчас я зачитаю Вам заметку российского гештальттерапевта Ильи Латыпова:
«Откуда берется эта алекситимия или более слабые ее проявления? Причиной часто может быть какой-то длительный и эмоционально травматический опыт в прошлом – например, жизнь ребенка в выражено деструктивной семье. Тогда одной из стратегий преодоления непрерывного стресса будет отказ от чувств (да, абсолютно верно; Ю.Л.). Ничего не ощущаешь, подавляешь первые, едва возникающие движения души – и обеспечивается душевная анестезия. Стратегия, вполне разумная и понятная для ребенка, его психика таким образом защищает себя (да, совершенно верно; Ю.Л.). Но психика становится при этом малоподвижной, застойной, и когда внешняя жизненная ситуация становится иной – старая стратегия продолжает работать без сбоев
. (Да, абсолютно верно – казалось бы, дети давно уже выросли и стали взрослыми дядями и тетями, и им давно следовало бы поменять свои стратегии поведения и эмоционально-чувственного реагирования на те или иные жизненные ситуации, но нет – они упорно следуют ранее выбранным и выработанным годами стереотипам поведения и эмоционального реагирования, НЕ пытаясь что-либо изменить к лучшему в своей жизни. Так что, как ни крути, но, таки-да, все мы родом из детства; Ю.Л.). Другой возможной причиной может быть отсутствие обучения. Да, эмоции и чувства нужно учиться ощущать и распознавать. Маленький ребенок ревет, но не может назвать эмоцию. Тогда на помощь приходит мама: «Тебе грустно? Тебе обидно? Ты плачешь, потому что ударился и тебе больно?» – «Да!» – плачет малыш, но вскоре успокаивается. – «Мама поняла, что мне плохо, и даже подсказала, как именно». (Да, абсолютно верно. В норме наши родители ДОЛЖНЫ БЫЛИ бы научить нас тому, КАК распознавать возникшие у нас эмоции и чувства. Но скажите мне, Уважаемые Зрители и Подписчики, многие ли из Ваших родителей ЭТО сделали? Судя по тому, сколько у нас в обществе алекситимиков, ответ, я думаю, здесь очевиден; Ю.Л.). Разумеется, что не будет способствовать осознанию переживаемых состояний такая реакция родителей: «Чего ревешь?» или «Заткнись!». Грустно и немного забавно слышать вопрос от родителей, обращенный к ребенку, который еще не научился понимать себя: «Ты не реви, а внятно скажи — чего тебе надо?!». (Мда, это точно; Ю.Л.). «Нельзя реветь! Надо всегда быть сдержанным. Веди себя всегда прилично» и тому подобные установки также блокируют выражение эмоций. В результате сильные эмоции могут пугать. В случае травмы – своей силой и возвратом к уже давно забытой, но по-прежнему пугающей боли. В случае подавления со стороны родителей выросший человек просто не знает, как справляться с этими чувствами, они нередко выходят из-под контроля: «Сам не знаю, что на меня нашло». (Да, все сказано Абсолютно Верно. Как правило, как постоянное подавление эмоций и чувств, так и тяжелые психические травмы, полученные ребенком в раннем детстве, оказывают сильное влияние на всю его дальнейшую взрослую жизнь, делая практически невозможным для него путь к счастью, интересу, радости и любви. Более того, такое абсолютно НЕПРАВИЛЬНОЕ в плане эмоций и чувств воспитание ребенка в раннем детстве и приводит к формированию у него невротического жизненного сценария, выйти из которого можно будет ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО ПОСЛЕ ТОГО, КАК ЧЕЛОВЕК СУМЕЕТ НАЛАДИТЬ СОВЕРШЕННО ДРУГИЕ СПОСОБЫ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ НА ТЕ ИЛИ ИНЫЕ ЖИЗНЕННЫЕ СИТУАЦИИ – Уважаемые Читатели, я еще раз подчеркну ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННОГО, а НЕ логического! Т.е., НЕ, как заявляет такой лжепсихолог, как Михаил Литвак чуть ли не на каждом своем семинарчике стоимостью в 50000 рублей, ну так вот, НЕ выучить логику, а НАЛАДИТЬ НОВЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ МОДЕЛИ НА ПРОИСХОДЯЩИЕ В ТВОЕЙ ЖИЗНИ СОБЫТИЯ – просто потому, что НЕВРОТИЧЕСКИЙ ЖИЗНЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ ВСЕГДА (я еще раз подчеркну, ВСЕГДА!!!) СТРОИТСЯ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ТОЛЬКО ЛИБО: 1) НА НЕВРОТИЧЕСКИХ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЧУВСТВЕННЫХ СПОСОБАХ РЕАГИРОВАНИЯ. Например, когда вместо гнева ребенок вынужден, например, смеяться, а вместо слез, например, гневаться – т.е. реагировать НЕ так, как ОН ЧУВСТВУЕТ, а ТАК, КАК ХОТЯТ, ЧТОБЫ ОН ЧУВСТВОВАЛ, ЕГО РОДИТЕЛИ – например, ребенок искренне удивляется глупости своей мамочки – женщины явно недалекого ума и говорит ей откровенно и честно с гневом в голосе: «Мама, ты ДУРА», и ребенок в этом случае абсолютно ПРАВ, просто потому, что его мама, действительно, ведет себя, как полнейшая дура, и ребенок это чувствует, понимает и указывает ей на это. В ответ она на него орет: «А ну заткнись, гаденыш и не смей так с матерью разговаривать!!! Сволочь неблагодарная!!!». В итоге такой ребенок, чувствуя гнев, но НЕ желая получать ТАКУЮ мамочкину психоэмоциональную реакцию, вынужден, например, смеяться и говорить абсолютно лживым, фальшивым и наигранным голосом: «Мамочка, какая же ты хорошая! Я тебя так люблю!». И мамочка ему за это, например, покупает конфету или же просто на него какое-то время НЕ орет. ЛИБО 2) НЕВРОТИЧЕСКИЙ СЦЕНАРИЙ СТРОИТСЯ НА ПОЛНЕЙШЕМ ОТСУТСТВИИ ВООБЩЕ КАКИХ-ЛИБО ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ РЕАКЦИЙ ЧЕЛОВЕКА. Да, Уважаемые Читатели, ВОТ НА ЧЕМ строится невротический жизненный сценарий человека, НО НИКАК НЕ НА ЛОГИКЕ! И пока у человека не будет налажена и нормализована эмоционально-чувственная сфера, НИ О КАКОМ ВЫХОДЕ ИЗ СЦЕНАРИЯ – РЕЧИ ИДТИ ДАЖЕ БЛИЗКО НЕ МОЖЕТ! И уж тем более НЕ нужны для выхода из него знания по такой науке, как формальная логика! Т.е. то, что несет господин Литвак на своих семинарчиках – это просто БРЕД СОБАЧИЙ! И, на мой взгляд, сам господин Литвак из своего невротического сценария «Без Любви» ТАК И НЕ ВЫШЕЛ! А сейчас я вновь передаю слово Илье Латыпову; Ю.Л.). Меня недавно спросили: «Если разобраться, то все чувства сводятся к «хорошо-плохо-никак». От «плохо» – уходим, к «хорошо» – стремимся. Простая арифметика :). Какой смысл в их детализации?». А, действительно, какой смысл? Знаешь, что тебе хорошо – ну и хватит. Чувствуешь, что плохо – этого достаточно, чтобы что-то делать. В общем, так тоже вполне можно жить – и живет же так множество людей. Но подобное восприятие чувств можно сравнить с дальтонизмом. Точнее, даже с отсутствием цветового зрения. Мир – черно-серо-белый. Жить и ориентироваться на местности – можно. Но отчего так хочется красок? А красок хочется обязательно потому, что никто не рождается с этим монохромным зрением. (Да, на мой взгляд, все сказано абсолютно верно!; Ю.Л.). Дети – исключительно эмоциональны, их бурный поток эмоций только со временем удается направить в более-менее аккуратно подготовленные каналы-берега. И возникает тоска по чему-то утраченному. Но так как тоска – тоже чувство, то она ощущается не напрямую, а через тело. Например, через голод. Эмоциональный голод трансформируется в потребность поесть, причем она активизируется именно в одиночестве, когда некому давать хотя бы минимальную подпитку. Часто – вечером, когда начинаешь есть – и не можешь толком остановиться. Потому что голод-то – не физический, и едой его удовлетворить нельзя. Еще можно ощутить эту тоску как «внутреннюю пустоту», как бессмысленность жизни, как апатию или постоянную физическую усталость. Можно услышать про ощущение себя как «робота»». Да, Илья Латыпов пишет все абсолютно верно.

А вот еще интересная информация, взятая мною с одного из сайтов: «Родители, в своем большинстве, учат детей быть послушными, осторожными, трусливыми, молчаливыми, сверхадаптивными, что часто приводит к алекситимическим симптомам. Чтобы разобраться с таким явлением как алекситимия, нам необходимо узнать, от каких вымышленных опасностей дети, ставшие взрослыми, бессознательно защищают себя, продолжая сохранять безжизненные отношения с миром. Одним из ключевых моментов этого понимания является знание, что отказ от чувствительности предотвращает возвращение в состояние психологической травмы. Алекситимия – это защитная способность психики не чувствовать, когда чувствовать слишком опасно и слишком страшно. Этот механизм отключения чувств неосознанный, а значит неуправляемый. (Да, абсолютно верно. В детском возрасте он, действительно, и неосознанный, и неуправляемый. Но что касается уже взрослого человека, то он вполне способен научиться как осознавать все свои эмоционально-чувственные переживания, так и управлять ими; Ю.Л.). Данный механизм автоматически переносится на все сферы жизни и на все взаимоотношения: с собой, с ближним окружением, с Миром. (Ну, тут я все-таки НЕ соглашусь, поскольку далеко НЕ всегда всё бывает настолько плохо. Да, безусловно, у кого-то алекситимия затрагивает абсолютно ВСЕ сферы его жизни, но у кого-то – это все-таки однозначно НЕ так; Ю.Л.). Но для того, чтобы жить, нам нужно чувствовать, ведь это один из признаков живого организма. Именно через чувства мы получаем сведения об окружающей реальности. (Да, абсолютно верно; Ю.Л.). И эта жизненно важная способность (познание окружающей реальности) переносится на Другого. Как правило, вначале это один из родителей, затем – члены уже своей семьи. «Скажи мне, что я чувствую», «Чувствуй за меня», «Проживи за меня мою боль, потому что я не в силах это сделать, а оставаться с ней наедине невыносимо страшно» – примерно так звучат бессознательные послания, например, от супруга, который внешне всегда остается невозмутимым, часто отшучивается при прямых вопросах, показывает свое безразличие ко всем «эмоциональным волнам» в семье. (Да, абсолютно верно; Ю.Л.). Супруга обязательно выбирается им довольно эмоциональная (ну, не прямо-таки обязательно-обязательно всегда, но частенько – да, это именно Так; Ю.Л.). Он играет свои чувства на ней как на инструменте. Пример приведен в паре, где мужчина алекситимичен, но, реже, в паре может быть и алекситимичная женщина с эмоционирующим мужчиной. (Да, согласен. Мужчины алекситимией страдают значительно чаще, чем женщины; Ю.Л.). Нам следует помнить, что конфликт с окружением (неудовлетворяющие отношения с людьми), это, как правило, отражение внутренних конфликтов в бессознательном человека (как правило – да, хотя иногда из этого правила, разумеется, бывают и свои исключения – т.е. конфликты с другими людьми вполне могут быть связаны НЕ с какими-либо внутренними бессознательными конфликтами, а с конфликтом интересов двух личностей – и да, такое тоже, безусловно, бывает; Ю.Л.). Невротические конфликты относятся к праву взрослого на любовную жизнь и сексуальное удовольствие, а также на удовольствие от работы и соперничество. Когда в этих правах сомневается Внутренний Ребенок, в качестве компромисса, возникают невротические симптомы и затруднения (да, когда речь идет именно непосредственно о невротических конфликтах – это абсолютно точно Так; Ю.Л.). Для того, чтобы сделать терпимым существование, алекситимия способствует удержанию архаического ужаса в рамках. При общении это происходит следующим образом: вместо того, чтобы проживать чувства человек о них думает. Он использует мысль вместо проживания чувств. Но если не научить ребенка рассказывать о том, что он чувствует, как он это выражает, он тогда не научится сопереживать. А родители часто не просто не спрашивают ребенка о его чувствах, а наоборот, учат всячески их скрывать, демонстрируя своим примером соответствующее поведение. (Да, абсолютно верно; Ю.Л.). И вырастают люди с неразвившейся в нужном возрасте способностью к осознанию и выражению чувств. Вторичная (Приобретенная) алекситимия развивается в результате преобладания в процессе развития личности защитных механизмов. То есть, если выражение чувств приносило в прошлом отрицательный результат – боль, страх, чувство вины, стыда и т.д. – то человек получал негативный травмирующий опыт и, как следствие, приходил к выводу, что чувства свои лучше никогда не показывать и никому о них не рассказывать. А чтобы случайно не проговориться, лучше скрывать их и от самого себя. К сожалению, отказ от возможной боли часто влечет и обратную сторону – отказ от возможной радости».
Да, на мой взгляд, все сказано абсолютно верно. Более того, Уважаемые Читатели, я заметил, что свои ПСИХОТРАВМЫ такие пациенты вначале психотерапии (на первых консультациях), как правило, очень и очень тщательно СКРЫВАЮТ и ОТРИЦАЮТ. – Так, например, когда я плавно подвожу их к тому, что у них были определенные, причем в некоторых случаях – достаточно тяжелые психические травмы, связанные с непринятием их эмоционально-чувственной сферы родителями (особенно Слабой части их личности, отвечающей за душевную боль и страдания), а также говорю таким людям о том, что, параллельно с тем, как себя развивать, им, в том числе, необходимо также научиться принимать это свою слабую составляющую, слабую часть своей личности, свою душевную боль и какие-либо свои недостатки (работать над исправлением которых, безусловно, необходимо, но, однако же, не вызывает никаких сомнений, что на такую кропотливую и методичную работу над собой необходимо достаточно большое и длительное количество времени, поэтому эти недостатки необходимо в себе хотя бы временно, но все-таки ПРИНЯТЬ) – ну так вот, на всё это вначале психотерапии клиенты отвечают мне, что, мол, дескать, «никаких психотравм у нас НЕ было, а недостатки – это вообще зло, и надо стремиться стать абсолютно идеальными и совершенными». Разумеется, такое глубокое НЕПРИНЯТИЕ себя имеющуюся у них хроническую внутреннюю тревогу – абсолютно НЕ убирает! А ведь тревога – она как раз-таки и находится в этой Слабой Части Личности, которая была абсолютно НЕ понята и НЕ принята их родителями, т.е. вследствие нанесенных таким людям тяжелых психических травм – эта слабая часть личности была достаточно сильно забита и подавлена, т.е., фактически, уничтожена их родителями, равно как и интуиция таких личностей. Впрочем, о психотравмах я еще поговорю в отдельной серии видеороликов.

А вот еще один интересный материал, взятый мною с одного из сайтов: «У алекситимиков нередко происходит подмена эмоций и чувств на мысли или на социально привычное поведение. Алекситимики часто путают воспоминания о чувствах или размышления с проживанием самих чувств, разницу они распознать, к сожалению, не могут. В некоторых ситуациях многие алекситимики показывают то поведение, которое уместно в данной ситуации, не проживая, однако же, свои эмоции и чувства в полной мере, например: «Милочка, посмотрите какая прелесть». (Да, все сказано абсолютно верно – в словах эмоции и чувства ЕСТЬ, а вот в ощущениях и в выражении – соответственно, НЕТУ. И, как справедливо отмечает в одной из своих заметок Илья Латыпов: «Люди, обращающиеся к психологии, быстро узнают хорошую идею: о чувствах нужно говорить. Но, научившись говорить, сталкиваются с тем обстоятельством, что вроде говоришь – а «ничего не происходит», другой никак не реагирует на это. Иногда это происходит потому, что говорить о чувствах и выражать чувства (или делиться ими) – это совсем разные явления. «Я на тебя злюсь», сказанное без злости в голосе, но с напряженным от удерживаемого переживания телом – это совсем не то же, что эмоциональное, открытое выражение гнева. Или тусклое «я люблю тебя», когда сладостный трепет запихнут куда-то очень глубоко в солнечное сплетение – сравните с голосом, наполненным этим чувством и трепетом! Как там в фильме, помните? «Бодры» нужно говорить бодрее, а «веселы» – веселее». Иначе – никакого резонанса, никакого чувственного отклика с другой стороны НЕ последует. Говорить о своих чувствах важно – одновременно с их выражением. А не «сначала давайте все успокоимся, подойдем к делу взвешенно, и эмоции отставим в сторону, они только мешают»». Да, на мой взгляд, все сказано Абсолютно Верно; Ю.Л.).
Алекситимики боятся проявления своих эмоций и чувств, а идея разрешить себе быть эмоциональным(-ой) вызывает у них сильное сопротивление. (Да, совершенно верно, поскольку именно ТАКОЕ сопротивление вызывали их эмоции и чувства у их родителей, когда алекситимики пытались проявлять их в раннем детстве; Ю.Л.). Страх собственной эмоциональности приводит к желанию контролировать проявления своих чувств и эмоций. (Кстати, страх этот когда-то шел от родителей таких личностей – это именно РОДИТЕЛИ боялись открытой эмоциональности ребенка – его искреннего и открытого проявления эмоций и чувств; Ю.Л.). Для осуществления такого контроля люди часто используют правила, усвоенные с детства от алекситимичных взрослых: «Нельзя злиться», «Надо быть интеллигентным(-ой)», «Мужчины не плачут», «Нельзя быть истеричной», «Нельзя грубить старшим», «Надо быть выдержанным(-ой)» и т.д. и т.п. Контролировать, однако же, удается далеко НЕ всё, а проживание, как правило, исключительно только лишь незначительно выраженных эмоций и чувств. Но далее они накапливаются, что приводит в дальнейшем к так называемым аффективным реакциям, когда человек на незначительное событие вдруг выдает взрыв эмоций и чувств, по степени явно неадекватный случившейся ситуации. Такой аффект может проявиться как угодно: слезы, крик, ругань, человек может убегать, хлопать дверью, кидаться с кулаками, ломать мебель, бить посуду и т.д. Когда это состояние проходит, человек понимает, что событие не стоило той реакции, которую он выдал. Далее ему становится неудобно, стыдно, беспокоит чувство вины за произошедшее. Появляются мысли о своей чрезмерной эмоциональности, человек пугается своей вспышки, опасается проявления своих эмоций и чувств, и вновь старается подавить и спрятать их внутрь как можно глубже. Но далее страх эмоций и чувств только все более и более усиливается, а потребность контролировать их проживание только нарастает, что приводит к созданию эмоционального фона, трудно выносимого для человека и, рано или поздно, но неизбежно приводит уже к последующим аффективным вспышкам. Получается некий такой замкнутый круг, с каждым оборотом которого алекситимия нарастает – из легкой она может переходить в среднюю степень выраженности, а затем – и в тяжелую. Понятна идея избегать проживания неприятных для человека чувств. Зачем нужны горе, зависть, злость, печаль, вина, стыд? Они, как полагает алекситимик, делают жизнь только тяжелее и мучительнее, поэтому, как ему кажется, идея избавиться от них – достаточно хорошая. Но, однако же, далеко не все здесь так просто – пытаясь не испытывать негативных эмоций и чувств, человек блокирует их вообще. Поэтому у таких людей со временем незаметно исчезает интерес к самой жизни (это ведь тоже чувство). Жизнь становится обычной, пустой, скучной, серой, обыденной и рутинной. Дом, метро, работа. Появляется чувство внутренней пустоты. Жизнь дает очень маленькую отдачу: вроде бы человек чего-то достиг, что-то сделал в своей жизни, а ничто не радует. Многие алекситимики чувствуют себя какими-то не такими, не живыми, им чего-то не хватает внутри. Именно поэтому такую нехватку они стараются чем-либо заполнить – фактически, чем угодно, только чтобы почувствовать себя живыми и уйти от этой душащей их внутренней пустоты. Подходит для этого абсолютно любая деятельность, которая либо поможет отвлечься, либо же, напротив, даст много эмоций и чувств Сразу. Именно из-за этого многие алекситимики и попадают в химическую зависимость, ведь как алкоголь, так и наркотики симулируют чувства, делают мир интереснее и ярче, наполняют его чувствами и эмоциями. (Ну, тут не совсем точно написано про симулирование чувств, но, в принципе, если не вдаваться в суть химической зависимости, то написано все достаточно верно; Ю.Л.). Также есть множество нехимических, поведенческих зависимостей, которые также позволяют получать эмоции и чувства. Среди поведенческих зависимостей особое место занимает зависимость в отношениях, так как она считается социально приемлемой». Да, все сказано, на мой взгляд, АБСОЛЮТНО ВЕРНО – т.н. «наркоманическая любовная зависимость» – действительно, встречается в наше время в любовных отношениях и личной жизни очень и очень часто.

Одним словом, подытоживая все вышесказанное касательно механизмов формирования алекситимии, становится очевидным тот факт, что главным фактором здесь, безусловно, является семья ребенка, члены которой, как правило, были крайне малоэмоциональны в выражении и проявлении своих эмоций и чувств. Т.е., попросту говоря, проявлять свои эмоции и чувства или говорить о своих эмоциональных переживаниях в такой семье было НЕ принято. Это НЕ приветствовалось. Таким образом, как правило, родитель противоположного пола накладывает на ребенка ограничения и запреты касательно выражения тех или иных категорий эмоций (Слабости, Агрессии или Радости), а родитель своего пола показывает ребенку, КАК эти запреты следует реализовывать. Например, в случае мальчика – мать запрещает, а отец – показывает, КАК этот запрет необходимо выполнять. В случае девочки – это будет происходить с точностью до «Наоборот».

Что же касается гендерного распределения алекситимии – то оно явно не в пользу мужчин – так, именно они больше склонны страдать алекситимией, нежели женщины. Да, мужчины, в силу своей гораздо меньшей чувственности и эмоциональности, подвержены алекситимии и гораздо чаще, и гораздо сильнее. Также накладывает на них свой суровый отпечаток как воспитание в семье, так и социум – мужчине уже изначально предписывают такие социальные роли, черты характера и свойства личности, как мужественность, стойкость, храбрость, отвага, умение проявлять волю и добиваться своих целей, умение в любой ситуации владеть собой и сохранять лицо, НЕ показывая наружу своих эмоций и НЕ проявляя их. Прочно усваивая эту модель поведения вначале в семье, а затем уже и в школе, мужчины благополучно потом всю жизнь страдают алекситимией.
Ну и, разумеется, Уважаемые Читатели, есть целый ряд специальностей и профессией, работники которых в значительно большей степени страдают алекситимией, нежели остальные – так, например, это люди, которые служат в различного рода военных структурах – да, именно среди таких личностей очень часто встречается тяжелые алекситимики – просто потому, что, в силу их трудовой деятельности, выражение эмоций и чувств там совершенно НЕ поощряются. Также достаточно много алекситимиков встречается и среди юристов, экономистов, бухгалтеров, физиков-математиков и людей из IT-сферы – все они избыточно живут по логике в ущерб своим чувствам и психоэмоциональном переживаниям.

Уважаемые Читатели, на этом у меня все. Вы читали статью об алекситимии в психологии. С заключительную частью материала об алекситимии Вы можете ознакомиться в статье «Психотерапия Алекситимии».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.